Национальный музей изобразительных искусств/ Дворец Долмабахче (Стамбул)

 

Описание Национального музея изобразительных искусств

Адрес: Hayrettin Paşa İskelesi Sok, Бешикташ
Тел (0212) 261 42 98
Автобус: 25E, 28, 40, 56
Открыт с 9.00 до 17.00 вторник, среда, пятница-воскресенье
millisaraylar.gov.tr

Национальный музей изобразительных искусств в Дворце Долмабахче (Milli Saraylar Resim Müzesi) или Музей искусств национальных дворцов - это здание, прилегающее к дворцу Долмабахче. Он представляет собой прекрасную коллекцию картин и скульптуры 19-го и 20-го века. Прекрасный фасад Национального музея изобразительных искусств легко заметить с воды. В 1800-х годах вестернизация Османской империи привела к тому, что художники, такие как Осман Хамди Бей (1842-1910), экспериментировали с картиной в западном стиле. Хотя их стили сильно зависели от форм европейского искусства, предмет их работы дает представление о восточной особой истории города. Посмотрите на Женщину с мимозами, Жортрет молодой девушки и Человека с желтым одеянием, все работы Османа Хамди Бея, Мечеть Султана работы Ахмета Ахмета Зия Акбулута (1869-1938) и Есык - статуя поэта работы Исы Бехзата 1867-1944.

 

Залы

Зал султана Абдулмеджида и султана Абдулазиза
Зал картин периода вестернизации Османской империи
Зал видов Стамбула (часть, которую султан Абдулмеджид использовал в качестве библиотеки)
Картины приобретены в художественной галерее Гупиль в Париже.
Зал Ивана Константиновича Айвазовского
Зал дворцовых художников
Зал художников-востоковедов
Зал адъютантов художников
Турецкие художники, работавшие в 1870-1890-е гг.
Портреты и исторические тематические композиции/Пейзажный зал Османского дворца
Турецкие художники, работавшие в 1890-1930-е гг.

 

История

Район, где сегодня расположен дворец Долмабахче, был большой бухтой на Босфоре, где четыре столетия назад стояли на якоре корабли османского адмирала. Эта бухта, где проводились традиционные морские церемонии, со временем превратилась в болото. Залив, который начал заполняться в 17 веке, был превращен в «хасбахче» (хадайик-хасса), организованный для отдыха и развлечений султанов. Коллекция особняков и павильонов, построенных в этом саду в разные периоды, долгое время была известна как «Пляжный дворец Бешикташ».

Ко второй половине XVIII века в турецкой архитектуре стало проявляться западное влияние, а форма декора под названием «турецкое рококо» начала проявляться в особняках, павильонах и общественных фонтанах в стиле необарокко, которые также были построены под западным влиянием. . Султан III. Селим – султан, построивший первые здания в западном стиле на Босфоре. Он поручил архитектору Антуану Игнасу Меллингу построить павильон во дворце Бешикташ и расширить другие постройки, которые он счел необходимыми. Султан II. Помимо дворца Топкапы Сахил, у Махмута было два больших дворца, построенных в западном стиле в садах Бейлербейи и Чираган. В эти периоды Новый дворец (Дворец Топкапы) считался заброшенным, хотя на самом деле его там не было. Дворец в Бейлербейи, Чираган с мраморными колоннами в Ортакёе, старый дворец Бешикташ и павильоны в Долмабахче были построены во время Второй мировой войны. Резиденции Махмута менялись в зависимости от времени года. Как и его отец, султан Абдулмеджид не особо уважал «Новый дворец» и оставался там всего на несколько месяцев зимой. Почти все из его более чем сорока детей родились в босфорских дворцах.

Прожив некоторое время в старом дворце Бешикташ, султан Абдулмеджид решил построить дворец в европейском плане и стиле для проживания, летнего отдыха, приема и развлечения гостей, а также ведения государственных дел вместо предпочитаемых до сих пор классических дворцов. .[4] Хотя Абдулмеджид не получил хорошего образования, как другие принцы, он был администратором с современными идеями. Султан, любивший западную музыку и живший в западном стиле, достаточно знал французский язык, чтобы ладить. Строя дворец, он сказал: «Здесь запрещено зло и безобразие, здесь можно найти только красивые вещи». Передают, что он сказал.

