Храм Брахадисвара, Индия

Храм Брихадесварара

 

Описание Храма Брахадисвара

Расположение: Тамил Наду
Дата: 1010 г. н.э.
Высота: 66 м
Когда посетить: ноябрь-март

Храм Брахадисвара, также называемый Раджараджесварам или Перувудайяр Ковил, является индуистским храмом, посвященным Шиве, расположенному в Танджавуре, Тамил Наду, Индия. Он был построен в 1010 году нашей эры. Храм Брахадисвара достигает высоты 66 метров. Это один из крупнейших южно-индийских храмов и образцовый пример полностью реализованной архитектуры тамилов. Построенный Раджой Чолой I между 1003 и 1010 годами нашей эры, храм является частью объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, известного как «Великие храмы Чолы», вместе с храмом династии Чола, храмом Гангайконда Холапурам и храмом Айраватешвара, которые покрывают общую территорию около 70 километров (43 мили) на 40 километров (25 миль).

Оригинальные памятники комплекса храма Брахадисвара XI века были построены вокруг центрального рва. В нее вошли гопура, главный храм, массивная башня, надписи, фрески и скульптуры, преимущественно связанные с шайвизмом, а также традиционным индуизмом Вайшнвизма и шактизмом. Храм Брахадисвара был поврежден за его длинную истории, и некоторые скульптуры и укращшения теперь отсутствуют. В последующие столетия добавились дополнительные мандапы и памятники. Храм Брахадисвара теперь стоит окруженный укрепленными стенами, которые были добавлены после 16-го века.

Храм Брахадисвара возведена преимущественно из гранита. Башня Вимана над святилищем является одной из самых высоких в Южной Индии. В храме Брихадесварара есть массивная колоннадная пракара (коридор). Несмотря на вандализм и годы запустения скульптуры комплекса прекрасно сохранились в большинстве своем. Храм является одним из самых посещаемых туристических достопримечательностей в Тамилнаде.

 

Расположение

Храм Брихадешвара расположен в городе Танджавур, примерно в 350 километрах (220 миль) к юго-западу от Ченнаи. Город ежедневно связан с другими крупными городами сетью индийских железных дорог, автобусных маршрутов Тамил Наду и национальных автомагистралей 67, 45C, 226 и 226 Extn. Ближайший аэропорт с регулярными рейсами - это международный аэропорт Тиручираппалли (IATA: TRZ), примерно в 55 километрах (34 миль).

Несмотря на то, что город и храм находятся внутри страны, они находятся в начале дельты реки Кавери, таким образом, с выходом к Бенгальскому заливу и через него к Индийскому океану. Наряду с храмами тамилы завершили строительство первой крупной ирригационной сети в 11 веке для сельского хозяйства, перемещения товаров и регулирования потока воды через городской центр.

 

История

Спектр стилей индуистских храмов продолжал развиваться с 5-го по 9-й век во время правления эпохи Чалукья, о чем свидетельствует Айхоле, Бадами и Паттадакал, а затем с эпохой Паллавы, свидетелем которой является Мамаллапурам и другие памятники. После этого, между 850 и 1280 годами нашей эры, Чола стала доминирующей династией. Ранний период Чола видел больший упор на обеспечение своих геополитических границ и меньший упор на архитектуру. В 10 веке в империи Чола появились такие особенности, как многогранные колонны с выступающими квадратными капителями. Это, по словам Джорджа Мичелла, положило начало новому стилю чола. Этот южноиндийский стиль наиболее полно реализован как в масштабе, так и в деталях в храме Брихадешвара, построенном между 1003 и 1010 годами королем Чола Раджараджей I.

Дополнения, обновления и ремонт
Главный храм и его гопурамы относятся к началу 11 века. Храм также претерпел дополнения, обновления и ремонт в течение следующих 1000 лет. Набеги и войны, особенно между мусульманскими султанами, которые контролировали Мадурай, и индуистскими королями, которые контролировали Танджавур, нанесли ущерб. Они были отремонтированы индуистскими династиями, восстановившими контроль. В некоторых случаях правители пытались отремонтировать храм с выцветшими картинами, заказывая новые фрески поверх старых. В других случаях они спонсировали добавление святынь. Значительные святыни Картикея (Муруган), Парвати (Амман) и Нанди относятся к эпохе Наяки 16 и 17 веков. Точно так же храм Дакшинамурти был построен позже.

