Фатехпур-Сикри

Фатехпур-Сикри

 

 

 

 

 

 

 

Описание Фатехпур-Сикри

Фатехпур-Сикри

Расположение: 37 км (23 мили) К западу от Агры, район Агры
Открыто каждый день

Фатехпур-Сикри - это город в районе Агра в Уттар-Прадеше, Индия. Сам город был основан как столица империи Великих Моголов в 1571 году императором Акбаром. Он здесь жил с 1571 по 1585 год, когда Акбар покинул его из-за кампании в Пенджабе. Город был полностью покинут в 1610 году. Название города происходит от деревни под названием Сикри, которая раньше занимала это место. Раскопки Археологической службы Индии (ASI) в 1999-2000 годах показали, что здесь находился древний город с храмами и торговыми центрами, прежде чем Акбар построит свою столицу. Сын Акбара Джахангир родился в деревне Шикри или Сикри в 1569 году, и в этом году Акбар начал строительство религиозного комплекса в память о шейхе, который предсказал рождение. После второго дня рождения Джахангира начал строительство города и императорского дворца обнесенного стеной. Город стал известен как Фатехпур Сикри, «Город Победы», после победоносной кампании Гуджарата Акбара в 1573 году. После оккупации Агры в 1803 году англичане создали здесь административный центр. Он оставался таким до 1850 года. В 1815 году маркиз Гастингса заказал ремонт памятников в Сикри.

 

 

 

 

 

Фатехпур-Сикри

История

Археологические свидетельства указывают на поселение в этом регионе со времен окрашенной серой керамики. По словам историка Сайеда Али Надима Резави, регион процветал при правлении Сунги, а затем при Сикарваре Раджпуте, который построил крепость, когда они ненадолго контролировали этот район в 12 веке. Позже этот район перешел под власть Делийского султаната, и многие мечети были построены на месте, которое увеличилось в размерах в период династии Халджи.

Основывая свои аргументы на раскопках, проведенных Археологической службой Индии (ASI) в 1999–2000 годах в Чабели Тила, старший журналист Агры Бхану Пратап Сингх сказал, что антикварные предметы, статуи и сооружения указывают на потерянное "культурное и религиозное место". "более 1000 лет назад. «В результате раскопок был обнаружен богатый урожай статуй джайнов, сотни из них, в том числе фундамент храма с датой. Статуи Бхагвана Ади Натха, Бхагвана Ришабха Натха, Бхагвана Махавира и Джайна Якшиниса были тысячелетними», - сказал он. Сваруп Чандра Джайн, старший лидер джайнской общины. Историк Сугам Ананд заявляет, что есть доказательства наличия жилья, храмов и торговых центров до того, как Акбар основал их в качестве своей столицы. Он утверждает, что открытое пространство на хребте было использовано Акбаром для строительства своей столицы.

Но до того, как Акбар присвоил это место своей столице, его предшественники Бабур и Хумаюн многое сделали для изменения городской планировки Фатехпура Сикри. Аттилио Петруччоли, исследователь исламской архитектуры и профессор ландшафтной архитектуры Политехнического университета Бари, Италия, отмечает, что «Бабур и его преемники« хотели »уйти от шума и неразберихи Агры [и] построить непрерывную последовательность сады на свободном левом берегу Ямуны, связанные как на лодке, так и по суше ». Петруччоли добавляет, что, когда создаются такие ускользающие от реальности пейзажи, памятник становится организующим элементом города в целом, отчасти из-за его ориентации в важном месте, а отчасти из-за его огромных размеров. Гробница Хумаюна была одним из таких организующих элементов, которая на высоте 150 футов возвышалась над городом и теперь является одним из самых узнаваемых памятников Великих Моголов в стране.

Это место очень любил Бабур, который назвал его Шукри («Спасибо») в честь большого озера, которое использовалось армиями Великих Моголов. Аннетт Беверидж в своем переводе Бабурнамы отметила, что Бабур указывает «Сикри» на «Шукри». По его воспоминаниям, Бабур построил здесь сад, названный «Садом Победы», после победы над Рана Сангхой на его окраине. Хумаюн-нама Гулбадан Бегума описывает, что в саду он построил восьмиугольный павильон, который использовал для отдыха и письма. В центре близлежащего озера он построил большую платформу. Баоли находится у подножия скального уступа примерно в километре от Хиран-Минар. Вероятно, это место оригинала известного эпиграфа, посвященного его победе.

