Лхаса

Лхаса

 

Транспорт 

 

Описание Лхаса

Лхаса

Расположение: Тибет
Тел. (0891) 683 4362
Открыто: с 9:00 до 17:00 ежедневно

Лхаса - бывший религиозный центр тибетского буддизма. Его название означает «Земля богов». Древние тибетские документы и надписи показывают, что это место было названо Раса, что либо означало «место козлов», либо, как сокращение раве са, «место, окруженное стеной», или «ограждение», предполагающее, что город был первоначально служил охотничьим заповедником в королевской резиденции на холме Марпори. Лхаса сначала записывается как название, относящееся к области Йово, в договоре, заключенном между Китаем и Тибетом в 822 году нашей эры. В настоящее время он служит административной столицей Тибетского автономного региона в Китае. Лхаса - второй по численности населения город на Тибетском нагорье после Синина, и расположенный на высоте 3490 метров (11 450 футов) над уровнем моря Лхаса является одним из самых высоких городов в мире. Город был религиозной и административной столицей Тибета с середины 17 века. Его наиболее заметная достопримечательность - белый и красный дворец Потала. Другие важные объекты включают дворцы Норбулинка, храм Джоханг и многие другие.

 

Лхаса

Топонимия

Лхаса буквально переводится как «место богов» (ལྷ lha, бог; ས sa, место) на тибетском языке. Chengguan буквально переводится как «городские ворота» (китайский: 城关; пиньинь: Chéngguān) на китайском языке. Древние тибетские документы и надписи показывают, что это место называлось Раса (ར་ ས), что означало либо «козье место», либо, как сокращение rawe sa, «место, окруженное стеной» или «ограждение», предполагая, что изначально это место было охотничьим заповедником в королевской резиденции на холме Марпори. Лхаса впервые упоминается как название, относящееся к храму Джово, в договоре, заключенном между Китаем и Тибетом в 822 году н. э.

 

История

К середине 7 века Сонгцен Гампо стал лидером Тибетской империи, пришедшей к власти в долине реки Брахмапутра (местно известной как река Ярлунг Цангпо). После завоевания королевства Чжанчжун на западе он перенес столицу из замка Чингва Тактсе в округе Чонье (пиньинь: Qióngjié Xiàn), к юго-западу от Ярлунга, в Расу (Лхаса), где в 637 году он построил первые строения на месте что сейчас является дворцом Потала на горе Марпори. Говорят, что в 639 и 641 году н. Тан суд. Говорят, что Бхрикути обратил его в буддизм, что также было верой его второй жены Вэньчэн. В 641 году он построил храмы Джокханг (или Раса Трулнанг Цулагханг) и Рамоче в Лхасе, чтобы разместить две статуи Будды, Акшобхья Ваджру (изображающую Будду в возрасте восьми лет) и Джово Шакьямуни (изображающую Будду в возрасте двенадцати лет). ), соответственно привлеченные к его двору принцессами. Лхаса сильно пострадала во время правления Лангдармы в 9 веке, когда священные места были разрушены и осквернены, а империя разделилась.

В тибетской традиции упоминается, что после смерти Сонгцен Гампо в 649 году н. Э. Китайские войска захватили Лхасу и сожгли Красный дворец. Китайские и тибетские ученые отметили, что это событие не упоминается ни в китайских летописях, ни в тибетских рукописях Дуньхуана. Lǐ предположил, что эта традиция может происходить из интерполяции. Цепон В. Д. Шакабпа считает, что «истории, сообщающие о прибытии китайских войск, неверны».

С момента падения монархии в 9 веке до прихода на престол Далай-ламы 5-го века центр политической власти в тибетском регионе находился не в Лхасе. Однако значение Лхасы как религиозного объекта становилось все более значительным с течением веков. Он был известен как центр Тибета, где Падмасамбхава магическим образом повесил земную демоницу и построил фундамент храма Джокханг над ее сердцем. Ислам присутствует с 11 века в том, что всегда считалось монолитно буддийской культурой. Две тибетские мусульманские общины жили в Лхасе с разными домами, едой и одеждой, языком, образованием, торговлей и традиционными травами.

