Двор Чорлулу Али Паша (Стамбул)

 Двор Дамат Али-паша

 

 

Адрес: Yeniçeriler Cad, Beyazıt
Троллейбус: Beyazıt
Открыт: ежедневно

 

 

 

Описание Двора Чорлулу Али Паша

Двор Дамат Али-паша

Троллейбус: Beyazıt

 

Как и многие другие города, двор мечети за пределами Большого базара стало местом для спокойного и уютного кафе на открытом воздухе. Этот двор был построен для Чорлулу Али Паши (Çorlulu Ali Paşa Külliyesi), зятя султана Мустафы II, который служил великим визирем под руководством Ахмета III. Позднее Ахмет сослал его на остров Лесбос, где его и казнили в 1711 году. Несколько лет спустя его семья привезла его голову обратно в Стамбул и поместила его в гробницу, построенную для него. В комплекс можно попасть из улицы Еничерилер (Yeniçeriler Caddesi) через два переулка. Несколько ковровых магазинов теперь расположены в медресе. Ковры висят и разбросаны по всему полу, ожидая потенциальных покупателей. Ковровые магазины разделяют медресе с кахве, традиционным кафе, которое популярно среди местных жителей и студентов из соседнего университета. Он рекламирует себя непреодолимо, как «Традиционная мистическая водная труба и чайный сад Эренлера». Здесь вы можете сидеть и пить чай, и, возможно, курить кальян. Это несомненно одно из самых аутентичных и красивых мест во всем Стамбуле. Здесь Восток и его неповторимый быт особенно чувствуется.

 

За улицей Билейчилек Сокак (Bıleycıler Sokak), в переулке от двора Чорлулу Али Паша, расположена гробница Кока Синан Паша. Во внутреннем дворе есть еще один чайный сад. Очаровательный медресе, мавзолей и себли (фонтан, где раздавали воду прохожим) были построены в 1593 году Давудом Агой, который последовал за Синаном в качестве главного архитектора империи. Гробница Кока Синан Паша, великого визиря при правлении Мурата III и Мехмета III, является поразительной 16-сторонней сооружением. С другой стороны улицы Еничерилер  находится Бани Гедик Паша, которые считаются самыми старыми действующими турецкими банями в городе. Они были построены около 1475 года для Гедика Ахмета Паша, великого визиря при правлении Мехмета Завоевателя, первого султана Константинополя.

 

 

 

 

 

Комплекс, состоящий из мечетей, домиков дервишей, медресе (darülhadis), библиотек, казначейства и законных представителей, был основан между 1707 и 1709 годами в районе Иргатпазары / Эсирпазары / Макашилар, ныне известном как Чаршикапы, на месте старого здания Симкешане. Баниси, II. Зять Мустафы и III. Чорлулу Али-паша (ум. 1711) был одним из великих визирей Ахмеда. Сначала была построена мечеть, которая, как предполагалось, использовалась в качестве монотеистической ложи, а другие части были построены годом позже. Хотя здания, составляющие комплекс, с течением времени подверглись некоторому ремонту, видно, что они сохранились до наших дней в своем первоначальном виде. Вход в харим мечети-таухидхане и верхняя часть минарета от основания - XVIII в. Он был отреставрирован во второй половине века, вероятно, после землетрясения 23 мая 1766 года. Понятно, что фонтан и окно над ним были добавлены на проспекте Еничерилер (бывший Диваньолу), который составляет южную границу сложный. Считается, что деревянные владения были обновлены во второй половине прошлого века. Невозможно определить, к какой секте принадлежит и XIX. Можно предположить, что текке, название которой не встречается в списках стамбульских лож с начала века, утратило свое первоначальное назначение и было присоединено к медресе комплекса. Здания комплекса ремонтировало Главное управление фондов в 1960-1961 годах, фонтаны - в 1963 году, а часть медресе на время передана Ассоциации культуры Арапкира. Сегодня мечеть-тевхидхане, медресе и кельи-лоджи используются как туристический магазин, классная комната и двор медресе, кофейня и библиотека также используются в качестве законного места имама. Считается, что деревянные владения были обновлены во второй половине прошлого века. Невозможно определить, к какой секте принадлежит и XIX. Можно предположить, что текке, название которой не встречается в списках стамбульских лож с начала века, утратило свое первоначальное назначение и было присоединено к медресе комплекса. Здания комплекса ремонтировало Главное управление фондов в 1960-1961 годах, фонтаны - в 1963 году, а часть медресе на время передана Ассоциации культуры Арапкира. Сегодня мечеть-тевхидхане, медресе и кельи-лоджи используются как туристический магазин, классная комната и двор медресе, кофейня и библиотека также используются в качестве законного места имама. Считается, что деревянные владения были обновлены во второй половине прошлого века. Невозможно определить, к какой секте принадлежит и XIX. Можно предположить, что текке, название которой не встречается в списках стамбульских лож с начала века, утратило свое первоначальное назначение и было присоединено к медресе комплекса. Здания комплекса ремонтировало Главное управление фондов в 1960-1961 годах, фонтаны - в 1963 году, а часть медресе на время передана Ассоциации культуры Арапкира. Сегодня мечеть-тевхидхане, медресе и кельи-лоджи используются как туристический магазин, классная комната и двор медресе, кофейня и библиотека также используются в качестве законного места имама. Можно предположить, что текке, название которой не встречается в списках стамбульских лож с начала века, утратило свое первоначальное назначение и было присоединено к медресе комплекса. Здания комплекса ремонтировало Главное управление фондов в 1960-1961 годах, фонтаны - в 1963 году, а часть медресе на время передана Ассоциации культуры Арапкира. Сегодня мечеть-тевхидхане, медресе и кельи-лоджи используются как туристический магазин, классная комната и двор медресе, кофейня и библиотека также используются в качестве законного места имама. Можно предположить, что текке, название которой не встречается в списках стамбульских лож с начала века, утратило свое первоначальное назначение и было присоединено к медресе комплекса. Здания комплекса ремонтировало Главное управление фондов в 1960-1961 годах, фонтаны - в 1963 году, а часть медресе на время передана Ассоциации культуры Арапкира. Сегодня мечеть-тевхидхане, медресе и кельи-лоджи используются как туристический магазин, классная комната и двор медресе, кофейня и библиотека также используются в качестве законного места имама.

