Стара Чаршия, Скопье, Македония

 

Описание

Стара Чаршия (македонский: Стара Чаршија, что означает Старый базар или Старый город) в Скопье, Северная Македония, является историческим центром города. Впервые заселенный тысячи лет назад, он был важным центром торговли во времена Османской империи, когда он достиг пика своего значения. Османское наследие преобладает в Стара Чаршия: здесь сохранилось около 30 мечетей, три караван-сарая и несколько хамамов (турецких бань), помимо башни с часами и других османских построек. Несмотря на землетрясения и различные другие бедствия, которые пережил Скопье, район находится в очень хорошем состоянии. Многие из его зданий были отреставрированы в 2010-х годах, в основном на средства правительства Турции. Это подлинный македонский контраст со спорными «фальшиво-историческими» зданиями, строящимися вокруг города. Обязательно посетите Скопье, Стара Чаршия — одна из крупнейших и лучших коллекций османской архитектуры и истории.

В то время как Старый базар по-прежнему является оживленным местом в любой день недели, он был на пике своего значения во время османского владычества. Скопье посетил известный османский путешественник Эльвия Челеби в 1660 году. В своих трудах он высоко отзывался о базаре Скопье:
«[На базаре] 2150 магазинов. Есть площади и рынки, с арками и куполами. Из всех лучшие: базар хлопчатобумажных фабрик, зонтичники, сапожники, маляры, ткачи. Это огромные базары, построенные по плану. Дорожки чистые и асфальтированные. Каждый магазин украшен гиацинтами, фиалками, розами, базиликом, сиренью и лилией в вазах и горшках. Своим запахом они просто привлекают внимание посетителей и торговцев. Здесь много образованных и честных людей. В летнюю жару рынки в Скопье похожи на тени Багдада, ибо все его базары с витыми ставнями и арками, как в Сараево и Алеппо».

Некоторые здания были потеряны в результате различных пожаров и землетрясений, но Стара Чаршия сохранила свой характер на протяжении веков; он по-прежнему заполнен узкими мощеными улочками, окруженными строениями османской эпохи.

Сегодня Старый базар представляет собой оживленный район с разнообразной группой людей, состоящей из македонцев, албанцев, турок, рома (цыган), боснийцев и других. Большая его часть приходится на муниципалитет Чаир, а меньшая часть - на муниципалитет Сентар (для простоты в этом путеводителе описан весь Старый базар). Он примерно начинается на площади Восстания Карпоша на юге и ограничивается парком Гази-Баба на востоке, Вардаром на западе и мечетью Яхья-паши (к северу от бульвара Никола Карева) на севере. Муниципалитет Чаир простирается дальше на север, но в основном это жилой район к северу от Старого базара.

 

