Кладбище Мамилла, Иерусалим

 

Описание

Кладбище Мамилла (арабский язык: مقبرة مأمن الله) — историческое мусульманское кладбище в Западном Иерусалиме, к западу от северо-западного угла стен Старого города Иерусалима, недалеко от Новых ворот. Кладбище, в центре которого находится бассейн Мамилла, содержит останки деятелей раннего исламского периода, несколько суфийских святынь и гробницы эпохи мамлюков. На территории кладбища также находятся тела тысяч христиан, убитых в доисламскую эпоху, а также несколько гробниц времен крестовых походов.

Его идентичность как исламского кладбища отмечена арабскими и персидскими писателями еще в 11 веке. Он использовался как место захоронения до 1927 года, когда Верховный мусульманский совет решил сохранить его как историческое место. После арабо-израильской войны 1948 года кладбище и другие объекты вакуфа в Западном Иерусалиме перешли под контроль израильских государственных органов. Министерство по делам религии Израиля заявило в 1948 году, что это кладбище является «одним из самых известных мусульманских кладбищ, где похоронены семьдесят тысяч мусульманских воинов армии [Саладина] вместе со многими мусульманскими учеными ... Израиль всегда будет знать, что нужно защищать». и уважайте этот сайт».

С тех пор на территории кладбища был построен ряд зданий, дорога и другие общественные объекты, такие как парк, автостоянка и общественные туалеты, с уничтожением надгробий и надгробий. План строительства Музея толерантности на территории кладбища, о котором было объявлено в 2004 году, вызвал много споров и столкнулся с несколькими приказами о прекращении работ, прежде чем получил окончательное одобрение в июле 2011 года.

 

Название

Кладбище носит такое же название, как и бассейн Мамилла, расположенный в его центре. Церковь, посвященная «Святой Мамилле», находилась на том же месте в ранневизантийский и исламский периоды.

Винсент и Авель (1922 г.), поддержанные Принглом (1993 г.), считают вероятным, что благочестивая женщина византийского периода по латинскому имени Мамилла спонсировала строительство бассейна, соединенного с Патриаршим бассейном рядом с церковью Воскресения Христова. и что она стала почитаться как святая, которой была посвящена церковь рядом с ее бассейном. Они считают более вероятным, что церковь была названа в честь бассейна, чем наоборот.

Мусульманские популярные этимологии
Мамилла упоминается как исламское кладбище еще в 11 веке в трактате «О (религиозном) статусе Иерусалима», написанном Абу Бакром б. Мухаммед б. Ахмад б. Мухаммад аль-Васити, проповедник мечети Аль-Акса в 1019–1020 гг. (410 г. хиджры). Он называет его зайтун аль-милла, что по-арабски означает «оливковые деревья религии», что, по словам Моше Гила, было «обычно используемым искажением имени Мамилла», наряду с баб аль-милла (что означает «дверь в мир»). религия").

Абд аль-Гани ан-Набулси пишет в «Аль-Хакика», основываясь на своих путешествиях в этот регион в 1693–1694 годах: «Говорят, что его первоначальное название было Маман Иллах, а иногда его называли Баб Иллах [Ворота в Бог]. Его также называют «Зейтун иль-Милла». Его имя, согласно евреям, Бейт Мило, а христианам — Бабилла. Но в простонародье оно известно как Мамилла». Подобное описание появляется в книге Джеймса Тернера Барклая « Город великого короля» (1857 г.), и он дает значение Ма'ман Иллах (или Ма-мин-улла, как он его транскрибирует) как «Что от Бога!»

 

История

Византийский период
В византийский период в Палестине (ок. 4–начало 7 вв.) на том же месте была основана церковь, посвященная святой Мамилле, которая, по-видимому, и в это время использовалась для захоронений. В довольно предвзятом отчете о последствиях захвата Иерусалима персами в 614 г. Стратегием, монахом Мар Сабы, говорится, что тела тысяч христиан, убитых в результате персидской осады – 4518 по григорианским переводам утраченных греческих оригинал, и 24 518 согласно арабским переводам того же - были найдены в бассейне Мамилла и захоронены в пещерах внутри и вокруг него.

