Эллора, Индия

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Эллора

Эллора - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в районе Аурангабад штата Махараштра, Индия. Это один из крупнейших в мире пещерных комплексов монастыря и храма, высеченных в скале, с памятниками индуизма, буддизма и джайнизма, а также произведениями искусства, датируемыми периодом 600–1000 гг. Пещера 16, в частности, представляет собой крупнейший в мире монолитный раскопок в скале - храм Кайлаш, памятник в форме колесницы, посвященный Господу Шиве. На раскопках храма Кайлаш также есть скульптуры, изображающие богов, богинь и мифологий вайшнавизма, шактизма, а также рельефные панели, обобщающие два основных индуистских эпоса.

На этом месте более 100 пещер, все выкопаны в базальтовых скалах холмов Чаранандри, 34 из которых открыты для посещения. Они состоят из 12 буддийских (пещеры 1–12), 17 индуистских (пещеры 13–29) и 5 ​​джайнских (пещеры 30–34) пещер, каждая группа представляет божеств и мифологий, распространенных в 1-м тысячелетии нашей эры, а также монастыри каждой из них. соответствующая религия. Они были построены близко друг к другу и иллюстрируют религиозную гармонию, существовавшую в древней Индии. Все памятники Эллора были построены во времена династии Раштракута, построившей часть индуистских и буддийских пещер, и династии Ядава, построившей ряд пещер джайнов. Финансирование строительства памятников было предоставлено королевской семьей, торговцами и богатыми людьми региона.

Хотя пещеры служили монастырями, храмами и местом отдыха паломников, расположение этого места на древнем южноазиатском торговом пути также сделало его важным коммерческим центром в регионе Декан. Это 29 км (18 миль) к северо-западу от Аурангабада и примерно в 300 км (190 миль) к востоку-северо-востоку от Мумбаи. Сегодня пещеры Эллора, наряду с близлежащими пещерами Аджанты, являются главной туристической достопримечательностью в регионе Маратвада штата Махараштра и охраняемым памятником Археологической службы Индии [ASI].

 

Достопримечательности Эллора

Туристические достопримечательности в Аджанте, несомненно, являются пещерами. 34 пещеры в Эллоре и 29 пещер в Аджанте оставались в безвестности более тысячелетия, пока Джон Смит, офицер британской армии, случайно не наткнулся на них во время охотничьей экспедиции в 1819 году. Аджанта и Эллора являются охраняемыми памятниками под археологическими раскопками. Обзор Индии и был включен в список всемирного наследия памятников.

Пещеры Эллора. Во вторник с 9:00 до 17:30 - выходной, открыт для ВСЕХ национальных праздников. Вступительные взносы ₹ 30 для индийцев, 500 ₹ для иностранцев. Бесплатный вход для детей до 15 лет. Фотосъемка: бесплатно, видеосъемка: ₹ 25.

 

Этимология

Эллора, также называемая Верул или Элура, является сокращенной формой древнего имени Элапура. Более старая форма имени была найдена в древних упоминаниях, таких как надпись Барода 812 г. н. являясь храмом Кайласа (Пещера 16). В индийской традиции каждая пещера названа и имеет суффикс Гуха (санскрит), Лена или Лени (Маратхи), что означает пещера.

 

Расположение

Пещеры Эллора расположены в штате Махараштра примерно в 29 км (18 миль) к северо-западу от города Аурангабад, в 300 км (190 миль) к востоку-северо-востоку от Мумбаи, в 235 км (146 миль) от Пуны и примерно в 100 км (62 миль). ) к западу от пещер Аджанты, в 2,3 км (1,42 мили) от храма Гришнешвар (Индия).

Эллора занимает относительно плоскую скалистую область Западных Гат, где древняя вулканическая деятельность привела к образованию многослойных базальтовых образований, известных как Деканские ловушки. Вулканическая активность, которая сформировала обращенный на запад утес, в котором находятся пещеры Эллора, произошла в меловой период. Получившаяся в результате вертикальная грань упростила доступ ко многим слоям скальных образований, что позволило архитекторам выбирать базальт с более мелкими зернами для более детальной лепки.