Достопримечательности

Крепость Скопье (Скопско кале). Стоит на самом высоком холме в долине Скопье и предлагает прекрасный вид на город. Самая старая часть крепости находится в пределах современных укреплений. Он был построен в стиле Opus Quadrum (огромные каменные блоки снаружи и маленькие камни внутри) византийским императором Юстинианом I, который родился в деревне Таурезиум недалеко от Скопье. После великого землетрясения 518 года, когда древний Скупи был разрушен, Юстиниан решил построить Юстиниану Прима на месте современного Скопье. Однако большинство современных укреплений относятся к 10-13 векам. Он был укреплен во времена турецкого владычества, когда количество башен достигло 70 (сегодня сохранилось лишь несколько) и крепость спустилась к реке. Небольшие ворота со стороны Старого базара - единственные сохранившиеся ворота, построенные в 1446 году. В крепости ведутся активные раскопки. Бесплатно.
Площадь Филиппа II/ Площадь Восстания Карпоша (Плоштад Карпошово востание). На въезде из Centar в Старый город. Через Каменный мост от площади Македонии и колоссальной статуи и фонтана Александра Великого на площади Восстания Карпоша находится не менее массивная статуя и фонтан Филиппа II. После серьезной реконструкции в рамках проекта Скопье 2014 он также теперь содержит множество памятников. Меньшие памятники включают памятники св. Наума и Климента Охридских, свв. Кирилл и Мефодий, «Кони», «Львы» и «Матери Македонии».
Памятник Филиппу II (Воину). Центральным элементом площади является 15-метровая статуя Филиппа II, установленная на вершине 13-метрового пьедестала. Фигура поднимает сжатые кулаки в сторону памятника своему сыну через реку.
Церковь Святого Дмитрия (Црква „Св. Димитриј“). Эта церковь существует примерно с 17 века, но свой нынешний вид она приобрела после реконструкции в 1896 году. Рядом с церковью есть колокольня. В 2012 году он привлек внимание средств массовой информации после того, как фрески внутри, как сообщается, чудесным образом вернулись к своему первоначальному цвету.
Бедестен (Безистен). Самые ценные товары, такие как шелк, специи, украшения и духи, продавались на бедестене, крытом рынке на Старом базаре с воротами, которые закрывались по вечерам, чтобы товары были защищены. Османский путешественник Эвлия Челеби, посетивший Скопье в 17 веке, писал, что в то время только в Дамаске был более крупный и красивый бедестен, чем в Скопье. Первый рынок здесь был построен в 15 веке, но после различных пожаров и стихийных бедствий он приобрел свой нынешний вид в 1899 году. Сейчас он меньше, но по-прежнему атмосферный. В нем пять коротких улиц, небольшие магазины и четверо ворот.
Часовая башня (Саат-кула). Башня с часами Скопье, построенная в 1572 году, была первой во всей Османской империи, что свидетельствует о важности Скопье как торгового центра. Чтобы добраться до вершины шестиугольной башни, нужно пройти 105 ступенек. Она имеет более исламский вид, чем большинство других башен с часами в Северной Македонии. Часы на башне с часами были привезены из Сегеда, Венгрия, но они исчезли во время хаоса после землетрясения 1963 года и сегодня находятся в музее часов в Швейцарии. Он расположен недалеко от мечети Султана Мурата.
Церковь Святого Спасителя (Црква «Св. Спас»), ☏ +389 2 323 0780. Самая важная церковь в центре Скопье. Церковь небольшая, с приятным внутренним двором, в котором находится саркофаг величайшего национального героя Северной Македонии Гоце Делчева. В зданиях вокруг двора есть небольшой музей о нем. Турки-османы обычно не разрешали строительство новых церквей во время своей оккупации, но по мере ослабления империи в 18 веке они начали выдавать разрешения, чтобы успокоить население. Однако нужно было соблюдать множество правил: внешний вид должен был быть без украшений, а пол церкви должен был находиться не менее чем на метр ниже уровня земли, чтобы церковь не доминировала над горизонтом города. Церковь Святого Спасителя является примером одной из таких церквей. Он был построен в начале 1800-х годов на месте церкви, разрушенной во время пожара 1689 года (при входе справа видны остатки фресок и уровень более ранней церкви). В то время как внешний вид довольно прост, церковь славится своим интерьером и резьбой по дереву. Иконостас — работа Петре Филиповски-Гарката, а также Марко и Макари Фрчковских, лучших мастеров по дереву XIX века в Северной Македонии. Прелесть его в том, что это глубокая резьба по дереву из целых досок (фигуры не скреплены друг с другом), и он не покрыт золотой краской, как это принято в православных храмах, поэтому игра света и темные оттенки довольно драматичны. Иконостас был сделан с 1819 по 1824 год и имеет длину 10 м и высоту 7 м. Есть сцены из Ветхого и Нового Заветов. Каждая фигурка высотой 7 см. Ищите сотворение Адама и Евы на одной из колонн рядом с дверями алтаря и танец Саломеи, где она танцует для царя Ирода, чтобы он подарил ей голову Иоанна Крестителя. Крайний справа автопортреты художников, представленные во время работы над иконостасом. Иконы являются одними из лучших византийского возрождения.
Площадь Скандербега (Плоштад Скендербег). Центральным элементом этой строящейся площади является конная статуя албанского национального героя Скандербега. Площадь должна пройти по бульвару Гоце Делчев от Македонской филармонии до Старого базара.
Старое турецкое почтовое отделение и здание Вилайет (Стара турска пошта и Вилаетски конак). Эти соседние здания с сохранившейся позднеосманской архитектурой расположены прямо между крепостью и мечетью Мустафа-паши. Они были построены в 19 веке и имеют желтоватый цвет. В Старом почтамте разместился первый в городе телеграф. Сегодня в нем находится Международный Балканский университет. Здание Вилайета было построено для размещения административных функций в Скопье, который был столицей Косовского вилайета Османской империи до его падения в 1912 году.
Тюрбе Исхак-бея (Турбе на Исхак-бег). Рядом с Часовой башней и мечетью Султана Мурата находится тюрбе (мавзолей), в котором покоятся останки второго бея Скопье, Исхак-бея. Первоначально построенный в 15 веке, большая часть того, что можно увидеть сегодня, представляет собой недавнюю реконструкцию после того, как структура сильно пострадала от землетрясений и пожаров с течением времени.

Караван-сараи
Три оставшихся караван-сарая или гостиницы Скопье (турецкий: хан) имеют квадратную форму с главным двором в центре. Хотя три хана больше не работают как гостиницы, все они доступны для публики.
Капан Хан (Капан-ан). Капан Хан был построен в 15 веке Иса-беем Исхаковичем. Он работал как хан до Второй мировой войны. На первом этаже размещались лошади и крупный рогатый скот гостей, а гости жили в 44 комнатах на втором этаже. Сегодня здесь находится хороший ресторан, но любой может просто зайти и побродить по двум этажам, чтобы получить представление о том, каково было останавливаться в одном из этих мест во времена Османской империи. Окунувшись в прекрасную атмосферу, вы, вероятно, все равно захотите задержаться, чтобы поесть.
Сули Хан (Сули-ан). Как и Капан-хан, он был построен в 15 веке Исхак-беем. Это второй по величине из трех караван-сараев и имеет два этажа. С 1983 года в нем находится Музей Старого базара, в котором выставлены предметы по археологии, этнологии, изобразительному искусству и истории. Здесь также находится факультет искусств св. Университет Кирилла и Мефодия.
Куршумли Хан (Куршумли-ан). Куршумли Хан (по-турецки «Свинцовая гостиница») - самый большой и красивый из трех оставшихся османских караван-сараев. Он был построен в 1550 году Мула Муслидином Ходжа, сыном ученого при дворе султана Селима II. И первый, и второй этажи сделаны из камня, а двор украшают красивые арки. У хана было два двора, второй использовался для размещения лошадей и товаров купцов и гостей, а в комнатах вокруг первого двора как на первом, так и на первом этаже размещались гости. В центре первого двора есть фонтан. Крыша была покрыта свинцом, поэтому хань и получила свое название. Сегодня Куршумли Хан является частью Музея Македонии, где находится гранильная мастерская.

