Храм Кайласа в Эллоре или Кайласанатха - самое большое монолитное здание в мире, высеченное из одного куска скалы

Храм Кайласа в Эллоре

 

Один из самых больших в Индии - храм Кайласа или Кайласанатха. Расположенный в Эллоре, этот удивительный храм был вырезан из одной единственной скалы. Он был спроектирован, чтобы скопировать гору Кайлаш или Кайлас, которая по верованиям индусов является домом Господа Шивы. Храм Кайласа является одним из самых великолепных пещерных храмов, благодаря своей уникальной архитектуре и разнообразию скульптурных стилей.

Храм также известен как храм Кайласанатха и является одним из 34 пещерных храмов и монастырей, которые образуют обширный комплекс пещер Эллоры. Семнадцать из них принадлежат индусам, двенадцать - буддистам, пять - религии джайн.

Храм Кайласа

В храме Кайласы использовалось множество удивительных архитектурных и скульптурных стилей

 

История

В храме Кайласа нет дарственной надписи, но нет сомнений, что он был построен по заказу правителя Раштракуты. Его строительство обычно приписывают царю Раштракуты Кришне I (годы правления 756–773 гг. Н. Э.) На основании двух эпиграфов, связывающих храм с «Кришнараджей» (IAST Kṛṣṇarāja):
Надпись на медной пластине Вадодара (ок. 812–813 гг. Н. Э.) Каркараджи II (правителя ветви Раштракута в Гуджарате) свидетельствует о даровании деревни в современном Гуджарате. В нем Кришнараджа упоминается как покровитель Кайласанатхи, а также упоминается храм Шивы в Элапуре (Эллора). В нем говорится, что царь построил такой чудесный храм, что даже боги и архитектор были поражены. Большинство ученых считают, что это ссылка на храм Кайласа Шивы в Элоре.
Грант Кадаба Говинды Прабхутаварши, похоже, также приписывает Кришнарадже строительство храма.

Однако приписывание храма Кришне I не совсем точно, потому что эти эпиграфы физически не связаны с пещерами и не датируют правление Кришнараджи. Более того, земельные дары, выданные преемниками Кришны, не содержат никаких упоминаний о храме Кайласа.

В храме Кайласа используется несколько различных архитектурных и скульптурных стилей. Это, в сочетании с его относительно большими размерами, привело некоторых ученых к мысли, что его строительство охватило период правления нескольких королей. Некоторые из храмовых рельефов выполнены в том же стиле, что и пещера Дашаватара (пещера 15), расположенная рядом с храмом. Пещера Дашаватара содержит надпись предшественника и племянника Кришны Дантидурги (ок.   735–756 гг. Н. Э.). На основании этого искусствовед Герман Гетц (1952) предположил, что строительство храма Кайласа началось во времена правления Дантидурги. Кришна освятил его первую полную версию, которая была намного меньше современного храма. По словам Гетца, роль Дантидурги в строительстве храма, должно быть, была намеренно подавлена, поскольку Кришна оттеснил сыновей Дантидурги, чтобы они претендовали на трон после его смерти. Основываясь на анализе различных стилей, Гетц также выдвинул гипотезу о том, что более поздние правители Раштракуты также расширили храм. Среди этих правителей Дхрува Дхараварша, Говинда III, Амогхаварша и Кришна III. По словам Гетца, правитель Парамара 11 века Бходжа заказал фриз со слоном и львом на нижнем постаменте во время своего вторжения в Декан и добавил новый слой картин. Наконец, Ахилиабай Холкар заказал последний слой росписи в храме.

М. К. Дхаваликар (1982) проанализировал архитектуру храма и пришел к выводу, что большая часть храма была завершена во время правления Кришны I, хотя он согласился с Гетцем в том, что некоторые другие части храмового комплекса могут быть датированы более поздними правителями. Согласно Дхаваликару, следующие компоненты были завершены Кришной: главное святилище, его ворота, нанди-мандапа, нижний этаж, фриз со слоном и львом, придворные слоны и колонны победы. Дхаваликар признает, что самая важная скульптура храма, на которой изображен Равана, сотрясающий гору Кайласа, похоже, была построена после главного здания. Эта скульптура считается одним из лучших произведений индийского искусства, и, возможно, после нее храм стал известен как Кайласа. Дхаваликар предполагает, что эта скульптура была вырезана примерно через 3-4 десятилетия после завершения строительства главного святилища на основании ее сходства со скульптурой тандава в пещере Ланкешвар. Х. Гетц датирует этот рельеф правлением Кришны III. Как и Гетц, Дхаваликар приписывает некоторые другие постройки храмового комплекса более поздним правителям. К ним относятся пещера Ланкешвар и святилище речных богинь (возможно, построенное во время правления Говинды III). Дхаваликар также предполагает, что раскопки пещеры Дашаватара, начавшиеся во время правления Дантидурги, были завершены во время правления Кришны I. Это объясняет сходство между скульптурами в двух пещерах.

 

Влияние Паллавы-Чалукьи

Дхаваликар указал, что ни одна из основных частей монолитного храма, по-видимому, не была запоздалой мыслью: архитектурные данные свидетельствуют о том, что весь храм был спланирован с самого начала. Главная святыня очень похожа (хотя и намного больше) на храм Вирупакша в Паттадакале, который сам является копией храма Кайласа в Канчи. Храм Паттадакал Вирупакша был построен Чалукьями из Бадами в ознаменование их победы над Паллавами, построившими храм Кайласа в Канчи. Согласно храмовым надписям Вирупакши, Чалукья привели художников-паллавов в Паттадакал после победы над Паллавами. Дхаваликар предполагает, что после победы над Чалукьями Кришна, должно быть, был впечатлен храмом Вирупакши, расположенным на их территории. В результате он привел скульпторов и архитекторов храма Вирупакша (включая некоторых художников-паллавов) на свою территорию и привлек их к строительству храма Кайласа в Эллоре.