К 15 веку город Лхаса приобрел известность после того, как Дже Цонкапа и его ученики основали три больших монастыря Гелугпа. Три монастыря - это Ганден, Сера и Дрепунг, которые были построены как часть пуританского буддийского возрождения в Тибете. Научные достижения и политические ноу-хау линии передачи гелугпа в конечном итоге снова выдвинули Лхасу на центральную сцену.

Пятый Далай-лама, Лобсанг Гьяцо (1617–1682), объединил Тибет и перенес центр своей администрации в Лхасу в 1642 году с помощью Гуши-хана из хошута. С Гуши-ханом как в значительной степени не вовлеченным повелителем, 5-й Далай-лама и его приближенные создали гражданскую администрацию, которую историки называют государством Лхаса. Основное руководство этого правительства также называют Ганден Пходранг, и с тех пор Лхаса стала религиозной и политической столицей. В 1645 году на Красной горе началась реконструкция дворца Потала. В 1648 году было завершено строительство Потранг Карпо (Белый дворец) Поталы, и с тех пор Потала использовался Далай-ламой в качестве зимнего дворца. Потранг Марпо (Красный дворец) был добавлен между 1690 и 1694 годами. Название Потала происходит от горы Поталака, мифической обители божественного прототипа Далай-ламы, бодхисаттвы Авалокитешвары. Храм Джоканг также был значительно расширен примерно в это время. Хотя некоторые деревянные резные элементы и перемычки храма Джоканг датируются 7 веком, самые старые из сохранившихся зданий Лхасы, такие как дворец Потала, Джоканг и некоторые монастыри и здания в Старом квартале, относятся к этому второму росту Лхасы.

 

К концу 17 века район Баркхор в Лхасе сформировал оживленный рынок для иностранных товаров. Иезуитский миссионер Ипполито Дезидери сообщил в 1716 году, что в городе проживает космополитическая община монголов, китайцев, москвичей, армян, кашмирцев, непальских и северных индийских торговцев. Тибет экспортировал мускус, золото, лекарственные растения, меха и хвосты яков на отдаленные рынки в обмен на сахар, чай, шафран, персидскую бирюзу, европейский янтарь и средиземноморские кораллы. Армия династии Цин вошла в Лхасу в 1720 году, и правительство Цин отправило в Лхасу постоянных комиссаров, называемых амбанями. 11 ноября 1750 года убийство регента амбанями вызвало в городе бунт, в результате которого было убито более сотни человек, включая амбаней. После подавления повстанцев император Цин Цяньлун реорганизовал тибетское правительство и учредил в Лхасе управляющий совет под названием Кашаг.

В январе 1904 года британский экспедиционный корпус вторгся и захватил Лхасу во время британской экспедиции в Тибет. После того, как Далай-лама бежал в сельскую местность, руководитель экспедиции сэр Фрэнсис Янгхасбенд провел переговоры о Соглашении между Великобританией и Тибетом с оставшимися тибетскими официальными лицами. Впоследствии договор был аннулирован, и его заменил англо-китайский договор 1906 года. Все цинские войска покинули Лхасу после беспорядков в Синьхай-Лхасе в 1912 году.

К 20-му веку в Лхасе, долгое время являвшейся маяком как для тибетских, так и для иностранных буддистов, было множество этнически и религиозно различных общин, среди которых были кашмирские мусульмане, ладакские купцы, сикхи, принявшие ислам, а также китайские торговцы и чиновники. Кашмирские мусульмане (Хаче) прослеживают свое прибытие в Лхасу от мусульманского святого Патны Хайр уд-Дина, современника 5-го Далай-ламы. Китайские мусульмане жили в квартале южнее, а неварские купцы из Катманду к северу от рынка Баркхор. Жители квартала Лубу произошли от китайских овощеводов, которые остались там после сопровождения амбаня из Сычуани в середине XIX века; некоторые позже вступили в брак с тибетскими женщинами и говорили на тибетском как на своем родном языке. Торговцы города угощали все вкусы, импортируя даже австралийское масло и шотландский виски. По словам Генриха Харрера, в 1940-х годах:
«Нет ничего, что нельзя купить или хотя бы заказать. Можно даже найти фирменные блюда Элизабет Арден, и они пользуются большим спросом. . Вы также можете заказать швейные машины, радиоприемники и граммофоны и поискать пластинки Bing Crosby ».