Нет информации о точной дате начала сноса особняков, расположенных на месте сегодняшнего дворца Долмабахче, с целью заново открыть для себя землю, отвоеванную у моря около 200 лет назад. Предполагается, что старый дворец все еще стоял на месте в 1842 году, а строительство нового дворца началось после этой даты. Однако утверждается, что окружающие поля и кладбища были куплены и экспроприированы с целью расширения земель под строительство в эти дни. В разных источниках указаны разные даты завершения строительства. Однако из рассказов французского гостя, посетившего дворец в конце 1853 года, мы узнаем, что украшения дворца еще делались, а мебель еще не была расставлена.

Фасад дворца Долмабахче, построенного султаном Абдулмеджидом, простирается на 600 метров на европейском берегу Босфора. Он был построен в эклектическом стиле, представляющем собой смесь европейских архитектурных стилей, между 1843 и 1855 годами армянскими архитекторами Гарабет Амирой Балян и ее сыном Нигогосом Баляном. Церемония открытия дворца Долмабахче, полностью завершенная в 1855 году, состоялась после подписания Парижского договора с Российской империей 30 марта 1856 года. В газете Ceride-î Havadis от 7 шавваля 1272 года хиджры, 11 июня 1856 года по григорианскому календарю, сообщалось, что дворец был официально открыт 7 июня 1856 года.

Когда стоимость дворца, составлявшая во время правления султана Абдулмеджида три миллиона мешков золота, была передана в казну, казна оказалась в затруднительном положении и должна была выплачивать зарплату в середине месяца, а не в середине месяца. начале месяца, а затем каждые 3-4 месяца. Султан Абдулмеджид смог прожить во дворце Долмабахче, стоимость которого составила 5 000 000 золотых монет, всего 5 лет.

Во время правления султана Абдулазиза, который захватил Османскую империю в состоянии полного экономического банкротства, ежегодные расходы дворца, который обслуживал 5320 человек, составляли 2 миллиона фунтов стерлингов. Султан Абдул-Азиз не был таким большим поклонником Запада, как его брат султан Абдул-Меджид. Султан, предпочитавший скромный образ жизни, интересовался борцовской борьбой и петушиными боями.

30 мая 1876 года султана Мурада V забрали из его апартаментов во дворце и доставили в Баб-и Сераскер, а церемония присяги прошла у ворот Сераскер (центральное здание университета). Пока Мурад V возвращался из Сиркечи в Долмабахче на своей королевской лодке, султана Абдулазиза в то же время везли во дворец Топкапы на другой лодке. Вторая церемония верности Мурада V, которого доставили во дворец, была проведена за столом на верхнем этаже офиса Мабейн. Султан II, взошедший на престол после Мурада V. В то время как весь город был освещен фонарями в честь Абдулхамида, во дворце Долмабахче была освещена только одна комната, а султан работал над текстом конституции. Подозревая убийство, султан Абдулхамид отказался жить во дворце Долмабахче и переехал во дворец Йылдыз. Султан Абдулхамид пробыл во дворце Долмабахче всего 236 дней.

Дворец, построенный за большие деньги, использовался для праздничных церемоний, проводимых в Большом экзаменационном зале дважды в год в течение 33-летнего правления султана Абдул-Хамида. Когда Мехмет V взошел на трон, дворцом Долмабахче пренебрегали в течение тридцати лет, и султан II предпочел вместо этого жить во дворце Йылдыз. Во время правления Абдул-Хамида он находился в руинах. Когда дворец Долмабахче был восстановлен как административный центр султана, потребовалась комплексная реставрация здания. Позже Мигран Месробян был нанят главным архитектором реставрации. Во время правления султана Мехмета V штат дворца был сокращен, и, хотя за границей происходили очень важные события, за восьмилетний период во дворце произошло мало событий. Этими мероприятиями были банкет на 90 человек 9 марта 1910 года, недельная церемония визита сербского короля Петра 23 марта того же года, визит цесаревича Макса и банкеты, устроенные в честь австрийского Император Карл и императрица Зита. Уставший и старый султан умер во дворце Йылдыз, а не во дворце Долмабахче. VI. Мехмет предпочел жить в Йылдызе, но покинул родину из дворца Долмабахче.

