Монастырь Липса (Стамбул)

Монастырь Липса (Стамбул)

 

 

Описание Монастыря Липса

 

Адрес: Ватан Кад (Vatan Cad), Фатих
Автобус: 90B
Открыто каждый день

 

Церковь Монастырь Липса (Fenari İsa Camii) была возведена в 10-ом веке Константином Липсом Дангариосом, командиром византийского флота. Она была посвящена Непорочной Матери Божией. После византийского завоевания города в 1261 году (отбит у католиков) императрица Теодора, жена Михаила VIII Палеолога, добавила вторую церковь. Она также заказала погребальную часовню, где она и ее сыновья были похоронены. Эта необычная история придала зданию ее нынешний облик. В необычном архитектурном решение также есть четыре крошечные часовенки, расположенные на крыше вокруг главного купола. Еще одна достопримечательность - восточная внешняя стена здания. Она украшена  кирпичными фризами, типичные отличительные черты византийских церквей этого периода. Когда церковь Монастыря Липса была преобразована в мечеть в 1496 году, когда она приняла имя Фенари Иса или Лампа Иисуса. Она была посвящена Исы (мусульмаское имя Иисуса ), лидера суфийского братства, которому поклонялись здесь в то время. Внутри мечети, которая до сих пор используется, хорошо отреставрированы капителие и украшенные карнизы.

 

История

Византийский период
В 908 году византийский адмирал Константин Липс открыл женский монастырь в присутствии императора Льва VI Мудрого (годы правления 886–912). Женский монастырь был посвящен Пресвятой Богородице Панахрантос («Непорочная Богородица») в месте под названием «Мердосангарис» (греч. Μερδοσαγγάρη), в долине Лик (река Константинополь). Женский монастырь был известен также по его имени (Monē tou Libos) и стал одним из крупнейших в Константинополе.

Церковь была построена на останках другого святилища VI века и использовала надгробные плиты древнеримского кладбища. Здесь хранились мощи святой Ирины. Церковь широко известна как «Северная церковь».

После латинского вторжения и восстановления Византийской империи, между 1286 и 1304 годами, императрица Феодора, вдова императора Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259–1282), построила еще одну церковь, посвященную святому Иоанну Крестителю (Eκυκλησία του Αγίου Ιμωάννορου Προου του Λίβος) к югу от первой церкви. Помимо Феодоры, здесь были похоронены несколько представителей императорской династии Палеологов: ее сын Константин, императрица Ирина Монферратская и ее муж император Андроник II (годы правления 1282–1328). Эта церковь широко известна как «Южная церковь». Императрица восстановила также женский монастырь, который к тому времени, возможно, был заброшен. Согласно его типику, женский монастырь в то время принимал в общей сложности 50 женщин, а также ксенон для мирян с 15 прикрепленными кроватями.

В 14 веке к церкви были пристроены эсонартекс и парекклесион. Обычай захоронения членов императорской семьи в комплексе продолжился в 15 веке с Анной, первой женой императора Иоанна VIII Палеолога (годы правления 1425–1448), в 1417 году. Церковь, возможно, использовалась как кладбище и после 1453 года.

Османский период
В 1497–1498 годах, вскоре после падения Константинополя и во время правления султана Беязида II (1481–1512), южная церковь была преобразована в мескит (небольшую мечеть) османским сановником Фенаризаде Алаэддином Али бен Юсуфом Эффенди, Кади Аскер Румели и племянник Моллы Шемседдина Фенари, семья которого принадлежала к религиозному классу улемов. Он построил минарет в юго-восточном углу и михраб в апсиде. Поскольку одного из главных проповедников медресе звали Иса («Иисус» на арабском и турецком языках), его имя было добавлено к имени мечети. Здание сгорело в 1633 году, было восстановлено в 1636 году великим визирем Байрам-пашой, который преобразовал здание в cami («мечеть») и преобразовал северную церковь в текке (домик дервишей). В этом случае колонны северной церкви были заменены опорами, два купола были обновлены, а мозаичный декор был удален. После очередного пожара 1782 г. комплекс был снова восстановлен в 1847/48 г. В этом случае также колонны южной церкви были заменены опорами, а парапеты балюстрады нартекса также были удалены. В 1918 году здание снова сгорело и было заброшено. Во время раскопок, проведенных в 1929 году, было найдено двадцать два саркофага. Комплекс был полностью отреставрирован между 1970-ми и 1980-ми годами Византийским обществом Америки и с тех пор снова служит мечетью.