После создания Коммунистической Китайской Народной Республики «(...) Народно-освободительная армия (НОАК) вторглась в страну в 1950 году. В марте 1959 года восстание, сосредоточенное в столице страны Лхасе, вызвало массовые репрессии, в ходе которых Далай-лама Тензин Гьяцо (р. 1935) бежал в изгнание ». Такие рынки и консьюмеризм внезапно прекратились после прибытия китайских правительственных войск и административных кадров в 1950 году. Продовольственные пайки и плохо укомплектованные правительственные магазины заменили старые рынки до 1990-х годов, когда торговля международными товарами снова вернулась в Лхасу, и аркады и возникли торговые центры с изобилием товаров.

Из 22 парков (лингков), окружающих город Лхасу, большинство из которых превышает полмили в длину, где жители Лхасы привыкли к пикникам, сегодня сохранились только три: Норбулинка, Летний дворец Далай-ламы, построенный 7-й Далай-лама; небольшая часть Шугтри Лингка и Лукханг. Поверх остальных построены общежития, офисы и армейские казармы.

Храм Guāndì miào (關帝廟) или храм Гесара Лхакханга был построен амбанем в 1792 году на вершине горы Бамаре в 3 км (2 милях) к югу от Поталы, чтобы отпраздновать поражение вторгшейся армии гуркхов.

Главные ворота в город Лхаса проходили через большой чортен Парго Калинг и содержали святые реликвии Будды Миндукпы.

В период с 1987 по 1989 год в Лхасе прошли крупные демонстрации против правительства Китая под руководством монахов и монахинь. После южного турне Дэн Сяопина в 1992 г. правительство поручило Лхасе пройти экономическую либерализацию. Всем государственным служащим, их семьям и студентам было запрещено исповедовать свою религию, а монахам и монахиням не разрешалось входить в правительственные учреждения и кампус Тибетского университета. После введения политики экономического развития приток мигрантов резко изменил этнический состав города в Лхасе.

 

В 2000 году урбанизированная территория составляла 53 квадратных километра (20 квадратных миль) с населением около 170 000 человек. Официальная статистика столичного региона сообщает, что 70 процентов составляют тибетцы, 34,3 процента - ханьцы, а оставшиеся 2,7 - хуэй, хотя сторонние наблюдатели подозревают, что нетибетцы составляют около 50–70 процентов. Среди ханьских иммигрантов Лхаса известна как «Маленькая Сычуань».

 

География

Лхаса находится на высоте около 3600 м (11 800 футов) и находится в центре Тибетского плато с окружающими горами, поднимающимися до 5 500 м (18 000 футов). Воздух содержит только 68 процентов кислорода по сравнению с уровнем моря. Река Лхаса, также река Чжи или Чи Чу, приток реки Ярлунг Зангбо (река Брахмапутра), протекает через южную часть города. Эта река, известная местным тибетцам как «веселые синие волны», протекает через заснеженные пики и овраги гор Ньяинкентанглха, протяженностью 315 км (196 миль) и впадая в реку Ярлунг Зангбо в Цюйю, образуя территорию большой живописной красоты. Болота, в основном необитаемые, находятся к северу. Въездные и выездные дороги проходят на восток и запад, в то время как на севере дорожная инфраструктура менее развита.

 

Климат

Из-за очень большой высоты в Лхасе прохладный полузасушливый климат (Köppen: BSk) с морозной зимой и мягким летом, но расположение в долине защищает город от сильного холода или жары и сильных ветров. Месячное возможное количество солнечного света колеблется от 53 процентов в июле до 84 процентов в ноябре, и город получает около 3000 часов солнечного света ежегодно. Поэтому тибетцы иногда называют его «залитым солнцем городом». Самым холодным месяцем является январь со средней температурой -1,6 ° C (29,1 ° F), а самым теплым месяцем - июнь со средним дневным значением 16,0 ° C (60,8 ° F), хотя ночи в июле обычно были теплее. Среднегодовая температура составляет 7,98 ° C (46,4 ° F), а экстремальные температуры колеблются от -16,5 до 30,4 ° C (от 2 до 87 ° F). В Лхасе годовое количество осадков составляет 426 миллиметров (16,8 дюйма), при этом дожди выпадают в основном в июле, августе и сентябре. Самый сухой месяц - январь - 0,8 миллиметра (0,03 дюйма), а самый влажный месяц - август - 120,6 миллиметра (4,75 дюйма). Лето считается «лучшим» годом, поскольку дожди идут в основном ночью, а в Лхасе по-прежнему солнечно днем.