 

Хронология

Строительство в Эллоре изучается со времен британского колониального правления. Однако совпадение стилей буддийских, индуистских и джайнских пещер затрудняет достижение согласия относительно хронологии их строительства. Споры обычно касаются: во-первых, были ли высечены первыми пещеры: буддийские или индуистские, и, во-вторых, относительная датировка пещер в рамках определенной традиции. Широкий консенсус, который возник, основан на сравнении стилей резьбы в Эллоре с другими пещерными храмами в регионе Декан, которые были датированы, текстовых записях различных династий и эпиграфических свидетельствах, найденных в различных археологических памятниках недалеко от Эллоры и в других местах Махараштры, Мадхья. Прадеш и Карнатака. Джери Хокфилд Маландра и другие ученые заявили, что пещеры Эллора имели три важных периода строительства: ранний индуистский период (~ 550-600 гг. Н.э.), буддийский период (~ 600-730 гг. до 950 г. н.э.).

Самые ранние пещеры, возможно, были построены во времена династий Трайкутакас и Вакатака, последняя известна тем, что спонсировала пещеры Аджанты. Однако считается вероятным, что некоторые из самых ранних пещер, такие как Пещера 29 (индуистская), были построены вдохновленной Шивой династией Калачури, а буддийские пещеры были построены династией Чалукья. Более поздние индуистские пещеры и ранние пещеры джайнов были построены династией Раштракута, в то время как последние пещеры джайнов были построены династией Ядава, которая также спонсировала другие пещерные храмы джайнов.

Буддийские памятники: пещеры 1–12.
Эти пещеры расположены на южной стороне и были построены между 630–700 годами нашей эры или 600–730 годами нашей эры. Первоначально считалось, что буддийские пещеры были самыми ранними сооружениями, которые были созданы между пятым и восьмым веками, с пещерами 1–5 на первом этапе (400–600) и 6–12 на более позднем этапе (650–750). но современная наука считает, что индуистские пещеры строились раньше, чем буддийские пещеры. Самая ранняя буддийская пещера - пещера 6, затем пещера 5, 2, 3, 5 (правое крыло), 4, 7, 8, 10 и 9, с пещерами 11 и 12, также известными как До Тал и Тин Тал соответственно, которые являются последними. .

Одиннадцать из двенадцати буддийских пещер состоят из вихар или монастырей с молитвенными залами: больших многоэтажных зданий, вырезанных в скале горы, включая жилые помещения, спальные помещения, кухни и другие комнаты. В монастырских пещерах есть святыни, в том числе изображения Гаутамы Будды, бодхисаттв и святых. В некоторых из этих пещер скульпторы постарались придать камню вид дерева.

Пещеры 5, 10, 11 и 12 являются важными с архитектурной точки зрения буддийскими пещерами. Пещера 5 уникальна среди пещер Эллора, поскольку она была спроектирована как зал с парой параллельных трапезных скамеек в центре и статуей Будды сзади. Эта пещера и пещера 11 пещер Канхери - единственные две буддийские пещеры в Индии, устроенные таким образом. Все пещеры с 1 по 9 являются монастырями, а пещера 10, пещера Вишвакарма, является основным буддийским молитвенным залом.

Пещеры 11 и 12 представляют собой трехэтажные пещеры монастыря Махаяны с идолами, мандалами, вырезанными в стенах, и многочисленными богинями, а также иконографией, связанной с Бодхисаттвами, принадлежащей буддизму Ваджраяны. Это убедительные доказательства того, что идеи буддизма ваджраяны и тантры прочно утвердились в Южной Азии к VIII веку нашей эры.

 

Пещера Вишвакарма

Среди буддийских пещер примечательна пещера 10, зал поклонения чайтья, называемый «пещерой Вишвакарма», построенный около 650 г. н.э. Он также известен как «Пещера плотника», потому что скале была придана отделка, напоминающая деревянные балки. За его многоэтажным входом находится подобный собору зал ступы, также известный как чайтья-гриха (молитвенный дом). В центре этой пещеры находится 15-метровая статуя Будды, сидящего в позе проповедника.

Пещера 10 сочетает в себе вихару с похожим на часовню залом для поклонения, в котором есть восемь дополнительных ячеек, четыре в задней стене и четыре справа, а также портик спереди. Это единственный посвященный чайтья-гриха среди буддийских пещер, построенный по аналогии с пещерами 19 и 26 Аджанты. В пещере 10 также есть гавакша или чандрашала, арочное окно и боковая связь с пещерой 9 в Эллоре.

Главный зал пещеры Вишвакарма имеет апсидальный план и разделен на центральный неф и боковые проходы 28 восьмиугольными колоннами с простыми капителями скоб. В апсидальном конце зала чаитя находится ступа, на лице которой колоссально сидящий Будда в вьякьяна мудре (позе учения). За его спиной вырезано большое дерево Бодхи. Зал имеет сводчатую крышу, в которой ребра (известные как трифорий) вырезаны в скале, имитирующие деревянные. На фризах над колоннами изображены королевы нагов, а на обширных рельефных рисунках изображены такие персонажи, как артисты, танцоры и музыканты.