 

Мечети

На Старом базаре есть несколько мечетей, большинство из которых датируются османскими временами. Наиболее известные из них перечислены ниже; другие включают мечеть Хаджи Балабан 15-го века, мечеть Косе-Кади 18-го века и более новые мечети Араста и Худаверди, построенные как реконструкции старых мечетей. Многие мечети названы в честь султана, паши (генерала или губернатора) или бея (местного правителя), поручившего их строительство.

Мечеть Мустафа-паши (Мустафа-пашина џамија), ☏ +389 2 329 7204. Эта мечеть, стоящая на плато над Старым базаром, является одним из самых красивых исламских зданий в Македонии. Она была построена в 1492 году Мустафой-пашой, визирем при дворе султана Селима I. Мечеть элегантна и нетронута; никаких дополнений не было сделано за эти годы. Он имеет купол, высокий минарет и трехглавый портик. Внутри красиво, просто и просторно. Двор довольно тихий и имеет тюрбе (гробницу), где похоронена дочь Мустафы-паши. Из мечети открывается хороший вид на остальную часть базара. Бесплатно.
Мечеть Султана Мурата (Султан-муратова џамија), ☏ +389 77 633 267. Мечеть Султана Мурата, построенная в 1436 году, возможно, является старейшей сохранившейся мечетью на Балканах. Это также одна из самых больших мечетей в Северной Македонии. Он был построен на деньги, пожертвованные самим султаном Муратом II, и всякий раз, когда требовались корректировки или ремонт, султан в то время платил за это. Он стоит на плато рядом с Часовой башней, где до османского вторжения стоял монастырь. Укрепления монастыря до сих пор стоят вокруг плато. Главным архитектором мечети был Хусейн из Дебара. Он прямоугольной формы, с крыльцом, состоящим из четырех колонн с украшенными капителями, соединенных аркадами. Рядом с восточным фасадом находится усыпальница 1774 года постройки, в которой покоятся останки жены и дочери Али-паши Дагестана. Он шестиугольный с открытой конструкцией. Еще один мавзолей, возможно, самый большой османский мавзолей в стране, стоит к югу от мечети.
Мечеть Исхак Бей (Исхак-бегова џамија). Построен в 1438 году Исхак-беем, за год до его смерти. Он возглавил армию, завоевавшую Македонию, а затем обосновавшуюся в Скопье. Мечеть была красиво украшена глазурованными изразцами разных оттенков синего, но сильно пострадала во время пожара 1689 года и впоследствии была перестроена без изразцовых украшений. Шестигранный тюрбе (мавзолей), стоящий рядом с мечетью, не пострадал от пожара и сохранил свои уникальные изразцы. Исхак-бей основал в мечети одну из первых исламских библиотек в Европе. У мечети есть большой купол, а также несколько меньших и минарет высотой 30 м (98 футов).
Мечеть Иса Бей (Иса-бегова џамија). Построен в 1475 году Иса-беем. Уникальной особенностью этой мечети является то, что она имеет два основных купола. Мечеть также имеет 5-купольное крыльцо и единственный минарет. Мечеть находится за больницей Чаир через дорогу от Бит-Пазара. В прошлом мечеть была крупным образовательным и литературным центром.
Мечеть Яхья-паши (Јахја-пашина џамија). Построен в 1504 году Яхья-пашой, командующим турецкой армией, зятем султана Баязида II и визирем при его дворе. Мечеть интересна тем, что крыша имеет форму пирамиды вместо обычного купола, а также детализированные окна. Минарет является самым высоким в Скопье, его высота составляет 50 м (164 фута), и в него дважды ударила молния.
Мечеть Мурат-паши (Мурат-пашина џамија). Эта мечеть, построенная в 1803 году, была построена в стиле османского барокко. Он расположен в оживленном месте на слиянии двух главных улиц. Фонтан во дворе построен в 1937 году. Имеет один минарет.
Мечеть Дукьянджик (Џамија Дуќанџик). На северной окраине Старого базара находится эта мечеть 1550 года постройки. Он имеет один главный купол, а затем два купола, закрывающие портик над главным входом. У мечети есть один минарет, который в основном уцелел в 1963 году, хотя остальная часть строения не пострадала. Мечеть была реконструирована в 2004 году.