Ранний исламский период
Исламское правление Иерусалимом началось в 638 году при халифате Рашидун и продолжалось около 1400 лет, прерываясь только периодами правления крестоносцев между 1099 и 1187 и между 1229 и 1244 годами. На протяжении большей части этого периода кладбище Мамилла было крупнейшим исламским кладбищем в город, содержащий останки эмиров, муфтиев, арабских и суфийских мистиков, солдат Саладина и многочисленных иерусалимских знатных людей. Кладбище считается местом захоронения нескольких первых мусульман, сахабов, сподвижников или учеников Мухаммеда, пророка ислама. В 1945 году The Palestine Post сообщила, что она занимала площадь более 450 дунамов (111 акров), а Haaretz в 2010 году сообщила, что на пике своего развития она занимала площадь в 200 дунамов (около 50 акров). В акте 1938 года, выданном британскими обязательными властями исламскому вакуфу, размер участка определялся как 134,5 дунама (33 акра).

На кладбище похоронены религиозные воины или моджахеды, погибшие в боях за контроль над Иерусалимом с византийцами в 636 г. и крестоносцами в 1137 г., в том числе, по традиции, около 70 000 солдат Саладина. Церковь Святой Мамиллы все еще стояла в 9 веке, когда Палестина находилась под властью империи Аббасидов; он указан в Commemoratorium De Casis Dei (ок. 808 г.) как одно из владений, за которые Иерусалимский патриарх платил арабам налоги, и описан монахом Бернардом как лежащий примерно в миле к западу от Иерусалима (ок. 870 г.).

Кладбище упоминается арабскими и персидскими авторами под разными названиями на протяжении веков (см. выше). В 1020 году аль-Васити пишет, что мусульманское кладбище расположено в Зайтун аль-Милла, и подчеркивает преимущества захоронения в Иерусалиме. Ибн аль-Адим, сирийский историк, рассказывает о посещении кладбища несколько раз, а во время одного визита в 1239–1240 гг. вспоминает, как ходил к могилам Раби аль-Мардини (ум. 1205–1206), шейха из Мардина, известного исполнением чудеса, и аль-Иваки (ум. 1232), благочестивый суфий, живший на территории мечети аль-Акса. Аль-Адим описывает могилу первого как расположенную в известном мавзолее вместе с другими благочестивыми людьми.

Период крестоносцев / Айюбидов
Во время правления крестоносцев над Иерусалимом кладбище снова служило местом захоронения христиан. Шарль Симон Клермон-Ганно, французский археолог, описал и зарисовал несколько франкских саркофагов, находившихся на кладбище в XIX веке, большинство из которых было уничтожено в 1955 году (см. ниже).

Аль-Кураиши, известный суфийский мистик, который, как говорят, обладал чудесной целительной силой, иммигрировал в Иерусалим из Андулазии через Фустат и собрал в своем новом доме школу учеников, которая насчитывала около 600 человек до своей смерти и похорон в 1194 году.

Мамлюкский период
В период правления мамлюков (ок. 12–15 вв.) Большинство известных горожан были похоронены в Мамилле. В этот период было построено сооружение, известное как аль-Кебекия (или Завия Кубакийя), однокомнатное здание квадратной формы, покрытое куполом и включающее архитектурные материалы эпохи крестоносцев. Он идентифицирован как гробница эмира Айдугди Кубаки, сирийского раба, который до своей смерти в 1289 году стал известен как губернатор Цфата и Алеппо.

В работе XIV века «Алам», сборнике преданий о ценности молитвы в Иерусалиме, аз-Заркаши говорит, что похороненные в городе будут избегать фитнат аль-кабр или «чистилища гробницы», а те, кто похоронен в зайтун аль -милла, они как бы похоронены на небесах.

Ибн Арслан, который был похоронен рядом с аль-Курайши (ум. 1194) примерно через два с половиной века после суфийского учителя периода Айюбидов, был харизматическим суфийским шейхом, к которому приезжали мусульмане из соседних стран.

Муджир ад-Дин аль-'Улайми в «Аль-Унс аль-Джалил» (ок. 1496 г.) говорит: «Кто когда-либо взывает к имени Бога, стоя между могилами Ибн Арслана и аль-Кураиши [на кладбище Мамила], Бог дарует всем его пожелания».