 

Описание

Архитектура

В плане и застройке храма Брихадешвары используются правила осевой и симметричной геометрии. Он классифицируется как Перункойл (также называемый Мадаккойл), большой храм, построенный на более высокой платформе естественных или искусственных курганов. Храмовый комплекс представляет собой прямоугольник, который представляет собой почти два сложенных квадрата, покрывающих 240,79 метра (790,0 футов) с востока на запад и 121,92 метра (400,0 футов) с севера на юг. В этом пространстве пять основных частей: святилище с возвышающейся надстройкой (шри вимана), зал Нанди впереди (Нанди-мандапам) и между ними главный зал общины (мукхамандапам), большой зал собраний (махамандапам) и павильон, соединяющий большой зал со святилищем (ардхамандапам).

Храмовый комплекс включает в себя большую крытую веранду с колоннами (пракара) в просторном внутреннем дворе с периметром около 450 метров (1480 футов) для обхода. За пределами этой веранды с колоннами есть две стены ограждения, внешняя стена является оборонительной и добавлена ​​в 1777 году французскими колониальными войсками с отверстиями для ружей, а храм служит арсеналом. Они сделали внешнюю стену высокой, изолировав территорию храмового комплекса. На его восточном конце находится оригинальный главный гопурам или ворота с цилиндрическим сводом. Она меньше половины виманы главного храма. После 11-го века к первоначальному храму были добавлены дополнительные конструкции, такие как мандапа в его северо-восточном углу и дополнительные гопурамы (ворота) по его периметру, чтобы люди могли входить и выходить из разных мест. Некоторые святыни и строения были добавлены в эпоху Пандьи, Наяки, Виджаянагары и Маратхи, до начала колониальной эпохи, и эти строители соблюдали первоначальные планы и правила симметрии. Внутри первоначального внутреннего двора храма, наряду с главным святилищем и Нанди-мандапам, находятся два основных святилища, одно для Картикеи и для Парвати. В комплексе есть дополнительные святыни меньшего размера.

Храм Брихадисвара продолжил индуистские храмовые традиции Южной Индии, приняв архитектурные и декоративные элементы, но его масштабы значительно превосходили храмы, построенные до 11 века. Архитекторы и ремесленники эпохи Чола использовали новаторский опыт для масштабирования и строительства, особенно из тяжелого камня, и для создания возвышающейся виманы высотой 63,4 метра (208 футов).

 

Храм обращен на восток, и когда-то вокруг него был водяной ров. Это было заполнено. Крепостная стена теперь проходит вокруг рва. Две стены украшены воротами, называемыми гопурамами. Они сделаны из камня и отображают антаблемент. Основные ворота находятся на восточной стороне. Первые называют Кералантакан тирувасал, что означает «священные врата Кералантакана». Слово Кералантакан было фамилией царя Раджараджи, построившего его. Примерно в 100 метрах (330 футов) впереди находится гопурам во внутреннем дворе, называемый Раджараджан тирувасал. Он более украшен, чем тирувасаль Кералантакана, например, с его рельефной работой адхиштханам, повествующей сцены из Пуран и других индуистских текстов. Внутренний восточный гопурам ведет к просторному двору, в котором все святилища обращены в сторону восток-запад и северо-запад. В комплекс можно войти либо по одной оси через пятиэтажный гопурам, либо со вторым доступом непосредственно к огромному главному четырехугольнику через отдельно стоящий гопурам меньшего размера. Гопурам у главного входа 30 метров в высоту, меньше виманы.

