Матхура


.

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Матхура

Матхура это город в индийском штате Уттар-Прадеш. Он расположен примерно в 50 километрах (31 милях) к северу от Агры и в 145 километрах (90 милях) к юго-востоку от Дели; около 11 километров (6,8 миль) от города Вриндаван и 22 км (14 миль) от Говардхана. Это административный центр района Матхура в штате Уттар-Прадеш. В древние времена Матхура была экономическим центром, расположенным на стыке важных караванных путей. Перепись 2011 года в Индии оценила население Матхуры в 441 894 человека.

В индуизме Матхура считается местом рождения Кришны, который находится в храмовом комплексе Кришна Джанмаштхан. Это один из Сапта Пури, семи городов, которые индусы считают святыми. Храм Кесава Део был построен в древние времена на месте рождения Кришны (подземная тюрьма). Матхура была столицей королевства Сурасена, которым управлял Канса, дядя Кришны по материнской линии. Джанмаштами празднуется в Матхуре каждый год.

Матхура была выбрана в качестве одного из городов-наследников по схеме «Развитие города наследия» и «Усиление йоджаны» правительства Индии.

 

 

 

Достопримечательности Матхура

Матхура - священный город индуизма и считается сердцем Бридж Бхуми, страны Кришны. Город-побратим Матхуры - Вриндаван.

В Матхуре и соседних городах есть много мест, имеющих историческое и религиозное значение.

Храмовый комплекс Кришны Джанмастхана - это важная группа храмов, построенных вокруг места, которое считается местом рождения Кришны. Храмовый комплекс включает храм Кешав Дева, храм Гарбха Гриха, Бхагавата Бхаван и Рангабхуми, где произошла последняя битва между Кришной и Камсой.

Храм Двакадиш - один из крупнейших храмов Матхуры. Вишрам Гхат на берегу реки Ямуна считается местом, где Кришна отдыхал после убийства Камсы.

Другие известные индуистские религиозные объекты и места наследия включают Гита Мандир, храм Говинд Дев, храм Исккон, Кусум Саровар, Наам йог Садхна Мандир, Храм Пеплешвар Махадео и Храм Юм Ямуна.

Канкали Тила явил множество сокровищ джайнского искусства. Археологические находки свидетельствуют о существовании двух джайнских храмов и ступ. Во время археологических раскопок были найдены многочисленные джайнские скульптуры, Аягапатты (почтительные таблички), столбы, перекладины и перемычки. Некоторые скульптуры снабжены надписями, рассказывающими о современном обществе и организации джайнской общины.

Большинство скульптур может быть датировано 2 веком до нашей эры - 12 веком н.э., что представляет собой непрерывный период около 14 веков, в течение которого в Матхуре процветал джайнизм. Эти скульптуры сейчас находятся в Государственном музее Лакхнау и в музее Матхуры.

Мечеть Джама в Матхуре - известное место для ислама. Он был завершен Абд-ун-Наби, губернатором Аурангзеба в 1662 году.

Музей Матхуры известен археологическими артефактами, особенно из империй Кушан и Гупта. В нем есть скульптуры, связанные с индуизмом, буддизмом и джайнизмом.

Фестивали
Джанмаштами грандиозно отмечается каждый год в Матхуре. Ежегодно от 3 до 3,5 миллионов преданных празднуют Джанмаштами в Матхуре, причем больше всего людей в храме Кешав Дева и храме Двакадиш. Обычно люди соблюдают пост и прерывают его в полночь, когда считалось, что родился Кришна. Во всей Матхуре-Вриндаване исполняются религиозные песни, танцевальные представления, бхоги и аарти.

 

 

История

Матхура имеет древнюю историю и считается родиной и местом рождения Кришны, который принадлежал к династии Яду. Согласно мемориальной доске Археологического исследования Индии в музее Матхура, город упоминается в старейшем индийском эпосе Рамаяна. В эпосе принц Икшваку Шатругна убивает демона по имени Лаванасура и претендует на землю. Впоследствии это место стало называться Мадхуван, поскольку оно было покрыто густым лесом, затем Мадхупура, а затем Матхура. Самым важным местом паломничества в Матхуре была Катра («рыночная площадь»), ныне известная как Кришна Джанмастхан («место рождения Кришны»). Раскопки на этом месте обнаружили керамику и терракоту, датируемые шестым веком до нашей эры, остатки большого буддийского комплекса, включая монастырь Яша Вихара периода Гупта, а также скульптуры джайнов той же эпохи.