Перед молитвенным залом находится высеченный в скале двор, на который ведет лестница. Вход в пещеру имеет резной фасад, украшенный многочисленными индийскими мотивами, включая апсары и медитирующие монахи. По обе стороны от верхнего этажа расположены портики с колоннами, в задних стенах которых расположены небольшие помещения. На веранде с колоннами есть небольшая святыня с обоих концов и единственная камера в дальнем конце задней стены. Колонны коридора имеют массивные квадратные шахты и капители гхата-паллавы (вазы и листва). На различных уровнях Пещеры 10 также есть идолы мужских и женских божеств, таких как Майтрейя, Тара, Авалокитешвара (Ваджрадхамма), Манджушри, Бхрикути и Махамаюри, вырезанные в стиле династии Пала, найденные в восточных регионах Индии. Некоторые южно-индийские влияния также можно найти в различных произведениях этой пещеры.

Индуистские памятники: пещеры 13–29.
Индуистские пещеры были построены в период Калачури, с середины 6 века до конца 8 века в два этапа. В начале VI века были раскопаны девять пещерных храмов, а затем еще четыре пещеры (пещеры 17–29). Сначала по порядку начались работы в пещерах 28, 27 и 19, затем в пещерах 29 и 21, которые были раскопаны одновременно с пещерами 20 и 26. Пещеры 17 и 28 были начаты последними.

Более поздние пещеры, 14, 15 и 16, были построены в период Раштракута, некоторые из них были датированы 8-10 веками. Сначала работы начались в пещерах 14 и 15, при этом пещера 16, крупнейший в мире монолит, была последней из трех построенных. Эти пещеры были построены в 8 веке при поддержке царя Кришны I.

Ранние индуистские храмы: Дхумар Лена, пещера 29
Строительство в ранних индуистских пещерах началось до буддийских или джайнских пещер. Эти ранние пещеры обычно были посвящены индуистскому богу Шиве, хотя иконография предполагает, что ремесленники относились к другим богам и богиням индуизма с таким же уважением и почтением. Общей чертой этих пещерных храмов был вырезанный в скале линга-йони внутри святилища, каждый из которых был окружен пространством для обхода (парикрама).

Пещера 29, также называемая Дхумар Лена, - одна из самых ранних раскопок в Эллоре и одна из крупнейших. Здание раннего индуистского храма в пещере было сосредоточено вокруг «Вале Ганга», природного водопада, который был интегрирован в памятник. Водопад виден с балкона, высеченного в скале на юге, и был описан как «водопад, падающий на чело великого Шивы», особенно в сезон дождей. Резные фигурки в этой пещере больше, чем в натуральную величину, но, по словам автора Дхаваликара, они «тучные, коренастые с непропорциональными конечностями» по сравнению с тем, что можно найти в других пещерах Эллора.

Храм Рамешвар, пещера 21
Пещера 21, также называемая Рамешвар Лена, - это еще один ранний раскопок, строительство которого приписывают династии Калачури. Пещера была завершена до вознесения династии Раштракута, которая продолжила расширять пещеры в Эллоре.

 

Хотя в пещере есть работы, похожие на работы в других пещерах Эллора, в ней также есть ряд уникальных экспонатов, например, изображающих историю погони богини Парвати за Шивой. Резные фигурки, изображающие Парвати и Шиву на досуге, свадьбу Парвати с Шивой, танец Шивы и Картикею (Сканда) были найдены в других пещерах. В пещере также представлена ​​большая экспозиция Сапта Матрика, семи богинь-матерей индуистской традиции Шакти, которых с обеих сторон окружают Ганеша и Шива. Внутри храма находятся другие богини, важные для традиции Шакти, например, Дурга. Вход в пещеру 21 окружен большими скульптурами богинь Ганги и Ямуны, представляющих две главные реки Гималаев и их значение для индийской культуры.

Пещера построена симметрично в соответствии с принципом квадрата мандапа и имеет встроенные геометрические узоры, повторяющиеся по всей пещере. Шива-линга в святилище храма находится на одинаковом расстоянии от основных статуй богинь Ганги и Ямуны, причем все три находятся в равностороннем треугольнике. Согласно Кармел Берксон, эта схема, вероятно, символизирует отношения Брахмана и Пракрити, взаимозависимость мужской и женской энергий, что является центральным элементом индуистского богословия.

