Адрес: Фетхие Кад (Fethiye Cad), Драман
Автобус: 90, 90B
Открыт: с 9:00 до 16:30 по четверг-вторник
Церковь Богородицы Паммакаристы (Fethiye Camii) - эта православная византийская церковь,
которая является одной из скрытых секретов Стамбула. Его редко
посещают, несмотря на важную роль, которую она сыграла в истории
города, а также его захватывающая серию средневековых мозаик. На протяжении более
100 лет после завоевания Османской империи она размещала Греческий
православный патриархат, но был преобразован в мечеть в конце 16
века Муратом III. Мусульмане назвали его мечетью Победы в память о своих
завоеваниях Грузии и Азербайджана.
Очаровательный экстерьер
церкви Богородицы Паммакаристы,
очевидно, сделан в традиционном византийском стиле, с чередующимися камнями и кирпичами и мелко
резными мраморными деталями. Основной корпус здания - рабочая
мечеть, а необычные мозаики - в боковой часовне, которая сегодня
представляет собой музей с небольшим вступительным взносом.
Моизаики датируются 14-ым веком, во времена великого византийского ренессанса.
Мозаики изображают
святые фигуры, на фоне в золотого моря, отражения небес. В
центре главный купол покрыт фресками Христоса Пантократора («Всемогущий»),
окруженный ветхозаветными пророками, который торжественно смотрит вниз. В
апсиде другая фигура Христа, сидящая на каменном инкрустированном
троне, дает свое благословение. С обеих сторон изображены иконы
Девы Марии и Иоанна Крестителя. На них смотрят четыре архангела, а боковые апсиды заполнены другими
святыми фигурами.
По мнению большинства ученых, церковь была построена между XI и XII
веками. Многие историки и археологи считают, что первоначальное
строение церкви можно приписать Михаилу VII Дука (1071–1078), другие
заложили ее в эпоху Комнинов. Швейцарский ученый и византинист
Эрнест Мамбури предположил, что первоначальное здание было построено
в 8 веке.
Парекклесион (боковая часовня) был добавлен к южной
стороне церкви в ранний палеологанский период и посвящен Христосу хо
Логосу (греч. Христос Слово). Небольшая святыня была воздвигнута
Марфой Глабас в память о ее покойном муже, протостраторе Михаиле
Дукасе Глабасе Тарчанеиоте, генерале Андроника II Палеолога, вскоре
после 1310 года. по парекклезии как снаружи, так и внутри.
Как показало исследование тамплона, одновременно была
отремонтирована и главная церковь. После падения Константинополя
резиденция Греческого Православного Патриархата сначала была
перенесена в Церковь Святых Апостолов, а в 1456 году - в церковь
Паммакаристос, которая оставалась резиденцией Патриархата до 1587
года.
Пять лет спустя османский султан Мурад III превратил
церковь в мечеть и переименовал ее в честь своего Фетих (Завоевание)
Грузии и Азербайджана, отсюда и название Фетхие Ками. Чтобы
соответствовать требованиям молитвы, большая часть внутренних стен
была удалена, чтобы увеличить внутреннее пространство.
Заброшенный комплекс был восстановлен в 1949 году Византийским
институтом Америки и Думбартон-Оукс, что вернуло ему первозданное
великолепие. В то время как главное здание остается мечетью,
парекклесион с тех пор превратился в музей.
Комнинское здание представляло собой церковь с главным
нефом и двумя деамбууляциями, имело три апсиды и притвор на западе.
Каменная кладка была типичной для комнинского периода и использовала
технику утопленного кирпича. В этой технике чередующиеся ряды
кирпича устанавливаются за линией стены и погружаются в слой
раствора, который все еще можно увидеть в цистерне под ней и в
церкви. Превращение церкви в мечеть сильно изменило первоначальное
здание. Аркады, соединяющие главный проход с деамбуляцией, были
удалены и заменены широкими арками, открывающими неф. Убрали и три
апсиды. На их месте к востоку была построена большая купольная
комната, наклонная по отношению к ориентации здания.
С другой
стороны, парекклесион представляет собой самое красивое здание
поздневизантийского периода в Константинополе. Он имеет типичный
крест-в-квадрате с пятью куполами, но соотношение между
вертикальными и горизонтальными размерами намного больше обычного
(хотя и не такое большое, как в современных византийских церквях,
построенных на Балканах).
Хотя внутренняя облицовка из
цветного мрамора в значительной степени исчезла, в храме все еще
есть восстановленные остатки ряда мозаичных панелей, которые, хотя и
не так разнообразны и хорошо сохранились, как панели церкви Хора,
служат еще одним источником для понимания поздневизантийского
искусства.
Под главным куполом находится изображение
Вседержителя в окружении пророков Ветхого Завета (Моисея, Иеремии,
Софонии, Михея, Иоиля, Захарии, Авадии, Аввакума, Ионы, Малахии,
Иезекииля и Исаии). На апсиде Христос Гиперагаф изображен с Девой
Марией и Иоанном Крестителем. Крещение Христа сохранилось в целости
и сохранности с правой стороны купола.