В центре внутреннего двора находятся главные храмовые памятники и большая башня. Вокруг главного храма, посвященного Шиве, расположены святыни меньшего размера, большинство из которых выровнены по оси. Они посвящены его супруге Парвати, его сыновьям Субрахманье и Ганеше, Нанди, Варахи, Карувур дева (гуру Раджараджи Чола), Чандешваре и Натарадже. В мандапаме Нанди изображен монолитный сидящий бык, обращенный к святилищу. Между ними есть лестница, ведущая к крыльцу с колоннами и залу для собраний сообщества, а затем внутренняя мандапа, соединяющаяся с прадакшина патхой, или обходным путем. Нанди (бык), стоящий перед мукх-мандапамом, весит около 25 тонн. Он построен из цельного камня и имеет высоту около 2 м, длину 6 м и ширину 2,5 м. Образ Нанди монолитен и является одним из крупнейших в стране.

 

Святилище и Шри-вимана

Святилище находится в центре западной площади. Его окружают массивные стены, разделенные на уровни резкими скульптурами и пилястрами, обеспечивающими глубокие ниши и ниши. С каждой стороны святилища есть бухта с иконографией. Внутри святилища находится изображение главного божества, Шивы, в виде огромного каменного линга. Он называется Каруварай, что в переводе с тамильского означает «камера матки». В других частях Индии это место называется гарбха-гриха. Только священникам разрешено входить в эту самую внутреннюю комнату.

В стиле дравида святилище имеет форму миниатюрной виманы. У него есть внутренняя стена вместе с внешней стеной, создающая путь вокруг святилища для обхода (прадакшина). Вход богато украшен. Внутренняя палата - это святилище святого, в котором находится брихад линга.

Главная Вимана (Шихара) представляет собой массивную 16-этажную башню, 13 из которых представляют собой сужающиеся квадраты. Он доминирует над основным четырехугольником. Он расположен над квадратом со сторонами 30,18 метра (99,0 футов). Башня тщательно соединена с пилястрами, опорами (приподнятая конструкция) и прикрепленными колоннами, которые размещены ритмично, покрывая каждую поверхность виманы.

Божества и Натья Шастра танцуют мудры
Храм посвящен Шиве в виде огромного лингама, его абстрактного аниконического изображения. Он имеет высоту 8,7 м (29 футов) и занимает два этажа святилища. Это одна из крупнейших монолитных скульптур линга в Индии.

Храм шиваизма прославляет все основные индуистские традиции, включая основных божеств вайшнавизма и шактизма в великую мандапу главного храма. Расположение божеств в целом симметрично, за исключением восточной стороны входа, где есть дверь и проход. Помимо главных божеств, на каждой стороне есть дварапала (стражи) и различные другие скульптуры. В вестибюле есть три каменные скульптуры с замысловатой резьбой и фрески. Стены святилища на уровне первого этажа украшены скульптурами:
Восточная стена: Лингодбхава, стоящий Шива, Пашупата-мурти, плюс две дварапалы, фланкирующие путь от ардха-мандапама.
Южная стена: Бхикшатана, Вирабхадра, Дакшинамурти, Калантака, Натараджа плюс два дварапала.
Западная стена: Харихара (половина Шива, половина Вишну), Лингодбхава, Чандрашекхара без прабхавали, Чандрашекхара с прабхавали, плюс две дварапалы.
Северная стена: Ардханаришвара (наполовину Шива, наполовину Парвати), Гангадхара без Парвати, Пашупата-мурти, Шива-алингана-мурти, плюс две дварапалы.

 

На втором этаже изображена форма Трипурантаки Шивы в разных позах, соответствующая этим скульптурам. Выше этих этажей возвышаются тринадцать этажей (талас) шри-вимана. Выше этих этажей находится единый квадратный блок из гранита весом 80 тонн и стороной 7,77 метра (25,5 футов). На вершине этого блока, по его углам, расположены пары нанди, каждая размером примерно 1,98 метра (6 футов 6 дюймов) на 1,68 метра (5 футов 6 дюймов). Над центром этого гранитного блока возвышаются грива, сикхара и финиш (ступи) тамильской индуистской храмовой архитектуры. Высота этой ступы составляет 3,81 метра (12,5 футов), и изначально она была покрыта золотом (ныне уже не). Сикхара наверху имеет форму купола и весит 25 тонн. Каждый этаж этой башни украшен кутами и салами. Архитектура башни с уменьшающимися квадратами этого храма отличается от башни храма Чола в Гангайкондасолисварам, потому что она прямая, в отличие от последней, которая является криволинейной. Размер храма шри-вимана сделал его выдающимся ориентиром для города. На стене коридора верхнего этажа адиталы вырезана 81 из 108 танцевальных каран - поз Натья Шастры. Этот текст является основой Бхаратханатьям, классического танца Тамил Наду. 27 непредставленных каран представляют собой чистые каменные блоки, и непонятно, почему они не были вырезаны. 81 вырезанная поза предполагает значимость этой классической индийской формы танца начала 11 века.