Древняя история
Археологические раскопки в Матхуре показывают постепенный рост деревни в важный город. Самый ранний период принадлежал культуре окрашенной серой керамики (1100–500 до н. Э.), За которой следовала культура северной черной полированной керамики (700–200 до н. Э.). Матхура приобрела свое значение в качестве центра торговли из-за своего местоположения, где северный торговый путь Индо-Гангской равнины пересекался с маршрутами в Мальва (центральная Индия) и западное побережье. Археологи обнаружили фрагмент красного песчаника Матхура из Ракхигархи, места цивилизации долины Инда, датируемого 3-м тысячелетием до нашей эры, который использовался в качестве точильного камня, который также был популярным материалом для скульптур исторического периода.

К 6 веку до нашей эры Матхура стала столицей королевства Сурасена. Позже городом правила империя Маурьев (4–2 века до н.э.). Мегасфен, писавший в начале 3-го века до нашей эры, упоминает Матхуру как великий город под названием Μέθορα (Метора). Похоже, он никогда не находился под непосредственным контролем следующей династии Сунга (2 век до н.э.), поскольку в Матхуре не было обнаружено ни одного археологического остатка присутствия сюнга.

Индо-греки могли взять под свой контроль, прямой или косвенный, Матхуру где-то между 180 г. до н.э. и 100 г. до н.э., и оставались таковыми до 70 г. до н. mi) из Матхуры. Начало трехстрочного текста этой надписи шрифтом Брахми переводится как: «В 116-й год царства Яваны ...» или «В 116-й год гегемонии Яваны» («Яванараджья»). Однако это также соответствует присутствие местной династии Митра местных правителей в Матхуре примерно в те же временные рамки (150 г. до н.э. - 50 г. до н.э.), что, возможно, указывает на вассальные отношения с индо-греками.

Индо-скифы
После периода местного правления Матхура была завоевана индо-скифами в I веке до нашей эры. Индо-скифских сатрапов Матхуры иногда называют «северными сатрапами», в отличие от «западных сатрапов», правящих в Гуджарате и малва. Однако индо-скифский контроль оказался недолгим после правления индо-скифского Махакшатрапа («Великого сатрапа») Раджувулы, ок. 10–25 г. н.э. В надписи Mora Well Махакшатрапы Раджувулы первых десятилетий I века н.э., найденной в деревне в семи милях от Матхуры, говорится, что изображения пратимы благословенных (бхагаватам) пяти героев Вришни были установлены в каменном храме человека. - позвала Тоса. Герои были идентифицированы в отрывке из Вайю-пураны как Самкаршана, Васудев, Прадьюмна, Самба и Анируддха.

Надпись в Матхуре времен сына Махакшатрапы Раджувулы, Махакшатрапы Содаса, описывает возведение тораны (ворот), ведики (террасы) и чатухсалы (четырехугольника) в Махастхане (великом месте) Бхагавата Васудевы. Несколько мужских торсов, олицетворяющих героев Врисни, были также найдены в святилище в Море, относящемся ко времени Махакшатрапы Содаса.

Кушанская империя
Во время правления великих Кушан искусство и культура процветали в регионе и достигли новых высот, и теперь они известны как Школа искусств Матхура. Кушаны взяли под свой контроль Матхуру через некоторое время после Махакшатрапы Содаса, хотя некоторые из его преемников правили как вассалы кушанов, такие как индо-скифский «великий сатрап» Харапаллана и «сатрап» Ванаспара, оба из которых выразили верность кушанам в свое время. надпись в Сарнатхе, относящаяся к 3-му году правления кушанского императора Канишки Великого ок. 130 г. н.э. Искусство и культура Матхура достигли своего апогея при династии Кушан, одной из столиц которой была Матхура. Предыдущие столицы кушанов включали Каписа (современный Баграм, Афганистан), Пурушапура (современный Пешавар, Пакистан) и Такшасила / Сирсук / (современный Таксила, Пакистан). Ателье Матхура было наиболее активным в эпоху великих кушанских императоров Канишки, Хувишки, Васудевы, правление которых олицетворяет золотой век скульптуры Матхуры. В течение 3 века Наги правили Матхурой после падения Кушанской империи.