 

Демография

Демография в прошлом
В 11-м издании Британской энциклопедии, опубликованном между 1910 и 1911 годами, отмечалось, что общая численность населения Лхасы, включая лам в городе и его окрестностях, составляла около 30 000 человек; перепись 1854 г. дала цифру 42 000, но, как известно, с тех пор она сильно уменьшилась. Британника отметила, что в Лхасе в общей сложности проживает около 1500 тибетских мирян и около 5500 тибетских женщин. Постоянное население также составляли китайские семьи (около 2000). Среди жителей города были торговцы из Непала и Ладака (около 800), а также несколько торговцев из Бутана, Монголии и других мест. Британника с интересом отметила, что у китайцев было переполненное кладбище в Лхасе, за которым они тщательно ухаживали, и что непальцы в то время поставляли механиков и рабочих по металлу.

В первой половине 20-го века несколько западных исследователей совершили знаменитые путешествия в город, в том числе Уильям Монтгомери Макговерн, Фрэнсис Янгхасбенд, Александра Давид-Неэль и Генрих Харрер. Лхаса была центром тибетского буддизма, поскольку почти половина ее населения составляли монахи, хотя в эту цифру могут входить монахи из близлежащих монастырей, которые приезжали в Лхасу для проведения различных торжеств и обычно не проживали там.

Большинство китайского населения Лхасы до 1950 года составляли купцы и чиновники. В районе Лубу в Лхасе жители были потомками китайских овощеводов, некоторые из которых вышли замуж за тибетских жен. Они приехали в Лхасу в 1840–1860-е годы после того, как китайский чиновник был назначен на должность амбаня.

По словам одного писателя, население города составляло около 10 000 человек, из них в 1959 г. было около 10 000 монахов в монастырях Дрепунг и Сера. Хью Ричардсон, с другой стороны, оценивает численность населения Лхасы в 1952 г. «примерно 25 000–30 000». 45 000–50 000 человек, если учесть население великих монастырей на его окраинах ».

Современная демография
Общая численность населения города уровня префектуры Лхаса составляет 521 500 человек (включая известных иммигрантов, но не включая военные гарнизоны). Из них 257 400 человек находятся в городской местности (включая 100 700 мигрантов), а 264 100 - за пределами города. Почти половина населения города уровня префектуры Лхаса проживает в районе Чэнгуань, который является административным делением, включающим городской район Лхасы (то есть фактический город).

 

Городской район населен этническими тибетцами, ханьцами, хуэями и другими этническими группами. По данным официальной переписи 2000 года, общая численность населения составила 223 001 человека, из которых 171 719 человек проживали в районах, находящихся в ведении городских уличных офисов и городских районных комитетов. 133 603 человека зарегистрированы в городах, а 86 395 - в сельской местности, в зависимости от места их происхождения. Перепись была проведена в ноябре, когда многие из этнических ханьских рабочих в сезонных отраслях, таких как строительство, были бы далеко от Тибета и не считали военных. По данным книги 2011 года, до двух третей жителей города не являются тибетцами, хотя правительство заявляет, что в районе Чэнгуань в целом по-прежнему 63% этнических тибетцев. По состоянию на 2014 год половина ханьского населения Тибета проживала в районе Чэнгуань в Лхасе, где в школах было распространено двуязычное или полностью китайское обучение.

 

Экономика

Конкурентоспособная промышленность вместе с экономикой функций играют ключевую роль в развитии Лхасы. С целью поддержания баланса между ростом населения и окружающей средой, туризм и сфера услуг рассматриваются как движущие силы роста в будущем. Многие из сельских жителей Лхасы практикуют традиционное земледелие и животноводство. Лхаса также является традиционным центром тибетской торговой сети. В течение многих лет в этом районе работали химические и автомобильные заводы, и это привело к значительному загрязнению, но в последние годы этот фактор изменился. Поблизости добывают медь, свинец и цинк, и в настоящее время ведутся эксперименты в отношении новых методов добычи полезных ископаемых и извлечения геотермального тепла.