Храм Кайлаши: пещера 16
Пещера 16, известная как храм Кайласа, является особенно примечательным пещерным храмом в Индии из-за своего размера, архитектуры и того, что она полностью вырезана из единой скалы.

Храм Кайлаша, вдохновленный горой Кайлаша, посвящен Шиве. Он смоделирован по образцу других индуистских храмов с воротами, залом для собраний, многоэтажным главным храмом, окруженным многочисленными святынями, выложенными по квадратному принципу, интегрированным пространством для обхода, гарбха-грихья (святилище) где обитает линга-йони и шпиль в форме горы Кайлас - все они вырезаны из одной скалы. Другие святилища, вырезанные из той же скалы, посвящены Ганге, Ямуне, Сарасвати, десяти аватарам Вишну, ведическим богам и богиням, включая Индру, Агни, Ваю, Сурью и Ушу, а также неведическим божествам, таким как Ганеша, Ардханаришвара (половина Шива, наполовину Парвати), Харихара (наполовину Шива, наполовину Вишну), Аннапурна, Дурга и другие. На цокольном уровне храма представлены многочисленные работы Шайвы, Вайшнавов и Шакти; Известный набор резных фигурок включает двенадцать эпизодов из детства Кришны, важного элемента вайшнавизма.

Структура представляет собой отдельно стоящий многоуровневый храмовый комплекс, занимающий площадь в два раза больше Парфенона в Афинах. Подсчитано, что художники удалили три миллиона кубических футов камня весом примерно 200000 тонн для раскопок храма.

Строительство храма приписывают царю Раштракуты Кришне I (годы правления 756–773 гг. Н. Э.), Но также были отмечены элементы архитектуры Паллавы. Размеры двора 82 метра на 46 метров у основания и 30 метров в высоту (280 × 160 × 106 футов). У входа стоит низкий гопурам. Центральная святыня, в которой находится лингам, имеет мандапу с плоской крышей, поддерживаемую 16 столбами, и дравидийскую шикхару. Изображение горы Нанди (священного быка) Шивы стоит на крыльце перед храмом. Две стены главного храма представляют собой ряды резных фигур, изображающих Махабхарату с северной стороны и Рамаяну с южной стороны.

Храм Кайлаша считается весьма примечательным примером храмового строительства из истории Индии 1-го тысячелетия и был назван Кармелом Берксоном «чудом света» среди высеченных в скале памятников.

Дашаватара: пещера 15
Храм Дашаватара, или Пещера 15, - еще одно важное место раскопок, которое было завершено где-то после Пещеры 14 (Раван ки Кхай, индус). В пещере 15 есть камеры и план расположения, которые похожи на буддийские пещеры 11 и 12, что позволяет предположить, что эта пещера была задумана как буддийская пещера; однако наличие небуддийских элементов, таких как Нритя Мандапа (павильон индийского классического танца) у входа, говорит об обратном. По словам Джеймса Харла, индуистские изображения были найдены в буддийской пещере 11, в то время как многие индуистские божества были включены в буддийские пещеры этого региона. Это совпадение в разрозненных конструкциях буддийских и индуистских пещер может быть связано с тем, что на этих участках работают одни и те же архитекторы и рабочие, или, возможно, запланированная буддийская пещера была адаптирована в индуистский памятник.

По словам Джери Маландры, все буддийские пещеры в Эллоре были вторжением в место, которое уже было установленным брахманическим тиртхом (местом паломничества индуистов), а не наоборот. Кроме того, учитывая, что и индуистские, и буддийские пещеры были преимущественно анонимными, и не было обнаружено никаких дарственных надписей для буддийских пещер Эллора, кроме тех, которые принадлежали индуистским династиям, которые их построили, первоначальное намерение и природа этих пещерных храмов являются спекулятивными.

 

Индуистский храм, расположенный в пещере 15, имеет открытый двор с отдельно стоящей монолитной мандапой в середине и двухэтажным раскопанным храмом в задней части. Большие скульптурные панели между колоннами на верхнем этаже иллюстрируют широкий спектр тем, включая десять аватаров Вишну. Надпись Дантидурга, имеющая решающее значение для установления возраста храма, находится на задней стене передней мандапы. Согласно Кумарасвами, лучшим рельефом этой пещеры является тот, который изображает смерть Хираньякашипу, где Вишну в форме человека-льва (Нарасимха) выходит из колонны и кладет роковую руку ему на плечо. Другие рельефы в пещере 15 включают Гангадхара, брак Шивы и Парвати, Трипурантика традиции Шакти, Маркендейя, Гаруда, аспекты жизни, Нанди в мандапе, танцующий Шива, Андхакасура, Говардханадхари, Гаджендраварада и другие. Панели расположены в диадах, как утверждает Кармел Берксон, усиливают друг друга, демонстрируя «совместную, но также антагонистическую энергию» с взаимной передачей власти.

