Валиде Султан Михриша или Михришах (Стамбул)

 

Описание Валиде Султан Михриша или Михришах

Адрес: Seyit Reşat Cad
Автобус: 39, 55T, 99A.
Открыт с 9:00 до 18:00 вторник-воскресенье

Большая часть северной части улицы, ведущей от северных ворот мечети Эйюпа, занята крупнейшим барочным комплекс Валиде Султан Михриша (Mihrişah Valide Sultan Külliyesi) в Стамбуле, хотя необычно она не сосредоточена на мечети. Валиде Султан Михриша был построен для Михриша или Михришах, матери султана Селимаm III. Мать султана известна как Валиде Султан. Её комплекс был закончен в 1791 году. Комплекс Валиде Султан Михриша включает в себя богато украшенный мраморный гробницу самой царицы и кухню для бедноты, которая все еще используется сегодня. Существует также красивый гриль-фонтан (sebil), из которого присутствующий слуга подавал воду и освежающие напитки из сладкого шербета прохожим.

 

Комплекс, состоящий из гробницы, хазире, столовой, школы, общественного фонтана и фонтанов, был построен султаном III. Он был построен матерью Селима, Михришей Валиде Султан, между 1792 и 1796 годами, когда Мехмед Ариф Ага и Ахмед Нурулла Ага были главными архитекторами, а хозяином здания был Кавафзаде Мехмед Эмин Эфенди, один из анатолийских казакеров.

Мраморный фасад комплекса, имеющий черты барокко, оформлен гробницей, порталами, круглыми арочными окнами с металлическими решетками, общественными фонтанами и фонтанами. Текст надписи, принадлежащей Сюнбулзаде Вехби, начиная с верхней части окна справа от фонтана и продолжаясь до начала гробницы, выгравирован на мраморе таликской каллиграфией Есари Мехмеда Эсада. Помимо двух существующих дверей на парадном фасаде, на востоке и западе комплекса есть еще две двери, принадлежащие комплексу. Доступ к гробнице и погребальному двору осуществляется через дверь S-образного профиля, выполненную из двухцветного мрамора со стилизованным под краеугольный камень мотивом раковины устрицы. На дверной арке написан стих «Пепел пепельной души - заикату'л-мевт». Эта секция заканчивается изогнутыми арками «S» и «C» и секцией с листом аканта посередине. Колонны со спиральными изгибами, акантовыми листьями и профилированными капителями возвышаются на высоких постаментах с волнистыми линиями по обе стороны двери. Вогнутые участки между колоннами оживляются декоративным фонтаном. Среди угловых пилястр на этом участке есть медальоны с написанным на них словом таухид.

Могила. На фасадах беломраморного двенадцати овального двухрядного купольного здания в стены между окнами встроены колонны и угловые пилястры. Фасады разделены на секции горизонтальными молдингами над и под окнами, а также колоннами и пилястрами между ними, а эффектный внешний вид обеспечивается за счет использования цветных камней. Замковые камни украшены стилизованными мотивами раковин устриц, окна имеют арки профиля S. Нижние из них имеют чугунные решетки, а верхние - иллюминаторы. Гробница имеет трехсекционный вход с портиком. Внутренние поверхности этой секции, центр которой перекрыт куполом, а две стороны сводами, украшены рисунками ручной работы. Он остается выше и шире круглых арок на мягких и импостных колоннах перед дверью. Дверь гробницы имеет арку S-образного профиля из черно-белого мрамора со стилизованным мотивом устричных раковин на замковом камне. Над надписью, в которой написан стих, расположена корона с поясом профилей «S» и «С», украшенным внутри и снаружи мотивами аканта и пальметты. Справа и слева от двери помещено прямоугольное окно, окаймленное с обеих сторон двумя колоннами. Одна сторона двенадцатигранного фасада гробницы выполнена в виде входа, а обе стороны — в виде кабинетной ниши. Окна, расположенные одно над другим, выстроены на девять граней. Окна верхних этажей имеют цветные стекла и ниши. Двенадцать колонн внутри гробницы смягчают переходы во внутренних углах здания. Стихописная надпись джали сулут каллиграфией на окнах нижнего этажа и медальоны с именами Исми Джелала, Исми Неби, четырех халифов, Хасана, Хусейна, Саида, Саада, Зубейра и Тальхи на верхнем этаже. Окна — работа каллиграфа Махмуда Селаледдина Эфенди. Художник-монументалист гробницы – Мехмед Шевки. Внутренняя поверхность купола украшена карандашной техникой волнистыми полосами желтого, белого, красного, зеленого и синего цветов, выходящими из круглого медальона в центре и разделяющимися на двенадцать ветвей. Пространства и юбки этих полос заполнены S- и C-образными украшениями в стиле барокко в той же технике и букетами в стиле рококо. По своему плану гробница является важным представителем турецкой архитектуры барокко. Внутри гробницы находятся пять саркофагов, принадлежащих Михрише Валиде Султан, Хатидже Султан, Бейхан Султан, Рефету Кадыну и Рахиме Пиристу Кадыну. Саркофаг справа от входа, окруженный деревянной решеткой, инкрустированной перламутром и украшенной руми, пальметтами и изогнутыми ветвями, принадлежит Михришаху Валиде Султану. Двор гробницы был построен с течением времени в 18 веке. Конец века и XIX и XX. Оно превратилось в кладбище с могилами, датируемыми столетиями. На востоке двора находится куполообразный портик с восемью резными интерьерами, доступный через монументальную дверь, а за ним - помещения, перекрытые зеркальными сводами. В конце куполов портика разместили фонтан без надписи. Первый из зеркальных сводов позади этого портика обеспечивает доступ во двор столовой. Помещения 2, 3 и 6 представляют собой помещения, выходящие во двор, где расположена гробница, и используются как комнаты гробовщиков.

