Собор Святых Петра и Донато (Ареццо), Италия

 

Собор Ареццо, официально собор Святых Петра и Донато, является главным местом католического богослужения в городе Ареццо и собором епархии Ареццо-Кортона-Сансеполькро.

Расположенный на вершине холма, на котором стоит город, он находится на месте раннехристианской церкви и, вероятно, на том месте, где когда-то стоял городской акрополь.

 

История

Первый собор Ареццо стоял на близлежащем Колле дель Пьемонте, на месте, где был похоронен и почитался святой мученик Донато, обезглавленный в 333 году, но в 1283 году папа Винченцо II приказал перенести его в городские стены и церковь была выбрана в качестве новой локации бенедиктинской церкви Сан-Пьетро-Маджоре. Решающим для рождения собора стал визит папы Григория X в декабре 1275 года, вернувшегося с Лионского собора. Понтифик, на самом деле тяжело больной, скончался в Ареццо 10 января 1276 года, оставив городу сумму в тридцать тысяч золотых флоринов, предназначенную для строительства нового собора. Здесь проходил конклав января 1276 г. Работы были начаты в 1278 г. епископом Гульельмино дельи Убертини и, неоднократно прерываясь, закончились в 1511 г. Фасад был построен между 1901 и 1914 гг. век. век.

Собор Ареццо до сих пор посвящен Сан-Донато и хранит на главном алтаре ценную мраморную арку XIV века, посвященную ему, где хранится тело святого (голова хранится в бюсте-реликварии в церкви Санта-Мария-делла). Пьеве в Ареццо).

 

Описание

Внешний

Фасад и правая сторона
Фасад был построен из песчаника между 1901 и 1914 годами по проекту Данте Вивиани, заменив предыдущий, который остался незавершенным. В неоготическом стиле он имеет богатое скульптурное убранство, созданное Джузеппе Кассиоли, Энрико Кваттрини и самим Данте Вивиани. Фасад имеет характерные черты и повторяет внутреннее подразделение на три нефа, отмеченных слегка выступающими прямоугольными колоннами. Внизу открываются три портала, каждый из которых растопырен и украшен барельефным люнетом; только центральный портал также имеет фронтон, увенчанный тремя статуями, каждая со своим балдахином: над Иисусом-Искупителем и под Сан-Донато (слева) и блаженным Григорием (справа). В соответствии с центральным нефом есть также круглое окно-розетка. Венчание фасада характеризуется украшением висячими арками.

Правая сторона сохраняет первоначальную структуру четырнадцатого века с облицовкой из блоков песчаника. Напротив, в нескольких метрах от фасада видна четкая разделительная линия между новыми блоками песчаника ХХ века и старыми блоками четырнадцатого века.

В середине правой стороны находится большой портал с двумя секциями порфировых колонн, повторно использованных в языческом храме. Люнет — работа Никколо ди Луки Спинелли. Портал был построен между 1330 и 1340 годами из песчаника, установлен на круглой арке и характеризуется высоким шпилем; этот портал имеет структурное сходство с главным порталом Палаццо деи Приори в Перудже. На передних колоннах барельефами высечены аллегории пороков и добродетелей, в люнете есть статуи из лепнины и коччиопесто работы скульптора из Орвието или Перуджи; Мадонна на троне представлена ​​там, согласно иконографии Мадонны дель латте, с младенцем между блаженными Григорием X и Сан-Донато и двумя ангелами, держащими завесу.

Колокольня
История колокольни уникальна, ведь нынешняя колокольня является третьей колокольней, построенной для этого собора. Вначале колокольня строилась вместе с собором, но колебания колоколов повредили витражи, спроектированные Гийомом де Марсийя; впоследствии строительство началось чуть дальше, но его устойчивость подорвал подземный водоносный горизонт; наконец, он был построен как отдельное сооружение (нынешнее положение) и только позже был присоединен к собору за счет постройки квартир хранителей собора.

Нынешняя башня имеет шестиугольный план и разделена на четыре уровня, наложенных друг на друга карнизами; в то время как нижний не имеет отверстий, два срединных имеют высокое стрельчатое одиночное стрельчатое окно с каждой стороны. Четвертый ордер вместе со шпилем является результатом достройки колокольни, построенной в ХХ веке, и украшен круглыми растопыренными розетками с искусно выполненными каменными рамами.