Сельское хозяйство и животноводство в Лхасе считаются высокими. В основном выращивают высокогорный ячмень и озимую пшеницу. Ресурсы водного хозяйства, геотермального отопления, солнечной энергии и различных шахт в изобилии. Электричество широко распространено вместе с использованием машин и традиционных методов в производстве таких вещей, как текстиль, кожа, пластмасса, спички и вышивка. Большой прогресс достигло производство народных промыслов.

Ожидается, что с ростом туризма и услуг отрасли, вызывающие серьезное загрязнение, исчезнут в надежде на создание здоровой экологической системы. Решаются экологические проблемы, такие как эрозия почвы, закисление и потеря растительности. Индустрия туризма теперь приносит значительный бизнес в регион, опираясь на привлекательность дворца Потала, Джоканга, Летнего дворца Норбулинка и окружающих его крупных монастырей, а также на впечатляющем пейзаже Гималаев с множеством диких растений и животных, обитающих на больших высотах. Средней Азии. После подавления протестов в 2008 году туризм в Тибет резко упал, но уже в 2009 году отрасль восстанавливалась. Китайские власти планируют амбициозный рост туризма в регионе, который к 2020 году достигнет 10 миллионов посетителей; ожидается, что эти посетители будут домашними. В связи с реконструкцией исторических мест, таких как дворец Потала, ЮНЕСКО выразила «озабоченность по поводу ухудшения традиционного городского пейзажа Лхасы».

В Лхасе есть несколько отелей. Lhasa Hotel - это 4-звездочный отель, расположенный к северо-востоку от Норбулинки в западном пригороде города. Построенный в сентябре 1985 года, он является флагманом установок CITS в Тибете. Он вмещает около 1000 гостей и посетителей Лхасы. В отеле более 450 номеров (люксов), и все они оборудованы кондиционерами, мини-барами и другими основными удобствами. Некоторые номера оформлены в традиционном тибетском стиле. Отель находился под управлением Holiday Inn с 1986 по 1997 год и является предметом книги «Отель на крыше мира». Еще один примечательный отель - это исторический отель Banak Shöl, расположенный по адресу 8 Beijing Road в городе. Он известен своими характерными деревянными верандами. Ресторан Nam-tso расположен в непосредственной близости от отеля и особенно часто посещается китайскими туристами, посещающими Лхасу.

В Лхасе есть несколько примечательных предприятий. Lhasa Carpet Factory, фабрика к югу от Янхэ Донг Лу, недалеко от Тибетского университета, производит традиционные тибетские ковры, которые экспортируются по всему миру. Это современная фабрика, крупнейший производитель ковров во всем Тибете, на которой работают около 300 человек. Традиционно тибетские женщины были ткачами, а мужчины - прядильщиками, но сегодня обе работают на коврах.

 

Компания Lhasa Brewery была основана в 1988 году на северной окраине Лхасы, к югу от монастыря Сера. Это самая высокая коммерческая пивоварня в мире на высоте 11 975 футов (3650 м), на которую приходится 85 процентов современного производства пива в Тибете. Пивоварня, состоящая из пятиэтажных зданий, обошлась примерно в 20–25 миллионов долларов США, а к 1994 году производство достигло 30 000 бутылок в день, при этом к тому времени работало около 200 человек. С 2000 года группа Carlsberg укрепила свои позиции на китайском рынке и благодаря инвестициям и опыту приобрела все большее влияние в стране. Компания Carlsberg инвестировала в пивоварню в Лхасе в последние годы и значительно улучшила пивоваренный завод и условия труда, отремонтировав и расширив здание до 62 240 квадратных метров (15,3 акра).

Архитектура и городской пейзаж
В Лхасе есть много достопримечательностей, представляющих исторический интерес, в том числе дворец Потала, храм Джоканг, монастырь Сера и Норбулинка. Дворец Потала, храм Джоканг и Норбулинка являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако многие важные объекты были повреждены или разрушены в основном, но не только, во время культурной революции в Китае 1960-х годов. Многие из них были восстановлены с 1980-х годов.

