Адрес: Gümüşsuyu Karyaðdý Sok 5, Eyüp
Тел (0212) 581 26 96
Автобус: 39, 55T, 99A
Открыт с 8:30 до 22:00 ежедневно
Знаменитое кафе Пьер Лоти (Piyer Loti Kahvehanesi) стоит на вершине холма на кладбище Эйюпа,
примерно в 20 минутах ходьбы от
мечети Эйюпа. Он был назван в честь французского романиста и
тюркофила Пьера Лоти, который часто посещал кафе в Эйюпе -
утверждал, что именно здесь в 1876 году
Лоти, французский военно-морской офицер, влюбился в замужнюю
турецкую женщину. Позже он описал его отношения в автобиографическом романе,
Азияде (Aziyade).
Кафе Пьер Лоти красиво украшено мебелью 19-го века, а официанты носят одежду
того периода. Путь к кафе проходит мимо живописного массива надгробий,
большинство из которых относятся к эпохе Османской империи. Прямо
перед кафе справа, над могилами палачей стоят несколько
незакоченых надгробий.
Нынешнее кафе Pierre Loti с видом на острова Бахарие и
Золотой Рог было построено на месте первоначальной кофейни, куда
французский писатель Пьер Лоти приходил полюбоваться видом. Лоти,
настоящее имя Луи Мари-Жюльен Вио, был французским военно-морским
офицером и писателем, родившимся в 1850 году. Он писал рассказы,
действие которых происходит на Таити и Сенегале, а также рассказы о
морской жизни во Франции и Бретани. Однако роман «Айзаде», действие
которого происходит в Константинополе и который многие считают
полуавтобиографическим, больше всего находит отклик у посетителей
Стамбула.
Сегодня кафе популярно как среди туристов, так и среди
местных жителей благодаря своему виду, но для читателей работ Лоти
посещение этого места является чем-то вроде паломничества. На самом деле
Лоти жила по девяти разным адресам в Стамбуле. Один из них находился в
Хаскоме, также на Золотом Роге, но, к сожалению, точное место уже не
известно. На Диван Йолу, дороге, ведущей через Султанахмет в Аксарай,
есть жилой дом с мемориальной доской, на которой упоминается его имя, но
большего мне пока узнать не удалось.
Лоти покинул Стамбул и
продолжил путешествовать по миру вместе с французским флотом. Он был
серьезным коллекционером, и наличие богатой жены означало, что он мог
предаваться своим страстям. Его дом в Рошфоре, состоящий из двух рядом
стоящих буржуазных домов, превращен в музей. Многие из комнат
великолепно экзотичны. Там есть комната, украшенная показной плиткой,
украшенная как мечеть в стиле востоковедной фантазии, с небольшим
фонтаном и пятью гробами, задрапированными тканью. Другие комнаты столь
же тщательно продуманы, но собственная спальня Лоти довольно монашеская
и украшена христианскими и мусульманскими религиозными артефактами.
Хотя имя Лоти чаще всего ассоциируется с кафе, если вы внимательно
посмотрите на фотографии, выставленные внутри, вы увидите фотографию,
посвященную Сабихе Тансуг.
Семья Сабихи Тансуг родилась в Греции
в 1933 году, а в 1941 году семья иммигрировала в Турцию. Они много
переезжали, но Тансуг приехала в Стамбул в 1953 году, где начала изучать
живопись. В 1963 году она посетила Европу и была очень впечатлена
региональными костюмами, которые она увидела в различных музеях.
Вернувшись в Стамбул, она наткнулась на кафе на холме Пьера Лоти и
решила отремонтировать его, чтобы оно выглядело как традиционный
турецкий дом. Кафе Пийер Лоти открылось в 1964 году. В тот же период она
начала писать для туристического журнала и совершила исследовательские
поездки в Эгейский регион. Там она купила женский головной убор, первый
предмет в коллекции традиционной женской одежды и аксессуаров, состоящей
из 2700 предметов. Тансуг написал множество статей, каталогов и брошюр
на эту тему.
Я подозреваю, что если бы не Сабиха Тансуг, кафе,
вероятно, не существовало бы сегодня. В наши дни ее часто упускают из
виду, но ее профиль был на турецкой монете номиналом 50 куруш с 1971 по
1989 год. Она определенно женщина, которую стоит помнить.
Приятный способ добраться до кафе — воспользоваться канатной дорогой от
Эйюпа до вершины холма. После посещения кафе, чтобы выпить чашку чая или
два, любуясь видом, спуститесь обратно в Эйюп через кладбище Эйюп
Султан. Ухоженная тропа пролегает через рощи деревьев мимо османских
гробниц и надгробий. Мужские надгробия были украшены каменными фесками,
а женские — розами и гвоздиками. Все, что вы видите на турецком
кладбище, имеет скрытый смысл, даже деревья.