 

Внутренний

Интерьер собора святых Петра и Донато имеет три нефа, каждый из которых разделен на шесть пролетов, перекрытых крестовым сводом, и не имеет трансепта; три помещения подножия креста отделены друг от друга большими круглыми арками, покоящимися на многостильных столбах со скульптурными капителями. Центральный неф освещен круглыми розетками на контрфасаде и вдоль правой стены (розетки на левой стене замурованы). Окно-роза на фасаде — работа Гийома де Марсилья, который построил его в 1518 году, и изображает Пятидесятницу. Диаметром 3,5 метра он был заказан Оперой дель Дуомо, имя которой присутствует в нижней части окна. На изображении апостолы изображены сидящими в кругу с Мадонной в окружении двух ангелов в центре; вверху — голубь Святого Духа.

Фрески, украшающие верхнюю часть стен центрального нефа и своды последнего, также принадлежат Гийому де Марсилья и Сальви Кастеллуччи. Рядом с колоннами между третьим и четвертым пролетами установлены две мраморные кафедры эпохи Возрождения, украшенные барельефами.

Апсида
Центральный неф заканчивается большой многоугольной апсидой, построенной в 13 веке. Его освещают три высоких стоечных окна, закрытых полихромными окнами, восстановленными после того, как оригинальные окна были потеряны во время Второй мировой войны из-за смещения воздуха, вызванного бомбой. В центральном окне изображена Мария Ассунта на небесах среди святых, а в боковых - некоторые святые.

В центре апсиды находится главный алтарь до 1289 года, украшенный с трех сторон остроконечными арками, поддерживаемыми небольшими колоннами. За ним находится Ковчег Сан-Донато, необыкновенная мраморная работа, зарегистрированная в 1362 году, но ранее выполненная на разных этапах. Он был построен в память о епископе Сан-Донато, мученике, умершем в Ареццо в 363 году и покровителе города. Тело св. Донато хранится в ковчеге собора Ареццо, а голова хранится в бюсте-реликварии приходской церкви Ареццо. Мраморная урна поддерживается двенадцатью небольшими колоннами, заканчивающимися готическими шпилями и вершинами, в создании которых в четырнадцатом веке принимали участие художники из Сиены, Флоренции и Ареццо. Нижняя полоса принадлежит Агостино ди Джованни и Аньоло ди Вентура (первая половина четырнадцатого века), а большая часть верхней полосы с большим мраморным алтарем, когда-то также расписанным, с изображением Мадонны с младенцем в центре, принадлежит Джованни. ди Франческо и Бетто ди Франческо, работавших над ним во второй половине XIV века. Задняя часть ковчега, поддерживаемая шестью коринфскими колоннами, украшена сценами из жизни Сан-Донато.

Деревянный хор главной часовни, спроектированный Джорджо Вазари в 1554 году, был снят в 2012 году по случаю строительства новой пресвитерии. Следы фресок в апсиде являются наследием структуры церкви начала тринадцатого века.

 

Левый проход

Начиная с контрфасада, можно встретить шестиугольный баптистерий с рельефами школы Донателло, среди которых Крещение Христа приписывается самому мастеру; другие (Илариано, крестящий святого Донато и Донато, крестящий неверного) приписываются Франческо ди Симоне Ферруччи. За ним следует алтарь семнадцатого века и гробница Франческо Реди восемнадцатого века.

Вернувшись в неф, вы можете полюбоваться алтарем семнадцатого века с большой картиной Пьетро Бенвенути «Мученичество Сан-Донато» (1794 г.). Орган эпохи Возрождения создан Лукой да Кортоной шестнадцатого века и расположен на хоре на кронштейнах в Пьетра Серена, первом известном архитектурном произведении тогдашнего 24-летнего Джорджио Вазари. Под ним находится эдикула, закрытая витражным окном, в которой находится драгоценная и почитаемая деревянная скульптура Мадонны с благословляющим младенцем, работа скульптора из Ареццо восьмидесятых годов тринадцатого века, происходящая из церкви Сан-Мартино. , снесен в 1539 году. Есть фрагменты фресок с Мадонной и рассказами о святых Анне, Джоваккино и Джулиано начала четырнадцатого века, приписываемые Грегорио д'Ареццо и Донато ди Ареццо.

