Джизре, Турция

Описание

Джизре — город в округе Джизре провинции Ширнак в Турции. Он расположен на реке Тигр на сирийско-турецкой границе и недалеко от ирако-турецкой границы. Джизре находится в историческом регионе Верхней Месопотамии и культурном регионе Турецкого Курдистана.

В 2021 году в городе проживало 130 916 человек.

Джизре был основан как Джазират ибн Умар в 9 веке аль-Хасаном ибн Умаром, эмиром Мосула, на искусственном острове в Тигре. Город выиграл от своего положения в качестве переправы через реку и порта в дополнение к своему положению в конце старой римской дороги, которая соединяла его со Средиземным морем, и, таким образом, стал важным торговым и стратегическим центром в Верхней Месопотамии. К 12 веку он принял интеллектуальную и религиозную роль, и засвидетельствованы значительные христианские и еврейские общины. Джизре пострадал в 15 веке от многочисленных разграблений и в конечном итоге перешел под контроль Османской империи после 1515 года.

Под контролем Османской империи Джизре застопорился и к концу 19 века превратился в небольшой районный центр, в котором преобладали руины. Упадок города продолжался, усугубляемый организованным государством уничтожением его христианского населения во время геноцидов армян и ассирийцев в 1915 году и исходом его еврейского населения в Израиль в 1951 году. реконструкция, и с 1984 года его население стало местом убежища, поскольку многие бежали от курдско-турецкого конфликта. В конце 20-го и начале 21-го века Джизре превратился в поле битвы между курдскими боевиками и турецким государством, которое нанесло городу значительные разрушения, чтобы сохранить контроль.

 

Этимология

Различные названия города Джизре происходят от оригинального арабского имени Джазират ибн Умар, которое происходит от «джазира» (остров), «ибн» (сын) и имени Умар, таким образом, Джазират ибн Умар переводится как «остров». Умара». Альтернативное арабское название города Мадинат аль-Джазира состоит из «мадинат» («город») и «аль-Джазира» (остров) и, следовательно, переводится как «город на острове». Джизре был известен на сирийском языке как Gāzartā d'Beṯ Zabdaï (остров Забдицен), от «gazarta» (остров) и «Beṯ Zabdaï» (Zabdicene).

 

История

Классический и раннесредневековый период
Джизре определяется как местонахождение Ad flumen Tigrim, переправы через реку, изображенной на Tabula Peutingeriana, римской карте 4-5 веков. Переправа через реку находилась в конце римской дороги, соединявшей его с Нисибисом, и была частью области Забдицена. Ранее большинство ученых предполагали, что Безабде находился на том же месте, что позже стало Джизре, но теперь принято решение, что он находится в Эски Хендек, в 13 км (8,1 мили) к северо-западу от Джизре.

Первоначально Джизре был известен как Джазират ибн Умар и был основан и назван в честь аль-Хасана ибн Умара ибн аль-Хаттаба ат-Таглиби (умер около 865 г.), эмира Мосула, в начале 9 века, как записано Якут аль -Хамави в Муджам аль-Булдан. Город был построен в излучине реки Тигр, и аль-Хасан ибн Умар построил канал через излучину, разместив город на острове в реке, отсюда и название города. В конце концов, первоначальное русло реки исчезло из-за отложений и сместилось в канал, оставив город на западном берегу Тигра. Джазират ибн Умар был расположен так, чтобы воспользоваться торговыми путями из Амида на северо-запад, Нисибина на запад и Ирана на северо-восток. Город также функционировал как речной порт, и товары доставлялись на плотах по Тигру в Мосул и далее на юг. Джазират ибн Умар вытеснил соседний город Безабде, поскольку его жители постепенно перебрались в новый город и, вероятно, был заброшен в начале 10 века.

Средневековые исламские ученые записали конкурирующие теории об основателе города, поскольку аль-Харави отметил в Зиярате, что считается, что Джазират ибн Умар был вторым городом, основанным Нухом (Ноем) после Великого потопа. Это убеждение основано на идентификации близлежащей горы Джуди как апобатериона (места спуска) Ноева ковчега. Шаханшах Ирана Ардашир I (180–242) также считался потенциальным основателем. В Вафайят аль-Аьян Ибн Халликан сообщил, что Юсуф ибн Умар ат-Сакафи (ум. 744) считался некоторыми ответственным за основание города, в то время как он утверждал, что Абд аль-Азиз ибн Умар был основателем и тезкой Джазирата. Ибн Умар.

