Нусайбин, Турция

 

Описание

Нусайбин — пограничный город в Юго-Восточной Анатолии. Нусайбин расположен у подножия горы Изла, которая является частью холмов Тур Абдин. Через город протекает река Джагджаг, известная в древности как Мигдоний. Известный как Нисибис, город существует по крайней мере с 901 г. до н.э., когда он был частью Ассирийской империи. В эллинистический период поселение было заново основано и названо «Антиохией на Мигдонии» династией Селевкидов после завоеваний Александра Македонского. Позже часть Римской империи и Сасанидской империи, пока не была завоевана в 639 году халифатом Рашидун во время мусульманского завоевания Леванта.

Иаков Нисибийский, первый известный епископ города, прозванный «Моисеем Месопотамии», построил свой первый собор между 313 и 320 годами.

 

Достопримечательности

Церковь Святого Иакова Нисибийского (Мор Якуп Килисеси). Сирийская православная церковь IV века.
Комплекс мечети Зейнель Абидин (Zeynel Abidin Camii ve Külliyesi). Построен в 1159 году, во времена династии Зенгидов. Он состоит из мечети, медресе и гробниц Зейнеля Абидина и его сестры Ситти Зейнеп, известных как внуки Мухаммеда в 13-м поколении.
Гирнаваз (около 5 км к северу). Это телл, или курган с последовательными волнами заселения, которые длились с 4-го тысячелетия до нашей эры до неоассирийского периода. Местная легенда более жуткая: по ее словам, это обитель демонов, и любой, кто осмелится провести здесь ночь, избавится от любой болезни.
Дара (31 км к северо-западу, 7 км от D400 до Мардина, без указателя). Это впечатляющие руины византийского города-крепости, основанного против персов.

 

Чем заняться

Культурный центр Митанни (Kültür Mitanni Mer). Культурный центр, в котором регулярно проходят концерты и спектакли.

 

История

Античность
Впервые упомянутая в 901 г. до н. э., Насибина была арамейским царством, захваченным ассирийским царем Адад-Нирари II в 896 г. К 852 г. до н. Ассирийский губернатор провинции по имени Шамаш-Абуа.

Он находился под контролем Вавилона до 536 г. до н.э., когда он пал перед персами-ахеменидами, и оставался таковым до тех пор, пока не был захвачен Александром Македонским в 332 г. до н.э.

Эллинистический период
Селевкиды заново основали город как Антиохию Мигдонию (греч. Ἀντιόχεια τῆς Μυγδονίας), впервые упомянутую в описании Полибием похода Антиоха III Великого против Молона (Полибий, V, 51). Греческий историк Плутарх предположил, что город был заселен потомками спартанцев. Примерно в I веке нашей эры Нисибис (иврит: נציבין, латинизированный: Нецивин) был домом Иуды бен Бетеры, который основал там известную ешиву.

В 67 г. до н.э., во время первой войны Рима с Арменией, римский полководец Лукулл забрал Нисибис (арм. Մծբին, латинизированный: Мцбин) у брата Тиграна.

Как и многие другие города на границах, где римляне и парфяне противостояли друг другу, Нисибис часто брали и отбивали. В 115 г. н.э. он был захвачен римским императором Траяном, за что получил имя Парфик, а затем потерян и возвращен евреям во время Китосской войны. После того, как римляне снова потеряли город в 194 году, он был снова завоеван Септимием Севером, который сделал его своей штаб-квартирой и восстановил там колонию. Последняя битва между Римом и Парфией произошла в окрестностях города в 217 году.

Поздняя античность
С новой энергией новой династии Сасанидов Шапур I завоевал Нисибис, был изгнан и вернулся в 260-х годах. В 298 году по договору с Нарсе провинция Нисибис была приобретена Римской империей.

Во время римско-персидских войн (337–363 гг. Н. Э.) Нисибис трижды безуспешно осаждался империей Сасанидов, в 337, 346 и 350 гг. Согласно Expositio totius mundi et gentium, бронзу и железо запрещалось вывозить персам, но Что касается других товаров, Нисибис был местом значительной торговли через римско-персидскую границу.