 

Империя Гупта
Во времена правления Чандрагупты Викрамадитьи на месте Катры Кешавадевы был построен великолепный храм Вишну. Калидаса, прославленный как величайший поэт и драматург санскрита, в четвертом-пятом веках нашей эры упоминал рощи Вриндавана и холм Говардхан как:
«... царь Матхуры, чья слава была признана в песнях даже деватами ... В тот момент, хотя еще в Матхуре, кажется, что Ганга слился с Ямуной в Сангаме ... который превосходит даже сад Куберы, известный как Чайтра-рата ... Вы также можете во время дождя посмотреть на танцующих павлинов, сидя в приятной пещере горы Говердхан ».

Китайский буддийский монах Факсиан упоминает город как центр буддизма около 400 г. н.э. Он обнаружил, что люди очень обеспечены, кроме налогов с фермеров, возделывающих королевскую землю, не было никаких налогов. Он обнаружил, что люди не убивают животных, никто не употребляет вино и не ест лук или чеснок. Он обнаружил, что владельцам земли выдаются гравированные титулы. Приезжие священники получали жилье, кровати, циновки, пищу, напитки и одежду для выполнения научных работ.

Империя Харша
Сюаньцзан, посетивший город в 634 году н.э., упоминает его как Мотуло, записывая, что в нем было двадцать буддийских монастырей и пять индуистских храмов. Позже он отправился на восток в Танесар, Джаландхар в восточном Пенджабе, прежде чем подняться, чтобы посетить преимущественно монастыри Тхеравады в долине Кулу, и снова повернул на юг к Байрату, а затем к Матхуре, на реке Ямуна.

Средневековая история и исламские вторжения
Раннее средневековье
Знаменитая святая Альвар, Андал, представила себе паломничество, которое началось в Матхуре, затем продолжилось в Гокул, Ямуна, бассейн Калии, Вриндаван, Говардхан и завершилось в Двараке. Кашмирский поэт XI века Билхана посетил Матхуру и Вриндаван, покинув Кашмир по пути в Карнатаку.

Высокое средневековье
Город был разграблен, а многие его храмы разрушены Махмудом Газни в 1018 году нашей эры. Захват Матхуры Махмудом ибн Себуктегином описывается историком аль-Утби (Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль Джаббару-ль Утби) в своем труде Тарих Ямини следующим образом:
Стена города была построена из твердого камня, и на реке, протекающей под городом, открылись двое ворот, которые были возведены на прочном и высоком основании, чтобы защитить их от речных наводнений и дождей. По обе стороны от города стояли тысячи домов, к которым были пристроены идольские храмы, все из которых были укреплены сверху донизу железными заклепками и все были сделаны из камня; а напротив них были другие постройки, опирающиеся на широкие деревянные столбы для придания им силы.

Посреди города находился храм, более крупный и прочный, чем остальные, который нельзя ни описать, ни нарисовать. Султан, таким образом, писал об этом: «Если кто-то захочет построить подобное здание, он не сможет сделать это, не потратив сто тысяч тысяч красных динаров, и это займет двести лет, даже если самый опытный и были наняты способные рабочие». Среди идолов было пять из красного золота, каждый пять ярдов высотой, неподвижно висевших в воздухе. В глазах одного из этих идолов были два рубина такой стоимости, что если бы кто-нибудь продал такие же, как они, то получил бы пятьдесят тысяч динаров. На другом - сапфир чище воды и сверкающий больше кристалла; вес был четыреста пятьдесят мискалей. Две ноги другого идола весили четыре тысячи четыреста мискалей, и все количество золота, добытого телами этих идолов, составляло девяносто восемь тысяч триста мискалей. Идолов было двести серебряных, но их нельзя было взвесить, не разбив их на части и не положив на весы. Султан приказал сжечь все храмы нафте и огнем и выровнять их с землей.

Храм в Катре был разграблен Махмудом ибн Себуктегином. Храм был построен на его месте в 1150 году нашей эры. Матхура прасасти (Евлогистическая надпись), датированная Самватом (VS) 1207 г. (1150 г. н.э.), была найдена в 1889 г. н.э. в кургане Кешава Антоном Фюрером, немецким индологом, работавшим с Археологической службой Индии, записавшим основы храм, посвященный Вишну на месте Катры:

Джаджа, несший бремя варги, вместе с комитетом попечителей (гоштиджана) построил большой храм Вишну, ярко-белый и касающийся облаков.

