Ортакёй (Стамбул)

Описание

Автобус: 25E, 40

Расположившись у подножия Босфорского моста, пригород Ортакёй (Ortaköy) сохранил ощущение деревни. Центр сосредотачивается на Искеле Мейдани (İskele Meydanı), набережной площади, где раньше были торговали рыбаки, разгружающие дневной улов. В настоящее время, однако, Ортакёй более известен своим оживленным воскресным рынком, который занимает площадь и окружающие улицы, а его магазины продают товары местных ремесленников. Это также место для популярных баров и кафе, где летом особенно расположены ночные клубы Стамбула. Мечеть Мецидии (или Ортакёй Ками), впечатляющая достопримечательность пригорода, находится на набережной. Построенный в 1855 году Никогосом Бальяном, который был ответственным за дворец Долмабахче, он имеет изящество и оригинальность, с окнами-тимпанами и угловыми башнями. В Ортакёй также есть греческая православная церковь, Хагиос Фокас и синагога Эц Ахаим. Основание обоих датируются византийской эпохой.

 

История

Имя Ортакёй, которое в древние времена называлось Археион (Аргион), в византийский период называлось «Айос Фокас». Свое название район получил от монастыря Айос Фокас, построенного здесь византийским императором Василием I (годы правления 867-886).

Византийский император VI. Дворец Дамиану, где Лев (годы правления 886–912) встретил свою возлюбленную Зою, находится в Ортакёе; Монастырь, давший название местности Дамиану, был построен императором Феофилом (годы правления 829-842 гг.) и III. Утверждают, что он был построен в 9 веке Дамианом, одним из знатных лиц государства во времена правления Михаила I (годы правления 842-867).

Понятно, что сегодня в Ортакёе находится великий монастырь Айос Фокас. Сегодняшняя небольшая церковь Айос Фокас, посвященная тому же святому греками, также называется Айос Фокас. Местоположение монастыря Айос Фокас найти не удалось. Рядом с этим монастырем жил православный патриарх армянского происхождения IX века Генрих VII. Написано, что Иоанн (патриархат 832-842 гг.) или его брат Арсабарий (Аршавере) имели великолепный дворец, поэтому район прославился как Арсебера (или Арсаберу). Поскольку ходили слухи, что во дворце происходят тайные церемонии и безнравственные развлечения, он был куплен императором Василием I и превращен в монастырь на 150 монахов. Существование этого монастыря (Богородицы) продолжалось до последних лет Византии.

Турки поселились в Ортакёе во времена правления Сулеймана Великолепного (1520-1566 гг.). В эти же годы баня (Ортакёй Хусрев Кетхуда Хамам) была построена Мимаром Синаном Хусревом Кетхудой, камергером великого визиря Кара Ахмед-паши (ум. 1556). Видно, что турки в XVI веке густо заселили оба склона долины ручья Ортакёй.

В середине 17 века внутри ручья располагался мусульманский квартал, а на берегу располагались прибрежные особняки. Ни один из этих особняков не сохранился до наших дней. Основной причиной этого является новый дворец Чираган, построенный Абдулазизом в 1871 году. Длинная и широкая территория, полученная в результате ликвидации ложи Бешикташ Мевлеви и прибрежных особняков, простирающихся до Ортакёя, была зарезервирована для строительства дворца Чираган. На полосе между пирсом Ортакёй и Дефтердарбурну находятся фонтан Мехмеда Кетхуда, мечеть Ортакёй, начальная школа и дома греческих, армянских и еврейских торговцев за пляжем; Затем в список были включены мечеть Ортакёй и пляжный дворец Нешетабад, пляжный дворец Эсма Султан, прибрежный особняк Найме Султан, пляжный дворец Хатидже Султан, прибрежные особняки Фатма Султан, Зекие Султан. Мечеть Дефтердар Ибрагим-паша — здание 17 века.

Площадь Ортакёй и ее окрестности были реконструированы в ходе проектных работ, инициированных муниципалитетом Бешикташа в период с 1989 по 1992 год, и приобрели свой нынешний вид.