Дворец Потала, названный в честь горы Потала, обители Ченрези или Авалокитешвары, был главной резиденцией Далай-ламы. После того, как 14-й Далай-лама бежал в Индию во время тибетского восстания 1959 года, правительство преобразовало дворец в музей. Это место использовалось в качестве места для медитаций королем Сонгценом Гампо, который в 637 году построил здесь первый дворец, чтобы встретить свою невесту принцессу Вэнь Чэн из династии Китая. Лозанг Гьяцо, Великий Пятый Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных советников, Кончог Чопхел (ум. 1646), указал, что это место идеально подходит для резиденции правительства, так как оно расположено. между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса. В период с 1989 по 1994 год во дворце были проведены реставрационные работы, стоимость которых составила 55 миллионов юаней (6,875 миллиона долларов США), и в 1994 году он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Столб Лхаса Жол, расположенный под Поталой, датируется примерно 764 годом нашей эры. и начертан, возможно, самым старым из известных примеров тибетской письменности. Колонна содержит посвящения знаменитому тибетскому генералу и дает отчет о его услугах царю, включая кампании против Китая, которые завершились кратким захватом китайской столицы Чанъань (современный Сиань) в 763 году н.э., во время которого тибетцы временно установили как Император приходился родственником принцессе Цзиньчэн Гунчжу (Kim-sheng Kong co), китайской жене отца Трисонг Децен, Ме Агтсом.

Чокпори, что означает «Железная гора», - священный холм, расположенный к югу от Поталы. Он считается одной из четырех священных гор центрального Тибета и вместе с двумя другими холмами в Лхасе представляет «трех защитников Тибета»: Чокпори (Ваджрапани), Понгвари (Манджушри) и Марпори (Ченресиг или Авалокитешвара). Это было место самой известной медицинской школы Тибета, известной как Менциханг, которая была основана в 1413 году. Она была задумана Лобсангом Гьяцо, «Великим» 5-м Далай-ламой, и завершена регентом Сангье Гьяцо (Sangs-rgyas rgya-mtsho) незадолго до 1697 г.

Лингкхор - это священный путь, который чаще всего используется для обозначения внешней паломнической дороги в Лхасе в соответствии с ее внутренним двойником, Баркхором. Лингкхор в Лхасе составлял 8 километров (5,0 миль) в длину и окружал Старую Лхасу, холмы Потала и Чокпори. Раньше он был переполнен мужчинами и женщинами, простирающимися по его длине, нищих и паломников, впервые приближавшихся к городу. Дорога проходила через тенистые парки, где тибетцы летом устраивали пикники, а в дни фестивалей смотрели оперы под открытым небом. Новая Лхаса стерла с лица земли большую часть Лингхора, но один участок все еще остается к западу от Чокпори.

Дворец Норбулингка и окружающий его парк расположены в западной части Лхасы, недалеко к юго-западу от дворца Потала, и на площади около 36 гектаров (89 акров) он считается самым большим искусственным садом в Тибете. Он был построен с 1755 г. и служил традиционной летней резиденцией сменявших друг друга Далай-лам до добровольного изгнания 14-го. В 1988 году Государственный совет объявил Норбулинку «важным национальным культурным памятником реликвии». В 2001 году Центральный комитет китайского правительства на своей 4-й сессии в Тибете постановил восстановить комплекс до его первоначального величия. Фестиваль Шо Дун (в народе известный как «фестиваль йогурта») - это ежегодный фестиваль, проводимый в Норбулинке в течение седьмого тибетского месяца в первые семь дней периода полнолуния, что соответствует датам июля / августа по григорианскому календарю.