Среди других знатных людей, похороненных в Мамилле и упомянутых Муджир ад-Дином, - два основателя завий в Иерусалиме - Наср ад-дин Мохаммад, один из «десяти эмиров Газы», ​​и шейх Омар, марокканец из Масмуди, племени Эль-Моджаррад. . Также названы несколько эмиров, в том числе Рук ад-дин Манкурос, имперский лейтенант Иерусалимской цитадели (ум. 717 г. хиджры), Абу эль-Касим, губернатор Наблуса и хранитель Иерусалима и Хеврона (ум. 760 г. хиджры), и Насер ад-дин Мохаммад, хранитель двух Харам аш-Шариф (святых мечетей) Аль-Акса в Иерусалиме и аль-Ибрахими в Хевроне (ум. 828 г. хиджры), среди прочих.

Османский период
В период османского имперского правления с начала 16 до начала 20 веков кладбище продолжало служить местом захоронения, а в 1847 году оно было огорожено забором высотой 2 метра (6,6 фута).

Обязательный палестинский период
Захоронения на кладбище прекратились в начале периода британского правления в Подмандатной Палестине (1918–1948) после решения 1927 года Высшего мусульманского совета, который курировал управление имуществом вакуфов, сохранить его как историческое место. По этому решению кладбище, его могилы и территория были сохранены.

В 1929 году Мухаммед Амин аль-Хусайни, муфтий Иерусалима, решил построить отель «Палас» на территории, которая, как предполагалось, находилась за пределами кладбища. Пока закладывался фундамент, арабские рабочие вскрыли мусульманские могилы. Барух Катинка, еврейский подрядчик, нанятый для наблюдения за проектом, написал в своих мемуарах, что, когда муфтий был проинформирован об открытии, он сказал тихо перезахоронить кости в другом месте, так как опасался Рагиба аль-Нашашиби, своего политического соперника и мэра города. Иерусалим, издаст приказ о прекращении работы. Поскольку закон шариата разрешает перенос могил в особых случаях с одобрения кади (мусульманского судьи), Хусайни, исполняющий обязанности главы Верховного мусульманского совета, высшего органа, отвечающего за дела мусульманской общины в подмандатной Палестине, уполномочил эксгумация. Когда выяснилось, что произошло, соперничающие группировки подали иск против Хусейни в мусульманские суды, утверждая, что он осквернил древние могилы.

Исламский вакф продолжал контролировать кладбище, и в 1944 году кладбище было объявлено британскими обязательными властями местом хранения древностей.

В ноябрьской 1945 г. статье в The Palestine Post сообщалось о планах Верховного мусульманского совета (ВМС) и правительственного советника по городскому планированию построить коммерческий центр на территории кладбища и перенести останки, захороненные в районах, которые должны были быть застроены, на «40 дунамов, обнесенных стеной». заповедник» вокруг могилы аль-Саида аль-Кураши, предка семьи Даджани. Член SMC сообщил газете, что «использование мусульманских кладбищ в общественных интересах имело много прецедентов как в Палестине, так и в других местах». Однако план SMC так и не был реализован.

Израиль
Во время установления Израилем контроля над Западным Иерусалимом в 1948 году кладбище, на котором были тысячи надгробий, перешло в ведение израильского хранителя заочного имущества и Департамента по делам мусульман Министерства по делам религий Израиля. К концу войны 1967 года, которая привела к израильской оккупации Восточного Иерусалима, устояла лишь горстка сломанных надгробий. В 1964 году большая часть кладбища была снесена бульдозерами и превращена в автостоянку, а на территории кладбища был построен общественный туалет.
В 1950-х годах Министерство иностранных дел, чувствительное к тому, как обращение с имуществом вакуфа будет рассматриваться на международном уровне, подвергло критике политику правительства в отношении кладбища. Представитель министерства описал вандализм в отношении надгробий, в том числе их использование охранником, назначенным Министерством по делам религий, для строительства курятника рядом с его убежищем на кладбище, а также разрушение древних гробниц бульдозерами, расчищающими бассейн Мамилла. Отметив, что это место является собственностью вакуфа и находится в поле зрения американского консульства, министерство заявило, что рассматривает ситуацию, в том числе планы строительства новых дорог и раздачу земельных участков частным землевладельцам в качестве компенсации за другое имущество, конфискованное государством, с глубоким пониманием. сожалеть.