Город был укреплен не позднее 10 века. В 10 веке Ибн Хаукал в Сурат аль-Ард описал Джазирата ибн Умара как перевалочный пункт, занимавшийся торговлей с Византийской империей, Арменией и районами Майяфарикин, Арзен и Мосул. Абу Таглиб, хамданидский эмир Мосула, объединился с буидским эмиром Ирака Изз ад-Даула Бахтияром в его гражданской войне против своего двоюродного брата эмира Адуда ад-Даула Фарса в 977 году при условии, что Бахтияр передаст младшего брата Абу Таглиба Хамдана, который составил заговор против него. Хотя Абу Таглиб закрепил свое правление, казнив своего брата-соперника Хамдана, союз быстро дал обратный эффект после победы Адуда ад-Даула над Абу Таглибом и Бахтияром в Самарре весной 978 года, когда он затем аннексировал территорию Хамданидов в верхней Месопотамии, и, таким образом, Джазират ибн Умар попал под власть Буидов, что вынудило Абу Таглиба отправиться в изгнание. Контроль буидов над Джазиратом ибн Умаром был прерван гражданской войной, последовавшей за смертью Адуда ад-Даула в 983 году, поскольку это позволило курдскому вождю Баду захватить территорию буидов в верхней Месопотамии в следующем году, и он был признан ее правителем. истцом Эмиром Самсамом ад-Даулой. Бад попытался завоевать Мосул в 990 году, и братья-хамданиды Абу Абдаллах Хусейн и Абу Тахир Ибрагим были посланы буидским эмиром Баха ад-Даула, чтобы отразить угрозу. Клан Укайлид согласился помочь братьям против Бада в обмен на города Джазират ибн Умар, Балад и Нисибин, и Бад впоследствии был побежден и убит. Лидер Укайлидов Абу'л-Даввад Мухаммад ибн аль-Мусайаб закрепил контроль над городами и признал эмира Баха ад-Даулу своим правителем. После смерти Мухаммеда в 996 году его брат и преемник на посту эмира аль-Мукаллад заявил о своей независимости, изгнав присутствие буидов в эмирате и, таким образом, положив конец сюзеренитету буидов.

 

Высокий средневековый период

Туркменские кочевники прибыли в окрестности Джазирата ибн Умара летом 1042 г. и совершали набеги на Дияр-Бакр и Верхнюю Месопотамию. Эмират Марванидов стал вассалом сельджукского султана Тугрила в 1056 году.

Летом 1083 года бывший марванидский визирь Фахр ад-Даула ибн Джахир убедил сельджукского султана Маликшаха послать его с армией против Марванидского эмирата, и в конце концов Джазират ибн Умар, последний оставшийся оплот, был захвачен в 1085 году. Эмират Марванидов был сильно сокращен, его последнему эмиру, Насиру ад-Даула Мансуру, было разрешено продолжать править исключительно Джазиратом ибн Умаром в составе Сельджукского султаната с 1085 года. Мамлюк Джикирмиш захватил Мансура и узурпировал эмират Джазирата ибн Умара после смерти Мансура в январе 1096 года. В конце 1096 года Джикирмыш намеревался снять осаду Мосула Кербогой после просьбы о помощи от эмира Укайлидов Али ибн Шараф ад-Даула из Мосула. , но потерпел поражение от брата Кербоги Алтунташа и подчинился ему как вассал. Джикирмыш был вынужден помочь в в конечном итоге успешной осаде своего бывшего союзника и, таким образом, попал под сюзеренитет Кербоги как эмира Мосула. Кербога умер в 1102 году, и султан Баркиярук назначил Джикирмиша своим заместителем на посту эмира. После этого Джазират ибн Умар находился под непосредственным управлением ряда сельджукских эмиров Мосула до назначения Зенги.