 

Баркхор - это район узких улочек и общественной площади в старой части города, расположенный вокруг храма Джокханг, и был самым популярным местом поклонения паломников и местных жителей. Маршрут длился около одного километра (0,6 мили) и окружал весь Джоканг, бывшую резиденцию государственного оракула в Лхасе, называемую монастырем Муру Ньингба, а также ряд дворянских домов, включая Тромзикханг и Джамкханг. Было четыре больших курильницы (сангканг) в четырех сторонах света, и ладан горел постоянно, чтобы доставить удовольствие богам, защищающим Джоханг. Большинство старых улиц и зданий были снесены в последнее время и заменены более широкими улицами и новыми зданиями. Некоторые здания в Бархоре были повреждены во время беспорядков 2008 года.

Отель Jokhang расположен на площади Баркхор в старом районе Лхасы. Для большинства тибетцев это самый священный и важный храм в Тибете. В некотором смысле он пансектантский, но в настоящее время контролируется школой гелуг. Наряду с дворцом Потала это, пожалуй, самая популярная туристическая достопримечательность Лхасы. Он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический ансамбль дворца Потала» и является духовным центром Лхасы. Этот храм на протяжении веков оставался ключевым центром буддийского паломничества. Маршрут обхода известен как «кора» на тибетском языке и отмечен четырьмя большими каменными курильницами для благовоний, расположенными по углам храмового комплекса. Храм Джоханг представляет собой четырехэтажное сооружение, крыши которого покрыты золоченой бронзовой черепицей. Архитектурный стиль основан на дизайне индийской вихары, который позже был расширен, в результате чего смешались непальский стиль и стили династии Тан. Он обладает статуями Ченрези, Падмасамбхавы и короля Сонгцана Гампо и двух его иностранных невест, принцессы Вэнь Ченг (племянницы императора Тайцзуна из Танга) и принцессы Непала Бхрикути, а также других важных предметов.

Храм Рамоче считается самым важным храмом в Лхасе после храма Джоканг. Он расположен на северо-западе города, к востоку от Поталы и к северу от Джокханга, его общая площадь составляет 4000 квадратных метров (почти один акр). Храм был выпотрошен и частично разрушен в 1960-х годах, а его знаменитая бронзовая статуя исчезла. В 1983 году его нижняя часть была найдена на свалке в Лхасе, а верхняя - в Пекине. Теперь они соединены, и статуя находится в храме Рамоче, который был частично восстановлен в 1986 году и все еще сильно поврежден в 1993 году. После капитальной реставрации 1986 года главное здание храма теперь имеет три этажа.

Тибетский музей в Лхасе является официальным музеем Тибетского автономного района и был открыт 5 октября 1999 года. Это первый крупный современный музей в Тибетском автономном районе, в котором хранится постоянная коллекция из около 1000 артефактов, взятых из образцов тибетского искусства. искусство к архитектурному дизайну на протяжении всей истории, например, тибетские двери и строительные балки. Он расположен в L-образном здании к западу от дворца Потала на углу Норбулингха-роуд. Музей состоит из трех основных частей: главный выставочный зал, сад народной культуры и административные помещения.

Памятник мирному освобождению Тибета был открыт на площади Потала в мае 2002 года в ознаменование 51-й годовщины подписания Соглашения из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета и работы по развитию автономного региона с тех пор. Бетонный монумент высотой 37 метров представляет собой абстрактную гору Эверест, а на его названии выгравированы каллиграфические надписи бывшего генерального секретаря КПК и президента КНР Цзян Цзэминя, а надпись описывает социально-экономическое развитие Тибета за последние пятьдесят лет.

 

Культура

Музыка и танец
Есть несколько ночных заведений, в которых представлены выступления кабаре, в которых исполнители поют на китайском, тибетском и английском языках. Танцоры носят традиционные тибетские костюмы с длинной струящейся тканью, идущей из рук. Есть несколько небольших баров, в которых звучит живая музыка, хотя у них обычно ограниченное меню напитков и они обслуживают в основном иностранных туристов.

 

 


Транспорт

Как добраться

На самолете
Аэропорт Лхаса Гонггар (LXA IATA 贡嘎 机场) (находится в 61 км к юго-западу от Лхасы). Существуют рейсы из Пекина, Чэнду, Чунцина, Гуанчжоу, Куньмина, Камдо, Шанхая, Сианя, Синина и Чжондяня (Шангри-Ла). Международные рейсы доступны в Катманду, Непал.

