Церковь Пантократора (Стамбул)

Церковь Пантократора (Стамбул)

 

 

Описание Церкви Пантократора

Церковь Пантократора (Стамбул)

Церковь Пантократора (Стамбул)Адрес: İbadethane Sok, Küçükpazar
Автобус: 28, 61B, 87
Ежедневно открыта на молитву

Императрица Ирина, жена Иоанна II Комнина, основала Церковь Пантократора («Христос Вседержитель») (Zeyrek Camii) в XII веке. Этот громадный собор сложенный из традиционной визанской кладки был когда-то центром одного из самых важных религиозных комплекса города, монастыря Пантократора. Помимо монастыря и церкви, комплекс включал хоспис для пожилых людей, гостиницу и больницу. В этом отношении он предвосхитил систему социального обеспечения, предоставляемую великими комплексами имперских мечетей, которые позже построили османы в городе.

Церковь Пантократора, теперь является мечетью, которая может похвастаться великолепным образным мраморным полом. Он состоит из трех взаимосвязанных часовни. Один с самым высоких куполом был возведен по приказу императрицы Ирины. Император Иоанн II добавил еще одну поминальную часовню, когда Ирина умерла в 1124 году, а позже он заполнил площадь между церквями третьей апсидской часовней. Остальная часть династии Комнинов и многие из императорской семьи Палеологов были погребены в этих часовенках.

Вскоре после завоевания мусульман в 1453 году здание церкви Пантократора превратилось в мечеть. В последнее время он претерпел значительные реставрационные работы. Смотритель может впустить вас во время вне молитв во второй половине дня.

 

 

Церковь Пантократора (Стамбул)

 

Место расположения

Комплекс расположен в Фазилет Сокаги, в районе Фатих, в популярном районе, получившем свое название (Зейрек) от мечети, и менее чем в 1 км к юго-востоку от мечети Эски Имарет. Он живописен, но (по состоянию на 2007 год) обветшал и опасен в ночные часы.

 

История

Византийский период
Между 1118 и 1124 годами византийская императрица Венгерская Ирина построила на этом месте монастырь, посвященный Христу Пантократору («Христос Вседержитель»). Монастырь состоял из главной церкви (которая стала католиконом, или главной церковью монастыря), также посвященной Христу Пантократору, библиотеки и больницы.

После смерти жены, вскоре после 1124 г., император Иоанн II Комнен построил еще одну церковь к северу от первой, посвященную Богородице Елеусе («Милосердной Богородице»). Эта церковь была открыта для населения и обслуживалась мирским духовенством. Наконец (конечная остановка - 1136 год) к комплексу были добавлены южный двор и экзонартекс, а две святыни были соединены с часовней, посвященной Святому Михаилу, которая стала императорским мавзолеем (герооном) династий Комнинов и Палеологов. Помимо многих византийских сановников, здесь были похоронены император Иоанн II и его жена Эйрен, императрица Берта Зульцбахская (также известная как Эйрена и жена Мануила I Комнина) и император Иоанн V Палеолог.

Во время латинского господства после Четвертого крестового похода комплекс был кафедрой венецианского духовенства, и здесь была размещена икона Богородицы Одигитрии. Монастырь также использовался в качестве императорского дворца последним латинским императором Болдуином. После палеологовской реставрации монастырь снова использовался православными монахами. Самым известным среди них был Геннадий II Схоларий, который покинул Пантократора, чтобы стать первым Константинопольским патриархом после завоевания города исламом.

Османский и республиканский период
Вскоре после падения Константинополя здание было преобразовано в мечеть, а монастырь на время преобразовали в медресе. Османы назвали его в честь Моллы Зейрека, ученого, который там преподавал. Однако из-за своего значения в истории Византии, Зейрек был одним из немногих зданий Стамбула, древнее название которого никогда не было забыто. Среди прочего, церковь Пантократора помнит Пьер Жиль в своем классическом труде о Константинополе, написанном в шестнадцатом веке. После завершения строительства медресе в комплексе Фатих в 1471 году студенты покинули Зейрек, и комнаты монастыря, занимаемые медресе, позже исчезли.

Еще несколько лет назад здание находилось в запустении, и в результате оно было добавлено в список памятников, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО. В последние годы в нем была проведена обширная (хотя и незаконченная) реставрация.

Сегодня мечеть Зейрек - после Святой Софии - второе по величине сохранившееся религиозное сооружение, построенное византийцами в Стамбуле.

На востоке находится Османский Конак (Зейрек Хане), который также был отреставрирован и теперь открыт как ресторан и чайный сад.

Описание
Каменная кладка была частично построена с использованием техники утопленного кирпича, типичной для византийской архитектуры среднего периода. В этой технике чередующиеся ряды кирпича монтируются за линией стены и погружаются в слой раствора. Благодаря этому толщина слоев раствора примерно в три раза больше, чем слоев кирпича.

И южная, и северная церкви крестово-купольные с многоугольными апсидами, имеющими семь сторон, а не пять, как это было типично для византийской архитектуры прошлого века. В апсидах также есть тройные стрельчатые окна, обрамленные нишами.

Южная церковь - самая большая. На востоке находится эсонартекс, который позже был расширен до императорской часовни. Церковь увенчана двумя куполами, один над наосом, а другой над матронеумом (отдельной верхней галереей для женщин) нартекса. Украшение этой церкви, которое было очень богатым, почти полностью исчезло, за исключением нескольких фрагментов мрамора в пресвитерии и, прежде всего, красивого пола из цветного мрамора, выполненного в технике перегородчатой ​​эры, на котором изображены фигуры людей и животных. представлены. Более того, осколки цветного стекла позволяют предположить, что окна этой церкви когда-то были сделаны из витражей с фигурами святых. Мозаики интерьера, изображающие апостолов и жизнь Христа, все еще были видны, хотя и были повреждены, в 18 веке.

 

Императорская часовня покрыта цилиндрическими сводами и увенчана двумя куполами.

Северная церковь имеет только один купол и примечательна своим фризом, вырезанным из собачьего зуба и треугольником, идущим вдоль линии карниза.

Рядом с мечетью находится небольшое византийское здание Шейх Сулейман Мескиди, принадлежащее также монастырю Пантократор.

В целом этот комплекс представляет собой наиболее типичный образец архитектуры византийского среднего периода в Константинополе.