За боковым порталом находится грандиозный кенотаф Гвидо Тарлати, епископа и лорда Ареццо, умершего в 1327 году. Уже находившийся до второй половины 18 века в часовне Святого Причастия, он состоит из эдикулы с полная арка шестая, тимпан и готические вершины, под которыми находится серия из шестнадцати повествовательных барельефов с эпизодами из его жизни, сопровождаемых пояснительными надписями, выполненными в 1330 году сиенцами Агостино ди Джованни и Аньоло ди Вентура, возможно, по проекту Джотто.

 

Рядом с памятником находится «Маддалена» Пьеро делла Франчески, известная работа, созданная между 1460 и 1466 годами, где экспериментальное использование света придает новаторскую жизненную силу и пластическую силу фигуре, нарисованной так, как будто она смотрит из-под арки.

Задняя стена нефа, перед которой возвышается алтарь Сан-Сильвестро, украшена двумя фресками Джузеппе Серволини, изображающими святого Льва Великого (слева) и папу Иоанна I. В центре старейшая витражи Гийома де Марсилья, выполненные в 1516 году и изображающие, с другой стороны, Аллегорию Милосердия, Сан-Сильвестро и Санта-Лючию. В верхней части стены находится фреска Серволини, изображающая Мадонну с Младенцем на троне среди ангелов.

 

 Часовня Мадонны дель Конфорто

Со второго пролета левого прохода вы входите в часовню Мадонны дель Конфорто, редкое произведение в неоготическом стиле с элементами неоклассицизма, построенное в 1796 году по проекту Джузеппе дель Россо и завершенное в 1817 году.

Его вход закрыт мраморным барьером с архитравом, поддерживаемым четырьмя колоннами, на которых с обеих сторон изображена следующая надпись:

Confortetur cor tuum ecce mater tua (латынь) / Успокойся в своем сердце, увидишь свою мать

 

Барьер также закрывается изящными коваными воротами, построенными в 18 веке.

Часовня имеет крестообразный план, отсутствующий в пролете нефа, с двумя амбулаториями между двумя рукавами трансепта и пресвитеральным пролетом; последний заканчивается апсидой в виде трилистника, освещенной прямоугольными окнами со стойками. Крест перекрыт кессонным полусферическим куполом с фонарем, без барабана; в четырех парусах монохромные фрески с изображением четырех пророков: Исайи, Иезекииля, Даниила, Иеремии. Остальные помещения часовни покрыты крестовым сводом, также расписанным фресками. Фрески являются работой Луиджи Адемолло и Луиджи Катани, которые написали их между 1799 и 1802 годами и изображают сцены из Ветхого и Нового Завета.

В правой части трансепта, над мраморной гробницей епископа Агостино Альберготти, находится глазурованная терракота из мастерской Андреа делла Роббиа, изображающая Марию Ассунту в Чьело между ангелами последнего десятилетия 15 века. На следующей стене есть запрестольный образ с изображением Юдифи, изображающей голову Олоферна работы Пьетро Бенвенути (1804 г.), в отличие от полотна Луиджи Сабателли «Абигейл, умиротворяющая Давида» (1806 г.), помещенного в левую руку трансепта. В последнем есть также терракота Андреа делла Роббиа и сотрудников конца пятнадцатого века с Мадонной с младенцем между святыми Бартоломео и Бернардино.

В левой амбулатории, на боковой стене, находится глазурованная терракота работы Андреа делла Роббиа и мастерская, изображающая Марию на троне с Младенцем между святыми Донато, Маддалиной, Аполлонией и Бернардино Сиенскими и Богом-Отцом, датируемая 1493-1495 годами. ; его пределла состоит из трех барельефов, также из терракоты, изображающих слева: Причастие святой Марии Магдалины, Рождество Иисуса, Мученичество святой Аполлонии. На задней стене амбулатории находится мраморный надгробный памятник Николо Маркаччи. Однако на боковой стене левой амбулатории находится терракота Андреа делла Роббиа со Святой Троицей между святыми Бернардо и Донато и ангелами (1485-1486), исходящая из церкви Святой Троицы; в пределле Мадонна с младенцем среди братьев Милосердия. На задней стене находится неоклассический монументальный вход в гробницу аретинских епископов, увенчанный скульптурой из мастерской Андреа делла Роббиа, изображающей Марию в поклонении Младенцу (около 1480 г.).