Если предположить, что архитекторы храма Вирупакша участвовали в строительстве храма Кайласа в Эллоре, строительство массивного храма во время правления одного монарха не кажется невозможным. У архитекторов уже был план и прототип, что должно было значительно сократить усилия, затраченные на строительство нового храма. Более того, добыча монолитного храма на самом деле потребовала бы меньше усилий, чем транспортировка больших камней для строительства нового храма такого же размера. Предполагая, что один человек может вырезать около 4 кубических футов скалы каждый день, Дхаваликар подсчитал, что 250 рабочих смогли бы построить храм Кайласа в Эллоре за 5,5 лет. Присутствие в храме стилей, отличных от Раштракута, можно объяснить участием художников Чалукья и Паллава.

 

Метод строительства

Храм Кайласа примечателен своими вертикальными раскопками — резчики начинали с вершины первоначальной скалы и копали вниз. Мастер-архитектор неукоснительно придерживался традиционных методов, чего нельзя было добиться, проводя раскопки спереди.

Средневековая легенда маратхи, по-видимому, относится к строительству храма Кайласа. Самый ранний сохранившийся текст, в котором упоминается эта легенда, - это Катха-Калапатару Кришны Яджнавалки (ок. 1470–1535 гг. н. э.). Согласно этой легенде, местный царь страдал тяжелой болезнью. Его королева молилась богу Гришнешвару (Шиве) в Элапуре, чтобы тот вылечил ее мужа. Она поклялась построить храм, если ее желание будет исполнено, и пообещала соблюдать пост, пока не увидит шикхару (верхнюю часть) этого храма. После того, как король вылечился, она попросила его немедленно построить храм, но несколько архитекторов заявили, что на строительство храма с шикхарой ​​уйдут месяцы. Один архитектор по имени Кокаса заверил короля, что королева сможет увидеть шикхару храма в течение недели. Он начал строить храм сверху, вырезав скалу. Он смог закончить шикхару за неделю, что позволило королеве быстро отказаться от нее. Храм был назван Маникешвар в честь королевы. М. К. Дхаваликар предполагает, что Кокаса действительно был главным архитектором храма Кайласа, который, возможно, первоначально был известен как Маникешвар. В многочисленных надписях XI-XIII веков из центральной Индии упоминаются архитекторы, родившиеся в знатной семье Кокаса.

 

Храм Кайласа

Архитектура

Архитектура храма Кайласа отличается от более раннего стиля, распространенного в регионе Декан. Как указывалось выше, похоже, что он основан на храме Вирупакша в Паттадакале и храме Кайласа в Канчи, но не является точной имитацией этих двух храмов. Южное влияние на архитектуру храма можно объяснить участием в его строительстве художников Чалукья и Паллава. Местные ремесленники Декана, похоже, играли второстепенную роль в строительстве храма.

У входа во двор храма есть низкий гопурам. Большинство божеств слева от входа - шайваиты (связанные с Шивой), а справа - вайшнавские божества (связанные с Вишну). Двухэтажные ворота открываются, открывая U-образный двор. Размеры двора составляют 82 м х 46 м в основании. Двор окаймлен колонной аркадой высотой в три этажа. Аркады перемежаются огромными скульптурными панелями и нишами с огромными скульптурами различных божеств. Первоначально каменные подвесные мосты соединяли эти галереи с центральными храмовыми постройками, но они рухнули. Некоторые из самых известных скульптур - Шива-аскет, Шива-танцор, Шива, предупрежденная Парвати о демоне Раване, и речная богиня.

Во дворе находится центральный храм, посвященный Шиве, и изображение его горы Нанди (священного быка). Центральное святилище, в котором находится лингам, представляет собой мандапу с плоской крышей, поддерживаемую 16 колоннами, и дравидийскую шикхару. Святилище с колоннами, окнами, внутренними и внешними комнатами, залами для собраний и огромным каменным лингамом в его центре украшено нишами, штукатуркой, окнами, а также изображениями божеств, митхунов (эротических мужских и женских фигур) и другие фигуры. Как это принято в храмах Шивы, Нанди сидит на крыльце перед центральным храмом. Нанди мандапа и главный храм Шивы имеют высоту около 7 метров и построены на двух этажах. Нижние этажи Нанди Мандапы представляют собой прочные конструкции, украшенные сложной иллюстративной резьбой. Основание храма вырезано, чтобы предположить, что слоны держат конструкцию в воздухе. Каменный мост соединяет Нанди Мандапу с крыльцом храма. В основании храмового зала представлены сцены из Махабхараты и Рамаяны.

Храм Кайласа

Архитектура храма показывает следы стилей Паллавы и Чалукьи

 

Храм Кайласа

В помещении храма пять отдельно стоящих святынь; три из них посвящены речным богиням: Ганге, Ямуне и Сарасвати.

Во дворе есть два Дваджастхамбама (колонны с флагштоком). Примечательной скульптурой является скульптура Раваны, пытающегося поднять гору Кайласа.

Храм Кайласа

Храм Кайласа