Другие индуистские пещеры
Другие известные индуистские пещеры - это Раван ки Кхай (пещера 14) и Нилканта (пещера 22), в обеих из которых находятся многочисленные скульптуры, в пещере 25, в частности, есть резьба с изображением Сурьи на потолке.

Памятники джайнам: пещеры 30–34
В северной части Эллоры находятся пять джайнских пещер, принадлежащих секте Дигамбара, которые были раскопаны в девятом и начале десятого веков. Эти пещеры меньше буддийских и индуистских пещер, но, тем не менее, имеют очень подробную резьбу. Они, как и индуистские пещеры более поздней эпохи, были построены в одно и то же время, и обе разделяют архитектурные и религиозные идеи, такие как веранда с колоннами, симметричная мандапа и пуджа (поклонение). Однако, в отличие от индуистских храмов, акцент делается на изображении двадцати четырех джинов (духовных завоевателей, получивших освобождение от бесконечного цикла перерождений). В дополнение к этим джинам, работы в джайнских храмах включают резные изображения богов и богинь, якши (мужское божество природы), якси (женское божество природы) и человеческих преданных, распространенных в джайнской мифологии 1-го тысячелетия нашей эры.

По словам Хосе Перейры, пять пещер на самом деле были 23 отдельными раскопками в разные периоды. 13 из них находятся в Индра Сабхе, 6 в Джаганнатха Сабхе и отдыхают в Чхота Кайлаше. Парейра использовал многочисленные источники, чтобы сделать вывод о том, что джайнские пещеры в Эллоре, вероятно, возникли в конце 8-го века, а строительные работы и раскопки продолжались с 10-го века до 13-го века, прежде чем они остановились с вторжением в регион Дели султаната. Об этом свидетельствуют вотивные надписи, датированные 1235 годом нашей эры, где даритель утверждает, что «превратил Чаранадри в святую тиртху» для джайнов, подарив раскопки господствующих джинов.

Особо важными джайнскими святынями являются Чхота Кайлас (пещера 30, 4 раскопки), Индра Сабха (пещера 32, 13 раскопок) и Джаганнатха Сабха (пещера 33, 4 раскопки); пещера 31 - недостроенный четырехколонный зал и святыня. Пещера 34 - это небольшая пещера, в которую можно попасть через отверстие в левой части пещеры 33.

Джайнские пещеры содержат некоторые из самых ранних изображений Самавасараны среди религиозных резных фигурок. Самавасарана имеет особое значение для джайнов, поскольку является залом, в котором проповедует тиртханкара после достижения кевала-джнаны (освобождающего всеведения). Еще одна интересная особенность, обнаруженная в этих пещерах, - это сочетание священных фигур в джайнизме, в частности Паршванатха и Бахубали, которые появляются 19 раз. Среди других значимых произведений искусства - изображения божеств Сарасвати, Шри, Саудхармендра, Сарванубхути, Гомукха, Амбика, Чакрешвари, Падмавати, Кшетрапала и Хануман.

Чотта Кайлаша: Пещера 30
Чотта Кайлаша, или маленькая Кайлаша, названа так из-за сходства резьбы с резными фигурками в храме Кайлаши. Этот храм, вероятно, был построен в начале 9 века, одновременно со строительством нижнего уровня Индра Сабхи, через несколько десятилетий после завершения строительства храма Кайлаша. На нем изображены два барельефа танцующего Индры в натуральную величину, один с восемью руками, а другой с двенадцатью, оба украшены орнаментами и короной; Руки Индры изображены в различных мудрах, напоминающих танцующие произведения Шивы, найденные в близлежащих индуистских пещерах. Однако в иконографии есть несколько отличий, которые указывают на то, что в этой пещере изображен танцующий Индра, а не танцующий Шива. Панели Индры у входа также изображают других божеств, небожителей, музыкантов и танцоров.

 

Историк искусства Лиза Оуэн подняла вопросы о том, были ли музыка и танец частью джайнизма 9-го века, учитывая, что теология джайнов фокусируется на медитативном аскетизме. Раджан, например, предположил, что Пещера 30 мая изначально была индуистским памятником, который позже был преобразован в храм джайнов. Тем не менее, Оуэн предполагает, что наполненные праздником произведения искусства в этом храме лучше понимать как часть доктрины Самавасараны в джайнизме.

