Адрес: İmam Aşir Sok, Yedikule
Автобус: 80,
80B, 80T
Метро: Kazlıçeşme
Церковь Иоанна Студийского
(İmrahor Camii) старейшая сохранившаяся православная церковь в
Стамбуле церковь. Сегодня от нее осталась лишь оболочка, состоящей
только из ее внешних стен. Вход заблокирован и на нее можно
рассматривать только снаружи, хотя её могут перестроить как мечеть в
будущем.
Церковь Иоанна Студийского была завершена в 446 году
нашей эры Флавием Студием, римским патрицием, который служил
консулом во время правления императора Марциана (450-57).
Первоначально храм был связан с самым мощным Студийским монастырем в
Византийской империи. В конце VIII века он был духовным и
интеллектуальным центром под властью игумена Феодора, который был
похоронен в саду церкви. В XV веке церковь Иоанна Студийского
разместила университет и была превращена в мечеть. Здание было
заброшено в 1894 году, когда оно было серьезно повреждено
землетрясением.
Церковь Иоанна Студийского - идеальная
базилика с одной апсидой на восточном конце, которой предшествует
нартхекс и внутренний двор. Он имеет великолепный входную арки с
резными коринфскими капителиями и скульптурным архитравом и карнизом.
Студиты дали первое доказательство своей преданности православной
вере во время раскола Акакия (484–519); они также сохранили верность
во время бурь иконоборческих споров в восьмом и девятом веках. Они
были изгнаны из монастыря и города императором Константином V (годы
правления 741–775); однако после его смерти некоторые из них
вернулись.
Игумен Сабас Студийский ревностно защищал
православные доктрины от иконоборцев на Втором Вселенском Соборе в
Никее (787 г.). Его преемником был Феодор Студит, которому монастырь
обязан большей частью своей славой и который особенно способствовал
академическому и духовному обучению. Во время правления святого
Феодора монахов также несколько раз преследовали и изгоняли,
некоторых из них казнили.
Ученик Феодора, Наукратиос,
восстановил дисциплину после того, как иконоборческий спор подошел к
концу. Игумен Николай (848-845 и 855-858) отказался признать
патриарха святого Фотия и был за это заключен в тюрьму в собственном
монастыре. Его сменили пять настоятелей, признавших патриарха.
Блестящий период Stoudios подошел к концу.
В середине XI
века, во время правления игумен Симеона, монах по имени Никита
Стетат, ученик Симеона Нового Богослова, раскритиковал некоторые
обычаи Латинской церкви в двух книгах, которые он написал об
употреблении пресного хлеба, воскресный выходной и брак священников.
Что касается интеллектуальной жизни монастыря в других
направлениях, он особенно известен своей знаменитой школой
каллиграфии, основанной Теодором. Культивировалось искусство
освещения рукописей, и многие блестящие изделия монастырского
скриптория теперь находятся в Венеции, Ватикане и Москве (например,
Псалтырь Хлудова). Псалтырь Феодора, созданный в монастыре в XII
веке, находится в коллекции Британской библиотеки.
В восьмом
и одиннадцатом веках монастырь был центром византийской религиозной
поэзии; ряд гимнов до сих пор используется в Православной церкви.
Помимо Феодора и Никеты, известен ряд других богословских писателей.
Трое монахов-стоудитов поднялись и стали вселенскими патриархами; и
три императора - Майкл V (годы правления 1041–1042), Михаил VII
Дукас (годы правления 1071–1078) и Исаак I Комнин (годы правления
1057–1059) - приняли монашеский постриг в Студионе.
В 1204
году монастырь был разрушен крестоносцами и полностью восстановлен
только в 1290 году Константином Палеологом. Русские паломники
Антоний (ок. 1200 г.) и Стефан (ок. 1350 г.) были поражены размерами
монастырской территории. Считается, что в то время в монастыре
находилось около 700 монахов. Большая часть монастыря была снова
разрушена, когда турки захватили Константинополь в 1453 году.
Современное состояние
Единственной частью, которая
сохранилась до 20-го века, был собор Святого Иоанна Крестителя,
вероятно, самая старая сохранившаяся церковь в Стамбуле. Это
базилика 5-го века, которая была преобразована конюхом Баязида II в
мечеть Имрахор Камии (буквально «Мечеть Конюха»). Древнее строение
серьезно пострадало от пожаров 1782 и 1920 годов; землетрясение в
Стамбуле 1894 г. также способствовало его разрушению.
После
землетрясения 1894 года группа русских византинистов во главе с
Федором Успенским открыла на территории монастыря Русский
археологический институт, но его деятельность была закрыта в
результате русской революции 1917 года. В последующие десятилетия
руины монастырского комплекса были разграблены местными жителями для
ремонта своих домов, а великолепная мостовая 13 века все еще открыта
для стихий природы и «медленно, но неуклонно исчезает». В 2013 году
было объявлено, что церковь, которая в настоящее время является
музеем, после реставрации будет преобразована в мечеть.