Хаммадид или Кала-Бени-Хаммад

Хаммадид

Описание Хаммадида или Кала-Бени-Хаммад

Хаммадид

Местонахождение: округ Мсила

Основан: 1007

Покинут: 1152

 

Хаммадида или Кала-Бени-Хаммад (Калъ'ат-Бану-Хаммад) (Beni Hammad) расположен на севере Алжира, в административном округе Мсила. Это бывшая столица династии Хаммадидов. Кала-Бени-Хаммад был основан в 1007 году Хаммадом ибн Булуггином, сыном Булуггина ибн Зири, основателя Алжира. Город стал столицей берберов Хаммадидов и пережила осаду Зирида в 1017 году. В 1090 году Кала-Бени-Хаммад был заброшен под угрозой вторжения Бану Хилала и наконец полностью разрушен воинами Аль-Мумина.

Кала-Бени-Хаммад расположен в горной местности, на высоте 1418 метров над уровнем моря. Форт был изолирован и оставался недоступным для исследователей. Местные племена знали о её нахождение, но обходили заброшенный город стороной. Люди боятся призраков и злых джинов, которые по их убеждению проживают в старых стенах. Любой кто попытается украсть камни или мифические сокровища из подвалов крепости могли умереть. Поэтому город так хорошо сохранился. Западные ученые отыскали крепость при археологических раскопках в 1897 году археологами из Франции. Научная работа была продолжена в 1908 и 1948 годах специалистами Алжира.

Во времена своего расцвета Кала-Бану-Хаммад был густонаселенным центром научных и теологических изысканий, ремесленничества. Лучшие зодчие возвели дворец правителя Дар-эль-Бахр из трех отдельных зданий с садами и террасами, огромным (67 х 47 метра) бассейном у входа. Экспонатами музеев Сетифа, Константины и Алжира являются монеты, ювелирные украшения, предметы быта, посуда из Кала-Бану-Хаммад. На территории археологического комплекса, внесенного в список мирового наследия ЮНЕСКО, можно увидеть остатки скульптурные изображения львов из мрамора, что очень нетривиально для мусульман, керамическую, мозаичную отделку, витражное стекло, роспись. Отлично сохранился минарет с руинами мечети и крепостной стены длиной в 7 км, сигнальная башня. Мечеть поражает своими размерами – в ней 13 нефов и 8 рядов мест для молящихся. Она и сейчас считается в Алжире одной из самых больших.

 

Дворец Дар-эль-Бахр расположен в самом сердце Кала-Бану-Хаммад. Рампа на одном конце бассейна использовалась для запуска лодок. Бассейн окружен портиком и доступен через монументальный вход с восточной стороны. К западу от бассейна располагалась приподнятая терраса и внутренний двор с садами. За стенами дворцового комплекса сады простирались с востока на запад по всему городу и на глубину почти 100 метров. Сады еще не были исследованы археологами, хотя были обнаружены несколько декоративных фонтанов.

На раскопках видны также остатки фундаментов дворцов знатных жителей города.

 

Дар аль-Бахр, Озерный дворец
Дворец Дар-эль-Бахр был назван в честь прямоугольного бассейна размером 67 на 47 метров (220 на 154 фута). Пандус на одном конце бассейна использовался для спуска на воду лодок. Ссылки на морские экспозиции в этом пуле появляются в отчетах современных посетителей. Бассейн был окружен портиком и доступен через монументальный вход с восточной стороны. К западу от бассейна была возвышенная терраса и двор с садами. За стенами дворцового комплекса сады простирались с востока на запад по всему городу и на глубину почти 100 метров (330 футов). Археологи еще не исследовали сады, хотя были обнаружены декоративные фонтаны.

 

История

Это место уже было заселено нумидийцами: мозаика, изображающая триумф Амфитриты, была обнаружена в 1898 году в 700 метрах к востоку от города и хранится в Музее древностей в Алжире. Согласно арабским хронистам и, в частности, Ибн Хаммаду, который указывает, что он назывался Шато-де-Киана, а также Форт-дю-Мируар, он служил убежищем Абу Язиду («человеку с ослом») во время его восстания против фатимидских халифов Аль. -Каим и Аль-Мансур.

