Дом Менандра (Помпеи)

Помпеи Дом Менандра

 

Адрес: Регио I, Инсула 10

Площадь: 1825 кв. метра

Комнат: +40

 

Описание Дома Менандера

Дом Менандра Помпеи  Regio 1 Insula 10 Помпеи

На карте справа под буквой "А"

 

Дом Менандра является одним из самых выдающихся и хорошо сохранившихся домов в Помпеи.  Дом Менандра был раскопан в ноябре 1926 года и июне 1932 года. В здание Дома Менандра в большом полуподвале археологи нашли большую коллекцию более сотни серебряных предметов и большое количество монет. В отличие от многих других зданий в Помпеи Дом Менандра сохранил свою крышу, что позволило защитить внутренний декор стен и полов здания, включая красочные фрески и мозаика. Атрий или гостиная был расписан сценами охоты и пейзажами. На стенах дома Менандры изображены сцены падения Трои. Дом получил свое название из- за изображения Древнего греческого поэта и драматурга Менандра, которое сохранилось в одной из ниш в перистиле этого дома. Некоторые предполагают, что картина на самом деле не изображает Менандра, а владельца дома или другого человека, читающего произведения Менандра.

Дом Менандра Помпеи

 

Археолог Делла Корте считал, что владелец дома Менандра был Квинт Попий Сабин из-за надписи в коридоре дома, где упоминался некий "Квинт". Также здесь нашли другие надписи на стенах в доме со ссылкой на «Сабина». Кольцо, найденное в квартале слуги, предполагает, что собственность принадлежала Квинту Поппаюсу, возможно, родственнику Поппеи Сабиной, второй жене императора Нерона. Дом Менандра, возможно, принадлежал местному магистрату. Национальность владельца является большим примером спора нежели экономическое положение. Средиземноморский климат Помпеи манил многих римляне, которые инвестировали в загородные виллы вокруг города. Вполне возможно, что владелец во время извержения Везувия в 79 году нашей эры был богатым туристом, а не местный жителем.

 

В Доме Менандра было найдено около дюжины тел. Три тела (два мужчины и одна женщина) в комнате М, а в коридоре было найдено еще 10 тел. Судя по тому, что у многих тел были найдены кирки и лопаты, эти граждане не занимались работать в полях. Скорее всего это были бедные граждане, которые попытались найти сокровища зажиточных граждан после того как они покинули свои особняки. Здесь их настигла смерть под утро. Сегодня их останки хранятся под стеклом.

 Дом Менандра (Помпеи) Дом Менандра (Помпеи)

Тела жертв и лампа, которые грабители принесли с собой

 

Как и многие другие богатые дома Дом Менандры был соединен из нескольких домов. Между ними лишь проломили стены, соединив несколько зданий в единое целое. Вход открывается с южной стороны улицы Виколо делл Менандро, окруженной каменными креслами, возможно, предназначенными для ожидания клиентов и гостей богатого хозаина особняка. На довольно простом фасаде есть несколько оставшихся областей окрашенной штукатурки, особенно на западной стороне входа. Корридор (а) украшены фресками в четвертом стиле большими черными панелями над нижним черным декоративным фризом. Черные панели содержат небольшие изображения животных и птиц. Верхняя зона окрашена в белый цвет с декоративными границами.

 

Зев открывается в высокий прямоугольный атриум (b). Атриум, в центре которого находится имплювий, облицованный мрамором, имеет комнаты, расположенные со всех четырех сторон.

Атриум богато оформлен в четвертом стиле с большими красными панелями с внутренними орнаментальными краями на желтом фоне над нижним черным декоративным фризом. Панели содержат небольшие центральные сцены и медальоны. В верхней зоне расположены нилотические и морские ландшафты.

Восточная ала (ф) особенно хорошо сохранилась с панелями, содержащими сцены из Иллиады, включая Смерть Лаокоона. В других сценах изображено, как Аякс тащит Кассандру из Палладиума на глазах у Приама с северной стены и Кассандру и деревянного коня с восточной стены.

В северо-западном углу атриума находится ларариум храмового стиля.
который был оформлен в четвертом стиле единственной колонной, имитирующей мрамор. В его верхней части экскаваторы реконструировали в гипсе деревянную решетку, украшенную не менее 102 бронзовыми выступами. Поскольку в ларариуме не было найдено статуэток ларов или других божеств, похоже, что они были удалены в какое-то время до или во время извержения.

Справа от ларариума находится небольшая комната (c), в основном занятая пролетом каменной лестницы на верхний этаж. Стены были покрыты слоем крупной белой штукатурки. Судя по трем замкам и количеству посуды, найденной под лестницей, казалось, что комната использовалась для хранения вещей.

Сразу к востоку от зева находится небольшая комната (d), в которую можно попасть через узкий дверной проем в южной стене. Помещение, явно отделанное слоем грубой штукатурки, предназначено для неопределенного использования, возможно, это небольшой кубиклум, но, скорее, кладовая. Комнату освещало узкое окно высоко на северной стене.

