Мечеть Мурадие Джами (Эдирне)

Мечеть Мурадийе Джами (Эдирне)

 

Описание Мечети Мурадие Джами

Адрес: Küçükpazar Cad
Открыто каждый день

Современная Мечеть Мурадие Джами (Muradiye Camii) была впервые построена как завиее (хоспис для дервишей) в 1421 году Муратом II, которому приснился лидер дервишей Целаледдин Руми. Во сне он попросил султана построить хоспис в Эдирне. Только позже он превратился в мечеть. Его интерьер отличается массивными надписями, подобными тем, что были найдены в Старой мечети. Он может быть заперт. Мечеть Мурадийе Джами может быть закрыта вне молитвенных времени.

 

Строительство и архитектура

Маленькая мечеть была построена по заказу Мурада II в 1435–1446 годах. Первоначально он являлся частью комплекса дервишей Мевлеви, но позже был преобразован в мечеть. Комплекс включал в себя столовую (имарет) и начальную школу (мектеб), но эти постройки не сохранились. Мечеть имеет Т-образный план с пятиэтажным портиком и вестибюлем с купольными помещениями по бокам. Молельный зал отделен от вестибюля массивной аркой. Здание было капитально отремонтировано после землетрясения. Единственный каменный минарет несколько раз перестраивался; нынешняя структура датируется 1957 годом.

 

Плитки

Фриз
Молитвенный зал украшен плиточным фризом вокруг трех стен и большим плиточным михрабом, установленным между двумя окнами. Фриз состоит из восьми рядов сине-белых шестиугольных плиток, установленных на вершинах. Часть плитки была украдена в 2001 году, а щели заделаны штукатуркой. Плитка имеет кремово-белый корпус из фритюрницы и кобальтово-синий узор под прозрачной глазурью. Их диаметр составляет 22,5 см (8,9 дюйма). Очень разные рисунки расположены беспорядочно. Большинство из них демонстрируют влияние китайского сине-белого фарфора, произведенного в начале 14 века во время династии Юань. До кражи в 2001 году было 479 плиток 53 различных дизайнов. Из них 15 дизайнов возникли только один раз, в то время как наиболее распространенный дизайн повторялся 54 раза. Заполнение промежутков между шестиугольными плитками - простые треугольники, покрытые бирюзовой глазурью. Границы фриза образованы рядом прямоугольных плиток. Вдоль верхней части фриза - серия больших сине-белых формованных плиток пальметты.

Михраб
Исключительно большой прямоугольный михраб сформирован из формованных полихромных плиток. Изразцовая надпись на внешней лепке каветто проходит вверх с одной стороны, сверху и вниз по другой стороне михраба. Плитка cuerda seca cavetto имеет белые символы насх, контрастирующие с кобальтово-синим фоном. Через стержни символов насх проходит вторая надпись желтыми куфическими буквами. Часть текста слева является просто зеркальным отображением текста справа. Надписи включают текст из Корана (3:32 - 3:35) и посвящение султану Мураду II, правившему в период с 1421 по 1444 год, а затем с 1446 по 1451 год.

Перекрытия ниши состоят из тщательно продуманных плиток cuerda sec, украшенных глазурью желтого, яблочно-зеленого, бирюзового, лилового и кобальтово-синего цветов. Напротив, сталактитовый свод ниши образован белыми лепными плитками с подглазурным цветочным декором кобальтово-синего цвета. Некоторые цветочные узоры в стиле шинуазри на этих плитках повторяют те, что используются на шестиугольных сине-белых плитках фриза.

Мастера Тебриза
Стиль полихромной плитки cuerda seca михраба поразительно похож на стиль михраба в мечети Йешил (построенной в 1419-21 гг.) В Бурсе, и поэтому считается, что плитки были изготовлены той же командой мастеров. В Бурсе мастера подписали михраб как «произведение мастеров Тебриза». Считается, что после завершения облицовки мечети Мурадие «Мастера Тебриза» также изготовили подглазурные окрашенные люнетные панели мечети Юч Шерефели (завершено в 1447 году) в Эдирне. Сине-белая шестиугольная плитка мечети Мурадие - самый ранний образец подглазурной расписной плитки, произведенной в Османской Турции. Они также являются первым примером плитки с фриттой, изготовленной во времена Османской империи.

Перенос плитки

Хотя стены мечети над плиточным фризом сейчас побелены, сохранились некоторые оригинальные расписные украшения стен. По сохранившимся пятнам лакокрасочного покрытия видно, что в какой-то момент стены были украшены другим дизайном. Поразительно, но плитки, похоже, были размещены на стенах после нанесения второго слоя настенной росписи. Это хорошо видно там, где картина проходит за бело-голубыми пальмовыми плитками фриза. Историк искусства Джон Карсуэлл утверждал, что, хотя дата 1435–1465 годов над входом совпадает с посвящением Мураду II на михрабе, вполне вероятно, что плитки были перенесены в мечеть из императорского здания. В качестве подтверждающего доказательства он указывает на отсутствие последовательного рисунка в расположении шестиугольных плиток и смешение двух разных стилей прямоугольных граничных плиток. Михраб также необычно велик для размеров здания. Карсвелл предполагает, что эта плитка, вероятно, была изначально сделана для здания дворцового комплекса на равнине внизу. В 1450 году Мурад II построил дворцовый комплекс Saray-ı Cedid-i Amire (Новый Императорский дворец) к северу от города на острове на реке Тунча. Дворец расширялся сменяющими друг друга султанами и в 17 веке вмещал от шести до десяти тысяч человек. К началу 19 века большая часть дворца была в разрушенном состоянии, и почти ничего не сохранилось.