 

Музеи

Музей современного искусства (Музеј на современата уметност). Вт-Сб 10:00-17:00, Вс 9:00-13:00, выходной понедельник; Библиотека Пн-Пт 09:00-15:00. В музее собрана коллекция из 4800 произведений искусства, из которых 1760 — дары художников из 61 страны, в том числе Пикассо, Алешински, Лезе, Сулаз, Луи Кан, Хартунг, Гайтис, Бури, Милларес, Кемени, Кальдер, Вазарели и других. Все эти художники подарили свои работы городу после землетрясения 1963 года для нового художественного музея. Само здание в стиле модерн – подарок Польши. Около 1600 работ принадлежат македонским художникам. При всем этом Скопье на самом деле обладает самой полной и самой большой коллекцией современного искусства в Юго-Восточной Европе. Он мирно расположен на том же холме, что и крепость, что также делает его хорошим местом для просмотра города. Бесплатно.
Музей Македонии (Музеј на Македонија). Делится на три отдела: археологический, исторический и этнологический. Особого внимания заслуживает этнологический отдел: в нем представлено около 70 оригинальных национальных костюмов из разных уголков Северной Македонии, украшенных очень стилизованными узорами. Ищите свадебное платье от Мариово, оно весит 40 кг, и парик, который невесты должны были носить в течение месяца после свадьбы как символ своей девственности. Также объясняются различные обычаи, а также хорошо представлена традиционная архитектура с помощью моделей и фотографий. Археологический раздел имеет богатую коллекцию предметов с 5000 г. до н.э. по 7 век. Изюминками являются статуэтка Тетово Менада (VI век до н.э.) и доисторические статуэтки Великой Матери. Уникальными являются терракотовые иконы VI века из Виницы (подобные иконы были найдены только в Тунисе и Северной Македонии). Исторический отдел не так интересен, но в нем представлены копии лучших фресок Северной Македонии (что хорошо, если человек интересуется византийским искусством, но у него нет времени на путешествия). В музее также есть Галерея икон, в которой хранятся иконы с 10 по 19 века, но охридская коллекция все же намного лучше и ценнее.

 

Хамам музеи

Два музея Стара Чаршия представляют собой бывшие хамамы (турецкие бани), построенные во времена Османской империи. Каждую из них стоит посетить независимо от того, есть ли у вас реальный интерес к экспонатам или вы просто хотите увидеть интерьер турецкой бани. Два других хамама существуют на Старом базаре, но оба они в значительной степени в аварийном состоянии.

Çifte Hamam (Чифте амам), ☏ +389 2 310 9566. Çifte Hamam (по-турецки «двойная ванна») был построен в середине 15 века Иса-беем Исхаковичем. Она использовалась и как мужская, и как женская баня, но в отличие от хамама Даут-паши, где обе части идут параллельно друг другу, здесь котельная находится посередине, а входы - с противоположных сторон. Он имеет два основных купола и несколько меньших. Сегодня он используется как галерея для временных выставок Национальной художественной галереи, которая в основном размещается в другом крупном хамаме Скопье.
Даут Паша Хамам (Даут-пашин амам). Даут-паша был великим визирем Восточной Румелии во второй половине 15 века. Он жил в Скопье, и легенда гласит, что он построил хамам для нужд своего гарема. Перед отъездом он подарил хамам городу. Это была двойная ванна, как для мужчин, так и для женщин (которые, конечно, купались отдельно), причем мужские и женские секции шли параллельно друг другу. Два больших купола спереди закрывали две раздевалки с фонтанами посередине. Каждый из небольших куполов прикрывал отдельную комнату для купания. Отопительная комната была в конце. Сегодня хамам служит Национальной художественной галереей с великолепной коллекцией произведений искусства конца 19-го и 20-го веков, хотя его стоит посетить в одиночку, чтобы увидеть изысканные украшения куполов.

 

Чем заняться

Прогулки по Скопье. 10:00 ежедневно. «Бесплатная» пешеходная экскурсия по основным достопримечательностям Центара и Старого города. Экскурсия длится около 3 часов. Бесплатно (чаевые принимаются).

 

Язык

Район Старого города очень многоязычен: на македонском, албанском, сербско-хорватском, турецком и английском языках говорят продавцы на рынке, торговцы и персонал ресторана/отеля.

 


Как добраться

На автобусе
Автобусные маршруты в этом районе проходят вдоль восточной стороны Старого базара на бульваре Крсте Мисириков и / или бульваре Гоце Делчев, который проходит через южную часть Старого базара. Все автобусные маршруты к северо-востоку от реки проходят через эти два бульвара. Если вы едете с юга от реки на автобусе, многие маршруты проходят через Старый базар, а если и нет, то, по крайней мере, останавливаются в Центаре, который находится в нескольких минутах ходьбы от Старого базара (карта).

На машине
Бульвар Никола Карева (известный под разными названиями по всей длине бульвара) - главный бульвар города с востока на запад, пересекающий центр Старого базара. Бульвар Крсте Мисирков проходит с севера на юг через восточную оконечность района. Бульвар Гоче Делчев проходит с востока на запад через южную оконечность Старого базара.

 

Транспорт

По узким улочкам и переулкам Старого города Скопье лучше всего перемещаться пешком. Многие улицы закрыты для автомобильного движения, а по тем, которые закрыты, все еще может быть трудно проехать. Район небольшой, пешком от Даут-паши Хамам на юге до мечети Яхья-паши на севере меньше получаса ходьбы. Велосипед также является хорошим средством передвижения.