Калаа был основан в 1007 году Хаммадом ибн Бологином, сыном Бологина ибн Зири Менада Абу Зири (основателя Алжира), который получил от своего сюзерена Бадиса, принца Зиридов, разрешение на строительство города и сделать его своей столицей. Там он два года занимался крупными строительными проектами. Положение новой цитадели дает еще большие стратегические преимущества, чем у Ачира. Хаммад поспешил укрепить его и, по словам Ибн Халдуна, заселить его жителями Мсилы и Хамзы (Буира), разрушив их города, а также Джерава.

Через девять лет после основания Калаа Хаммад ибн Бологин восстает против своего племянника Бадиса, который хочет лишить его трех провинций Константина. Карама, брат Бадиса, нападает на Калу и частично разрушает ее. Сам Бадис после шести месяцев осады собирается захватить его, когда он умирает 9 мая 1016 года. Затем войска Зиридов покидают Калаа. Позже Хаммад заключает мир с сыном и преемником Бадиса Аль-Муиззом, который должен смириться с свершившимся фактом (1017 г.). Брак Абдаллы, сына Хаммада, и Умм аль-Улу, сестры Аль-Муизза, знаменует союз двух принцев.

Став столицей берберов Хаммадидов, город был тогда одним из самых цветущих в Северной Африке. Согласно Ибн Хальдуну, «Кала вскоре достигла большого процветания; его население быстро увеличивалось, и сюда стекались ремесленники и ученики из самых дальних стран и из концов империи. Этот приток путешественников был вызван большими ресурсами, которые новая столица предлагала тем, кто занимался наукой, торговлей и искусством. Три основные дороги соединяют Калаа с другими городами Магриба. Первый, на северо-западе, разделяется и ведет к Алжиру и Тенесу через Буйру, к Бужи и Джиджелли, к Сетифу и Константину. Второй, на запад, ведет к Мсиле и Ачиру, затем к Медее и Тахерту. Последний, на востоке, также разделяется, чтобы идти к Константину, Кайруану и Сфаксу, Бискре, Гафсе и Габесу.

После смерти Хаммада в 1028 году Калаа украшали на протяжении всего правления его преемников, Аль-Каида (1029–1054), Мухсина (1054–1055), Болохина (1055–1062), Аль-Насира (1062–1082). , Аль-Мансур (1088-1104). Согласно стихам Ибн Хаммада, цитируемым Ибн аль-Хатибом, «Ан-Насир украсил Великую мечеть Кала и построил рядом с городом несколько замков: дворец Двух невест, дворец Баллары, носящий имя принцесса Зирид, на которой принц Хаммадидов женился в 1077 году, Дворец Халифата и Дворец Звезды». После вторжения хилалийских арабов в Ифрикию город особенно приветствовал разорившихся жителей Кайруана и восточных купцов, которым он был обязан неожиданным развитием около 1065 года. Затем город, по словам Аль-Бакри (умер в 1094 г.), является «центром торговли, который привлекает караваны из Ирака, Хиджаза, Египта, Сирии и всех частей Магриба».

Во время правления Аль-Каида, когда возобновились военные действия между Зиридами и Хаммадитами, Калаа была осаждена между 1040 и 1042 годами. При правлении Ан-Насира она была завоевана Али б. Раггам, но, по словам Ибн Халдуна, быстро возобновился. В 1090 году Аль-Мансур покинул Калаа под угрозой хилалийцев и поселился в Беджайе (Буги) со своими войсками и двором. Упадок города, до того времени одного из самых важных в центральном Магрибе, начался при правлении Аль-Азиза (1105-1121). Осажденный гиляльцами, он был спасен только вмешательством армии, посланной государем из Бужи. В 1148 году Яхья, последний принц Хаммадидов (1121–1152), приказал перевезти все городские ценности в Бужи. В 1152 году он был взят и частично разрушен войсками Альмохадов во главе с Абдаллахом, сыном халифа Абд аль-Мумина. В 1185 году Альморавид Али ибн Гания вошел в него после трехдневной осады.