Абдулмеджид Эфенди, получивший телеграмму за подписью Гази Мустафы Кемаля, главы первого Великого национального собрания Турции, был провозглашен халифом. Новый халиф принял делегацию Великого Национального Собрания Турции на верхнем этаже офисного зала Мабейн в Долмабахче. После упразднения Халифата Абдулмеджид Эфенди покинул дворец Долмабахче со своим окружением. (1924) Ататюрк не посещал заброшенный дворец три года. Во время его правления дворец приобрел значение в двух аспектах; Здесь принимали иностранных гостей, а двери дворца были открыты наружу с точки зрения культуры и искусства. Шах Пехлеви Ирана, король Ирака Фейсал, король Иордании Абдалла, король Афганистана Аманулла, король Соединенного Королевства Генрих VIII, прибывшие со специальным визитом. Эдвард и югославский король Александр были приняты Мустафой Кемалем Ататюрком во дворце Долмабахче. 27 сентября 1932 года в зале Муайеде открылся Первый Конгресс по истории Турции, а в 1934 году здесь прошли Первый и Второй Конгрессы турецкого языка. Во дворце Долмабахче прошла европейская встреча Международного туристического альянса, к которому принадлежит Турецкая туристическая и автомобильная ассоциация, что ознаменовало первое открытие дворца для туризма (1930 г.).

В период Республики он стал дворцом, который Ататюрк использовал в качестве резиденции во время своих визитов в Стамбул. Кроме того, Ататюрк умер в комнате 71 дворца. Последние почести были отданы перед его телом, которое было помещено на катафалк, установленный в экзаменационном зале. После Ататюрка дворец использовался Исметом Иненю, когда он приезжал в Стамбул во время своего президентства. После однопартийного периода дворец был открыт для приема иностранных гостей. Церемонии и банкеты были проведены в честь президента Италии Гронки, короля Ирака Фейсала, премьер-министра Индонезии Сукарно и премьер-министра Франции генерала де Голля.

В 1952 году дворец Долмабахче был открыт для публики один раз в неделю администрацией Национального собрания. Его официальное открытие состоялось на заседании Президентского совета Национального собрания 10 июля 1964 года, а было закрыто с указанием причины уведомления в письме Административного управления Национального собрания от 14 января 1971 года. Дворец Долмабахче, открытый для туризма 25 июня 1979 года по распоряжению Председателя Национального собрания № 554, был закрыт по уведомлению 12 октября того же года. Примерно через два месяца он снова начал обслуживать туризм по телефонному приказу Председателя Национального собрания. Дворец был снова закрыт для посетителей решением Исполнительного управления МГК от 16 июня 1981 года под номером 1.473, а через месяц открыт приказом Генерального секретариата МГК под номером 1.750.

В садах Часовой башни, Отделе мебели, Кушлуке, Гареме и Королевской канцелярии были созданы секции, предоставляющие услуги кафетерия для посетителей, и отделы продажи сувениров, а также научные книги, знакомящие с национальными дворцами, различные открытки и факсимиле избранных произведений живописи национальных дворцов. Коллекции были выставлены на продажу в этих разделах. С другой стороны, Церемониальный зал и сады зарезервированы для национальных и международных приемов, а благодаря новым устройствам дворец был преобразован в музейные подразделения в рамках музея, а также художественных и культурных мероприятий. С 1984 года дворец служит музеем.

 

Архитектурная форма

Дворец Долмабахче, построенный с имитацией монументальных размеров европейских дворцов, нельзя привязать к определенной форме, поскольку он оснащен элементами разных форм и приемов. В его плане, состоящем из большого центрального здания и двух крыльев, видно, что элементы, имевшие в прошлом архитектурно-функциональную ценность, были обработаны по-другому и использовались в декоративных целях.