Смежная комната (е) открывалась с восточной стороны атриума. Помещение оформлено в четвертом стиле черными панелями с внутренними орнаментальными границами, разделенными красными полосами над нижним черным фризом. В верхней зоне расположены беседки и декоративные элементы на черном фоне.

В западном конце южной стены есть второй дверной проем, ведущий на ала (f). Цементный пол состоит из белого известкового цемента с черно-белыми мозаиками и крошками цветных камней.

Необычной особенностью помещения является невысокая кладка у южной стены. Майури подумал, что это была деревенская печь, которая использовалась при реставрационных работах, проведенных в доме после землетрясения 62 года нашей эры. Эта теория, однако, не нашла полного согласия с другими, предполагающими, что она, возможно, просто использовалась для нагрева. Каково бы ни было его предназначение, его деревенский характер предполагает снижение использования помещения после его четвертого косметического ремонта.

От центра западной стороны атриума открывается кубикул (h). Помещение оформлено в четвертом стиле белыми панелями, разделенными полосами геометрических мотивов над нижним черным фризом. Панно украшено гирляндами и архитектурными элементами. Верхняя зона продолжает общую тему на белом фоне. Единственным источником света в комнате был дверной проем в атриум.

На южной стороне атриума, обращенном к входу, находится таблинум (g). Таблинум на всю ширину открыт в атриум, а также в перистиль с юга. Он оформлен в четвертом стиле аналогично атриуму, но цвета поменяны местами: желтые панели с внутренними декоративными границами, обрамленными красным, разделены белыми архитектурными проемами над черным фризом, украшенным орнаментальными полосами, растениями и медальонами.

Верхняя зона была преимущественно белой, а пол был сложен из известкового раствора с мелкими белыми крошками. Среди находок в комнате - остатки двух отделанных бронзой и серебром кушеток. Таблинум ведет прямо на большой перистиль (i).

Перистиль со всех четырех сторон украшен портиком с двадцатью тремя ионическими колоннами, поддерживающими внутренние края крыши. Небольшая стена (pluteus) соединяет основания колонн, окружающих сад.

Стены амбулаторий были окрашены в четвертый стиль с красными панелями с орнаментальными бордюрами над нижним черным фризом. Верхняя зона была окрашена в белый цвет. Плутей также был написан в четвертом стиле с черным фоном и панно с изображением животных и птиц.

Колонны перистиля из туфа с рифлеными верхами над круглыми лепными основаниями. Верхние рифленые стержни были окрашены в белый цвет, в то время как нижние части были черными со стороны сада, что соответствовало плютеусу, и чередовалось красным и желтым на амбулаторной стороне. В центре перистиля - сад с прямоугольным бассейном с фонтаном.

 

На северной стороне перистиля таблица окружена двумя оэци (j) и (k), комната на западной (j) стороне находится в лучшем состоянии сохранности. Известная как «Зеленая комната», она оформлена в четвертом стиле с зелеными панелями, увенчанными красной полосой и разделенными синими полосами, украшенными амурами и гирляндами. Зеленые панели содержат небольшие дионисийские сцены.

Нижний фриз окрашен в красный цвет, а верхняя зона состоит из архитектурных элементов на зеленом фоне. В комнате выложен черно-белой мозаикой пол с центральной нилотской сценой. Единственным источником света в комнате был открытый дверной проем.

Комната (k) к востоку от стола, возможно, была триклинием. Помещение оформлено в четвертом стиле красными и желтыми панелями, орнаментированными внутренними границами и разделенными черными полосами с витыми канделябрами над нижним черным фризом. Верхняя зона была преимущественно черной. Комната, которая была открыта для перистиля на большей части своей ширины, также имела узкий дверной проем на южном конце западной стены, выходивший на восточный андрон.

Оек (l) на восточной стороне перистиля сохранил большую часть своего убранства четвертого стиля. Украшение состоит из красных панелей, разделенных архитектурными мотивами над нижним черным фризом. Центральные панели на каждой стене содержат мифологические сцены, в том числе Андромеду, Персея и Наказание Дирсе.

Красная верхняя зона украшена орнаментальными лентами и архитектурными мотивами. В комнате прекрасный черно-белый мозаичный пол в виде решетки с широкой белой каймой. В комнате также есть второй дверной проем в западном конце южной стены. Комната не освещалась, если не считать света из дверных проемов.

Центральная комната на восточной стороне перистиля - это большой триклиний (m), который украшен чередующимися красными и желтыми панелями, украшенными декоративными полосами и небольшими изображениями морских обитателей и плавающих фигур.

Панели разделены архитектурными элементами на черном фоне. Нижний фриз окрашен в черный цвет и украшен отсеками, гирляндами и орнаментальными лентами. Каркас этой комнаты был открыт, как показано на картинке напротив. Комната соединена с коридором на севере и комнатой (n) на юге посредством узких дверных проемов на западном конце общих стен.