Абул Фазл приводит причины, по которым Акбар основал город в Акбарнаме: «Поскольку его возвышенные сыновья (Салим и Мурад) родились в Сикри, и богопознательный дух шейха Салима овладел им, его святое сердце желало придать внешнее великолепие этому месту, обладающему духовным величием.Теперь, когда его знамена достигли этого места, его прежний замысел был выдвинут вперед, и был издан приказ, чтобы управляющие делами возводили высокие здания для особого использования Шахиншаха. "

Акбар оставался без наследника до 1569 года, когда его сын, который стал известен как Джахангир, родился в деревне Сикри в 1569 году. Акбар начал строительство религиозного комплекса в честь святого Шишти шейха Салима, предсказавшего рождение Джахангира. После второго дня рождения Джахангира он начал строительство обнесенного стеной города и императорского дворца, вероятно, чтобы проверить выносливость своего сына. Построив свою столицу в ханке шейха Салима, Акбар присоединился к этому популярному суфийскому ордену и придал легитимность своему правлению через эту принадлежность.

Город был основан в 1571 году и был назван в честь деревни Сикри, которая раньше занимала это место. Буланд Дарваза был построен в честь его успешной кампании в Гуджарате, когда город стал известен как Фатехпур Сикри - «Город Победы». Он был оставлен Акбаром в 1585 году, когда он отправился сражаться в кампании в Пенджабе. Позже он был полностью заброшен к 1610 году. Причиной его отказа обычно называют отказ от водоснабжения, хотя потеря интереса Акбара также могла быть причиной, поскольку он был построен исключительно по его прихоти. Ральф Фитч описал это так: «Агра и Фатехпор-Сикри - два очень больших города, каждый из которых намного больше Лондона и очень густонаселенный. Между Агрой и Фатехпором 12 миль (Кос), и всю дорогу это рынок продуктов и другие вещи, такие же полные, как если бы человек все еще был в городе, и так много людей, как если бы человек был на рынке ».

 

Акбар посетил город только один раз в 1601 году после того, как покинул его. Уильям Финч, посетивший его через 4–5 лет после своей смерти, заявил: «Все это руины», написав «лежащее, как пустыня». Во время эпидемии бубонной чумы с 1616 по 1624 год Джахангир оставался здесь на три месяца в 1619 году. Мухаммад-шах останавливался здесь на некоторое время, и ремонтные работы были возобновлены. Однако с упадком Империи Великих Моголов состояние зданий ухудшилось.

Преследуя батальоны Даулата Рао Синдиа в октябре 1803 года, Джерард Лейк оставил в городе самый громоздкий багаж и осадные орудия. После оккупации Агры в 1803 году англичане основали здесь административный центр, который оставался им до 1850 года. В 1815 году маркиз Гастингс приказал отремонтировать памятники в Сикри и Сикандре. Город был муниципалитетом с 1865 по 1904 год, а затем был объявлен зоной регистрации. Население в 1901 году составляло 7 147 человек.

 

 

Архитектура

Фатехпур Сикри расположен на скалистом хребте, 3 км (1,9 мили) в длину и 1 км (0,62 мили) в ширину, а город-дворец окружен 6-километровой стеной с трех сторон, четвертая граничит с озером. Город обычно организован вокруг этого 40-метрового хребта, который имеет форму ромба. Общая планировка наземных построек, особенно «непрерывный и компактный узор садов, услуг и сооружений», который характеризует город, приводит городских археологов к выводу, что Фатехпур-Сикри был построен в первую очередь для того, чтобы предоставить своим знаменитым жителям досуг и роскошь.

Династическая архитектура Фатехпура Сикри была создана по образцу форм и стилей Тимуридов. Город был построен массивно и желательно из красного песчаника. Влияние гуджарати также заметно в его архитектурной лексике и декоре дворцов Фатехпур Сикри. Архитектура города отражает как индуистскую, так и мусульманскую формы внутренней архитектуры, популярные в Индии в то время. Замечательная сохранность этих оригинальных пространств позволяет современным археологам реконструировать сцены из жизни двора Великих Моголов и лучше понять иерархию королевских и знатных жителей города.