Израильские власти снесли бульдозерами несколько могил на кладбище, в том числе некоторые из тех, которые Клермон-Ганно определил как франкские, чтобы в 1955 году создать парк Мамилла (или Парк Независимости). Две самые большие и лучшие гробницы уцелели, хотя крышка одной была опрокинута, он сдвинулся со своего первоначального места. Другая - погребальная часовня эпохи мамлюков, известная как аль-Кебекия (или Завия Кубакия), ныне расположенная в восточной части Парка Независимости.

 

Помимо Парка Независимости, на территории кладбища возведены и другие части центра Иерусалима, в том числе Экспериментальная школа, улица Агрон, Бейт-Агрон и Кикар Хахатулот (Кошачья площадь). Правительственные здания на территории кладбища включают главную штаб-квартиру израильского министерства торговли и промышленности и здание таможенного департамента, которое, как говорят, расположено на том месте, где когда-то находилась часовня, посвященная святой Мамилле.

В 1992 году Хранитель отсутствующего имущества продал территорию кладбища муниципалитету Иерусалима, муфтий Иерусалима Икрема Сабри заявил, что они не имеют на это права[34]. 15 января 2005 г. Израильская электроэнергетическая компания разрушила еще несколько гробниц, чтобы проложить кабели.

Споры о Музее толерантности
В 2004 году Центр Симона Визенталя (SWC) обнародовал планы по строительству Центра человеческого достоинства в рамках своего Музея толерантности с намеченным сроком завершения в 2009 году. Архитектором был назначен Фрэнк Гери, и муниципалитет Иерусалима предложил SWC Участок площадью 3,5 акра в северной части первоначального кладбища Мамилла, где в 1964 году была построена парковка. Марвин Хиер, глава SWC, сказал, что его ассоциация не знала, что участок находится на кладбище, и муниципалитет сообщил, что земля принадлежала Земельному управлению Израиля до того, как она была передана SWC для проекта.

При раскопках по подготовке площадки для строительства в 2005–2006 гг. были найдены и вывезены скелеты. Исламский суд, подразделение судебной системы Израиля, временно запретил работу, но работа все равно продолжалась. Ассоциация исламского движения «Аль-Акса» обратилась с иском в Верховный суд Израиля.

План SWC также вызвал значительный протест со стороны некоторых израильских ученых и археологов, и суды несколько раз приостанавливали работу. После того, как в октябре 2008 года Верховный суд отклонил петицию Исламского движения, работа возобновилась. В период с ноября 2008 г. по апрель 2009 г. бригады численностью от 40 до 70 человек в смену работали по 8 часов в сутки 24 часа в сутки, чтобы удалить примерно 1000 скелетов с участка, намеченного для строительства.

В 2010 году Марвин Хиер, раввин, основатель и декан SWC, сказал: «Наши оппоненты хотят, чтобы вы поверили, что наши бульдозеры готовятся осквернить древние мусульманские надгробия и исторические памятники. Позвольте мне прояснить: Музей толерантности строится не на кладбище Мамилла, а на прилегающем участке площадью 3 акра, где в течение полувека сотни людей всех вероисповеданий припарковались в трехуровневом подземном сооружении без какого-либо протеста». Хиер также обвинил противников планов строительства SWC в «чистом лицемерии», отметив, что планы Верховного мусульманского совета построить торговый центр в 1945 году были доказательством, подтверждающим решение Верховного суда: «Кладбище Мамилла считалось многими мусульманами». религиозные лидеры как «мундры», или заброшенные и лишенные святости».

