Хаджибекташ

 Хачы Бекташ

 

Описание Хаджибекташ

Население: 9 348 человек
Туристическая информация: напротив музея, (0384) 441 36 87
Праздники: Празднование памяти Хаджи Бекташ Вели (16-18 августа)

Мистический и духовный философ Хаджибекташ прибыл в эту область из Ирана через Мекку в конце 13 века и основал центр мусульманского обучения. Его идеи были ответвлением шиитской секты ислама и покоились на вере в естественную гармонию, которая была подкреплена мистикой и верой в божественную любовь. Учения Хаджи Бекташа предлагали доступную и сострадательную альтернативу основному течению ислама. Доктрина Бекташи, изложенная в его книге «Малакат», основана на исламских и христианских принципах. Это сделало его популярным убеждением. Он привлек многих преданных последников, особенно среди янычар, которые были элитной боевой силой османских султанов.

Музей Хаджибекташ (Пиреви, или дом основателя) - главная достопримечательность города. Здесь сохранились примеры потрясающая резьба по дереву, которые сегодня хранятся в археологическом музее Хаджибекташ. Удостоверьтесь, что у вас есть достаточно времени, чтобы увидеть весь комплекс: здесь представлены гробницы, дворы, комнаты посвящения, бассейны и трапезная (столовая) с подлинными кухонными котлами. Гробница Хаджибекташ, расположенная в третьем дворе, имеет семь дверей и особенно поражает. Некоторые надписи были сделаны с помощью натуральных красителей, а затем восстановлены с помощью масляной краски.

Ататюрк посетил Хаджибекташ в 1919 году по пути из Сиваса в Анкару. Его визит отмечается 22 и 23 декабря каждого года. Восхищение орденом, основанном в городе, тем не менее не помешало ему запретить все мистические секты и дервишские ложи в 1925 году, потому что они противоречили светской государственной догме новой Турции. Символ орден является розовый и белый камень оникс, который широко распростраен в этом районе. Он известен как камень Хаджибекташ.

 

Достопримечательности Хаджибекташ

Музей Хаджи Бекташ
Расположение: Nevşehir Cad
Тел (0384) 441 30 22.
Открыт с апреля по октябрь: с 9:00 до 19:00 ежедневно;
Ноябрь-март: ежедневно с 8 до 17 часов.

 

 

Сам Хаджибекташ получил свое название от легендарного Хаджи Бекташ-и Вели (? — 1270/1271) — суфий из Хорасана, эпоним суфийского братства Бекташи. Хаджи — почётный титул человека, совершившего паломничество в Мекку (хадж); бек+таш (тюрк. «твёрдый, прочный камень»); вели (тур. — «святой»). По легенде, Хаджибекташ был основателем корпуса янычар, которым дал название и отличительный головной убор. В действительности, суфий XIII века не имеет прямого отношения к войску, организованному в середине следующего столетия. Однако янычары видели в Хаджи Бекташе своего покровителя. Корпус янычар в османских хрониках назывался корпусом Бекташи, янычары — членами братства, а командиры янычар — ага Бекташи. В 94-ю орта (подразделение) символически зачисляли шейхов (баба́) братства. Некоторые из высших лиц Османской империи строили здания и фонтаны в обители Хаджибекташа и делали пожертвования в пользу братства Бекташи.

По Хаджи Бекташу, существуют 4 стадии приближения к Богу:
Шариат (правила): способность судить и разделять чистое и грязное, правильное и неправильное. Человек должен лишь выучиться рассудительности, и жить так, как предписывают законы Бога в Коране, и избегать того, что Он говорит нам избегать. Но одно лишь знание не может возвысить человека.
Тарикат (орден): путь дервишей, что молятся день и ночь, взывая к Богу. Они стремятся к будущей жизни, и должны избегать скуки и тоски; если поколение людей недостаточно активно и впадает в гордыню, то оно не может рассчитывать на возвышение.
Марифет (просвещение): просвещенные мистики — как вода, чистая и делающая чистыми других. Они верят в Бога, они не ищут земного, но хотят достичь небесного и чтят правила Божьи.
Хакикат (реалии): люди, знающие реальность, являются высшей из данных категорий. Они благопристойны, смиренны и повинуются Богу; они стушевываются в присутствии Бога; они достигают постоянного созерцания и молитвы (мюнаджат), они любят Господа и любимы им.