Ортакёй с его исторической и культурной структурой стал центром внимания как жителей Стамбула, так и иностранцев, особенно с 1990-х годов. Еще одним фактором, почему район и особенно площадь стали центром внимания в Стамбуле, является то, что три монументальных здания, представляющие три религии (мечеть Ортакёй, церковь Айос Фокас, синагога Эц Ахаим), расположены близко друг к другу. Они находятся в единой целостности и гармонии с уникальными группами зданий в окрестностях. Был реализован комплексный проект с целью выявить среду, в которой эти три культуры жили вместе, с ее старыми особенностями, а работы по аранжировке были завершены в начале 1990-х годов. На первом этапе была реконструирована неадекватная инфраструктурная сеть Ортакёя. Узкая органическая текстура улицы вокруг площади Ортакёй; нет садов в зданиях; Гармония эркеров и фасадов делает внешний вид окружающей среды неповторимым. Дома демонстрируют различия из-за социальной структуры. Целью исследования было обеспечить непрерывность этой органичной уличной текстуры и оригинальной архитектуры Ортакёй с двух- или трехэтажными эркерами и узкими прямоугольными окнами.

Площадь и ее окрестности днем ​​и ночью являются оживленным центром встреч с кафе, ночными клубами, барами, ресторанами, художественными мастерскими, антикварными и сувенирными магазинами, а также ремесленным и художественным (интеллектуальным) рынком, который открывается по выходным. Печеный картофель, вафельные магазины и магазины гёзлеме также являются уникальными для Ортакёя.

Однако, поскольку это точка пересечения важных транспортных магистралей, таких как прибрежная дорога, улица Паланга, доходящая до бульвара Барбарос, улица Деребою и холм Портакал, ведущий к Улусу, при увеличении плотности посетителей возникают проблемы как с движением транспорта, так и с парковкой. Европейская часть Моста Мучеников 15 июля находится в Ортакёе.

 

Здания

Площадь Ортакёй, 19 век. Он содержит оригинальные образцы османской гражданской архитектуры. Самым выдающимся и доминирующим архитектурным элементом площади, который придал Ортакёю его нынешний облик и характер, является мечеть Бююк-Меджидие, широко известная как мечеть Ортакёй. Мечеть была построена архитектором Нигогосом Бальяном в 1853 году султаном Абдулмеджитом. Абдулмеджид придал большое значение развитию Ортакёя и приказал построить мост через ручей Ортакёй, которого сегодня больше не существует, а также здание полицейского участка с мраморными колоннами на юге пирса на пляже.

Еще одно сооружение, столь же старое и важное, как мечеть на площади, — это фонтан Дамат Ибрагим-паши, датированный 1723 годом. Фонтан, стоящий на деревянном фундаменте на пляже, со временем обрушился из-за заполнения и оседания грунта, оставив его на 1,5 м ниже уровня почвы. Во время работ по благоустройству площади Ортакёй, проводимых муниципалитетом Бешикташа, фонтан, который был спрятан за кафе и не был виден, был перенесен на противоположную сторону мечети, подземный водный бассейн и камень с мотивом кипариса вокруг крана были обнаружены и восстановлены. .

На площади перед улицей Сютчу Али, рядом с кофейнями, находился небольшой фонтан Хамидие (фонтан Сака). Ответвление от водопроводной сети Хамидие дошло до литого фонтана под названием «Фонтан Сака» перед старой баней. Позже этот фонтан снесли, а водный путь закрыли. Чугунный фонтан на площади был перевезен из Йылдыза, отремонтирован и установлен на нынешнем месте во время работ по благоустройству площади в 1992 году. Еще один небольшой фонтан на площади находится перед двором, рядом с входом в мечеть.

Церковь Айос Фокас, расположенная в глухом переулке площади и имеющая вход со стороны улицы Муаллима Наджи, была построена в 1856 году. Он сохраняет название монастыря, который находился в этом регионе в византийский период.

Площадь Ортакёй и окружающие исторические здания
Мечеть Ортакёй
Турецкая баня Ортакёй
Церковь Айос Фокас
Мечеть Дефтердар Ибрагим-паша
Особняк Эсмы Султан
Особняк Найме Султана
Особняк Хатидже Султана
Синагога Эц Ахаим
Дворец Ферие
Фонтан Дамат Ибрагим Паша