 

Покупки

Бит-Пазар, ☏ +389 70 438 206. В северной части Старого базара находится Бит-Пазар, главный центр торговли сельскохозяйственной и ремесленной продукцией в Скопье на протяжении веков. Это в основном многолюдно каждый день, но особенно по выходным. Принесите свои навыки торга и насладитесь местными фруктами и овощами или чем-то еще, что бросается в глаза - разнообразие товаров, продаваемых здесь, впечатляет.
Мавровка, ☏ +389 77 941 503. Типичный торговый центр, достойный выбор ресторанов и магазинов. Расположен на пересечении бульваров Гоце Делчев и Крсте Мисириков.

 

Еда

Ресторан Makedonska Kukja, ☏ +389 2 321 6016. Традиционная македонская кухня.

 

Напитки

Выпейте чай в одном из боковых киосков Бит-Пазар или насладитесь турецким кофе в переулках старого базара.

Пивница Стар Град, ☏ +389 75 235 782. Живая музыка и домашнее пиво. Здесь также подают небольшие тарелки.
Гостиница Арка, ул. Bitpazarska 90/2, ☏ +389 2 323 0603. Даже если вы не остановитесь в этом отеле, обязательно зайдите в бар на крыше на седьмом этаже и насладитесь видом с любимым напитком. Выпив напиток в баре, насладитесь панорамным видом из окна за бассейном. Тем не менее, вид становится даже лучше, чем это. Поднимитесь по лестнице и вы окажетесь в другой комнате с сидячими местами. В этом номере есть двери с двух сторон, ведущие во внешний проход/патио. Тем не менее, вид становится лучше. На одном конце этих проходов есть дополнительные ступени, чтобы подняться дальше на возвышенный внутренний дворик. Пожалуй, это лучший вид на Старый базар. Вы можете увидеть все минареты, крепость, магазины и т.д.

 

Отели

Hotel Super 8 - Скопье, ☏ +389 2 321 2225. На главном пересечении бульваров Гоце Делчев и Крсте Мисириков.
Bushi Resort & Spa, Kjurchiska 21, ☏ +389 2 312 5130. Этот курортный и спа-отель чуть ниже мечети Мустафа-паши немного дороже, чем другие отели по соседству, но у него отличное расположение.
Гостиница Арка, ул. Bitpazarska 90/2, ☏ +389 2 323 0603. Этот отель находится рядом с Бит Пазаром и располагает баром на крыше.
Hotel Gold, ☏ +389 2 322 0211. Один из самых дорогих в этом районе, но с отличным обслуживанием и расположением к западу от мечети Султана Мурата и Часовой башни.

 

История

Ранний период

Самые старые археологические находки, найденные на Скопье-Кале, указывают на то, что прилегающая территория была заселена еще за 4000 лет до нашей эры, а первые исторические данные указывают на то, что пайонцы были первыми, кто поселился на этой территории в 6 веке до нашей эры.

С завоеванием Скопье римлянами началось строительство храмов, бань и театров, что сделало город важным религиозным и культурным центром Римской империи, что также способствовало развитию сегодняшнего базара.

В 518 году Скопье был разрушен катастрофическим землетрясением, поэтому с приходом к власти Юстиниана I была построена новая столица, находящаяся вдали от района разрушенного города. Однако, чтобы защитить покинувшее город население, оно поселилось на холме, на котором император Юстиниан построил нынешнее Кале.

С созданием Самойльского королевства Скопье приобрел стратегическое, политическое, экономическое и культурное значение, а территория вокруг замка Скопье была определена путем строительства валов, чтобы сохранить его сокровища. Во времена царя Самуила на валу были построены большие городские ворота, впоследствии получившие название «Ворота водонапорной башни», служившие защитой от нападений византийского императора Василия II в 1001 году.

 

Средний век

Византийское правление

После падения царства Самуила под властью Византии в 1018 году император Василий II превратил Скопье в фему и церковный престол, возглавляемый епископом, который избирался каждые четыре года. После смерти Василия его преемник Роман III Аргир предпринял деятельность по восстановлению монастыря «Св. Георгий Горгос Скоропостижник», который, согласно грамоте от 1300 года сербского короля Стефана Уроса II Милютина, располагался на берегу реки Серавы, на холме, называемом «Богородичным», т.е. на месте, где жил султан Мюрат. Мечеть находится сегодня и в то время была одним из самых богатых и престижных монастырей на большей части Балканского полуострова.

Согласно сохранившейся Девственной грамоте от 1277 года, император дал разрешение монастырю «Св. Георги Горгос Скоропостижник» организовать ежегодную ярмарку в праздник «Введение на Богородицу» 21 ноября каждого года с правом взимания определенной платы за ее содержание, а также еженедельный рынок сначала каждую пятницу, а затем и вторник. Подобные мероприятия были организованы в период с 1028 по 1034 год, в районе монастырской поляны, которая находилась на окраине тогдашнего скопьего пригорода Доленграда, близ правого берега реки Серавы, т.е. на месте, где Бит-маркет находится сегодня.