 

Архитектура и декор

Северная церковь имеет необычный план пятиугольника (крест в квадрате) и была одной из первых святынь в Константинополе, принявших этот план, прототипом которой, возможно, является Неа Экклесия («Новая церковь»), возведенная в Константинополе в этом году. 880, из которых не сохранились останки. В период Османской империи четыре колонны были заменены двумя остроконечными арками, которые охватывают всю церковь.

Размеры северной церкви невелики: наос составляет 13 метров (43 фута) в длину и 9,5 метра (31,2 фута) в ширину, и его размер соответствовал численности населения, проживавшего в монастыре в то время. Кладка северной церкви была возведена чередованием рядов кирпичей и небольших грубых каменных блоков. В этой технике, характерной для византийской архитектуры X века, кирпичи тонут в толстом слое раствора. Здание увенчано османским куполом с восемью окнами.

Это здание имеет три высокие апсиды: центральная многоугольная, а по бокам две другие, служившие пастофорией: протезом и диакониконом.

Апсиды прерываются тройным (центральным) и одинарными стрельчатыми окнами. Стены центральных плеч креста наоса имеют окна двух порядков: в нижнем - тройные стрельчатые окна, в верхнем - полукруглые. Две длинные парекклесии, каждая из которых заканчивается низкой апсидой, обрамляют пресвитерию наоса. Угловая и центральная бухты очень тонкие. По четырем краям здания расположены четыре небольшие часовни на крыше, каждая из которых увенчана куполом.

 

Остатки первоначального убранства этой церкви - это основания трех из четырех колонн центрального пролета и многие оригинальные элементы декора, сохранившиеся на оконных столбах и на каркасе купола. Первоначально отделка состояла из мраморных панелей и цветной плитки: своды были украшены мозаикой. Теперь видны только его отроги.

В целом северная церковь представляет собой сильные аналогии с мечетью Бодрума (церковь Мирелайона).

Южная церковь
Южная церковь представляет собой квадратную комнату, увенчанную куполом и окруженную двумя деамбуляциями, эсонартексом и парекклезионом (добавлены позже). Северный деамбулаторий - это южный парекклесион северной церкви. Такое умножение пространств вокруг центральной части церкви типично для позднепалеологической архитектуры: причиной этого была потребность в большем пространстве для гробниц, памятников, воздвигнутых благотворителям церкви и т. Д. Центральное помещение отделено от проходов. тройной аркадой. Во время мессы верующие были заключены в деамбулатории, которые были неглубокими и темными, и едва могли видеть, что происходило в центральной части церкви.

Каменная кладка состоит из чередующихся рядов кирпича и камня, типичных для поздневизантийской архитектуры Константинополя.

Пышное убранство южной части и главной апсиды (последняя семиугольная) состоит из тройного порядка ниш, причем средний порядок чередуется с тройными окнами. Кирпичи расположены в виде узоров, таких как арки, крючки, греческие лады, солнечные кресты, свастики и вееры. Между этими узорами есть белые и темно-красные полосы, чередующиеся один ряд камня с двумя-пятью кирпичами. Это первое появление этого важнейшего декоративного аспекта палеологической архитектуры в Константинополе.

В церкви есть экзонартекс, увенчанный галереей, которая была расширена, чтобы охватить также северную церковь. Парекклезион был возведен рядом с южной стороной южной церкви и был соединен с эсонартексом, так что комната окружала весь комплекс с западной и южной стороны. Внутри него помещено несколько мраморных саркофагов.

В целом этот комплекс представляет собой яркий образец средневизантийской архитектуры в Стамбуле.