Имарет. Вход во двор столовой осуществляется через круглую арочную дверь из розово-белого мрамора со стилизованным мотивом устричных раковин на замковом камне. Под барочным курганом наверху был написан стих с «машаллахом». Две колонны с пилястрами по бокам двери расположены на высоких постаментах и ​​имеют спирально изогнутые профилированные капители с акантовыми листьями. Вверху, среди угловатых пилястр, являющихся продолжением колонн, находится III. Есть медальоны с подписью Селима. Во дворе имарета находятся саркофаги, принадлежащие египтянину Мустафе Фазилу-паше и его семье. Возвышающиеся на ионических капитальных колоннах, округлые арочные, побеленные куполообразные монастыри окружают двор с запада, севера и востока. Помещения западной стороны двора перекрыты зеркальным сводом. Первое из этих помещений обеспечивает доступ во двор гробницы. Комнаты, используемые сегодня как архивы и гардеробные, выходят своими дверями и окнами во двор имарета, остальные - во двор гробницы, а первая из комнат в восточном крыле открывается в хазире, куда также можно попасть через восточную дверь. , через арку. За этой секцией расположены помещения, одно из которых перекрыто колыбелью, а шесть других — зеркальными сводами. Прямо напротив ворот имарета расположены три больших помещения, покрытых подвесными куполами на восьмиугольных блоках. Тот, что слева, был расширен в западном направлении, два других — в восточном направлении полузеркальным сводом. Посередине находится кухня столовой, а справа от кухни — духовка. Комната слева, с сурой Зарият на двери, превращена в холодильное помещение, где хранится забитое мясо. В имарете одиннадцать дымоходов, пять из которых восьмиугольные и шесть цилиндрические.

фонтан. Фонтан, расположенный на фасаде, примыкающем к имарету, с широким карнизом, охватывающим фонтаны с обеих сторон, разделен на пять волнистых граней и является одним из монументальных образцов стиля барокко. Каждая поверхность между пилястрами внизу заполнена картриджами квадратной формы. На фасадах между акантовыми ароками профиля S и C, соединяющими тройные колонны, две из которых розовые, одна мраморная, на фасадах расположены оконные проемы с чугунными решетками с цветочным декором. Поверхности над окнами, снова разделенные пилястрами, на этот раз отделены друг от друга профилированным карнизом и продолжаются в два слоя. Первый из них имеет картриджи, образованные изогнутыми S- и C-арками и листьями аканта. Подобные картуши, повторенные на верхнем, окружают четырехстрочную надпись на каждом окне. Автором надписи, представляющей собой каллиграфию Есари Мехмеда Эсада, является шейх Галиб, один из постнишинов ложи Галата Мевлеви. Внутри фонтана справа находится небольшой фонтан с желобом. Фонтаны по обеим сторонам фонтана окаймлены с обеих сторон полукруглыми колоннами со спиральными изгибами, акантовыми капителями и опираются на высокие постаменты, состоящие из угловых пилястр. Внутри находится капитель в форме букв «С» и «S» с пилястрами и надписями на двух розовых колоннах. Прямоугольные картриджи с арками профиля «S» заполняют зеркальные части.

Начальная школа. Школа, расположенная прямо напротив гробницы Михриша Валиде Султана, представляет собой здание L-образной формы с двускатной крышей и чередующейся каменной кладкой. Окрестности превратились в кладбище примерно через тридцать лет после постройки. Она сгорела в 1970-х годах из-за неосторожности проживавшей в ней семьи и была восстановлена ​​в 1995 году в рамках проекта мечети Эйюп-Султана и защиты окружающей среды. Сегодня он используется как клуб молодежной скаутской группы Эйюпа Султана.

Библиотека Михриша Валиде Султана не имеет никакого отношения к социальному комплексу. Книги, которые легли в основу Михриши Валиде Султан и ее вассала Атауллы Эфенди, сначала хранились в двух шкафах на левой стороне мечети Эйюп Султан. Библиотека со временем расширялась и была передана библиотеке Хусрев-паши в 1924 году и библиотеке Сулеймание в 1957 году.