С приходом к власти династии Комнинен в начале XII века город освободился от постоянной угрозы войны и в этот относительно мирный период наблюдалось значительное развитие. За развитием последовало строительство валов и оборонительных башен вокруг Доленграда, а также были построены монастыри и церкви. При постройке валов место, где проходила ярмарка, располагалось прямо под ними, рядом с северными воротами, из которых выходили на путь в Константинополь. Сильное развитие торговли способствовало тому, что город стал известен как важный торговый центр, поэтому расширение торговых связей также отмечено наличием ярмарки и еженедельного рынка даже у дубровницких и венецианских купцов. В своей работе «Старый скопский базар» Коста Балабанов утверждает, что купцам стало невозможно продавать привезенные ими за один день продукты, из-за чего пришлось ночевать и они начали это делать на монастырской поляне. Однако администрация монастыря, собиравшая плату и управлявшая этим помещением, не разрешила использовать его для возведения постоянных построек. Из-за этого некоторые купцы стали укрываться внутри валов Доленграда, ворота которого на ночь закрывались. Со временем началось постепенное укрытие внутри города, начиная от северных и вплоть до южных ворот. В конце XII века уже были построены постоянные помещения для хранения товаров, введена плата за пользование городской землей и началась продажа товаров с этих помещений не только в базарные дни, но и за их пределами. где было создано практически коммерческое пространство, превратившееся в сегодняшний базар.

В течение 13 века торговая сфера продолжала развиваться, хотя город вновь подвергался военным конфликтам, завоеваниям и грабежам. Стало увеличиваться количество магазинов, расширялось пространство вокруг северных ворот, внутренней части Доленграда и вокруг церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Несмотря на постоянные военные столкновения, в тот период Скопье получил свой первый торговый центр – торгово-ремесленное здание, которое на тот момент было одним из крупнейших и самых дорогих на Балканах. Это здание располагалось в южной части Доленграда, недалеко от вала, по которому проходил защитный водный канал и русла рек Вардар и Лепенец. Он имел 15 вытянутых арок, под которыми находилось пространство площадью 1200 м2. Его последние останки были уничтожены в первой половине XX века, и полностью он виден на гравюре голландского художника-графика Якобуса Хаверина, выполненной в 1594 году и изданной в Нюрнберге.

 

Сербское правительство

В 1282 году сербский король Стефан Урош II Милютин завоевал Скопье, в результате чего город стал частью Рашки, а позже и частью средневекового сербского государства. Этот период отличается строительством многочисленных церквей, монастырей и дворцов в городе и его окрестностях. Во время своего пребывания в Скопье в 1299 и 1300 годах византийский посланник Теодор Метохит заметил, что, кроме Горенграда, есть еще Доленград, защищенный стенами.

Самым ярким периодом сербского правления считается эпоха императора Стефана Душана, который в 1345 году объявил Скопье столицей своего государства, а в следующем году был коронован как император. В его время базар не упоминается как отдельный торговый центр, а город вообще упоминается как главное торговое место с развитым ремеслом, где особую роль играли дубровницкие и венецианские купцы. По словам Стояна Новаковича и Гедеона Юришича, во времена правления короля Душана был даже построен Курсумли-ан, служивший военной казармой. Кроме того, некоторые авторы полагают, что на месте нынешней мечети Султан-Мурат располагался и царский дворец Душана.

После смерти Стефана Душана город находился под властью сербов до 1392 года, когда Вук Бранкович передал его османам, войдя таким образом в состав Османской империи.

 

Османское время

XV век

С завоеванием Скопье турками-османами этнический состав населения города начал быстро меняться. Также в руки турок перешли богатства, с которыми местные церкви, монастыри и само население перешли. Город был превращен в военный оплот и в его рамках началось строительство величественных зданий сакрального характера, заметно изменивших архитектуру города.

На площади Доленграда и средневекового базара началось строительство большого количества капитальных и священных построек, которые оказались необходимыми для удовлетворения потребностей растущего мусульманского населения. Таким образом, на фундаментах тогдашних церквей началось строительство мечетей, а вскоре стали возводиться и другие различные постройки хозяйственного характера. Уже в первых десятилетиях XV века завоеватель города паша Йигит-бек на месте церкви «Св. Врачи» построил мечеть Йигит-паши.

Основные изменения в архитектурном облике базара произошли во времена второго османского правителя Скопье Исхак-бея и во времена его сына Иса-бея. На фундаменте монастыря «Св. Георгий Горгос Скоропостижник» Исак-бей приступил к строительству мечети Султана Мурата, строительство которой было завершено в 1436 году. В 1438 году на территории монастырской поляны он начал строительство мечети Исхак-бей (Цветной), в рамках которой была построена гробница, где он и был похоронен. После его смерти, начиная с 1445 по 1469 год, его сын и преемник Иса-бег построил многочисленные здания и территорию базара, необходимые для экономического развития города. Так, при нем были построены: Безистен, хаммам «Чифте», караван-сарай «Сули» и постоялый двор «Капан». После смерти Иса-бея по его завещанию была построена мечеть Иса-бека (1475 г.), а позднее мечеть Хаджи-касама (1489-1490 гг.) и мечеть Мустафа-паши (1492 г.).

