Айя-Ирина или Церковь Святой Ирины (Стамбул)

 Айя-Ирина (Aya Irini Kilisesi) Церковь Святой Ирины (Стамбул)

 

 

Описание Церкви Святой Ирины

Адрес: Первый двор дворца Топкапы
Тел. (0212) 522 1750
Троллейбус: Гюльхане (Gulhane) и Султанахмет

Айя-Ирина или Церковь Святой Ирины (Aya Irini Kilisesi) («Святой мир» на греческом) была построена в византийский период в 6- ом веке. Это, по крайней мере, третье здание возведенное на месте, которое считается местом первой христианской церкви и христианского богослужения в Стамбуле. В течение десятилетия мусульманского завоевания города в 1453 году бывшая христианская церковь была включена в комплекс дворца Топкапы для использования в качестве арсенала. Сегодня здание благодаря своей хорошей акустикой стало местом проведения концертов во время Стамбульского музыкального фестиваля. Внутри церкви Святой Ирины некоторые интересных черты, которые не сохранились ни в одной другой византийской церкви в городе. Синтрон, пять рядов встроенных сидений, вокруг апсида, использовались священнослужителями во время службы. Над ним вырисовывается простой черный мозаичный крест на золотом заднем фоне, который датируется иконоборческим периодом, когда образные изображения были запрещены. В задней части церкви находится монастырский двор, где покойные византийские императоры когда-то хоронились в их порфировых саркофагах. Большинство из них были перемещены в Археологический музей.

 

Именование Церкви Святой Ирины

Церковь Святой Ирины была посвящена императором Константином Божьему миру и является одним из трех святынь, которые Император посвятил Божьим атрибутам вместе с Собором Святой Софии (Мудростью) и Хаджиа Динамис (Сила).

 

Церковная архитектура

Церковь Святой Ирины по общему мнению, стоит на месте дохристианского храма. Он считается первой церковью, построенной в Константинополе до Святой Софии. Римский император Константин I заказал первую церковь Святой Ирины в IV веке. Она служила церковью Патриархата до того, как Собор Святой Софии был завершен в 537 году. Во время восстания Ника в 532 году Агия Ирена была сожжена. Император Юстиниан I восстановил церковь в 548 году. Затем Церковь Святой Ирины была повреждена землетрясением 20 октября 740 года, примерно за шесть месяцев до смерти Льва III. Император Константин V заказал реставрации и украсил ее интерьер мозаикой и фресками. Некоторые фрегменты внутреннего декора с этого времени сохранились до настоящего времени.

Реконструкция церкви Святой Ирины во время правления Юстиниана I показывает изменения в архитектуре атриума и нартхекса, которые, к счастью, остались нетронутыми после землетрясения. Восстановление после землетрясения создало более прочную основу для церкви. Перед восстановлением фундамент имел значительные структурные проблемы. Эта реставрация была установлена ​​на основе перекрестного купола на уровне галереи, сохраняя при этом первоначальный план базилики на уровне земли. Нартекс можно найти на западе, которому предшествует атриум, а затем апсида с восточной стороны.  Церковь Святой Ирины все еще держит свой первоначальный купол и имеет остроконечные крыши на севере, западе и южной стороне церкви. Сам купол имеет ширину 15 м и высоту 35 м и имеет двадцать окон. У Святой Ирины типичная форма римской базилики, состоящая из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами пирсов. Это помогает поддерживать галереи над нартексе. Полукруглая арка связана с капитолиями, что также помогает поддерживать галереи выше.

 

Искусство внутри церкви Святой Ирины

В церкви Святой Ирины есть уникальный остаток иконоборческого искусства. Здесь сохранились мозаики относятся к 8-му веку. Существует также мозаика креста, которая очерчена черным золотым фоном. Крест был поставлен во время реконструкции Константином Vл в течение иконоборческих лет. На арке есть надпись Псалма 64 стихи 4-5 на внутренней стороне, а затем на внешней стороне есть надпись Амоса 6, стих 6. Есть также свидетельства об изменениях над этими надписями. Надписи подробно восхваляют церковь, поскольку это дом Господа. Стихи, особенно Псалмов, использовались как вдохновение для некоторых мозаик в Софии Святой Софии.

У Хаджии Ирэн или Святой Ирины также есть синтрон. Синтроны представляют собой ряды встроенных скамей, которые расположены в полукруге в апсиде. Во время Божественной литургии здесь сидит духовенство. Это единственный синтрон, который сохранился в городе с византийской эпохи. Синтронон в Айя-Ирене имеет шесть ярусов мест. Есть двери с обеих сторон, которые открываются в амбулаторное пространство под четвертым ярусом сидений.

 

Крест на куполе

Крест на вершине купола Церкви Святой Ирины был заменен на Оттоманский символ ислама, полумесяц.

 

Арсенал

После османского завоевания Константинополя в 1453 году Мехмедом II церковь была заключена внутри стен дворца Топкапы. Янычары использовали церковь как арсенал (Cebehane) до 1826 года. Она также использовалась как склад для военной техники и хранилище трофеев оружия и военных регалий, захваченных турками. Во время правления султана Ахмета III (1703–1730) в 1726 году он был преобразован в Национальный военный музей.

В 1846 году маршал Имперского арсенала Ахмед Фетхи Паша превратил церковь в музей военного антиквариата. С 1908 по 1978 год он использовался как Военный музей, а затем был передан Министерству культуры Турции.

 

Концертный зал

Сегодня Собор Святой Ирины служит главным образом концертным залом для выступлений классической музыки из-за его исключительных акустических характеристик и впечатляющей атмосферы. С 1980 года каждое лето здесь проходят многие концерты Стамбульского международного музыкального фестиваля.

В 2000 году турецкий дизайнер высокой моды Фарук Сарач устроил здесь специальный показ. На выставке была представлена ​​коллекция из 700 дизайнерских изделий, вдохновленных османскими султанами, в том числе одежды 36 султанов - от Османа Гази, основателя Османской империи, до последнего султана Мехмеда VI. Шоу сопровождалось музыкой и рассказом о жизни султанов и демонстрацией танцев османской эпохи.

В течение многих лет собор Святой Ирины был доступен только во время мероприятий или по специальному разрешению, но с января 2014 года музей открыт для публики каждый день, кроме вторника.