Хотя дворец Долмабахче не имеет уникального архитектурного стиля, принадлежащего определенным школам, французское барокко, немецкое рококо, английский неоклассицизм и итальянский ренессанс применялись в смешанной манере. Дворец представляет собой произведение, созданное в художественной атмосфере того века с учетом потребностей Османского дворца, в то время как общество пыталось модернизироваться с учетом западного понимания, под влиянием Запада в искусстве. На самом деле, обращая внимание на особняки и дворцы XIX века, можно понять, что они рассказывают не только о художественных событиях века, в котором мы жили, но и о развитии общества и техники.

 

Функции

Несмотря на свой западный вид со стороны моря, дворец Долмабахче имеет восточный вид, поскольку он окружен высокими стенами со стороны сада, состоит из отдельных блоков и построен на мраморном пирсе длиной 600 м. Расстояние от кабинета Мабейн (сегодня Музей живописи и скульптуры) до кабинета наследного принца составляет 284 метра. В середине этого расстояния находится Церемониальный (экзаменационный) кабинет, привлекающий внимание своей высотой.

Дворец Долмабахче имеет трехэтажный симметричный план. В нем 285 комнат и 43 зала. Фундамент дворца был сделан из бревен каштана. Помимо причала со стороны моря, есть еще двое монументальных ворот со стороны суши, одни из которых очень богато украшены. В центре этого приморского дворца, окруженного ухоженным и красивым садом, находится церемониальный и бальный зал, который выше остальных помещений. Большой зал для приемов с 56 колоннами привлекает посетителей огромной хрустальной люстрой британского производства весом 4,5 тонны, освещенной 750 лампами.

Вход во дворец использовался для приема и переговоров султана, а крыло на другой стороне церемониального зала использовалось как гарем. Его внутреннее убранство, мебель, шелковые ковры и шторы и все остальные вещи сохранились до наших дней в точности, как в оригинале. Дворец Долмабахче обладает богатством и великолепием, которых нет ни в одном османском дворце. Стены и потолки украшены картинами европейских художников того времени и множеством золотых украшений. В важных комнатах и ​​холлах все выдержано в одинаковых цветовых тонах. Все полы покрыты разнообразным деревянным паркетом с богатой отделкой. Во многих местах лежат знаменитые шелковые и шерстяные ковры Хереке, красивейшие произведения турецкого искусства. Редкие декоративные изделия ручной работы из Европы и Дальнего Востока украшают каждую часть дворца. Во многих комнатах дворца есть хрустальные люстры, канделябры и камины.

В этом дворце находится самый большой бальный зал среди дворцов мира. С его 36-метрового купола свисает огромная хрустальная люстра весом 4,5 тонны. Этот зал, который использовался для важных политических встреч, поздравлений и балов, раньше отапливался расположенной внизу печью. Системы отопления и электричества были добавлены во дворец между 1910 и 1912 годами, во время правления султана Мехмета Решада. Из шести ванн одна в секции Селамлик украшена резным алебастровым мрамором. Верхние галереи большого зала отведены для оркестра и дипломатов.

В гаремной части, куда можно попасть, пройдя по длинным коридорам, находятся спальни султана, секция матери султана, а также другие женские и прислуги. Северная пристройка дворца была отведена князьям. Здание, вход которого находится в районе Бешикташ, в настоящее время служит Музеем живописи и скульптуры. За пределами дворцового гарема располагались Дворцовый театр, Истабл-и-Эмире, Хамладжилар, склады Аттие-и Сенные, вольерная кухня, аптека, кондитерская, кондитерская, кондитерская, пекарни, мукомольный завод и «Особняки Байылдым».

