Церковь Посещения (бывшая аббатская церковь Святого Иоанна в лесу) — католическая церковь в Эйн-Кареме, Иерусалим, посвященная визиту Девы Марии, матери Иисуса, к Елизавете, матери Иоанна Крестителя. (Луки 1:39–56). Это место, где предание говорит, что Мария декламировала свою хвалебную песнь, Magnificat, один из древнейших гимнов Марии.
В Библии не упоминается место рождения Иоанна, а только говорится, что Мария пошла в «город на горе Иудейской» (Луки 1:39). Одна традиция приписывает строительство первой церкви Эйн-Карем императрице Константинопольской Елене, матери Константина I, которая определила это место как дом отца Иоанна, Захария.
Беллармино Багатти раскопал это место в 1938 году.
Византийский период
Археологи обнаружили во дворе византийскую
цистерну и, что более важно, остатки византийской часовни, над которой
были возведены более поздние церкви.
Период крестоносцев
Начиная с завоевания Святой Земли крестоносцами, три разных места в
Эйн-Кареме стали связаны с жизнью святого Иоанна Крестителя и
превратились в достопримечательности для паломников: пещера в деревне,
место на холме к югу от нее, и главный фонтан деревни. События,
связанные с этими местами, включают встречу Марии и ее кузины Элизабет,
дом Закари и Элизабет, рождение Джона и укрытие Элизабет и Джона.
Крестоносцы построили в Эйн-Кареме две основные церкви, предшественники
того, что сегодня является церковью Святого Иоанна Крестителя и церковью
Посещения. После ухода крестоносцев разные традиции перемещались между
двумя местами.
На месте церкви Посещения крестоносцы возвели над
найденными здесь древними руинами двухэтажную церковь, посвященную
встрече Елизаветы и Марии.
Период Айюбидов и мамлюков
Когда
крестоносцы были изгнаны из Святой земли, церковь постепенно пришла в
упадок. В XIV веке она некоторое время находилась под опекой армянских
монахов, но в 1480 году Феликс Фабри сообщает: «В этой часовне есть
разбитые алтари и разрушенные своды; на стенах древние росписи, причем
как на верхнем, так и на нижнем на сводах растут строительный кустарник
и трава... Когда-то здесь была прекрасная и статная церковь, и монахи
жили в кельях при ней, но теперь, увы, она превратилась в разрушенный
дом одного несчастнейшего сарацина».
Османский период
Францисканская Кустодия Святой Земли купила участок земли с разрушенным
комплексом крестоносцев у арабской семьи в 1679 году.
Только в
1862 году францисканцы начали реконструкцию нижнего уровня церкви.
Период британского мандата
В 1937 году францисканцы раскопали
территорию. Проектирование и строительство верхнего уровня сооружения
началось в 1938 году и было завершено итальянским архитектором Антонио
Барлуцци в 1955 году.
Двор, экстерьер и пристройки
Во дворе находится статуя Марии и
Елизаветы, а на стене напротив входа в нижнюю церковь висят сорок две
керамические таблички со стихами Магнификата на стольких же разных
языках. На фасаде верхней церкви находится поразительная мозаика,
посвященная Посещению. Рядом с собственно костелом в хорошем состоянии
сохранился зал крестоносцев XII века.
Нижняя церковь
Нижняя
церковь содержит узкий средневековый склеп с бочкообразным сводом,
заканчивающийся колодцем, из которого, согласно традиции, пили Елизавета
и ее младенец. Колодец соединен с римской или византийской переливной
трубой, проходящей под средневековым полом. Также сохранились остатки
древней церкви и красивые мозаичные полы.
Говорят, что скала с
расщелиной рядом со входом в средневековый склеп отмечает место, где
гора открылась, чтобы скрыть Елизавету и младенца Иоанна от солдат Ирода
- это «Скала Сокрытия». Эта традиция основана на апокрифическом
Протоевангелии II века Иакова 22: 3.
В интерьере нижней церкви
сохранились итальянские фрески, изображающие Захария у алтаря Господа,
Посещение и Елизавету, скрывающую своего сына во время расправы над
невинными.
Верхняя церковь
Стены верхней церкви украшены
фресками. Те, что на южной стене, изображают пять эпизодов слева
(восток) направо (запад):
Эфесский собор (431 г.), который определил
Марию как Богородицу или Богородицу;
Мария, защищающая христиан своей
мантией, согласно старейшему из сохранившихся гимнов Пресвятой Деве
Марии как Богородице, президиуме Sub tuum;
Свадьба в Кане;
битва
при Лепанто (1571 г.), в которой объединенный католический флот нанес
поражение османскому флоту, победа, приписываемая помощи Девы Марии под
названием «Мария Помощница христиан» и отмечаемая католической церковью
праздником Пресвятой Богородицы. Розарий;
Дунс Скот, поддерживаемый
францисканцами, защищает свою диссертацию о непорочном зачатии в
Сорбонне в Париже против несогласных доминиканцев.
За алтарем
фреска изображает Марию, приближающуюся через Иудею, а францисканские
попечители представляют ей модель церкви и присутствующего католического
патриарха Иерусалима того времени.
Стихи из Магнификата написаны
на колоннах церкви. По углам изображены четыре главные добродетели, а
вокруг окон с левой стороны церкви - христианские писатели (Отцы и
Учителя Церкви), писавшие о Деве Марии. Потолок расписан в тосканском
стиле 14 века.