Гарбхагриха квадратная и стоит на постаменте. Он формованный и имеет толщину 0,5 метра (1 фут 8 дюймов). Он состоит из упапитхам и адхиштханам, толщиной соответственно 140 и 360 см.

Мандапа
Две мандапы, а именно маха-мандапа и мукха-мандапа, представляют собой структуры квадратного плана, выровненные по оси между святилищем и мандапой Нанди. Маха-мандапа имеет по шесть колонн с каждой стороны. Здесь тоже есть произведения искусства. Бронзы Vitankar и Rajaraja I здесь, но они были добавлены намного позже. Маха-мандапа окружена двумя гигантскими каменными дварапалами. Он связан с мукха-мандапой лестницей. У входа в мукха-мандапу также есть дварапалы. Вместе с мандапой находятся восемь небольших святилищ для дикпалов или божеств-хранителей каждого направления, таких как Агни, Индра, Варуна, Кубера и другие. Они были установлены во время правления короля Чола Раджендры I.

Надписи указывают на то, что в этой области также была другая иконография из основных индуистских традиций в эпоху Чола, но теперь они отсутствуют. Изначально восемь святилищ включали в себя храмы Сурьи (бога солнца), саптаматрика (семь матерей), Ганеши, Картикеи, Джйештхи, Чандры (бога луны), Чандешвары и Бхайравы. Точно так же в целле западной стены был массивный гранитный Ганеша, построенный в эпоху Раджараджи I, но который сейчас находится в тируч-чурру-малигаи (южная веранда). Из семи матерей традиции шактизма только Варахи выживает в сломанном виде. Ее остатки теперь найдены в небольшом кирпичном «святилище Варахи» современной эпохи на южной стороне двора. Оригинальные версии других вместе с их оригинальными святынями Чола отсутствуют.

 

Фрески

Храм имеет нижний слой фресок Чола на стенах святилища вдоль обходной дороги. Эти фрески от пола до потолка были обнаружены в 1931 году С. К. Говиндасами из Университета Анамалай. Художники использовали натуральные пигменты и вливали их во влажный слой известняка, когда он устанавливался. Фрески Чола были в основном на темы шиваизма. Они были восстановлены в 2000-х годах. Общая площадь фресок Чола составляет около 670 квадратных метров (7200 квадратных футов), из которых около 112 квадратных метров (1210 квадратных футов) были обнаружены по состоянию на 2010 год методом, сохраняющим обе картины, методом, разработанным Археологической службой Индии. Фрески повествуют об индуистской мифологии. Согласно Баласубрахманьяму, большинство фресок связано с Шивой, но на фресках Чола 11 века также изображены Вишну, Дурга и другие, а также сцены королевской семьи Чола, придворной и обычной жизни.

Более поздние постройки, дополнения и модификации храма сократили количество естественного света внутри храма. Таким образом, фрески были ограниченно сфотографированы и интерпретированы. По словам Шрирамана, полное изображение с лучшим фотооборудованием предполагает, что эти исторические интерпретации были неверными. Например, фреска, которая ранее интерпретировалась как Дакшинамурти Шива, на самом деле представляет собой светскую сцену, в которой королевский гуру медитирует под баньяновым деревом. На дереве изображены павлины, птицы, обезьяны, белки и совы, а также кобра. Показано, что животные и птицы обеспокоены коброй, а те, кто ближе к змее, беспокоятся больше. В других частях панели аналогично изображен двор, слушающий святого. Другие показывают женщин в разных платьях в разных танцевальных мудрах.