Апсида целиком занята пресвитерием, ограниченным мраморной балюстрадой. В центре находится алтарь из полихромного мрамора, завершенный в 1823 году; анкона, окруженная двумя мраморными ангелами, держащими канделябры, увенчана треугольным тимпаном, поддерживаемым двумя коринфскими колоннами; в нем находится изображение Мадонны дель Конфорто, покровительницы епархии Ареццо-Кортона-Сансеполькро, которая 15 февраля 1796 года, когда население беспокоилось о сильных землетрясениях, чудесным образом изменила свое лицо с черного на белое и позже землетрясение прекратилось.

 

Правый проход

В правом проходе от контрфасада находится надгробный памятник папе Григорию X, понтифику, который умер в Ареццо 10 января 1276 года, возвращаясь из одной из своих поездок в Рим. Однако ценный надгробный ковчег в готическом стиле восходит к началу четырнадцатого века и состоит из навеса с остроконечной аркой, опирающегося на две колонны со скульптурными капителями; под ним находится саркофаг папы, передняя часть которого украшена барельефом с миндалем, с изображением Agnus Dei (в центре) и евангелистов (по бокам); над могилой статуя умершего понтифика.

Первоначально понтифик был похоронен в церкви Сан-Пьетро-Маджоре в гробнице, отличной от мраморного памятника, в который тело должно было быть перенесено на следующий день после строительства Нового собора. Неизвестно, как выглядело первое захоронение, но, вероятно, это был украшенный деревянный сундук. В описании Miracula термины Monumentum и Sepultura используются как синонимы, относящиеся к чему-то художественно значимому, но не обязательно к мраморному памятнику. Более вероятно, что это был декорированный деревянный ящик, защищенный железной решеткой, подобно решению, первоначально принятому для тела блаженной Маргариты Кортонской, тело которой было выставлено на почитание верующих в поднятом гробе из четырех. деревянные столбы в центре молельни св. Базилио в Кортоне.

 

Гробница Григория X состоит из балдахина, украшенного ползунками, украшенного тремя ангельскими фигурами, первоначально завершенными крыльями из тонкого листа железа, скрепленного свинцом, который со временем испортился. Тимпан украшен трехлепестковым медальоном с рельефом благословления Христа, а подвески трехлепестковой арки украшены цветочными и растительными мотивами. Надгробный памятник Ареццо включал в себя два изображения понтифика: изображение на фреске, украшавшей заднюю стену под фронтоном, и мраморное изображение лежащего. Очень мало можно сказать о живописном изображении, скомпрометированном в семнадцатом веке из-за фальсификации в процессе канонизации Григория X и безвозвратно утерянном при перемещении памятника из часовни Сан Сильвестро в начальную часть правого придела церкви. Дуомо. Разумно предположить, что картина изображала папу, представленного святым Григорием Великим, у подножия Богородицы с младенцем, согласно иконографии, аналогичной фреске, вставленной в заднюю стену памятника Раньери дельи Убертини в С. Доменико в Ареццо, в соответствии с иконографией, наиболее часто засвидетельствованной в гробницах с балдахином, иконографией commendatio animae (Вазари в «Жизнеописаниях» приписывает утраченные фрески Маргаритоне д’Ареццо). Под балдахином Григорий X изображен лежащим на вершине саркофага, который представляет пять миндалей в барельефе, в который они вставлены: Агнец между четырьмя евангелистами-апостолами - двумя с книгой и двумя со свитком, вызывающим образ пророки на фасаде, провозглашенная Богородица и Архангел Гавриил на западной стороне, святые Петр и Павел на восточной стороне. Первоначально кенотаф должен был быть украшен мозаичным декором, особенно в компасе среди миндаля с бюстами клипеати и в столбах по углам балдахина. Покойный изображен с откинутой головой на подушке, украшенной кругами с символами Церкви, ключами Святого Петра, Империи, орлом и гвельфами Ареццо, свирепым львом. Он носит паллий, хиротеки, кольцо и тиару, снабженную инфулой, на своей папской мантии, состоящей из плотной решетчатой ​​ткани, с диадемой в основании, очень похожей на диадему, лежащую в гробнице Раньери дельи Убертини в Сан Доменико и фигура папы на фреске Буффальмакко. Сундук, на котором находится гизан, поддерживается тремя небольшими колоннами, а балдахин поддерживается четырьмя колоннами из разных мраморов. Передние колонны выполнены из африканского мрамора, вставленные в стену — из луненсейского мрамора, одна скала — из африканского мрамора, а две — из апуанского мрамора. Основание центральной колонны, поддерживающей корпус, отличается от основания справа и слева, так как оно квадратное, а два других восьмиугольные. Вся конструкция опирается на основание, украшенное шестью плитами из красного веронского мрамора, и по бокам занимает главный фасад, следуя мотиву трехлепестковой стрельчатой ​​арки, украшенной фитоморфными элементами. Рельефы сундука гробницы Ареццо демонстрируют некоторую неподвижность, как если бы они были насильно заключены в миндалины. Становление автора в сиенском контексте правдоподобно, возможно, даже инициатора художественного течения, пик которого приходится на начало четырнадцатого века; сегодня атрибуция все еще колеблется между Гано ди Фацио (или частью его мастерской) и Камайно ди Крешентино.