Дворец Долмабахче расположен на площади около 250 000 м². Дворец, включая почти все его хозяйственные постройки, был заполнен морем и построен на этом грунте толщиной 35–40 см. диаметр 40–45 см. Он был построен из каменной кладки на очень прочном хорасанском матраце (плоте) толщиной 100-120 см, объединенном с горизонтальными балками, укрепленными через определенные интервалы дубовыми сваями. Длина свай от 7 до 27 м. Это варьируется между . Горизонтальные набедренные балки имеют прямоугольное сечение 20 х 25 – 20 х 30 см. Хорасанские матрасы располагаются на высоте 1–2 м над основной массой. Они предназначены для того, чтобы выходить за пределы внешнего мира. Фундаменты снесенных старых дворцов были отремонтированы и использованы повторно. Поскольку они очень прочные, ни один из них не разрушился, не треснул и не раскололся.

Фундамент и внешние стены дворца были построены из цельного камня, перегородки — из смешанного кирпича, а полы, потолки и крыши — из дерева. Для усиления стенок кузова использовались железные натяжители. Твердые камни были привезены из Хазнедара, Сафракёя, Шиле и Сарыера. Кирпичные стены корпуса, покрытые штукатурным мрамором, были облицованы панелями из плит мрамора-порфира или ценных пород дерева. Оконные фурнитура изготавливается из дуба, а двери – из красного дерева, ореха или более ценных пород древесины. Сосновые пиломатериалы Чиралы были привезены из Румынии, дубовые стойки и балки были привезены из Демиркёя и Кильоса, а дверные, обшивочные и паркетные пиломатериалы были привезены из Африки и Индии.

Мраморный мрамор использовался в кладке куполообразных бань, построенных в турецком стиле с нижним подогревом, а египетская алебастровая руда - в бане Хюнкар. В окнах использовано специально изготовленное стекло, не пропускающее ультрафиолетовые лучи. Особенно украшения стен и потолка в местах, используемых султаном, больше, чем в других местах. Снег и дождевая вода, собираемые на крышах, подключаются к канализационной системе через ручьи и желоба. Канализационная сеть была построена с достаточным количеством труб, сточные воды очищались с помощью различных процессов и сбрасывались в море из четырех разных мест.

 

Украшения

Внутреннее и внешнее убранство дворца Долмабахче выполнено с использованием сочетания мотивов, взятых из различных периодов искусства Запада. Мотивы барокко, рококо и ампира переплетались. При строительстве дворца использовался мрамор цвета, похожего на синий, добытый с Мраморных островов, а во внутренней отделке работы проводились с драгоценными мраморами и такими камнями, как алебастр, хрусталь и порфир. Эклектичный подход преобладает как в интерьере, так и в экстерьере. Декор стен и потолка дворца выполнили итальянские и французские художники. Золотой порошок в основном использовался в украшениях интерьера. Картины выполнены на штукатурке и гипсе, а объемные поверхности созданы с помощью перспективных архитектурных композиций в декоре стен и потолков. Внутреннее убранство дворца на протяжении истории обогащалось дополнениями, а залы и комнаты приобрели особую ценность, особенно благодаря подаркам иностранных государственных деятелей и полководцев. Над украшением и обстановкой дворца работал иностранный художник Сечан. Помимо мебели в европейском стиле (Регентство, Людовик XV, Людовик XVI, Вена-Тонет) и мебели в турецком стиле, подушки, матрасы и покрывала, которые можно увидеть в дворцовых комнатах, показывают, что традиционный турецкий образ жизни сохранялся. В документах 1857 года указывалось, что за успехи Сешан награжден орденом и что ему следует выплатить три миллиона франков.

Все ткани для обивки и штор были местными и производились на дворцовых ткацких фабриках. 141 ковер и 115 молитвенных ковриков украшают паркетные полы дворца (площадь около 4500 м²). Большая часть ковров производилась на ткацких станках фабрик Хереке. Общее количество люстр Bohemia, Bakara и Beykoz — 36. Подсвечники на ножках, некоторые камины, хрустальные лестничные перила и все зеркала изготовлены из хрусталя. Также во дворце имеется 581 подсвечник из хрусталя и серебра. Из 280 ваз 46 — фарфора Йылдыз, 59 — китайского, 29 — французского севрского, 26 — японского, а остальные — фарфора из разных стран Европы. 158 часов, каждый из которых имеет свою особенность, украшают комнаты и залы дворца. Около 600 картин были написаны турецкими и зарубежными художниками. Среди них 19 картин главного художника дворца Зонаро и 28 картин Айвазовского, приехавшего в Стамбул во времена правления Абдулазиза.