Наложение джайнской и индуистской мифологий вызвало путаницу, поскольку в третьей книге индуистской Махабхараты обитель Индры описывается как место, наполненное множеством героев, куртизанок и ремесленников в подобной раю обстановке. Эти образы повторяются в пещере 30, как и в индуистских пещерах, и задают контекст храма. Однако символика ближе к центру храма больше соответствует основным идеям джайнизма; более широкое распространение медитирующих образов и джинов - места, где джайнский преданный совершал свою ритуальную абхишеку (поклонение).

Пещера 31
Пещера 31, состоящая из четырех столбов, небольшого храма с множеством резных фигурок, не была завершена. Резные изображения Паршванатхи, охраняемого якшей Дхаранендрой с его семью капюшонами, и Гомматешвары были сделаны на левой и правой стенах зала соответственно, в то время как внутри святыни находится идол Вардхаманы Махавира Свами. Идол сидит в позе падмасана на львином троне, а чакра видна на средней панели трона. Фигура якши Матанги на слоне находится на левой стороне храма, а один из якши Сиддхайки, сидящий в савья-лалитасане на льве с ребенком на коленях, находится справа.

Индра Сабха: Пещера 32
Индра Сабха (пещера 32), раскопанная в 9 веке, представляет собой двухэтажную пещеру с монолитным святилищем во дворе. Историки XIX века путали джайнских якшей с альтернативными изображениями Индры, которые были найдены в буддийских и индуистских произведениях искусства, что привело к тому, что храму дали неправильное название «Индра Сабха». Индра является важным божеством во всех трех основных религиях, но имеет особое значение в джайнизме, поскольку он не только является одним из 64 божеств, правящих на небесах, но и, в частности, царем первого джайнского неба, Саудхармакальпы, и главный архитектор зала небесных собраний согласно Адипуране, священному тексту джайнов.

Храм Индра Сабха Джайн имеет историческое значение, поскольку он содержит свидетельства в виде слоистых отложений и текстовых записей активного поклонения внутри сообщества джайнов. В частности, было известно, что ритуалы проводились на верхнем уровне, где произведения искусства могли играть центральную роль.

Как и во многих пещерах в Эллоре, храм украшают многочисленные резные фигурки, например, цветок лотоса на потолке. На верхнем уровне святилища, раскопанном в задней части двора, находится изображение Амбики, якшини Неминатха, сидящей на своем льве под деревом манго, нагруженной плодами. В центре святилища находится Сарватобхадра, где четыре тиртханкары джайнизма - Ршибха (1-й), Неминатха (22-й), Паршванатха (23-й) и Махавира (24-й) выровнены по сторонам света, образуя место поклонения для преданных.

Джаганнатха Сабха: Пещера 33
Джаганнатха Сабха (пещера 33) - вторая по величине джайнская пещера в Эллоре, согласно надписям на колоннах, она датируется 9 веком. Это двухэтажная пещера с двенадцатью массивными колоннами и головами слонов, выступающими к крыльцу, вырезанными из единой скалы. Зал имеет две массивные квадратные колонны спереди, четыре в средней части и внутренний квадратный главный зал с колоннами с рифлеными валами, все замысловато вырезано капителями, выступами и скобами. Внутри главных идолов находятся Паршванатха и Махавира, два последних тиртханкары в джайнизме.

Пещера 34
Некоторые надписи в пещере 34, или J26, согласно историку Хосе Перейре, еще не расшифрованы, но, вероятно, были выполнены между 800 и 850 годами нашей эры. Считается, что другие надписи, например, Шри Нагавармы, датируются IX или X веком.

 

В этой пещере есть большой сидящий Паршванатха Джина с четырьмя служителями камара, двое из которых держат мухоловки и, по-видимому, появляются из-за спины трона Джины. Как и во многих других джайнских раскопках, большая пара якса-якси также найдена в этой пещере недалеко от Джины. В задней части пещеры находится бородатая фигура с чашей, содержащей круглые жертвоприношения, форма которых напоминает пинду (рисовые шарики) или ладдус (сладкое). Это предполагает, что эта сцена может быть связана с джайнским религиозным поклонением, возможно, с церемонией шраддхи. Паршванатха в пещере сочетается с стоящей Гомматешварой и сопровождается другими резными фигурками, изображающими музыкантов, играющих на различных инструментах, таких как рожки, барабаны, раковины, трубы и цимбалы. Особенно примечательной особенностью пещеры является гигантский открытый лотос, вырезанный на потолке и крыше, который можно найти только в одном другом раскопках джайнов и в одной индуистской пещере 25 во всей Эллоре. Размещение лотоса в пещере, а не скульптура, символизирует то, что храм является божественным местом.