В период с 1489 по 1497 год знаменитый даритель Даут-паша вложил деньги в строительство нескольких зданий на базаре, среди которых самым известным является хаммам Даут-паши. В то же время имареты строились как сопутствующие постройки к большим мечетям, т.е. трактиры, где готовили еду и раздавали бездомным и путешественникам, оставшимся в городе.

 

XVI-XVII век

В период 16-17 веков базар достиг своего городского и экономического расцвета, превратившись в один из крупнейших восточных базаров на Балканах. Продолжалось ускоренное развитие торговли, строительство новых магазинов и сооружений. В 1504 году в непосредственной близости от базара Яхья-паша построил мечеть, которая сегодня в его честь известна как мечеть Яхья-паши. Примечательно, что в тот период появилось несколько базаров меньшего размера, в зависимости от профессий, представленных на этом пространстве. Так, в районе базара существовали: кожевенный завод-Курчиска, консервный, скобяной, суконный, куюнжиский и другие более мелкие базары. Кроме того, на базаре начал работать ночной сторож, который взимал за охрану магазинов 12 актов.

Караван-сарай Куршумлы был восстановлен в середине века, а в 1543 году была проведена реконструкция церкви «Св. Спас», который стал первым христианским зданием, реставрацию которого турки одобрили. Сильное землетрясение, обрушившееся на Скопье в 1555 году, нанесло базару огромный ущерб, но вскоре город восстановился, и спокойное развитие торговли продолжилось. Большую роль в этом сыграли многочисленные купцы, посещавшие базар и создававшие свои колонии. Большая часть торговли осуществлялась благодаря влиятельной еврейской колонии, также была создана колония дубровницких купцов.

Вторая половина 16 века ознаменовалась строительством Часовой башни в 1572 году, которая была возведена во дворе мечети Султана Мурада и вскоре стала визитной карточкой города.

Учитывая тот факт, что город превратился в важный развитый торговый город в европейской части Османской империи, на протяжении 17 века его посещало большое количество купцов и писателей-путешественников, которые в своих сочинениях описывали внешний вид базара и способ велась торговля. Один из них — известный османский писатель-путешественник Эвлия Челебиджа, который дважды посетил город в период с 1660 по 1668 год и во время своего первого визита (1660-1661) отметил о базаре:

Имеет 2150 магазинов. Здесь есть площади и рынки с арками и куполами. Из всех самых красивых: базар безазов (хлопчатобумажных тканей), производителей зонтиков, папуджийцев, красильщиков и ткачей (шапочных изделий). Это большие базары, сделанные по плану. Их аллеи чистые и мощеные. Каждый магазин украшен гиацинтами, фиалками, розами, базиликом, сиренью и лилиями в вазах и горшках. Они просто опьяняют своим запахом мозги приезжим и торговцам. Здесь образованные и очень честные люди. В летнюю жару весь рынок Скопье выглядит как тень Багдада, потому что все его базары покрыты крышами и сводами, как в Сараево и Алеппо».

Английский врач и писатель-путешественник Эдвард Браун, посетивший город в 1669 году, был впечатлен безистеном на базаре со свинцовой крышей и утверждает, что его окружали обшитые вагонкой улицы и множество ремесленных лавок. Он также упоминает, что в тот период из Скопье экспортировалось большое количество товаров, таких как шерсть, воск, табак, ткань, шелк, серебряные предметы и различные другие украшения.

Однако развитие базара и воцарившийся мир были прерваны выводом османской армии после неудачной осады Вены в 1683 году и вторжением австрийских войск под предводительством генерала Пикколомини. Пикколомини сжег Скопье и великий пожар 26 и 27 ноября 1689 года. почти полностью разрушили город. В результате пожара базар был практически полностью разрушен, от него остались лишь несколько мечетей и хамамов.

 

XVIII-XIX века

После большого ущерба, нанесенного пожаром 1689 года, базар на протяжении XVIII века перестраивался. Его новому развитию препятствовала экономически ослабленная Османская империя, а также крупные эпидемии чумы и других инфекционных заболеваний.

С проведением реформ первой половины XIX века были созданы лучшие экономические условия для развития базара. Осознавалась необходимость развития ремесленного производства, поэтому были введены меры по защите ремесленников, что непосредственно повлияло на ускоренное развитие базара. При этом примечательно, что в город иммигрировало македонское христианское население из окрестных деревень. При этом увеличилось число македонских ремесленников и торговцев, сыгравших важную роль в восстановлении церквей на базаре и вокруг него после того, как султан Мехмед II разрешил верующим христианам строить церкви на территории Империи. Так, например, церковь «Св. Димитрия» несколько раз реконструировался в течение XIX века, пока не приобрел свой нынешний вид с последними изменениями в 1896 году. Еврейское население, с другой стороны, восстановило синагогу «Бет Якоб».

В этот период в общем облике базара произошли существенные изменения, благодаря чему строительство новых магазинов и зданий велось постоянно. К середине века ускорился прорыв нового, современного архитектурного стиля, что способствовало тому, что базар постепенно начал терять свой восточный облик. Большое количество зданий было построено в стиле македонской архитектуры Старого города, но также были заметны элементы эклектики и барокко. На пространстве от хаммама Даут-паши до Бит-базара располагались магазины, анны и хаммамы, а по улицам ходили торговцы из многих стран. В то время сербский политик и историк Стоян Новакович описал базар как

«Совокупность узких и кривых улиц со множеством торгово-ремесленных лавок и магазинов. Улицы были покрыты досками, а магазины булыжником... Базар длинный и имеет несколько поперечных улиц, тоже крытых..."