 

Другие памятники

Далее вы найдете фрагменты фрески четырнадцатого века с изображением Мадонны с младенцем на троне со святыми работы Буонамико Буффальмакко, датируемой между 1321 и 1327 годами, расположенной в арочном отсеке, внутренняя часть которого украшена геометрическими и растительными мотивами, бывшего Готическая часовня. Работу можно разделить на два регистра; в первом представлены Святой Франциск, Папа Григорий X, Богородица на троне с Младенцем и два святых, которых сейчас не видно, во втором Христос в Пьете с орудиями Страстей.

На колоннах центрального нефа установлены два пульверизатора второй половины 15 века из школы Марке.

Далее следует фреска с изображением Мадонны с младенцем между шестью рассказами из житий святых Христофора и Иакова Маджоре, выполненная неизвестным мастером второй половины четырнадцатого века.

 

В пятом отсеке нефа находится надгробный памятник Чуто Тарлати (1334 г.), состоящий из мраморного саркофага IV века и ряда рельефов работы сиенского скульптора Джованни ди Агостино, увенчанный аркой, под которой находится фреска Распятия между Мадонной и святыми с дарителем Чуччо работы Ванни Тарлати ди Пьетрамала, современного художника из Ареццо по имени Маэстро дель Весковадо. Это единственная уцелевшая из двадцати шести часовен, существовавших в четырнадцатом веке.

Шестой и последний пролет нефа украшен на стенах циклом фресок Джузеппе Серволини, изображающих Страсти Иисуса: на боковой стене Иисус, несущий Крест, а на задней стене слева Ecce Homo, справа Распятие. В задней стене, перед которой находится барочный алтарь Святого Причастия, имеется единственное стрельчатое окно, закрытое полихромным стеклом, с изображением Искупителя вверху и Сан-Донато внизу.

Неф освещен пятью большими многослойными окнами, закрытыми прекрасными полихромными витражами работы Гийома де Марсилья: первое окно изображает Призвание Сан-Маттео (1519-1520) и было заказано Оперой дель Дуомо, чей герб присутствует. в окулусе; второе окно в третьем заливе также было заказано Оперой дель Дуомо и изображает Крещение Христа (1519 г.); в четвертом пролете два многостворчатых окна, первое с Изгнанием купцов из храма (1522-1524), второе с Христом и прелюбодейкой (1522-1524); в пятом пролете в большем, чем остальные, многостворчатом окне находится витраж с изображением Воскресения Лазаря (1519-1520).

 

Трубные органы

В соборе Святых Петра и Донато в Ареццо есть три органа:
самый старый был построен между 1534 и 1536 годами Лукой ди Бернардино да Кортона, имеет одну клавиатуру и педальную доску и семь регистров;
на полу в зале — орган Pinchi opus 430, построенный в 2006 году, с двумя клавишными и педалью, с двадцатью шестью регистрами;
в часовне Мадонны дель Конфорто находится орган Tamburini opus 76, построенный в 1922 году.