Церковь Богородицы Кириотиссы или Мечеть Календеран (Стамбул)

Церковь Богородицы Кириотисса или Мечеть Календеран (Стамбул)

 

 

 

 

 

 

Описание Церкви Богородицы Кириотиссы или Мечети Календеран

Адрес: 16 Mart Şehitleri Cad, Sarachane
Троллейбус: Üniversite

Метро: Vezneciler
Только открытые молитвенные времена

 

Церковь Богородица Кириотиссы или Мечеть Календеран (Kalenderhane Camii) стоит в тени Акведука Валенса. Как и сам акведук церковь была построена в византийские времена. Он был построен и перестроен несколько раз между 6 и 12 веками, прежде чем превратиться в мечеть вскоре после того как Константинополь пал в 1453 году. Современное название было дано в честь братства дервишей, который занимал его в течение нескольких лет после завоевания. Здание имеет крестообразную планировку, характерную для византийских церквей того времени. Некоторое украшение, оставшееся от его последнего роли, так как Церковь Богородицы Кириотисса (Мария, Матерь Божия) также сохранила фрагменты мрамора и фрески в притворе (прихожей) церкви. Серия фресок, изображающих жизнь святого Франциска Ассизского, была снята со стен в 1970-х годах. Фрагменты можно увидеть в Музее археологии, так как единственная иконоборческая фигуративная мозаика, которая сохранилась в городе, икона Сретения.

 

 

 

 

 

История Церкви Богородица Кириотиссы или Мечети Календеран

Первым зданием на этом участке была римская баня. Однако в шестом веке была воздвигнута  Церковь Богородица Кириотиссы. Датировка была основана на точных находок монет в стратиграфических раскопках. Прихожая с апсидой, воздвигнутой против Акведука Валенса сохранилась по сей день. Позже - возможно, в седьмом веке - гораздо большая церковь была построена к югу от первой церкви. Третья Церковь Богородица Кириотисса, которая повторно использовала святилище и апсиду (позже разрушенную турками) второй церкви, может быть приурочена к концу двенадцатого века, во время позднего комненского периода. Это может быть между 1197 и 1204 годами, поскольку Константин Стилбс упоминает гибель церкви Богородицы Кириотисса в результате пожара в 1197 году. Церковь была окружена монастырскими зданиями, которые полностью были уничтожены в период Османской империи. После латинского завоевания Константинополя здание использовалось крестоносцами в качестве римско-католической церкви и частично служило францисканскому монашескому ордену.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь Богородица Кириотиссы была назначена лично Мехмедом II секте Календери из ордена Дервишей. Дервиши использовали его как монастырь и имарет (общественная кухня). Здание было известно с тех пор как Календерхане (турецкий: «Дом Календери»). Вакф (фонд) был наделен несколькими землями во Фракии и многими хамамами в Стамбуле и Галате. Спустя несколько лет Арпа Эмини Мустафа Эфенди построил Мектеп (школа) и Медресе (университет).

В 1746 году Хаджи Бешир Ага (умер 1747), Кизлар Агасы (глава евнухов, которые охраняли Императорский Гарем) дворца Топкапы, построил михраб, минбар и мафил, завершив преобразование здания в мусульманскую мечеть. Здание было повреждено в результате пожара и землетрясения была восстановлена ​​в 1855 году и снова между 1880 и 1890 годами. Она была оставлена ​​в 1930-е годы после того как молния попала в минарет, уничтожив его. Вскоре был закрыт и снесен Медресе - университет при мечети.

Начало попыток сохранить здание начался в 1970-ых годах, когда оно было тщательно отреставрировано и изучено в течение десятка лет учеными Сесилом Л. Стрикером и Доганом Кубаном, который восстановили внешний вид церкви двенадцатого века. Более того, минарет и михраб были перестроены, что позволило мечети вновь открытся для мусульманской молитвы.

Реставрация также обеспечила решение проблемы посвящения церкви. Историкам не было точно известно назвали ли эту церковь в честь Богородицы диаконисс («Богоматерь диаконисс») или «Христос хо Акаталептос» («Христос Непостижимый»). Открытие фрески в юго-восточной часовне и другой фрески над главным входом в прихожей, оба с надписью «Кириотисса» (на греческом языке переводится как "На троне"), дало возможность определить точно, что церковь была посвящена Пресвятой Богородице Кириотиссе.

 

 

Архитектура и декор

Здание имеет центральный план Греческого креста с глубокими цилиндрическими сводами над руками и венчается куполом с 16 ребрами. Здание имеет типично средневизантийскую кирпичную кладку с чередующимися слоями кирпичной и каменной кладки. Вход осуществляется через эсонартекс и экзонартекс (добавлен намного позже) на западной стороне.

Верхняя галерея над эсонартексом, построенная по тому же плану, что и галерея церкви Пантократора, была удалена в 1854 году. Также были разрушены северный и южный проходы вдоль нефа, возможно, также в XIX веке. Высокие тройные арки, соединяющие проходы с нефом, теперь являются нижними окнами церкви.

Святилище находится на восточной стороне; тем не менее, реконструированные михраб и минбар находятся в углу, чтобы обеспечить правильное соответствие с Меккой.

Сохранились две небольшие часовни протез и диаконикон, типичные для византийских церквей среднего и позднего периода.

Внутреннее убранство церкви, состоящее из красивых цветных мраморных панелей и лепнины, а также изящных рам для икон, в значительной степени сохранилось. Здание обладает двумя особенностями, которые представляют собой уникальный в Стамбуле: мозаику площадью один метр, представляющую «Сущность Христа», которая является единственным доиконоборческим образцом религиозного сюжета, сохранившимся в городе, и цикл фресок. тринадцатого века (найден в часовне в юго-восточном углу здания и расписан во времена латинского господства), изображающий жизнь святого Франциска Ассизского. Это старейшее известное изображение святого, возможно, оно было написано всего через несколько лет после его смерти в 1226 году. Оба сейчас отделены и частично отреставрированы, и их можно увидеть в Археологическом музее Стамбула.

В целом мечеть Календерхане представляет - вместе с мечетью Гюля в Стамбуле, церковью Святой Софии в Салониках и церковью Успения Пресвятой Богородицы (Коймесис) в Изнике (Никее) - один из главных архитектурных примеров куполообразной Греческая крестовая церковь средневизантийского периода.