Адыяман, Турция

Описание

Адыяман (курдский: Семсур) — город на юго-востоке Турции. Это административный центр провинции Адыяман и района Адыяман. Его население составляет 267 131 человек (2021 г.). Жители города в основном курды.

Многие здания в городе были разрушены землетрясением в феврале 2023 года.

Этимология
Непроверенная теория заключается в том, что прежнее название города Хисн-Мансур происходит от имени омейядского эмира Мансура бен Джаваны, убитого Аль-Мансуром в 758 году. Из-за того, что местные жители с трудом произносят хисн-мансур, возникла коррупция семсур.

Существуют различные неподтвержденные теории имени.

 

Достопримечательности

Есть некоторая мимолетная туристическая торговля, главная туристическая достопримечательность - гора Немрут.

Пещеры Пирин (древний город Перре) находятся в 5 км (3 мили). из Адиямана. Они использовались в качестве места захоронения в течение тысяч лет. Достопримечательности включают руины города и высеченные в скале погребальные пещеры.
Здесь находится единственная действующая церковь в провинции Адияман, где она является центром сирийского православного патриаршего викария Адыямана. Он был отремонтирован и вновь открыт в 2012 году.

 

Северанский мост
Мост Северан (также известный как мост Чабинас, мост Сендере или мост Септимия Северуса; турецкий: Cendere Köprüsü) — позднеримский мост, расположенный недалеко от древнего города Арсамея (сегодня Эскикале), в 55 км (34 мили) к северо-востоку от Адыямана в юго-восток Турции. Он проходит через Сендере Чайы (ручей Чабинас), приток ручья Кяхта, на провинциальной дороге 02-03 от Кахты до Синджика в провинции Адыяман. Этот мост был описан и изображен в 1883 году археологами Османом Хамди Беем и Осганом Эфенди. У него также есть фотография и описание в книге Дэвида Джорджа Хогарта « Странствующий ученый в Леванте» , публикация 1896 г., глава 4, описание визита 1894 г. (предисловие).

Описание и история
Мост построен в виде простой одиночной арки без украшений на двух скалах в самом узком месте ручья. При пролете в свету 34,2 м (112 футов) это сооружение, вполне возможно, является вторым по величине сохранившимся римским арочным мостом. Его длина 120 м (390 футов), а ширина 7 м (23 фута).

Мост был перестроен Легионом XVI Галлика с гарнизоном в древнем городе Самосата (сегодня Самсат), чтобы начать войну с Парфией. Коммагенские города построили на мосту четыре коринфские колонны в честь римского императора Луция Септимия Севера (193–211), его второй жены Юлии Домны и их сыновей Каракаллы и Публия Септимия Геты, как указано в надписи на латыни на мосту. Две колонны со стороны Кяхта посвящены самому Септимию Северусу и его жене, а еще две со стороны Синджика посвящены Каракалле и Гете, все высотой 9–10 м. Однако колона Геты была удалена после его убийства его братом Каракаллой, который проклял память Геты и приказал удалить его имя из всех надписей.

Северанский мост расположен в одном из самых важных национальных парков Турции, в котором находится Немрут Даги со знаменитыми остатками коммагенской цивилизации на вершине, объявленный ЮНЕСКО объектом Всемирного культурного наследия. В 1997 году мост был восстановлен. Движение транспортных средств было ограничено до 5 тонн и менее. В настоящее время мост закрыт для транспортных средств, а в 500 м (550 ярдов) к востоку от старого моста построен новый автомобильный мост.

 

Этимология

Адыяман, который на протяжении всей истории находился под суверенитетом разных государств и народов, назывался по-разному. Путешественница Эйнсворт заявила, что восточные географы называли город Чолмодара, а римляне называли его Карбанум. Во времена Византийской империи город назывался Пордониом, а ассирийцы называли город Клевдие. После того, как поселение попало в руки мусульман, оно стало называться Хыснимансур. Говорят, что название Хыснимансур, что означает «крепость Мансура», было дано, по одному слуху, из-за Мансура бин Каване, одного из военачальников Омейядов, а по другому слуху, из-за аббасидского халифа Абу Кафера аль-Мансура. . Вполне возможно, что Семсур, название города, используемое на курдском языке, образовалось путем искажения названия Хыснимансур.