 

Джаджа был вассалом Гахадавалов, отвечающих за Матхуру, и комитет, упомянутый в прашасти, мог принадлежать к более раннему вайшнавскому храму. Храм, построенный Джадджей в Катре, был разрушен силами Кутубуддина Айбака, хотя Фероз Туглак (годы правления 1351–1388 гг. н.э.), Как сообщается, также напал на него. Он был отремонтирован и просуществовал до правления Сикандара Лоди (годы правления 1489-1517 гг. н.э.).

В двенадцатом веке Бхатта Лакшмидхара, главный министр царя Гахадавалы Говиндачандра (годы правления 1114–1155 гг. н.э.), Написал самый ранний сохранившийся сборник стихов, восхваляющих священные места Матхуры, в своей работе «Кртьякалпатару», которая была описана как « первое переизложение теории тиртха-ятры (паломничества) ». В своем «Кртьякалпатару» Бхатта Лакшмидхара посвятил Матхуре целый раздел (9).

Позже город был снова разграблен Сикандаром Лоди, правившим султанатом Дели с 1489 по 1517 год нашей эры. Сикандар Лоди получил прозвище «Батт Шикан», «Разрушитель идолов». Феришта записал, что Сикандар Лоди был стойким мусульманином, страстным к разрушению языческих храмов:
Он был твердо привержен религии магометан и поставил цель разрушить все индуистские храмы. В городе Матхура он приказал построить мечети и базары напротив лестницы для купания, ведущей к реке, и запретил индусам купаться там. Он запретил цирюльникам сбривать бороды и головы жителей, чтобы помешать индуистам следовать своим обычным обычаям во время таких паломничеств.

В Тарих-и Дауди Абдулла (написанный во времена Джахангира) сказал о Сикандаре Лоди:
Он был настолько ревностным мусульманином, что полностью разрушил различные места поклонения неверных и не оставил от них никаких следов. Он полностью разрушил святыни Матхуры, кладезя язычества, и превратил их основные индуистские культовые сооружения в караван-сараи и колледжи. Их каменные изображения были отданы мясникам в качестве утяжелителей для мяса, а всем индусам в Матхуре строго запрещалось брить головы и бороды и совершать омовения. Таким образом, он положил конец всем идолопоклонническим обрядам неверных; и ни один индус, если бы он хотел сбрить голову или бороду, не мог заставить парикмахера сделать это. Таким образом, каждый город по своему желанию подчинялся обычаям ислама.

Валлабхачарья и Чайтанья Махапрабху прибыли в регион Браджа в поисках священных мест, которые были разрушены или потеряны. В Шрикришнашрайах, составляющих Содашагрантху, Валлабха сказал о своем возрасте:
Малеччхи (в данном контексте не индуисты) окружили все святые места, в результате чего они заразились злом. Кроме того, святые люди полны печали. В такое время мой путь - только Кришна.

Позднее средневековье
Португалец отец Антонио Монсеррат (1536 г. - 1600 г. н.э.), который был с миссией иезуитов при дворе Великих Моголов во времена Акбара, посетил Матхуру в 1580-82 годах и отметил, что все храмы, построенные на местах, связанных с деяниями Кришна был в руинах:
Это (Матхура) когда-то был большой и густонаселенный город с великолепными зданиями и огромными стенами. Руины ясно показывают, насколько величественными были его постройки. Потому что из этих забытых руин выкопаны колонны и очень древние статуи искусной и хитрой работы. Из многих остался только один индуистский храм; ибо мусалманы полностью разрушили все, кроме пирамид. Огромные толпы паломников съезжаются со всей Индии в этот храм, расположенный на высоком берегу Джомани (Ямуны).

Храм Кешавадевы был перестроен Бунделой Раджахом Вир Сингх Део за тридцать три лакха рупий, когда золото стоило около 10 фунтов за толу. А грандиозное сооружение храма в Матхуре считалось «чудом века».