Эмир Аксункур аль-Бурсуки из Мосула был убит ассасинами в 1126 году, и ему наследовал его сын Масуд. Он умер через несколько месяцев, и его младший брат стал эмиром, а мамлюк Джавали стал атабегом (регентом). Джавали отправил послов к султану Махмуду II, чтобы получить официальное признание сына аль-Бурсуки эмиром Мосула, но послы подкупили визиря Ану Шурвана, чтобы вместо этого порекомендовать Имад ад-Дина Зенги эмиром Мосула. Султан назначил Зенги эмиром осенью 1127 года, но ему пришлось обезопасить эмират силой, поскольку силы, верные сыну аль-Бурсуки, сопротивлялись Зенги и сохранили контроль над Джазиратом ибн Умаром. Взяв Мосул, Зенги двинулся на север и осадил Джазирата ибн Умара; во время атаки он переправил солдат через реку, в то время как другие поплыли к городу, и в конце концов город сдался. Позже коалиция Артукидов, состоящая из Дауда из Хисн Кайфы, Тимурташа из Мардина и Илалди из Амида, угрожала царству Зенги в 1130 году, когда он проводил кампанию в окрестностях Алеппо в Сирии, вынудив его вернуться и победить их в Даре. После битвы Дауд двинулся на Джазират ибн Умар и разграбил его окрестности, поэтому Зенги выступил, чтобы противостоять ему, а Дауд отошел в горы.

Сообщается, что доздар (губернатор цитадели) Джазирата ибн Умара, Тикат ад-Дин Хасан, подвергал сексуальным домогательствам солдатских жен, пока их мужья были в походе, и поэтому Зенги послал своего хаджиба (камергера) аль-Ягсияни, чтобы справиться с ситуация. Чтобы избежать восстания, аль-Ягсияни сказал Хасану, что его повысили до доздара Алеппо, поэтому он решил покинуть город, но был арестован, кастрирован и распят аль-Ягсияни при выходе из цитадели. Еврейский ученый Авраам ибн Эзра посетил город в ноябре 1142 года. После смерти Зенги в 1146 году его старший сын Сайф ад-Дин Гази I получил эмират Мосул, включая Джазирата ибн Умара, а Изз ад-Дин Абу Бакр ад-Дубайси был назначен градоначальником. Город был передан Кутб ад-Дину Маудуду после захвата им эмирата Мосул после смерти его старшего брата Сайф ад-Дина в ноябре 1149 года.

Большая мечеть Джазирата ибн Умара была построена в 1155 году. После смерти Кутб ад-Дина в сентябре 1170 года Джазират ибн Умар унаследовал его сын и преемник Сайф ад-Дин Гази II в качестве эмира Мосула. Михаил Сириец записал, что сирийский православный монастырь был конфискован, а городской епископ Василий был заключен в тюрьму в 1173 году. После смерти Сайф ад-Дина Гази в 1180 году Джазират ибн Умар был пожалован в качестве икты своему сыну Муиззу аль- Дин Санджар Шах в эмирате Мосул, однако, в конце 1183 года Санджар Шах признал Саладина своим сюзереном, таким образом став вассалом султаната Айюбидов в Египте и фактически сформировав автономное княжество. Санджар Шах продолжал чеканить монеты от своего имени, а медные дирхемы чеканились в Джазирате ибн Умаре в 1203/1204 гг.

Санджар Шах правил до своего убийства своим сыном Гази в 1208 году, и ему наследовал его сын Муизз ад-Дин Махмуд. Махмуд успешно сохранил контроль Зенгидов над Джазиратом ибн Умаром, женив своего сына Аль-Малик аль-Масуд Шаханшаха на дочери Бадр ад-Дина Лу'лу, который сверг Зенгидов в Мосуле и узурпировал власть для себя. в 1233 г. Большая мечеть Джазирата ибн Умара была отремонтирована во время правления Махмуда. В начале 13 века городская крепость и медресе засвидетельствованы Ибн аль-Асиром в Аль-Тарих аль-бахир фи аль-Даула аль-Атабакия би-аль-Маусил, а его мечеть - Ибн Халликаном в Вафайят аль-Аьян. По словам арабского ученого Изз ад-Дина ибн Шаддада, Монгольская империя потребовала 100 000 динаров в качестве дани от правителя Джазирата ибн Умара в 1251 году. Конец династии Зенгидов был ознаменован смертью Махмуда в 1251 году, когда Бадр ад-Дин Лу'лу вскоре после этого убил преемника Махмуда Аль-Малик аль-Мас'уд Шаханшах и взял на себя управление Джазиратом ибн Умаром.