Наскальное изображение Господа Паршваната
На холме к северо-востоку от главного комплекса пещер находится джайнский храм, содержащий высеченное в скале изображение Господа Паршванатха периода Раштракута высотой 16 футов (4,9 м) с надписью, датированной 1234 годом нашей эры. Хорошо сохранившееся изображение обрамлено Дхараендра и Падмавати. В надписи это место упоминается как холм Чарана, священное место. Он все еще находится в активном поклонении и, следовательно, не защищен ASI. Чтобы добраться до него, нужно преодолеть шестьсот ступенек. Им управляет джайнский гурукул в деревне.

Посетители, осквернение и порча
В течение столетий после их завершения было написано несколько записей, указывающих, что эти пещеры посещались регулярно, особенно потому, что они находились в пределах видимости торгового пути; например, было известно, что Эллору часто посещали буддийские монахи в IX и X веках. Багдадский житель 10-го века Аль-Масуди ошибочно называет это место «Аладрой», местом большого храма, местом индийского паломничества и местом с тысячами келий, где живут преданные; В 1352 году в записях Ала-уд-Дина Бахман Шаха упоминается, что он разбил лагерь на этом месте. Другие записи были написаны Фириштой, Тевено (1633–1667), Никколао Мануччи (1653–1708), Чарльзом Варре Малетом (1794) и Сили (1824). Некоторые источники признают важность Эллоры, но делают неточные заявления относительно ее конструкции; например, описание пещер венецианским путешественником Никколао Мануччи, чья история Великих Моголов была хорошо принята во Франции, писал, что пещеры Эллоры «... были выполнены древними китайцами», основываясь на его оценке мастерства и того, что у него было было сказано. Эллора была хорошо известным местом во времена Великих Моголов: император Аурангзеб обычно устраивал там пикники со своей семьей, как и другие дворяне Великих Моголов. Мустаид Хан, придворный Аурангзеба, заявил, что люди посещали этот район в любое время года, но особенно во время сезона дождей. Он также говорил о «множестве видов изображений с реалистичными формами», вырезанных на всех потолках и стенах, но отметил, что сами памятники находились в состоянии «запустения, несмотря на их прочный фундамент».

Лалитакаритра, текст на маратхи, датируемый концом 13 века н.э., является первым сообщением, в котором говорится, что активное использование эллоры прекратилось в 13 веке. Протоколы исламского суда показали, что Деогири, столица династии Ядавов, находящаяся примерно в 10 км от Эллоры, в этот период подверглась постоянным атакам и впоследствии попала под власть Делийского султаната в 1294 году нашей эры. По словам Хосе Парейры, есть свидетельства того, что работа в джайнских пещерах в Эллоре процветала при Сингхане, правившем династией Ядавов между ~ 1200 и 1247 годами нашей эры, и эти пещеры использовались джайнскими посетителями и прихожанами до 13 века. Однако религиозная деятельность джайнов прекратилась после того, как в конце 13 века регион перешел под исламское правление.

Буддийские, индуистские и джайнские памятники в Эллоре показывают значительные повреждения, особенно идолам, в то время как замысловатая резьба на колоннах и природных объектах на стенах осталась нетронутой. Осквернение идолов и изображений восходит к 15-17 векам, когда этот регион полуострова Декан подвергся иконоборчеству со стороны мусульманских армий. По словам Джери Маландры, такое опустошение со стороны мусульман произошло из-за предполагаемого оскорбления, нанесенного «графическими антропоморфными изображениями индуистских и буддийских святынь». Мусульманские историки периода исламского султаната упоминают Эллору в своих описаниях широко распространенного ущерба и фанатичного уничтожения идолов и произведений искусства в этом регионе, при этом известно, что некоторые мусульмане этой эпохи выражали озабоченность по поводу бессмысленного ущерба и "осуждали это как нарушение. красоты », по словам Карла Эрнста.

