Воронцовский дворец, Санкт-Петербург

 Воронцовский дворец

Описание Воронцовского дворца

Адрес: ул. Садовая, 26
Метро: Гостиный двор, Невский проспект
Закрыто для туристов

 

Воронцовский дворец - это здание в Санкт-Петербурге, построенное между 1749 и 1757 годами Франческо Бартоломео Растрелли для графа Михаила Илларионовича Воронцова, видного государственного деятеля и дипломата во время правления императриц Елизаветы и Екатерины Великой. Воронцов столкнулся с большими долгами, чтобы украсить свой новый дом, который в 1763 году он был вынужден продать, став королевским владением. Позже дворец был передан Павлу I и его мальтийским рыцарям, большой контингент прибыл в Санкт-Петербург после того, как Наполеон Бонапарт оккупировал остров Мальта в 1798 году.

Мальтийская часовня, добавленная после передачи Павла I, является одним из самых важных построек дворца. В 1810 году он стал штаб-квартирой военных корпусов Его Императорского Величества, элитной Военной коллегии по преимуществу в России.

В здании находится Санкт-Петербургская штаб-квартира Суворовской Военной академии.

 

История

XVIII в.
Участок между Фонтанкой и Садовой улицей постепенно застраивался с 1720-х годов и к 1740 году был занят резиденциями Алексея Макарова, кабинет-секретаря Петра I, и Алексея Волкова, секретаря князя Александра Меншикова, построенными по проекту Доменико Трезини. В 1740-х годах участок приобрел и объединил вице-премьер Михаил Илларионович Воронцов. Он решил построить для себя обширный городской особняк по типу Аничкова дворца.

В исторических документах даты строительства усадьбы разнятся. В труде академика И. С. Грабаря "История русского искусства" указана дата 1744-1745 годы, а в "Записках о русской архитектуре" Якова Штеллина - 1746-1759 годы. Наиболее точной датой завершения строительства считается 1758 год. В 95-м номере "Санкт-Петербургских ведомостей" за 1758 год упоминается вечеринка, устроенная 23 ноября в доме графа Михаила Воронцова в честь нового здания, на которой присутствовала сама Елизавета Петровна. Императрица вручила графу "императорский указ на 400 миллионов рублей" и пожаловала ему титул визиря. Впоследствии дворец получил второе название - "Канцлерский дом".

Воронцовский дворец стал ярким примером городской резиденции середины XVIII века. Он расположен на участке неправильной прямоугольной формы с главным корпусом и двумя боковыми флигелями, один из которых представляет собой П-образное двухэтажное здание, образующее внутренний двор. Во дворе был разбит регулярный сад, симметричный главной оси дворца. В саду был вырыт овальный пруд, от которого в разные стороны ответвлялись аллеи, а на небольшом расстоянии от него находился бассейн, ведущий к реке Фонтанке. Со стороны большого двора в типичном стиле Растрелли был оформлен 109-метровый фасад. По обе стороны от центрального лиссарита расположены два менее пышно украшенных и менее высоких лиссарита. Фасад выполнен в стиле барокко, с аляповатыми оконными рамами, богатой позолоченной лепниной и узорчатыми решетками. Вилла была окружена оградой, построенной по проекту Растрелли. Центральные ворота с коваными решетками поддерживают две колонны, и первоначально в них размещались скульптуры.

Интерьер дворца был богато украшен, одних только парадных залов и комнат насчитывалось более 50. За центральным входом находился обширный вестибюль с парадной лестницей, украшенной скульптурами и зеркалами. Лестница вела в залы первого этажа, предназначенные для приемов и пиров. Главным церемониальным залом был двухкомнатный зал на антресольном этаже. Он был особенно богато декорирован, а потолок украшали прафондо, изображающие сцены из античной мифологии. Стены были расписаны болонским художником Анджело Карбони.

Расходы на строительство были настолько велики, что разорили Воронцова. В письмах к своему другу Ивану Шувалову он часто жаловался, что убогий дворец разорил его, а в 1763 году из-за огромного долга был вынужден продать дворец в казну. Стоимость имения была оценена в 217 000 рублей; в 1770 году здесь поселился принц Генрих Прусский, а затем принц Нассау-Зиген и вице-премьер И.А. Остерман.