 

Некоторые картины в святилище и стены коридора были повреждены из-за сажи, которая когда-то на них осела. Из-за постоянного воздействия дыма и сажи от ламп и горения камфоры в святилище святого на протяжении веков некоторые части рисунков Чола на стенах обходного прохода были сильно повреждены. Археологическая служба Индии впервые в мире использовала свой уникальный процесс де штукатурки для восстановления 16 картин наяков, которые были наложены на фрески Чола 1000-летней давности. Эти 400-летние картины были установлены на стеклопластиковых досках и выставлены в отдельном павильоне.

Надписи
На стенах храма есть многочисленные надписи тамильским шрифтом и шрифтом Grantha. Многие из них начинаются с традиционного исторического введения санскрита и тамильского языка королю, который санкционировал это, и большинство из них обсуждают дары храму или храмовому персоналу, в некоторых случаях жителям города. Храмовый комплекс имеет шестьдесят четыре надписи Раджараджа Чола I, двадцать девять надписей Раджендра Чола I, по одной Викрама Чола, Кулоттунга I и Раджендрадева (Раджендра Чола II), три надписи вероятного царя Пандьяна, два правителя Виджаянагара, а именно Ачьютаппа Наяка и Маллапа Наяка.

Храмовый персонал
Надпись на северной стене ограды, датированная 1011 годом н.э., дает подробные сведения о людях, нанятых и поддерживаемых храмом. В надписи указаны их заработная плата, роли и имена. Он включает в себя более 600 имен, включая имена священников, зажигалок, стиральных машин, портных, ювелиров, гончаров, плотников, носителей священных зонтиков, гуру танцев, танцующих девушек, певцов, музыкантов мужского и женского пола, руководителей исполнителей, бухгалтеров и других. Их заработная плата определялась земельными участками, поэтому их храмовая работа, вероятно, была неполной.

В храме работали девадаси, танцоры и певцы религиозных гимнов. Среди его многочисленных надписей часто встречаются дары, в которых говорится: «Для поклонения, для еды собранию санньяси (монахов или аскетов) и для ремонта». По словам Джорджа Мичелла, храм Танджавур был крупным благотворительным учреждением в своей истории. Он предоставляет бесплатную еду для паломников, преданных и путешественников на ежедневной основе. В дни индуистских фестивалей эти блюда были изысканными, и когда браминов особенно приглашали и кормили.

Празднование тысячелетия
Построенный в 1010 году раджей Раджей Чолой в Танджавуре, храм широко известен как Большой храм. В сентябре 2010 года ему исполнилось 1000 лет. В ознаменование 1000-летия этого грандиозного сооружения правительство штата и город провели множество культурных мероприятий. Это было напоминание о 275-м дне своего 25-го царственного года (1010 г. н.э.), когда Раджа Раджа Чола (985–1014 гг. -метровая башня над святилищем.

Бхаратханатьям Яджна
Чтобы отметить это событие, правительство штата организовало Бхаратханатьям Яджну, шоу классического танца под руководством известной танцовщицы Падмы Субраманиама. Он был совместно организован Ассоциацией артистов Бхаратанатьям Индии (ABHAI) и фондом Brhan Natyanjali Trust, Танджавур. В ознаменование 1000-летия постройки 1000 танцоров из Нью-Дели, Мумбаи, Пуны, Тамил Наду, Андхра-Прадеша, Карнатаки, Кералы, Сингапура, Малайзии и США танцевали в концерте под записанные 11 стихов божественной музыки Thiruvisaippa (девятый том of Thirumurai), составленный Карувур дева (гуру Раджа Раджа Чола). С 26 сентября 2010 года небольшой городок превратился в культурный центр на два дня, когда уличные артисты и танцоры выступали по всему городу.