По записям большого числа писателей-путешественников, посетивших базар во второй половине XIX века, на нем успешно действовало от 50 до 90 различных видов промыслов, объединенных в прочные цеховые объединения и разделенных на отдельные более мелкие базары в пределах территории. единственный базар в Скопье. Это способствовало тому, что Скопье вновь стал важным торговым центром не только на Балканском полуострове, но и на территории всей Османской империи. В своем путеводителе 1896 года Виктор Рерард писал:

«Большие азиатские рынки, такие как рынки в Бурсе, Алеппо или Дамаске, по сравнению с базаром в Скопье представляют собой лишь бледные и банальные турецкие достопримечательности.

 

Базар от 20 века до наших дней

Начало 20 в. отличается многочисленными беспорядками и войнами, а также крупными изменениями в экономической жизни, вызванными распространением капиталистических общественных отношений и развитием городских поселений. В годы Первой мировой войны базару был нанесен ущерб, поэтому в первые послевоенные годы его развитие наблюдалось за счет восстановления старых торговых и ремесленных объектов. В то время базар расширился территориально за Каменный мост, на правом берегу реки Вардар, вплоть до железнодорожного вокзала.

Появление в мире Великой депрессии в начале 1930-х годов оказало большое влияние на торговлю на базаре. Произошло расслоение и обеднение ремесел, рост как безработицы, так и задолженности. Об этих годах на базаре свидетельствует и репортаж Любо Стойовича в газете «Вардар» за 1934 год, в котором он подчеркивает однообразие и скуку на базаре и то, как торговцы упрашивают покупателей покупать. Он также упоминает о заброшенности безистена, о том, что он закрыт как крепость и сдан в аренду.

Во время Второй мировой войны базар был полностью экономически мертв и использовался для нужд НОБ в Вардарской Македонии. Таким образом, в нем готовились противоправные действия, а также он служил укрытием для членов НОБ. Рядом с мечетью Исхак-бей (Шарена) находится дом, в котором с 1942 по 1944 годы останавливались и собирались члены Губернского комитета КПЖ по Македонии и Оперативного штаба. В непосредственной близости от Каменного моста, на месте нынешнего здания Коммерческого банка, находился дом, в котором располагалась первая нелегальная мастерская по изготовлению оружия, боеприпасов и диверсионных материалов.

Период войны – это время, когда самому базару и его окрестностям были причинены огромные разрушения и потери. Базар остался без еврейского населения, депортация которого в концлагерь Треблинка началась 11 марта 1943 года. В том же 1943 году болгарские фашистские власти разграбили и сожгли церковь «Св. Богородица», который находился в непосредственной близости от базара, а во время бомбардировки Скопье была также разрушена мечеть Джигит-Пашаина. Синагога «Бет Якоб» также была разрушена до основания. Из церкви «Св. Спас», болгарские власти разобрали иконостас, намереваясь передать его в хранилища Национального банка, но после войны он был возвращен церкви.

После окончания Второй мировой войны площадь базара вновь превратилась в главный торговый центр города. В этот период под руководством Института охраны памятников и культуры впервые началось систематическое исследование и изучение базара как памятника неоценимой ценности, целью которого было найти пути его дальнейшей охраны.

26 июля 1963 года в результате сильного землетрясения, произошедшего в Скопье, было полностью разрушено большое количество магазинов. Из культурно-исторических достопримечательностей практически полностью разрушены мечети Сулиан, Капанан, Араста и Казанджилер, а также хаммам Гюльчилер. Хаммам Чифте, Куршумлиан, церковь «Св. Спас», Безистенот, мечеть Косе Кади и мечеть Султана Мурата.

После землетрясения продолжилась реконструкция разрушенного базара в Скопье, для чего на первый план выходит применение современных строительных материалов. В начале 1970-х годов были восстановлены сети водоснабжения и канализации, заасфальтированы улицы, ведущие к базару, и убрана турецкая брусчатка. В этот период также был построен мост с универмагом через бульвар Гоце Делчев, с помощью которого были соединены отрезанные части базара. Вскоре после этого началась реставрация почти полностью разрушенных Капан-ана и Сули-ана, после чего были восстановлены и остальные культурно-исторические памятники, пострадавшие от землетрясения. Кроме того, некоторые здания были посвящены культуре и искусству, а также были построены новые, например, группа зданий Музея Македонии и Музея современного искусства.

В ноябре 2006 года на базаре был установлен памятник Скандербегу. Премьер-министр Македонии Никола Груевский заявил в 2010 году, что Старый Скопье базар включен в проект «Скопье 2014», объявив о начале проекта по возрождению и защите базара. Прямо перед памятником Скандербегу, над бульваром Гоце Делчев и рядом с мостом, соединяющим хаммам Даут Паши и церковь «Св. Димитрия» с остальной частью базара, 17 января 2012 года был заложен первый камень в строительство площади «Скандербег».