В конце 1790-х годов император Павел I передал дворец в дар столице Мальтийского ордена. В связи с необходимостью было перестроено несколько комнат, изменена парадная лестница и вестибюль; в 1798-1800 годах по планам архитектора Джакомо Кваренги во дворце была построена церковь Рождества Иоанна Крестителя, а со стороны сада к основному зданию пристроена Мальтийская капелла, оформленная в стиле высокой классики. Капелла также была построена в стиле высокого классицизма. Стены были отделаны искусственным мрамором под руководством мастера Давида Эльзезера, который изготовил декоративные рельефы по лепнине мастера Берна. Капелла с великолепным мраморным алтарем и 15-нотным органом была обставлена орденскими драгоценностями и креслом канцлера. Согласно городской легенде, из опочивальни Павла I в Михайловском замке в подвал капеллы вел подземный тоннель длиной 3,5 км. 19 век.
В 1810 году по указу императора Александра I дворец был передан Пажескому корпусу. Поскольку планировка и убранство дворца не соответствовали потребностям военно-учебного заведения, дворец планировалось перестроить. Для руководства проектом был приглашен архитектор Александр Штауберт. Фасадное оформление осталось неизменным, но первоначальный интерьер был почти полностью утрачен. В этот период были удалены потолочные и настенные рельефы, паркетные полы, исчезли картины, а главная лестница была перенесена ближе к церкви. От первоначального интерьера осталось лишь несколько арочных клуатров. Первый этаж флигеля был сдан в аренду под магазин. Одним из его арендаторов был книжный магазин Ивана Лысенкова, который часто посещал поэт Александр Пушкин. Дворец содержался на доходы от аренды.

Позже дворец был достроен и расширен в соответствии с потребностями Пажеского легиона. Дворцовый двор постепенно заполнялся хозяйственными постройками: в 1832-1834 годах под руководством архитектора Альберта Кавоса был перестроен служебный флигель Чернышева переулка; в 1853-1856 годах расширена Мальтийская часовня, построен флигель на востоке, увеличена ризница и др, Сзади была расширена часовня, под которой находился склеп герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

Следующий этап реконструкции дворца пришелся на 1883-1884 годы. В это время на территории было построено несколько новых служебных зданий, к северной стороне главного здания и к часовне были пристроены флигели, а юго-западная сторона главного здания дворца была надстроена на один этаж. На новом участке были запланированы помещения для 3-й роты.

С 1810 года и до революции в этом дворце размещался Камергерский корпус.

XX век.
После революции во дворце размещалась 1-я Петроградская пехотная школа РККА, в 1927-1933 годах дворец был отреставрирован архитектором Н.П. Никитиным. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался госпиталь, после 1950 года - Кировско-Ленинградское пехотное училище, после 1958 года - Суворовское училище. В этот период были отреставрированы фасады, вестибюли и столовые главного здания и флигелей, заменены балки перекрытий. Росписи в церкви и часовне были отреставрированы под руководством художника Николая Перцева.

 

Дворец и удивительный сад барокко

Амбициозного Михаила Воронцова удовлетворил только проект придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771). Земельный участок между Садовой улицей и рекой Фонтанка был застроен роскошным дворцом усадебного типа с двумя дворами, церковью во дворце, служебными корпусами, оранжереей. До улицы дворец открывался широким курдонером – первым двором с кованой решеткой.

Поземный план дворца не передавал странной игры объемов, интересного второго двора, имевшего ступеньки в парке из галереи, фактически крыши первого этажа флигеля. Сад барокко, распланированный за вторым двором, соперничал цветником и планировкой только с парком Итальянского дворца императрицы Екатерины 1-й. Сад барокко за дворцом Воронцова уступал размеры только саду за Меншиковским дворцом и Летнему саду Петра 1-го, и не имел такого же количества мраморных, садово-парковых скульптур.