Аэропорт находится в 40-60 минутах езды от Лхасы по изящному шоссе с 4 переулками, которое прячется прямо через соседние холмы. Граждане некитайского происхождения должны быть встречены в аэропорту своим гидом. Для других, такси доступны за пределами аэропорта, а также есть официальный автобус (¥ 25).

Автобусом
Гражданам Китая не разрешается ездить на междугородних автобусах в Тибете. Для граждан Китая частое и дешевое автобусное сообщение между Лхасой и почти всеми частями Тибета.

Поездом
Железная дорога Цинхай-Тибет (Цинцзан) соединяет Лхасу и Голмуд с продолжением рейсов в Синин, Пекин, Чэнду, Шанхай, Гуанчжоу и Чунцин. Есть также несколько поездов до Шигадзе.

T27 / 28 из / в Пекин Запад (ежедневно, 44 часа)
T22 / 23/24/21 из / в Чэнду (через день, 44 часа) -
T222 / 223/224/221 от / до Чунцина (через день, 45 часов)
T164 / 165/166/163 из / в Шанхай (ежедневно, 48 часов)
T264 / 265/266/263 из / в Гуанчжоу (через день, 55 часов) - самая длинная поездка на внутреннем поезде в Китае по расстоянию (4980 км)
K917 / K918 из / в Ланьчжоу (ежедневно, 27ч)
K9801 / K9802 из / в Синин Запад (ежедневно, 24 часа)
По прибытии вас отвезут на контрольно-пропускной пункт за пределами станции, где будут проверены ваш паспорт и разрешение. После этого ваш гид должен встретиться с вами прямо у вокзала. В маловероятном случае, если они этого не сделают, поездка на такси между городским районом и железнодорожной станцией должна стоить 30 юаней, и водители не будут пользоваться счетчиком. Обязательно установите цену заранее, так как многие водители будут пытаться взимать 100 юаней.

 

Транспорт по городу

Центральная зона с основными туристическими достопримечательностями (Потала, Джоханг, Бархор, Рамоче) легко перемещается пешком.

Велосипедные рикши есть везде, хотя будьте готовы торговаться.
Такси стоит 10 юаней в любом месте Лхасы. Приветствую их со стороны улицы. Будьте готовы к разделению такси - водитель часто останавливается, если он подозревает, что может найти других пассажиров, направляющихся в том же направлении. Каждый из них заплатит 10 юаней, и это позволит водителю получить лучший доход, несмотря на стандартный тариф.
Общественные автобусы многочисленны и стоят 1 юань. Гражданам, не являющимся гражданами Китая, разрешается путешествовать на автобусах по городу, хотя это делает вас привлекательным, поскольку это происходит редко. Номер автобуса узнаваем, но пункт назначения указан на китайском языке, поэтому вам нужно знать, какая автобусная линия вам нужна.
Микроавтобусы ходят в такие районы, как Норбулингка, Сера, Монастырь Дрепунг и другие близлежащие объекты. Большинство из них также на общественных автобусах.
«Паломнические автобусы» доступны перед храмом Джокханг или на стоянке возле храма, отправляясь в 6-7 утра по направлениям за пределами Лхасы, таким как Цурпху Гомпа, Ганден Гомпа, Ньемо (Дази), Пхенпо Лхундруб (Линчжоу), Мелдро Гунгкар (Можугунка), Чушул (Кушуй), Тактсе (Дази), Гункар (Гунга) и другие близлежащие районы. Билеты можно приобрести в кассах на стоянке или при посадке в автобус. Могут ли граждане некитайцев путешествовать на этих территориях, это немного серая зона Так как вы все равно должны иметь при себе путеводителя как некитайского туриста, вы можете попросить их узнать об этом, поскольку это более интересный способ путешествовать, чем всегда на частном Land Cruiser. Однако правила организации туристических туров требуют предварительного планирования, поэтому у вас, вероятно, не будет такого шанса.
Прокат велосипедов доступен в некоторых отелях или магазинах велосипедов, и это хороший способ узнать, есть ли у вас полдня в расписании тура. Загрязнение не так плохо, как во многих китайских городах, но привычки вождения. Лучшая тактика - держаться поближе к местному велосипедисту или велосипедному рикше во время переговоров по оживленным развязкам.