 

Стены и двери

Хотя точных сведений о том, когда были построены стены со стороны суши дворца Долмабахче, которые очень трудно преодолеть, нет, есть зарубежные источники, утверждающие, что нынешние стены дворца были построены во времена дворца Бешикташ и старый дворец в Долмабахче.

Когда стены особого сада под названием «Долмабахче» в то время лежали в руинах, а великолепные здания внутри постоянно были покрыты пылью и дымом, было решено, что этот сад заслуживает большего ухода и внимания, чем обычные сады, и что его следует ликвидировать. из своего уродливого состояния. Потому что это место находилось в замечательном месте, так как оно было одним из первых мест, которые видели гости и пассажиры, прибывающие в Стамбул как по суше, так и по морю. Менеджеры и администраторы строительства были уведомлены указом о том, что после ремонта и строительства стен Долмабахче дворец можно будет объединить с другим дворцом в Бешикташе, сохранив тем самым свою старую репутацию. Была построена стена от дворца Бешикташ до Кабаташа, включая Долмабахче. Хотя жители Финдыклы раньше ездили в Долмабахче и Бешикташ через причал Арап, вместо причала был построен порт, и жителям также разрешили проезд через Долмабахче.

Важность, придаваемую дворцу Долмабахче, также можно увидеть по воротам со стороны суши и моря. Двери, имеющие очень богатый и величественный вид, придают дворцу целостность. Ворота казначейства расположены между Казначейством-и-Хасса, которое сегодня используется как административное здание, и отделом мебели. Круглая арочная и цилиндрическо-сводчатая секция образует главную балку этой двери. Два крыла двери сделаны из железа. У входа в ворота с обеих сторон стоят парные колонны на высоких постаментах. Вход во дворы Казначейства-и-Хассы и Меблационного отдела обеспечивался через двери справа и слева от Казначейских ворот. В медальоне на коронованной верхней части двери подпись Абдул-Меджида I в овальной форме, а под ней надпись поэта Зивера, датированная 1855/1856 годом. Каллиграф надписи – Казаскер Мустафа Иззет Эфенди.

Убранство Ворот Сокровищницы в основном состоит из картушей, гирлянд, жемчуга, ниточек яиц и мотивов устричных раковин. Ворота Султаната с подписью Абдул-Меджида расположены между двумя высокими стенами с коридорами. Дверь, выходящая с одной стороны на сад «Я любил его», а с другой — на Хасбахче, имеет два железных крыла. У входа в ворота с обеих сторон стоят колонны, имеющие монументальный вид. Ворота венчают две колонны, за которыми следуют медальоны, заключенные в большие панели. Он имеет две башни, внутреннюю и внешнюю. Ворота Султаната также привлекают внимание иностранных гостей. Сувенирные фотографии делают как те, кто посещает дворец Долмабахче, так и те, кто участвует в туре по Босфору.

Помимо этих двух ворот, ворота Колтук, Кушлук, Валиде и Гарем также являются тщательно построенными воротами на наземной стороне дворца. На обращенном к морю фасаде дворца Долмабахче расположены пять прибрежных ворот с коронами, железными крыльями и медальонами, украшенными растительными мотивами и соединенными между собой сегментированными перилами.

 

Сады

Залив между садами Бешикташ Хасбахче и Карабали (Караабалы) в Кабаташе был засыпан, а сады объединены. Дворец Долмабахче, построенный среди этих садов, имеет ухоженные сады на участке между морем и высокой стеной со стороны суши. Хас-Бахче, имеющий прямоугольную форму, близкую к квадрату между Воротами Сокровищницы и входом во дворец, также известен как Сад Мабейн или Селамлык. Посреди этого сада находится большой бассейн, оформленный в западном стиле. «Сад Кушлук», расположенный на сухопутной стороне экзаменационного зала, получил свое название от особняка Кушлук.