 

Надписи Эллоры

Несколько надписей в Эллоре датируются VI веком и позже, самая известная из которых - надпись Раштракуты Дантидурги (ок. 753–757 н. Э.) На задней стене передней мандапы пещеры 15, в которой говорится, что он возносил молитвы в этом храме. . Джаганнатха Сабха, джайнская пещера 33, имеет 3 надписи с именами монахов и жертвователей, а в храме Паршванатха на холме есть надпись 1247 г. н.э., в которой указано имя дарителя из Вардханапура.

Великий храм Кайласа (пещера 16) приписывается Кришне I (ок. 757–783 н. Э.), Преемнику и дяде Дантидурги. Надпись на медной пластине, найденная в Бароде, Гуджарат, гласит, что большое здание было построено на холме Кришнараджей в Элапуре (Эллора):
... было приказано построить на холме в Элапуре храм чудесной структуры, увидев который лучшие из бессмертных, передвигающихся на небесных машинах, поразились с удивлением, сказали: «Этот храм Шивы самосущен; вещь, созданная искусством, такой красоты не видать (...) Архитектор, строитель которого (...) сам был внезапно поражен изумлением, говоря: "О, как же это я построил это!"
- Медная надпись Каркараджа II, 812 г.

 

Расписная резьба и картины

Когда-то резьба в Эллоре была обильно расписана. Камень был покрыт известковой штукатуркой, которую расписали. Местами сохранилась штукатурка и краска.

 

В популярной культуре

Знаменитый бенгальский кинорежиссер (и автор) Сатьяджит Рэй в 1974 году написал криминальный триллер «Кайлашей Келенкари» с участием вымышленного детектива Фелуды. В романе Фелуда отправляется в пещеры Эллора, чтобы раскрыть рэкет контрабанды, связанный с незаконной торговлей историческими артефактами из индийских храмов, включая самую большую пещеру в Эллоре, храм Кайласа. Сын Сатьяджита Сандип Рэй адаптировал роман по одноименному фильму в 2007 году.

 


Транспорт

Как добраться

На самолете
Аурангабад имеет ближайший аэропорт (36 км), и есть ежедневные рейсы из Дели и Мумбаи.

Поездом
Аурангабад является ближайшей железнодорожной станцией, и есть регулярные поезда из Мумбаи, Хайдарабада, Дели, Амритсара и т. Д. Из Мумбаи ходит ночной поезд.

Автобусом
MSRTC (Государственная дорожно-транспортная корпорация Махараштры). Красные автобусы регулярно доставляются в Эллору. Частоты хорошие, и они чрезвычайно безопасны и довольно удобны, хотя и не очень роскошны. MSRTC также управляет полу-роскошными автобусами Asiad сюда, но частота не очень хорошая. Все эти автобусы отправляются и прибывают на центральный автовокзал Аурангабада (CBS). Предварительное бронирование не требуется, билеты оформляются в самом автобусе. Расписание уроков. Туристам, желающим поехать в Эллору, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ путешествовать только в автобусах MSRTC (Государственная дорожно-транспортная корпорация Махараштры) из Аурангабада CBS (Центральный автовокзал). Макси-такси (черно-желтые такси среднего размера), припаркованные возле Аурангабада CBS (Центральный Автобусный Стенд), крайне небезопасны.

На такси
Можно заказать такси / туристическое такси с шофером из Аурангабада, стоимость которого составит около ₹350–400.

 

Транспорт по городу

От центрального автовокзала Аурангабада курсируют многочисленные автобусы до Эллора, но наиболее надежным является автобусное сообщение государственной туристической корпорации Махараштры (MTDC). Ежедневно в 8 утра из офиса MTDC на Железнодорожной станции проходит автобусный тур класса люкс. В дополнение к Эллоре, тур также включает несколько известных мест в Аурангабаде.
Такси всех типов доступны из Аурангабада. Форт Даулатабад находится на пути к Эллоре.

 

Покупки

Купите книгу «Археологическое исследование Индии» — серия «ЭЛЛОРА» всемирного наследия за 99 фунтов стерлингов.

 

Где поесть

Отель «Кайлаш» — старый отель, к которому примыкает пивной бар. Hotel Manor, Hotel Ambience и несколько других индийских ресторанов находятся по дороге в Аурангабад из Эллоры. Гигиена и уровень специй могут быть проблемой для некоторых.

 

Отели, хостелы и прочие

Отель Кайлас. Ближайший к пещерам Эллоры отель – в нескольких метрах от входа. Отель предлагает коттеджи и стандартные номера. Некоторые коттеджи выходят окнами на пещеры, но их цена немного выше, чем у обычных коттеджей.
Альтернативно, можно остановиться в Аурангабаде и посетить пещеры во время однодневной поездки.