 

Памятники

Место столицы Хаммадидов осталось нетронутым никаким другим сооружением со времен Средневековья. Первые раскопки, проведенные Полем Бланше в апреле 1897 года, были сосредоточены на подземелье Манара. В 1908 году генерал Леон де Бейли провел расчистку Дворца Лак и большой мечети. Последние раскопки перед обретением Алжиром независимости проводились Люсьеном Голвином с 1951 по 1956 год, затем с 1960 по 1962 год. С 1964 года Рашид Буруиба каждый год руководил новыми кампаниями. Таким образом, мы можем получить более точное представление о памятниках Калаа сегодня, чем о памятниках Ачира.

Город включал в себя 7-километровое укрепление шириной от 1,20 м до 1,60 м, позже разрушенное Альмохадами, значительное количество памятников, среди которых большая мечеть и ее минарет, а также подземелье Манар, дворец Манар, дворец Озера, дворец Спасения, цистерны и бассейны. Трое ворот, Баб аль-Аквас, Баб Дженан и Баб Джерава, вели в город, из которых остались только первые двое. Два памятника до сих пор возвышаются из-под земли: минарет мечети, в декоре которого можно легко угадать, и подземелье Манар, возвышающееся над скалой Уэд-Фредж.

 

Большая мечеть

Великая мечеть Калаа должна была быть основана в то же время, что и город, то есть в 11 веке. Три года потребовалось для эксгумации полностью разрушенной мечети, от которой остался только минарет. Он имеет форму прямоугольника 63,30 на 53,20 метра. Молитвенный зал размером 53,20 на 34,20 метра состоит из тринадцати нефов, ориентированных с севера на юг, с 8 нишами.

Стена шириной 1,10 метра, которая может быть показателем существования максуры (места, где молится принц), изолирует пять центральных нефов. Рашид Буруиба считает, что это скорее «маленькая молитвенная комната, которая заменила большую, когда Кала была покинута большим количеством ее жителей, а у остального населения больше не было средств для содержания такого огромного здания».

От михраба осталась только левая часть его основания. Его обращенная на юг ниша имела форму приподнятой арки. На месте остались две колонны, поддерживающие открывающуюся арку.

Двор размером 53,20 на 26,90 метра отделен от молельного зала стеной с одиннадцатью дверями. Окруженный портиком, он вымощен белыми плитами. В его центре находится питаемая от источника цистерна длиной 1,15 м, шириной 5,40 м и высотой 2,80 м, свод которой частично обрушен. В основном три комнаты, расположенные к востоку, должны были использоваться для омовений, еще одна, восточнее, могла быть библиотекой.

В середине северной стороны двора минарет в настоящее время имеет высоту 24,70 метра, верхняя часть обрушилась. После мечети Сиди-Бу-Меруан она является старейшей в Алжире. Его башня в виде параллелепипеда имеет длину стороны 6,50 м, лестница из ста двадцати семи ступеней, поворачивающаяся в центре, ведет на вершину.

Орнамент лица минарета, выходящего во двор, развивается в трех вертикальных регистрах. По словам Рашида Буруйбы, «впервые в истории мусульманского искусства, как на Востоке, так и на Западе, такое расположение было принято. Мы найдем ее у минарета Хиральды в Севилье. Центральный регистр установлен обратно. Он последовательно включает: полукруглую дверь, обрамленную двумя зацепленными колоннами, увенчанную стрельчатой ​​аркой, опирающейся на две зацепленные колонны; над полукруглым окном, увенчанным прямолинейной аркой, опирающейся на зацепленные колонны; круглое арочное окно; окно, увенчанное стрельчатым арочным тимпаном, украшенным внутри двумя секторами арок; и венчает все это глухой проем в сломанной арке, украшенной двумя началами аркад, покоящимися на центральной колонне. Два других симметричных регистра имеют углубленное углубление и два полукруглых глухих проема, украшенных керамикой.

Мечеть Калаа, самая большая в Алжире после мечети Мансура в Тлемсене, имеет те же архитектурные аспекты, что и Великая мечеть Кайруана.