 

Земля куллие, которая находится в оживленной коммерческой части Стамбула, разделена на две части в направлении север-юг, мечеть и домик дервишей расположены в западной части, а медресе и библиотека расположены в восточная часть. Здания комплекса были построены немного позади улицы Янычары с юга, а территория, оставшаяся от входов в мечеть-текке и медресе, выходящих на улицу, была отведена под могильник, на котором находится могила здания. В дополнение к входам с низкими арками на улице есть заостренные арки, железные решетки и более туманные окна, которые сидят на восьмиугольных колоннах, снабженных капителями из мукарна. Между этими рядами окон, которые некоторое время продолжаются на улице Билиисилер, изгибаясь с юго-восточного угла,

Исчезла надпись с текстом «chant la ilaha illallah 1120 (1708)», которая, как известно, находилась над входом в мечеть-текке. Задняя стена келий медресе вдоль восточной границы двора трапециевидной формы, куда можно попасть после открытого прохода и второй двери с приплюснутой аркой, а кельи ложи выстроены по западной границе. В центре двора был установлен фонтан, на севере - мечеть-таухидхане, а в юго-восточном углу - здание, которое, казалось, содержало блоки приветствия. За мечетью-таухидханом находится треугольное поле, которое является продолжением внутреннего двора, а также проход, выходящий из тупика медресе на север, который выше уровня внутреннего двора, и вторичная дверь с лестница перед ним и соединение с медресе / домиком с туалетами.

Рядом с массой келий медресе в юго-восточном углу мечеть-таухидхане состоит из квадратного спланированного харима, пятиглазого нартекса и возвышающегося на их границе минарета. В последней зоне собрания, где в несущих элементах и ​​арках использовался белый мрамор, квадратный выступ, совпадающий со средним из пяти отверстий с заостренными арками, был перекрыт куполом, а прямоугольные выступы по бокам и два арочных проема были покрыты зеркальными сводами. Три перекрытия в надстройке соответствуют следующим пяти пролетам, которые встречаются в некоторых ранних османских постройках, но XVIII в. Это необычная ситуация для начала века.

Вдоль северной стены входа в святилище расположены двухэтажные лоджии, которые венчает надпись сулут из стиха, подписанного «ас-Сейид Мехмед Хиджаби». Окна в стенах харим из трех рядов кирпича и ряда резаного известняка расположены в два ряда в соответствии с расположением в классической османской архитектуре, прямоугольные проемы нижних окон окружены мраморными косяками и увенчаны чередующиеся вязанные острые арки, а мансардные окна с остроконечными арками покрывают гипсовыми арками. Купол, закрывающий харим, изнутри снабжен плоскими арочными трубами, а снаружи - квадратной подвеской. Поверхность купола и труб декорирована карандашными работами в классическом османском стиле, состоящих из пальмет в форме пальм и зонтиков, наполненных руми. Михраб и деревянная кафедра не имеют никаких особенностей.

Двенадцать из тринадцати квадратных ячеек ложи в направлении север-юг покрыты висячими куполами, а прямоугольная ячейка в юго-западном углу покрыта зеркальным сводом. Перед камерами, оборудованными низкоарочными дверями, прямоугольными окнами, печами и нишами шкафов, находится портик, части которого перекрыты зеркальными сводами; Стены келий и фасад портика похожи на альтернативную сетку мечети таухидхане харим. Зал салона, построенный из тех же материалов и техник, состоит из углового портика, наполовину покрытого куполом, а наполовину - с зеркальным сводом, и трех комнат квадратного плана с куполами. Фонтан отражает пропорции классического стиля с его мраморным восьмиугольным залом в форме призмы и деревянной крышей в виде плоской пирамиды, сидящей на восьми мраморных колоннах с клетчатыми капителями. Зеркальные камни украшают бороздчатые арки.

 

Стихотворный текст таликной надписи на входе в медресе, эквивалентной входу в мечеть-текке, датированный 1120 годом (1708), принадлежит поэту Дюрри. В юго-восточном углу прямоугольного двора медресе находится классная комната, на севере - библиотека, в центре - фонтан, а на западной границе - студенческие кельи. В отличие от крыла мечети-текке, стены зданий, составляющих медресе, построены из тесаного известняка. Учебный класс в виде восьмиугольной призмы перекрыт куполом с уплощенным барабаном и оборудован остроконечным арочным портиком входа с западного направления и двумя окнами с каждой стороны по вертикальной оси. Входной портик, фасад которого облицован мрамором, отличается гармоничными пропорциями и изысканной обработкой со сталактитовыми капителями и балюстрадными пластинами, расположенными между колоннами.

Кейсов медресе, эквивалентных келлям ложи по размеру и дизайну, восемь. В северо-восточном углу две комнаты разной площади, прямоугольной формы, с зеркальными сводами, выступающими в сторону двора. Квадратная библиотека с зеркальными сводчатыми потолками необычна, как и многие другие. Фонтан медресе повторяет оформление фонтана мечеть-текке на более скромном уровне. Также во дворе медресе находится браслет благотворительного колодца с надписью 1202 (1787-88 гг.).