Хотя выдвигались различные утверждения относительно происхождения названия Адыяман, которое сегодня используется для города, происхождение этого названия до конца не известно. Некоторые исследователи утверждают, что название Адыяман происходит от слов Адаумана или Ада-ума-(ва)на, что означает «Земля Богини-Матери» на лувийском языке, языке лувийцев, древнего народа, жившего в Анатолии. Среди жителей региона существует легенда, что имя Адыяман образовалось в результате искажения термина Йеди Яман, который был произнесен в честь семи братьев, которые восстали против своих отцов-язычников во времена Коммагенского царства и впоследствии были убиты. По другому слуху, название Адыяман происходит от имени полководца Яман-бея, завоевавшего город. По другому слуху, название Адыяман образовалось в результате искажения с течением времени термина Вади-и Леман, что означает красивая долина.

Хотя в источниках османского периода поселение обычно упоминалось под названием Хыснимансур, имя Адыяман также использовалось среди общественности, среди путешественников и в таких произведениях, как Камусюл-Алам. Путешественница Эйнсворт, посетившая город в 1837 году, также использовала для названия поселения название Адыяман. В первые периоды существования республики в официальных документах район упоминался как Хыснимансур. Решением, принятым в конце 1928 года, название города было официально изменено на Адыяман.

 

История

История поселения в регионе, где расположен город, который на протяжении многих лет был известен как Хыснимансур, восходит к древним временам. На протяжении всей истории регион видел хеттское, хурритское, митаннийское, куммухское, ассирийское, персидское, селевкидское, коммагенское царство, римское и византийское господство. Начиная с VII века в регионе стали наблюдаться исламские набеги, а в 670 году регион, в котором он был заселен, перешел под власть Омейядов. Сегодняшний замок был построен Мансуром бин Кавене, одним из командиров Омейядов. Хыснимансур, который перешел под власть Аббасидов в 758 году, снова попал под власть Византии после периода Хамданидов между 926-958 годами. Поселение, подвергавшееся турецким набегам в 11 веке, было впервые захвачено сельджукским полководцем Гюмюштекиным в 1066 году. После правления Артукидов, Айюбидов и Сельджуков, Ильханата, Аккоюнлу, Дулкадирогуллары и мамлюков в 1515 году он перешел под власть Османской империи.

Поселение, которое в 1519 году было санджаком провинции Мараш при османской администрации, в 1531 году было превращено в округ Эльбистанского санджака. По данным первой переписи поселения 1519 года, в поселении проживало около 1000 мусульман и около 400 немусульман. Хыснимансур снова присоединился к Марашу в 1563 году и оставался на этом посту в течение многих лет. По постановлению после Танзимата поселение, которое в 1841 году было городом, в 1849 году стало санджаком Диярбекирской провинции. Он был присоединен к Малатья Санджаку в 1859 году и к провинции Харпут в 1883 году. В период республики Хиснимансур оставался районом Малатьи с 1923 по 1954 год. Он стал центральным районом с образованием провинции Адыяман 22 июня 1954 года.

Большая часть плотины Ататюрк расположена в пределах провинции Адыяман.

Деревня Эсентепе, ранее связанная с центром, в 2004 году превратилась в микрорайон.

Адыяман пострадал от обширных разрушений во время землетрясения в Кахраманмараше 2023 года, которое затронуло Турцию и Сирию, 6 февраля 2023 года. Всего в результате землетрясения погибли 8387 человек, 17499 человек получили ранения. Центр города Адыяман будет перенесен на безопасную территорию площадью около 5 миллионов квадратных метров, известную как район Индере (деревня Зей). Регион, где Министерство окружающей среды, урбанизации и изменения климата завершило фундаментальные работы и где будут построены тысячи новых зданий, находится примерно в 6 километрах от центра.

 

Муниципалитеты, кварталы и деревни

Центральный район Адыямана состоит из 49 кварталов в 3 муниципалитетах. Число сел в сельской местности – 135. По данным TÜIK на 2021 год, население, проживающее в городе (районах), составляет 87,1%. Самая дальняя деревня — деревня Сарыкая, в 55 км. Деревня с самой высокой численностью населения — деревня Гюмюшка с населением 1800 человек. В 2021 году население Адыямана Центрального района увеличилось на 0,50%.