Что касается дворцов, кроме Манара, они разрушены на уровне земли, и вам нужно спуститься к фундаменту, чтобы узнать план. Стены построены «из камней, выбранных по размеру из осыпи горы. Те, которые должны были быть по углам, мы грубо подрезали и уложили, как они есть, в обычные грядки, заполнив промежутки между ними раствором и галькой», штукатурным покрытием, скрывающим неровности этого аппарата.

 

Манар

Руины дворцов доказывают блестящую цивилизацию Хаммадидов. Дворец эмиров включал в себя три резиденции, разделенные разными павильонами, садами, а также системами поддержания воды. В Калаа преобладают принципы искусства из Каира и особенно из Багдада: мозаика и глиняная посуда, скульптуры на гипсе, сталактиты из эмалированной земли, стилизованный растительный декор и геометрический орнамент.

Подземелье Манар представляет собой квадратную башню со стороной 20 метров, верхняя часть которой обрушилась. Его грани имеют полуцилиндрические ниши, сравнимые с теми, что украшают большую мечеть. По словам Рашида Буруибы, они были заимствованы хаммадитами «от Фатимидов, украсивших ими свою Великую мечеть Махдии в Тунисе» и которые можно найти «на Сицилии, во Дворце Кубы в Палермо». Нижнее помещение подземелья Манара, пандус которого огибался, служило тюрьмой или складом, верхнее помещение по 5 метров с каждой стороны, крестообразное, по Жоржу Марсе должно было быть перекрыто куполом.

От дворца Манара — маяка — (Каср эль-Манар) осталась только темница «с ее высокими стенами, которые кажутся рифлеными от подножия до верха узкими нишами» (Ж. Марсе). Раскопки выявили несколько рядом стоящих построек: центральное здание и три других на востоке, севере и западе.

Входная дверь центрального корпуса украшена симметричными полуцилиндрическими нишами. По обе стороны от него фасад украшен тремя плоскодонными нишами. Слева от входа лестница вела в помещения второго этажа, направо коридор вел в квадратный центральный двор, вымощенный белыми плитами, окруженный галереей, вымощенной красным кирпичом, дающей доступ к различным номера. Две другие лестницы в северо-западном и юго-восточном углах вели наверх.

В здании есть холл, вымощенный мрамором. Западная стена украшена фреской (флора и эпиграфика). Его основу составляет набор мраморных панелей разных цветов.

Северное здание состоит из трех наборов конструкций с разной ориентацией. Первый, южный, состоит из трех комнат, выходящих на восток, и большого зала или частично мощеного двора. Во втором есть две большие прямоугольные комнаты, где Рашид Буруиба нашел «множество фрагментов лепнины и сталактитов», сообщающиеся с тремя комнатами и двумя прямоугольными залами, выходящими на восток. Последний состоит из небольшой прямоугольной комнаты, две другие выходят в большую частично вымощенную комнату.

Западное здание организовано вокруг внутреннего двора, частично сохранившегося мраморного мощения, окруженного портиком, вымощенным зеленой и белой шестиугольной плиткой. В его центре каменный бассейн, найденный в сентябре 1970 года, украшен четырьмя львами. В прямоугольном помещении, расположенном севернее, нишу обрамляли две гипсовые колонны, увенчанные капителями, одна из которых найдена. На востоке стены небольших прямоугольных комнат были облицованы в нижней части белым и зеленым глазурованным кирпичом. Южнее была обнаружена «самая маленькая молельня в мусульманском мире», 1,80 м на 1,70 м. На постаменте его западной стены, сохранившемся до одного метра, мы можем прочитать фрагмент 36 стиха суры XXIV Корана. В его южной стене в нише мирхаба также представлены две коранические цитаты. По бокам ниши эпиграфические полосы окружают две панели с растительным орнаментом.

Три других здания расположены к югу от Манарского дворца, одно из которых имеет фасад, украшенный полуцилиндрическими нишами. На западе находится цистерна, состоящая из двух отсеков, сообщающихся пятью отверстиями. К юго-востоку от города стены прямоугольного резервуара также имеют полуцилиндрические контрфорсы.

В поэме Ибн Хаммада (умер в 1230 г.), где автор прославляет Манар, оставшийся декор которого был пресловутой красоты, он говорит: «Увижу ли я снова аркады Эль-Манара на цветущих клумбах; можно было бы сказать, что купола, возвышающиеся над его горизонтом, — это звезды, появившиеся в знаке Водолея».