 

Позднее средневековье

Бадр ад-Дин Лу'лу признал монгольский сюзеренитет для защиты своего королевства еще в 1252 году и самое позднее в 1255 году чеканил монеты от имени Великого хана Мункэ-хана. Также известно, что он построил мечеть в Джазирате ибн Умаре. Бадр ад-Дин стал подвластным монгольскому Ильханству после того, как Хулагу-хан принял титул Ильхан (подчиненный хан) в 1256 году. Бадр ад-Дин Лу'лу умер в июле/августе 1259 г., и его владения были разделены между его сыновьями, а Джазират ибн Умар был завещан своему сыну аль-Малик аль-Муджахид Сайф ад-Дин Исхак. Сыновья Бадр ад-Дина Лу'лу' были раздражены монгольским правлением, и вскоре все они восстали и отправились в Египет в поисках военной помощи, когда аль-Музаффар Ала ад-Дин Али покинул Синджар в 1260 году, ас-Салих Рукн аль- Дин Исмаил покинул Мосул в июне 1261 года, и, наконец, вскоре после этого Исхак бежал от Джазирата ибн Умара в Египет. Перед своим бегством Исхак вымогал 700 динаров у христиан города, и известие о его предстоящем побеге подтолкнуло население к бунту против его решения покинуть город на гнев монголов.

В отсутствие Исхака Изз ад-Дин Воздушный мешок, эмир Амадии, захватил город, и атака Абдаллаха, эмира Майяфарикина, была отражена. Байбарс, султан Египта, отказался предоставить сыновьям Бадр ад-Дина армию против монголов, но им было разрешено сопровождать халифа Аль-Мустансира в его кампании по отвоеванию Багдада у монголов. Три брата шли с кампанией халифа, пока они не разделились в Ар-Рахбе и не отправились в Синджар, где Али и Исхак ненадолго остались, в то время как Исмаил продолжил свой путь в Мосул. Однако два брата бросили Синджара и Джазирата ибн Умара монголам и вернулись в Египет, узнав о смерти и поражении халифа в ноябре. Мосул был разграблен, а Исмаил был убит монгольской армией после осады с ноября по июль/август 1262 года. После разграбления Мосула монгольская армия во главе с Самдагу осаждала Джазирата ибн Умара до лета 1263 года; Осада была снята, а город пощадили, когда епископ Церкви Востока Хэнан Ишо заявил, что знает хризопею, и предложил свои услуги. Джемал ад-Дин Гулбаг был назначен править Джазиратом ибн Умаром, но позже он был казнен за сговор с бывшим правителем города Исхаком, и его заменил Хенан Ишо, который также был казнен в 1268 году по обвинению в нарушении правил.

Во второй половине 13 века монгольские золотые, серебряные и медные монеты чеканились в Джазирате ибн Умаре, и производство там увеличилось после реформ хана Газана (годы правления 1295–1304). Позже было засвидетельствовано, что визирь Рашид-ад-Дин Хамадани планировал построить канал от Тигра рядом с городом. Джазирата ибн Умара посетил марокканский ученый Ибн Баттута в 1327 году, и он отметил городскую мечеть, базар и трое ворот. В 1326/1327 г. город был передан в феодальное владение туркменскому вождю, и Джазират ибн Умар оставался под его контролем до распада Ильханата в 1335 г., вскоре после чего он был захвачен кланом Ботан в 1336/1337 г. с помощь аль-Ашрафа, Айюбида, эмира Хисн Кайфы. В 1330-х годах Хамдалла Мустави в Нузхат аль-Кулуб сообщил, что годовой доход Джазирата ибн Умара составлял 170 200 динаров. Эмират Хисн Кайфа стремился контролировать Джазирата ибн Умара через клан Ботан, оказывая военную помощь в его захвате и замужестве дочери с Изз ад-Дином, эмиром Ботана, но это не увенчалось успехом, поскольку эмират Ботан развивал город. и укрепили свое правление, и в конце концов эмир Хисн Кайфы попытался силой захватить Джазирата ибн Умара в 1384/1385 гг., но был отброшен.

Эмират Ботан подчинился Империи Тимуридов в 1400 году, после того как Тимур уволил Джазирата ибн Умара в отместку за то, что эмир захватил один из его обозных конвоев. В наказание за отказ эмира участвовать в походе Тимура в Ирак город был разграблен сыном Тимура Миран-шахом.