Рашид Халиди, профессор арабистики Колумбийского университета, сказал, что «вопреки тому, что сказал раввин Хиер, эта автостоянка была построена над кладбищем, частью его. кладбище, которое они, к сожалению, медленно откусывают на протяжении более трех десятилетий. Мы и другие семьи предпринимаем действия как группа семей, чтобы попытаться остановить это, после того как другие семьи потерпели неудачу в Верховном суде Израиля». Он также сказал: «То, что они сейчас сделали, это выкопать и выкопать четыре слоя, по словам главного археолога Израильского археологического управления, четыре слоя могил. Более вероятно, что под ними, согласно его отчету, который был скрыт. в представлениях в Верховный суд Израиля».

Гери отказался от проекта в январе 2010 года. Новый проект музея, разработанный Chyutin Architects, был одобрен городом Иерусалимом в июне 2011 года, а в июле 2011 года он получил официальное разрешение на строительство от Министерства внутренних дел.

В октябре 2011 года восемьдесят четыре археолога призвали Центр Симона Визенталя, муниципалитет Иерусалима и Управление древностей Израиля прекратить строительство Музея толерантности. В письме, направленном трем органам, археологи утверждали, что создание музея на месте мусульманского кладбища Мамилла противоречит этическим нормам археологического мира, а также израильскому законодательству. «Снос исторических кладбищ — это высший акт расширения территории: уничтожение прежних жителей», — сказал профессор Харви Вайс из Йельского университета, добавив, что «осквернение иерусалимского кладбища Мамилла — это продолжающаяся культурная и историческая трагедия». Центр Симона Визенталя ответил, что «аргументы в письме устарели, ошибочны и содержат фактические ошибки».

Другие разработки
Планы строительства новых зданий для размещения магистратского суда Иерусалима и окружного суда Иерусалима на территории кладбища были отменены председателем Верховного суда Дорит Бейниш в январе 2010 года. в этом районе было оскорбительно для мусульман.

9 августа 2010 года Израильское земельное управление (ILA) снесло бульдозерами 300 мусульманских надгробий на кладбище в районе, который, по словам еврейских правозащитников США, находился очень близко к запланированному месту для Музея толерантности. Репортер Agence France Presse был свидетелем разрушения 200 могил, пока работы не были ненадолго приостановлены, пока суд не заслушал ходатайство о прекращении работ, которое было отклонено, что позволило продолжить снос могил в тот же день. Позже судья издал приказ, запрещающий причинение вреда древним захоронениям и обязывающий ILA координировать работу с Управлением древностей Израиля и представителями Исламского движения.

Городской совет Иерусалима опубликовал свой первый официальный ответ в письменном заявлении от 12 августа, в котором говорится, что «муниципалитет и Управление (Земли Израиля) уничтожили около 300 муляжей надгробий, которые были незаконно установлены в Парке Независимости на государственной земле». В нем говорится, что эти «фальшивые» надгробия не были воздвигнуты над человеческими останками, а были размещены в парке с целью «незаконного захвата государственной земли».

Махмуд Абу Атта, представитель фонда Аль-Акса, опроверг заявление городского совета о том, что новые гробницы были добавлены незаконно. Он сказал, что в общей сложности от 500 до 600 гробниц были отремонтированы «с согласия муниципалитета», что «некоторые гробницы пришлось полностью перестроить», но «все гробницы, которые мы построили или отремонтировали, содержат тела».

В январе 2011 г. вандалами были полностью разрушены или снесены надгробия 20 могил. В ночь с 25 на 26 июня 2011 г. израильскими бульдозерами было уничтожено около 100 надгробий на нетронутой части кладбища. Кадры, снятые местными СМИ и активистами, появились на телеканалах «Аль-Арабия» и «Аль-Джазира» и показали, как бульдозеры быстро отъезжают, поняв, что их снимают; Израильские официальные лица никак не прокомментировали инцидент.

Позже в том же году пятнадцать надгробий на кладбище были выкрашены аэрозольной краской в ​​красный цвет с расистскими лозунгами «Смерть арабам», а также «ценник» и «Гиват Асаф» - название израильского аванпоста, намеченного к сносу. Об этом в ноябре 2011 года сообщило агентство Agence France Presse, фотограф которого видел повреждения. Газета Haaretz сообщила, что власти не знали точно, когда произошел акт вандализма и кто несет за это ответственность. Представитель израильской полиции сообщил AFP, что «лозунги были нарисованы несколько недель назад» и еще не стерты муниципальными властями.