Доступ к нему осуществляется через ворота вдоль крепостной стены длиной 5 миль (8,0 км), а именно ворота Дели, ворота Лал, ворота Агра и ворота Бирбала, ворота Чанданпал, ворота Гвалиор, ворота Техра, ворота Чор и Ворота Аджмери. Во дворце находятся летний дворец и зимний дворец королевы Джодхи.

Некоторые из важных зданий в этом городе, как религиозных, так и светских:
Буланд Дарваза: Буланд Дарваза в Фатехпур-Сикри, установленный на южной стене мечети, находится на высоте 55 метров (180 футов) от земли, постепенно переходя в человеческий масштаб внутри. Ворота были добавлены примерно через пять лет после завершения строительства мечети c. 1576-1577 как арка победы в ознаменование успешной кампании Акбара в Гуджарате. На арке есть две надписи, одна из которых гласит: «Иса, сын Мариам, сказал: мир - это мост, пройдите по нему, но не строите на нем домов. Тот, кто надеется на час, может надеяться на вечность. мир пребывает только час. Проведите его в молитве, ибо остальное невидимо ».
Центральный портик состоит из трех арочных входов, самый большой из которых находится в центре и известен как Подковообразные ворота, по обычаю прибивать подковы к большим деревянным дверям на счастье. Слева за гигантскими ступенями Буланд Дарваза находится глубокий колодец.
Джама Масджид: это мечеть Джама, означающая конгрегационную мечеть, и, возможно, она была одним из первых зданий, построенных в комплексе, поскольку в эпиграфе указан 979 год хиджры (1571-72 гг. Н. Э.) Как дата завершения, с массивным входом. ко двору через пять лет пристроили Буланд-Дарваза. Он был построен в стиле индийских мечетей с айванами вокруг центрального двора. Отличительной чертой является ряд чхатри над святилищем. В каждом из семи заливов есть по три михраба, а большой центральный михраб покрыт куполом, он украшен инкрустацией из белого мрамора с геометрическими узорами.
Гробница Салима Чишти: гробница суфийского святого Салима Чишти (1478–1572), покрытая белым мрамором, во внутреннем дворе Джама Масджид. Одноэтажное строение построено вокруг центрального квадратного зала, в котором находится могила святого, под богато украшенным деревянным балдахином, инкрустированным перламутровой мозаикой. Его окружает крытый проход для обхода с резными Джалисами, каменными ширмами со сложной геометрической конструкцией и входом на юг. Гробница находится под влиянием более ранней мавзолеи периода султаната Гуджарат начала 15 века. Другой примечательной особенностью гробницы являются серпантинные кронштейны из белого мрамора, которые поддерживают наклонные карнизы вокруг парапета.

 