 

Памятные марки и монеты

26 сентября 2010 года (пятый день празднования тысячелетия в Большом храме), в знак признания вклада Большого храма в культурную, архитектурную и эпиграфическую историю страны, Индия выпустила специальную почтовую марку ₹ 5 с изображением великана Раджа Гопурама высотой 216 футов.

В ознаменование этого события Резервный банк Индии выпустил монету номиналом 5 фунтов стерлингов с тисненой на ней моделью храма. Раджа, министр связи и информационных технологий, выпустил почетную особую марку храма Брихадисварар, первую из которых получил Г. К. Васан, министр судоходства в кабинете министров.

Монетный двор Мумбаи выпустил памятную монету в 1000 рупий с тем же изображением, что и на монете в 5 рупий. Это была первая монета в 1000 рупий, выпущенная в чеканке Республики Индия. Эта монета была объявлена ​​внеоборотным юридическим тендером (NCLT).

 

1 апреля 1954 года Резервный банк Индии выпустил банкноту в 1000 фунтов стерлингов с панорамным видом на храм Брихадисвар, отмечая его культурное наследие и значение. В 1975 году тогдашнее правительство во главе с премьер-министром Индирой Ганди демонетизировало все банкноты в 1000 фунтов стерлингов в попытке сократить количество черных денег. Эти заметки сейчас популярны среди коллекционеров.

В 2010 году тогдашний главный министр штата Тамил Наду М. Карунаниди переименовал Семмаи Райс, разновидность рисового риса высокой производительности, в Раджа Раджан-1000, чтобы отметить тысячелетний юбилей строителя храма Раджараджа Чола.

 

Прием

Храм «свидетельствует о блестящих достижениях Чола в архитектуре, скульптуре, живописи и бронзовом литье». Храм упоминается во многих современных произведениях того периода, таких как Мувар Ула и Калингатхупарани. Согласно Чаттерджи, дравидийская архитектура достигла своей высшей формы выражения в храме и его преемнике, храме Брихадисварар, Гангайконда Чолапурам. Храм был объявлен памятником наследия правительством Индии и находится в ведении Археологической службы Индии как охраняемый памятник. Храм - одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Тамил Наду.

Храм был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с храмом Брихадисвара в Гангайкондачолапураме и храмом Айраватешвара в Дарасураме, которые называются Великими живыми храмами Чола. Эти три храма имеют сходство, но каждый имеет уникальный дизайн и скульптурные элементы. Все три храма были построены Чолами между 10 и 12 веками нашей эры, и они продолжали поддерживаться и использоваться индуистами. Храмы классифицируются как «Великая жизнь», так как храмы активно участвуют в культурных, паломнических и религиозных практиках в наше время.

 

Культурные мероприятия

Храм Брихадишвары в Танджавуре - место ежегодных танцевальных фестивалей около февраля вокруг Махашивратри. Основные исполнители классического индийского танца, а также региональные коллективы выступают со своим репертуаром на этом фестивале Брахан Натянджали в течение 10 дней.

 

Автомобильный фестиваль

Автомобиль Temple был выкатан на пробный пробег напротив храма Шри Рамар 20 апреля 2015 года при участии большого количества людей. Через девять дней состоялось первое шествие храмового вагона. По сообщениям новостей, это была первая такая процессия в этом храме за последние сто лет.

 

Романы

Калки Кришнамурти, известный тамильский романист, написал исторический роман под названием «Понниин Сельван», основанный на жизни раджи Раджа Чола I. Балакумаран, другой тамильский автор написал роман «Удайяр», посвященный жизни раджи Раджа Чола I и строительству. храма.

 

Администрация

Храмом в настоящее время управляет Бабаджи Бхонсле, глава королевской семьи Танджавур Маратха. Он служит потомственным попечителем дворца Девастханам, который продолжает управлять 88 храмами Чола, включая храм Брихадисвара. Тамильские группы безуспешно обращаются к правительству Тамил Наду с просьбой отменить эти права, поскольку он не принадлежит к чола или тамильскому происхождению. По словам одного из протестующих, который также является координатором Комитета по поиску прав Большого храма, Бабаджи Бхонсле также не является законным наследником королей маратхов Танджавура.