Гаремный сад, расположенный на земельной стороне гаремного отделения дворца Долмабахче, имеет овальный бассейн и кровати, расположенные в геометрических формах. Сады на берегу моря считаются продолжением Хас-Бахче. По обеим сторонам Великих Водных ворот есть бассейн посередине грядок. Расположение клумб геометрических форм и использование в декоре таких предметов, как фонари, вазы и скульптуры, указывают на то, что сады, как и основное сооружение, находились под западным влиянием. В садах дворца использовались растения преимущественно европейского и азиатского происхождения.

 

Ванны

Два окна в комнате отдыха хаммама, расположенной в части дворца «Селамлик» и выполненной из порфирового мрамора, выходят на море. Из этой комнаты, где стоит изразцовая печь, столовый и диванный гарнитуры, можно пройти в прихожую, потолок которой покрыт слоновьими глазами с крестообразными мотивами. Слева туалет, а напротив фонтан из порфирового мрамора. Зайти в массажный кабинет можно справа от входа. Освещение этого места обеспечивают два больших окна и слоновьи глаза. Видно, что ночное освещение осуществляется лампами, размещенными в стеклянных перегородках справа и слева от двери в массажный кабинет. Стены бани, построенной в стиле барокко, украшены листьями, изогнутыми ветвями и цветочными мотивами. Справа и слева от входа расположены порфировые чаши, обращает на себя внимание качество обработки зеркальных камней.

В отделанную плиткой ванну гарема можно попасть через небольшой коридор. Справа, у входа в туалет ванной комнаты, установлен бронзовый фонтан, украшенный цветочными мотивами из зеркального камня. Там есть простой туалет. В конце коридора находится массажный кабинет с двумя большими окнами, освещенный люверсами на потолке. Кроме того, здесь находится стол, изготовленный в Кютахье, выполненный в подглазурной технике, состоящий из восьми кусков плитки, в каждом из которых находится подсвечник. Понятно, что ночью это место освещается восемью свечами. Стены массажного кабинета покрыты керамической плиткой с узором в виде цветочного букета размером 20 х 20 см. Зеркальный камень мраморной чаши слева от входа выполнен в стиле барокко. Переходя к секции отопления, стеклянные панели на стенах по обе стороны двери предназначены для масляных ламп. Зеркальные камни трех бассейнов справа и слева вырезаны из мрамора и выполнены в стиле барокко. Расположенный напротив входа бассейн с бронзовым фонтаном крупнее остальных. Люверсы из геометрических фигур на потолке обеспечивают освещенность пространства. Стены покрыты керамикой с ромашковым узором.

Другой ванной, расположенной на нижнем этаже, также пользовался Мустафа Кемаль Ататюрк. В тепле этой бани расположены три бассейна, освещение которых обеспечивается верхними окнами. Вход в баню, похожую на баню, осуществляется из передней комнаты. Справа от умывальника находится ванна, а с левой стороны унитаз с краном. Напротив входа расположен свинцовый витраж. Вы можете пройти в туалет слева. Есть аптечка, стол и диван. Слева расположен фонтан, украшенный цветочными мотивами из зеркального камня, а слева выход в коридор.

 

Освещение и отопление

Освещение и отопление дворца Долмабахче обеспечивалось газовым заводом, расположенным там, где сегодня находится стадион БЖК Инёню. Хотя газовый завод Долмабахче до 1873 года находился в ведении дворцовой казны, позже он был передан Французской газовой компании. Через некоторое время управление компанией перешло к муниципалитету. Газовое освещение использовалось в некоторых районах Стамбула, кроме дворца Долмабахче.

Отопление смотрового зала выполнено по другой технологии. Нагретый воздух в подвале зала пропускался через пористые основания колонн, благодаря чему в большом купольном пространстве достигалась температура до 20 °C. Во время правления султана Решада первоначальный вид газовых фонарей во дворце был сохранен и они были преобразованы в электрические. До этого периода отопление осуществлялось каминами, изразцовыми печами и барбекю, но их заменили радиаторы.