Oecus (n), открывающийся в юго-восточном углу перистиля, оформлен в четвертом стиле с использованием архитектурных тем и панно с мифологическими сценами на желтом фоне над красным декоративным фризом. Сцена на южной стене изображает сатира, играющего на флейте менаде.

В комнате есть второй дверной проем в западном конце северной стены, соединяющий его с комнатой (m). В комнате были обнаружены три скелета, два мужских и один женский. В комнате находится стеклянный шкаф с телами этих и еще одной жертвы, найденных в доме.

Вдоль южной стороны перистиля расположен ряд прямоугольных и полукруглых ниш. Самая западная ниша оформлена во втором стиле с увитыми плющом колоннами, разделенными видами на сад. Потолок расписан в четвертом стиле на красном фоне и украшен шарами, канделябрами и беседками с животными. В нише находится ларариум, состоящий из каменного алтаря с апсидированной нишей в западной стене.

В центральной нише (o) находится картина Менандра, в честь которой был назван дом. Стены отделаны в четвертом стиле большими желтыми панелями с внутренними декоративными бордюрами над нижним темно-красным фризом. Картина Менандра находится на западной стене.

Западная сторона перистиля представляет собой отдельную ванную комнату (p), которая сосредоточена вокруг небольшого восьмиколонного атриума. Черный мозаичный пол украшен небольшими белыми мозаиками, дополненными крупными кусками полихромного мрамора. По краю имплювиума белые панели, украшенные цветочными мотивами и морскими змеями.

На южной стороне атриума есть небольшая комната, которая служила аподитерием и тепидарием. Помещение оформлено во втором стиле и имеет пол из прекрасной белой мозаики с черно-красной каймой, а в центре - орнамент из полихромных мозаик, окруженный меандровым узором в черно-белых тонах.

Тепидарий дает доступ к кальдарию через узкий дверной проем на восточном конце его южной стены. Мозаичный порог кальдария показан напротив. Калдарий, изображенный ниже, имеет сводчатый потолок и обычно оформлен в четвертом стиле с зелеными панелями в красной рамке с фигурами спортсменов и амуров над нижним черным фризом.

Исключением из этого убранства является апсида на западной стороне, которая оформлена во втором стиле панелями водных пейзажей в нижней части и двумя фризами женских фигур наверху.

 

Мозаичный пол кальдария особенно детализирован с центральной частью из черной, белой и полихромной мраморной мозаики, изображающей итипаллический нубийский плавание, в то время как второй охотится на морское чудовище. Центральный медальон украшен ярким растительным орнаментом.

Кальдарий выглядит достаточно полным, но отсутствие ванны предполагает, что он не мог функционировать во время извержения.

К северу от бань находилась кухня (q), которая сейчас находится в плачевном состоянии. На южной стороне коридора, ведущего на кухню, есть ступеньки, ведущие в сад (r) и ряд подвалов, лежащих прямо под ваннами. В одном из этих погребов был найден сундук, в котором была украшенная костью шкатулка с золотыми украшениями, а также несколько золотых и серебряных монет. Под ними было найдено более 100 серебряных монет, включая группу серебряных сосудов для разливки и питья, обернутых тяжелой тканью, серебряную посуду, 2 серебряных зеркала и остатки переносного посеребренного стола. Некоторые из найденных серебряных изделий изображены напротив. Коллекцию можно посмотреть в Археологическом музее Неаполя.

Доступ в служебную зону осуществлялся по пандусу около юго-восточного угла перистиля. Здесь находятся конюшни (s), кладовые, уборная и на верхнем этаже жилые помещения для домашних рабов. В конюшне выставлена ​​репродукция найденной там телеги с оригинальными бронзовыми и железными деталями. Эта часть дома имела собственный вход через дверь № 14, входящую в Виколо-ди-Пакуиус Прокулус. (Vicolo di Paquius Proculus). Каждая из складских помещений (u) и (v) содержала большое количество амфор, на многих до сих пор сохранились указания на их содержимое и место происхождения. Были некоторые местные продукты, как и следовало ожидать, но также оливковое масло из Испании, другие с Крита и по крайней мере одна амфора с Родоса, содержащая пассум, сладкое вино, приготовленное из изюма, а не из винограда.

Еще два входа в отель находятся у дверей № 15 и 16 на улице Виколо-ди-Пакуиус Прокулус. В доме № 16 вход (x) выходит в прямоугольный атриум с небольшим имплювиумом, украшенным цветными камнями. Стены атриума были покрыты слоем белой штукатурки. Дверной проем в центре западной стены вел во двор (z). Вполне вероятно, что эта часть дома была помещением прокурора или управляющего домом. Его тело вместе с телом молодой девушки было найдено в кубикуле (y). Рядом с ним был кожаный кошелек с серебряным браслетом и более девяноста серебряных и двух золотых монет.