Слева от гробницы, на востоке, находится гробница из красного песчаника Ислам-хана I, сына шейха Бадруддина Чисти и внука шейха Салима Чишти, который стал генералом армии Великих Моголов во время правления Джахангира. Гробница увенчана куполом и тридцатью шестью маленькими куполообразными хаттри и содержит ряд могил, некоторые из которых безымянные, все потомки мужского пола шейха Салима Чисти.
Диван-и-Аам: Диван-и-Аам или Зал публичных аудиенций - это типология зданий, встречающихся во многих городах, где правитель встречается с широкой публикой. В данном случае это павильонная многоярусная прямоугольная конструкция, выходящая на большое открытое пространство. К юго-западу от Диван-и-Ам, рядом с домом тюркской султаны, находятся тюркские бани.
Диван-и-Хас: Диван-и-Хас, или Зал частных аудиенций, представляет собой простое квадратное здание с четырьмя чхатри на крыше. Однако он известен своей центральной колонной с квадратным основанием и восьмиугольным валом, на обеих резных полосах геометрических и цветочных узоров, кроме того, его тридцать шесть змеевидных кронштейнов поддерживают круглую платформу для Акбара, которая соединена с каждым углом. здание на первом этаже, у четырех каменных переходов. Именно здесь Акбар пригласил представителей разных религий обсудить свою веру и дал частную аудиенцию.
Ибадат-Хана: (Дом Поклонения) был молитвенным домом, построенным в 1575 году н.э. императором Великих Моголов Акбаром, где Акбар заложил основы новой синкретической веры, Дин-и-Илахи.
Ануп Талао: Ануп Талао был построен Раджей Ануп Сингхом Сикарваром. Декоративный бассейн с центральной платформой и четырьмя мостами, ведущими к нему. Он окружает некоторые из важных зданий королевского анклава, в том числе резиденцию Хвабгах (Дом снов) Акбара, Панч-Махал, пятиэтажный дворец, Диван-и-Хас (Зал частных аудиенций), Анк Микаули и Астролога. Сиденье в юго-западном углу двора Пачиси.
Худжра-и-Ануп Талао: Считается, что это резиденция мусульманской жены Акбара, хотя это оспаривается из-за его небольшого размера.
Дворец Мариам-уз-Замани: здание жен Раджпутов Акбара, в том числе Мариам-уз-Замани, демонстрирует влияние гуджарати и построено вокруг внутреннего двора, при этом особое внимание уделяется обеспечению конфиденциальности.
Наубат-хана: также известна как Наккар-хана, что означает барабанный дом, где музыкант использовал барабаны, чтобы объявить о прибытии Императора. Он расположен перед воротами Хати Поль или Слоновьими воротами, южным входом в комплекс, что позволяет предположить, что это был императорский вход.
Пачизи-Корт: квадрат, обозначенный как большая настольная игра, предшественник современной игры Людо, где люди служили игровыми фишками.
Панч-Махал: пятиэтажное дворцовое сооружение, в котором ярусы постепенно уменьшаются в размерах, вплоть до последнего, представляющего собой одну большую купольную чхатри. Первоначально пронизанные каменные перегородки выходили на фасад и, вероятно, также разделяли интерьер, предполагая, что он был построен для придворных дам. Полы поддерживаются колоннами с замысловатой резьбой на каждом уровне, всего 176 колонн.
Дом Бирбала: дом любимого министра Акбара, который был индусом. Примечательными особенностями здания являются горизонтальные наклонные навесы или хаджи и кронштейны, которые их поддерживают.
Хиран Минар: Хиран Минар, или Слоновья башня, представляет собой круглую башню, покрытую каменными выступами в виде слоновьих бивней. Традиционно считалось, что он был установлен как памятник любимому слону императора Акбара. Однако, вероятно, это было отправной точкой для последующих вех.
Другие постройки включали Таксал (монетный двор), Дафтар Хана (Офис документации), Кархана (королевская мастерская), Хазана (Казначейство), Хаммам (тюркские бани), покои Дарогхи, конюшни, караван-сарай, покои Хакима и т. д.

 

 

Демография

По данным индийской переписи 2011 года в Фатехпур-Сикри проживало 32 905 человек, из которых 17 392 мужчины и 15 513 женщин. Население в возрастной группе от 0 до 6 лет составляло 5 139 человек. Общее количество грамотных в Фатехпур-Сикри составляло 17 236 человек, что составляло 52,4% населения, при этом грамотность мужчин составляла 60,4%, а грамотность женщин - 43,4%. Эффективный уровень грамотности 7+ населения Фатехпур-Сикри составлял 62,1%, из которых уровень грамотности мужчин составлял 71,6%, а уровень грамотности женщин составлял 51,4%. Численность зарегистрированных каст и зарегистрированных племен составляла 4 110 и 1 соответственно. В 2011 году в Фатехпур-Сикри было 4936 семей.

 

 

Транспорт

Фатехпур Сикри находится примерно в 39 километрах (24 милях) от Агры. Ближайший аэропорт - аэропорт Агра (также известный как аэропорт Кхерия), расположенный в 40 км от Фатехпур Сикри. Ближайшая железнодорожная станция - это железнодорожная станция Фатехпур-Сикри, примерно в 1 км от центра города. Он связан с Агрой и соседними центрами по дороге, где регулярные автобусные рейсы обслуживаются UPSRTC, в дополнение к туристическим автобусам и такси.

 

В литературе
В своем стихотворении Futtypore Sicri (Записки из гостиной Фишера, 1833) Летиция Элизабет Лэндон сравнивает заброшенный город с «местью мертвых».

Вита Саквилл-Уэст в своем романе «Вся страсть потрачена» помещает ключевую встречу между Деборой, леди Слейн и мистером Фитцджорджем в Фатехпур-Сикри.

Она снова стояла на террасе заброшенного индийского города и смотрела на коричневый пейзаж, где клубы поднимающейся пыли время от времени отмечали дорогу в Агру. Она оперлась руками о теплый парапет и медленно покрутила зонтик. Она покрутила его, потому что ей было немного не по себе. Она и молодой человек рядом с ней были изолированы от остального мира.