 

Дворец Спасения

Дворец Спасения построен на укрепленном склоне холма, очень похожем на Дар-эль-Бахр и параллельном ему, частично окаймленном стеной, недалеко от Баб-Дженана.

Кажется, что этот дворец представлял собой касбу, расширяющуюся по мере спуска. Раскопаны руины верхней части и довольно беспорядочная группа помещений у основания.

Дворец состоит из квадратного двора, вымощенного плоскими камнями, по 15 метров с каждой стороны, окруженного четырьмя комнатами и различными небольшими комнатами. Рядом с дворцом был обнаружен дом с силосами в виде амфор.

 

Озерный дворец

Дворец у озера (Дар-эль-Бахр) разрушен на уровне земли, но фундамент позволяет восстановить план. Находится в центре города, в 150 м к северу от мечети.

Беспрепятственный фасад имеет, как и у Манарского дворца, дверь спереди и полуцилиндрические ниши.

Вход ведет в крестообразную комнату, которая открывается посреди прямоугольной комнаты, сообщающейся с двумя меньшими комнатами. За этими комнатами три другие комнаты выходят на галерею, вымощенную красным кирпичом, на поле, которое граничит с бассейном, давшим название дворцу, где проходили морские турниры.

 

Найдены предметы

Найдены многочисленные стволы колонн (мечеть, Манарский дворец, Озерный дворец), а также капители у мечети, у Манарского дворца (камень цвета охры, резная и расписная штукатурка, белый мрамор), у Озерного дворца (глазурованный кирпич, желтоватый камень) и стелы.

При раскопках также было обнаружено несколько наборов керамики с орнаментом (геометрические или эпиграфические мотивы, а также животные, люди) и керамики (эмалированные кирпичи различной формы и плитки). Алжирский археолог Рашид Буруиба уточняет, что было найдено несколько ламп, «которые отличаются от римских ламп длиной клюва, а иногда и наличием ручки или воронки».

В дополнение к льву из черного мрамора и чаше из серого мрамора, обнаруженным генералом Леоном де Бейли, которые выставлены в Национальном музее древностей и исламского искусства, выставлен стол, украшенный коранической надписью (Национальный общественный музей Сетифа), «чадирван». или «чатраван», «мраморные столы, украшенные канавками в виде прямолинейных или криволинейных стропил, которые обычно располагаются на наклонной плоскости под фонтаном, чтобы вода мерцала (...)» и которые «использовались для украшения дворцов Сицилии»; один из них, украшенный тремя рыбами, выставлен в Национальном музее Цирта.

Было обнаружено много осколков стекла, в том числе предметы (денералы), служащие стандартами веса или денежными стандартами. Также были эксгумированы различные металлические предметы из железа (гвозди, крючки, фурнитура, стержни, пластины, петли), меди (гвозди и семена) и бронзы, в частности птицы (Национальный музей Цирта) и угол, украшенный жаровней.

При раскопках были найдены монеты. Генерал Леон де Бейли обнаружил только один, на имя фатимидского халифа Аль-Муизз ли-Дин Аллаха. Французский искусствовед Люсьен Гольвен обнаружил во Дворце Спасения амфору, в которой находилось от 5 до 6 кг бронзовых монет без надписи, а также дирхемов или серебряных монет с упоминанием имени фатимидского халифа Аль-Хакима. Археологу Рашиду Буруибе предстояло найти много монет Альмохадов: в 1962 году во дворце Манар шесть динаров, а в 1967 году восемнадцать динаров (семнадцать динаров, носящих имя Абд аль-Мумина, шесть монет его преемника Абу Якуба, одного из эмира хафсидов Абу Закарии). ) и более тысячи дирхемов (датировать которые не удалось) в молельном зале мечети.

Драгоценности, найденные в Калаа, хранятся в музеях Константина (серьги, броши, брошь, фрагмент браслета, булавки, жемчужное ожерелье...) и Сетифа (серьги, браслет, три кольца, фрагмент броши, семь круглых медальоны, шесть серебряных бусин).