Император Великих Моголов Аурангзеб построил мечеть Шахи-Эйдгах во время своего правления, которая примыкает к Шри Кришне Джанмабхуми, который, как считается, находится над индуистским храмом. Он также изменил название города на Исламабад. В 1669 году Аурангзеб издал общий приказ о сносе индуистских школ и храмов, в 1670 году конкретно приказал разрушить храм Кешавадевы. Саки Мустаид Хан записал:

В четверг, 27 января / 15 Рамзан (27 января 1670 г.) ... Император как поборник справедливости и ниспровергатель зла, как знаток истины и разрушитель угнетения, как зефир в саду победы и возродитель Вера Пророка, издал приказ о сносе храма в Матхуре, известного как Дехра Кешо Рай. За короткое время большими усилиями его офицеров было завершено разрушение этого прочного основания неверности, и на его месте была построена высокая мечеть за счет больших затрат ... Хвала величественному Богу веры Ислам, что в благоприятное правление этого разрушителя неверности и волнений такая замечательная и, казалось бы, невозможная работа была успешно выполнена.

Увидев этот пример силы веры императора и величия его преданности Богу, гордые раджи были задушены и в изумлении стояли, как образы, лицом к стене. Идолы, большие и малые, украшенные драгоценными камнями, которые были установлены в храме, были доставлены в Агра и закопаны под ступенькой мечети Бегум Шахиб, чтобы по ним постоянно наступали. Название Матхура было изменено на Исламабад.

 

Завоевание мусульман привело к разрушению всех буддийских, джайнских и индуистских храмов и памятников в Матхуре и ее окрестностях. Буддизм, уже находящийся в упадке, так и не возродился, и в течение следующих четырехсот лет джайны и индуисты не могли возвести ни одного храма, который рано или поздно не был разрушен. Многие из мест, которые раньше имели религиозное значение, были заброшены и постепенно ушли под землю. Но некоторые из них не были забыты из-за сохранения устной традиции, переоборудования храма в мечеть или наличия скромных святынь, в некоторых из которых были скульптурные фрагменты более ранних построек. Некоторые из них сохранились как важные места в современном круге паломничества.

Ранняя современная история
По словам биографа Раджи Джая Сингха, Атмарама, когда Джай Сингх вел кампанию против Джат Раджа Чураман Сингх, он совершил омовение на Радха-кунде в полнолуние Картика, отправился в Матхуру в месяц Шраван в 1724 году и совершил бракосочетание его дочь на Джанмаштами. Затем он совершил тур по священным лесам Браджа, а по возвращении в Матхуру основал религиозные учреждения и праздновал Холи.

Паломничество семьи пешва империи маратхов
В период расширения империи маратхов паломничество к святым местам на севере стало довольно частым. Паломники нуждались в защите в пути и пользовались постоянным движением войск, которые ехали на родину и обратно в военных целях. Так возникла практика сопровождения дам в военных экспедициях. Мать Пешвы Баладжи Баджи Рао, Кашитай совершила свое знаменитое паломничество в течение четырех лет на севере, посетив Матхуру, Праяг, Айодхью, Банарас и другие святые места.

 

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться

Поездом
Матхура является важным железнодорожным узлом. Большинство поездов между Дели и Агрой останавливаются в Матхуре. Поездка из Дели занимает 2-3 часа в зависимости от типа поезда, в то время как из Агры поездка занимает около часа. Большинство южных и западных поездов останавливаются в Матхуре. Август Кранти Радждани Экспресс 12950/12951 (для Мумбаи) в Дели останавливается в Матхуре. Кроме того, почти все крупные поезда из Дели и Агры останавливаются в Матхуре. Он хорошо связан с столицей страны Дели, столицей штата Лакхнау и всеми крупными городами по железной дороге.

Из Султанпур / Варанаси / Лакхнау вы можете сесть на поезд 13237/13239 Патна-Матхура.

По дороге
Матхура находится между Дели и Агрой на Национальном шоссе 2, примерно в 150 км к югу от Дели и в 50 км к северу от Агры. NH-2 - одна из лучших автомагистралей страны. Скоростная автомагистраль Тадж находится на востоке города. Матхура хорошо связана с столицей страны Дели, столицей штата Лакхнау и всеми крупными городами автомобильным транспортом. Автобусы многих государственных транспортных департаментов курсируют через Матхуру. Есть также ISBT (Межгосударственный автовокзал) из Дели Сарай Кале Хан с периодичностью 25 минут.

Самолетом
Ближайший аэропорт находится в Агре (Kheria Airport). Это в 50 км от Матхуры. Возможно, большинство международных и внутренних рейсов приземляются в аэропорту IGI, Дели. Аэропорт IGI находится в 150 км от Матхуры. Предстоящий новый международный аэропорт также будет доступен по скоростной автомагистрали Taj, в 1,5 часа от Матхуры.

 

Транспорт по городу

 

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация