Адрес: Yeniçeriler Cad, Beyazıt
Троллейбус: Çemberlitaş
Автобус: 61B
Открыт: ежедневно
Мечеть и общественный комплекс Атик Али-паши, II. Он находится на улице Еничерилер, которая простирается от гробницы Махмуда до Чаршикапы. Территория, на которой построен комплекс, находится в границах Форума Константина, где находится обелиск, построенный Константином I в византийский период. Основателем комплекса является Атик Али-паша, который был родом из Боснии и был также известен как «Евнух, Таваши, Мученик, Старый», дважды был великим визирем и принял мученическую смерть во время инцидента в Шах-Кулу в 1511 году. Устав основания комплекса датирован 1509 годом. Мечеть также известна под названиями «Седефчилер», «Эски Али Паша», «Чемберлиташ», «Дикилиташ», «Везирханы» и «Мечеть Сандыкчилар». Это одно из старейших сооружений Стамбула после завоевания.
Мечеть не имеет оригинальной надписи, но в углу надписи, датированной 1896 годом, с подписью каллиграфа Сами Эфенди на двери и датированной 1896 годом, было добавлено число 1496. Можно предположить, что это год строительство мечети. Предполагается, что пишущая пластина была установлена после землетрясения 1894 года. На двери минарета также имеется басмала 1897 года. Зафиксировано, что при землетрясении 1648 года купол мечети был полностью разрушен, а минарет разрушен до балкона. Несомненно, что позже он подвергся серьезному ремонту после землетрясений 1716 и 1766 годов, пожара Хокапаша 1865 года и землетрясения 1894 года. Последний раз мечеть подвергалась капитальному ремонту в 1937-38 годах, а мелкий ремонт – в 1981 году.
Согласно записям в уставе фонда, социальный комплекс состоит из мечети, медресе, столовой, ханки и караван-сарая. Сегодня от этого сооружения остались только мечеть и медресе, а часть медресе была отрезана при строительстве улицы Диваньолу. Предполагается, что это здание, расположенное рядом с входными воротами двора Ханки, с надписью муваккитане на нем. Имарет находился рядом с хазире, он находился в руинах до начала 20 века, а последние его следы исчезли во время ремонта улицы Диваньолу в 1921-1914 годах. Караван-сарая, который в уставе фонда указан как близок к имарету, сегодня не существует. Возможно, что этот караван-сарай на самом деле был зданием, где принимали послов, и назывался гостиницей «Эльчи». Эта гостиница была разрушена во время пожара в Хокапаше в 1865 году и полностью исчезла к 1880 году.
Точнее принять это здание как еще одну форму так называемых мечетей
Т-типа, а не план большого центрального купола, применяемый в
мечетях Учсерефели, построенных 50 лет назад, мечетях Фатих,
построенных 25 лет назад, или мечетях Давутпаша, построенных 12 лет
назад. назад. Возможно, такая форма была выбрана в соответствии с
пожеланиями основателя мечети, поскольку мечеть Зинджирликую,
построенная также Атик Али-пашой, также имеет многокупольный план.
Центральный купол имеет невысокий полукупол, опирающийся на арку со
стороны михраба, а помещения с обеих сторон перекрыты двумя
куполами.
Внешний вид мечети полностью выполнен из тесаного
известняка с тонкими и прилегающими швами. Четыре из шести колонн
нартекса, перекрытых пятью куполами, мраморные и две — порфировые.
Пять арок, поддерживающих эти колонны, также сделаны из известняка.
Капители колонн представляют собой мукарны в классическом стиле.
Каркас его широкой и высокой двери выполнен из мрамора, широкая
мраморная лепнина окружает эту дверь с трех сторон, а верх двери
богато украшен мукарнами. Купол перед дверью выше остальных, а его
внутренняя часть полностью покрыта орнаментом малакари. При ремонте,
произведенном в 1896 г., многие камни в сводах притвора были
неправильно окрашены и в 1937-38 восстановлены в прежнем виде эти
окрашенные камни, а также обгоревшие или поврежденные камни на
стенах. В ходе ремонта также были заменены основание минарета и
обожженные камни прилегающего окна. Опять же, в ходе этого ремонта
были обновлены внешние стены здания, но они не отражают стиль того
периода с точки зрения материала или формы.
На восточной и
западной сторонах мечети расположены погребальные камеры. Благодаря
расположению на главной дороге здесь были похоронены многие
известные люди. Его минарет является хорошим примером минаретов
15-го века, его корпус толстый, а соты относительно тонкие и
высокие. Его честь украшена мукарнами. В полостях сот лежат синие
плитки. Интерьер мечети полностью оштукатурен. На внутренней
поверхности купола, на подвесках, стременах и карнизах, на арках и
вокруг верхнего окна имеются карандашные гравюры, по форме схожие с
периодом их постройки, но обесцвеченные. Михраб украшен мукарнами и
полностью выполнен из мрамора, а надписи добавлены позже. Кафедра
также целиком сделана из мрамора, а перила лестницы представляют
собой цельнолитые перила, а не резные. Треугольные стены внизу тоже
не вырезаны. Поскольку конус кафедры конфликтовал с украшенным
мукарнами подвеской полукупола, его нельзя было построить высоким, и
он оставался низкорослым.
Судя по оставленным отверстиям, в
некоторых частях мечети были размещены звуковые кубы. Оригиналы
внутренних оштукатуренных окон до наших дней не сохранились, во
время ремонта 1937-38 их заменили бетонными деталями. Только 13
оштукатуренных окон на фасаде михраба датируются XVIII веком.