После смерти Константина Великого в 337 г. н.э. сасанидский шах Шапур II выступил против римлян, удерживаемых Нисибисом, с огромной армией, состоящей из кавалерии, пехоты и слонов. Его саперы возводили осадные сооружения, в том числе башни, чтобы его лучники могли обрушивать стрелы на защитников. Они также подорвали стены, перегородили реку Мигдоний и построили дамбы, чтобы направить реку к стенам. На семидесятый день осады вода была спущена, и поток ударил в стены; целые участки городских стен рухнули. Вода прошла через город и разрушила часть противоположной стены. Персы не смогли штурмовать город, потому что подходы к проломам были непроходимы из-за паводковой воды, грязи и мусора. Солдаты и граждане внутри города работали всю ночь, а к рассвету бреши были закрыты самодельными заграждениями. Штурмовые отряды Шапура атаковали проломы, но их штурм был отбит. Через несколько дней персы сняли осаду.

Нисибис был осажден во второй раз в 346 г. н.э. Детали второй осады не сохранились. Шапур осаждал город семьдесят восемь дней, а затем снял осаду.

В 350 г. н.э., когда римский император Констанций II вел гражданскую войну против узурпатора Магненция на Западе, персы вторглись и в третий раз осадили Нисибис. Осада длилась от 100 до 160 дней. Персидские инженеры опробовали несколько новаторских приемов осады; использование реки Мигдоний, чтобы разрушить часть стен, создание озера вокруг города и использование лодок с осадными машинами, чтобы разрушить другую часть. В отличие от первой осады, по мере падения стен персидские штурмовые отряды сразу же вошли в проломы, поддерживаемые боевыми слонами. Несмотря на все это, прорваться через бреши не удалось, и атака застопорилась. Римляне, знатоки ближнего боя, при поддержке стрел и болтов со стен и башен остановили штурм, а вылазка через одни из ворот вынудила персов отступить. Вскоре после этого персидская армия, понесшая тяжелые потери в боях и заболеваниях, сняла осаду и отступила.

Римский историк 4-го века Аммиан Марцеллин получил свой первый практический опыт ведения войны в молодости в Нисибисе под руководством magister equitum Урсицина. С 360 по 363 год Нисибис был лагерем I Парфийского легиона. Из-за своего стратегического значения на границе с Персией Нисибис был сильно укреплен. Аммиан с любовью называет Нисибис «неприступным городом» (urbs inexpugnabilis) и «бастионом провинций» (murus provinciarum).

Созомен пишет, что, когда жители Нисибиса обратились за помощью, потому что персы собирались вторгнуться на римские территории и напасть на них, император Юлиан отказался помочь им, потому что они были обращены в христианство, и сказал им, что не поможет им, если они не помогут. вернуться к язычеству.

В 363 году Нисибис был передан Сасанидской империи после поражения Юлиана. До этого времени римские власти вынудили население города покинуть Нисибис и переселиться в Амиду. Император Иовиан дал им на эвакуацию всего три дня. Историк Аммиан Марцеллин снова был очевидцем и осуждал императора Иовиана за то, что он сдал укрепленный город без боя. Точка зрения Марцеллина, безусловно, соответствует современному римскому общественному мнению.

Согласно ат-Табари, около 12 000 персов хорошего происхождения из Истахра, Исфахана и других регионов поселились в Нисибисе в четвертом веке, а их потомки все еще жили там в начале седьмого века.

Школа Нисибиса, основанная при введении христианства в городе этническими ассирийцами Ассирийской церкви Востока, была закрыта, когда провинция перешла к персам. Ефрем Сирин, ассирийский поэт, комментатор, проповедник и защитник ортодоксии, присоединился к общему исходу христиан и восстановил школу на более надежной римской земле в Эдессе. В пятом веке школа стала центром несторианского христианства и была закрыта архиепископом Киром в 489 году. Изгнанные мастера и ученики снова удалились обратно в Нисибис под опеку Варсаумы, прошедшего обучение в Эдессе. под покровительством Нарсеса, установившего устав новой школы. Те, что были обнаружены и опубликованы, принадлежат Осии, преемнику Барсаумы на престоле Нисибиса, и датированы 496 годом; они должны быть в основном такими же, как у 489. В 590 году они снова были изменены. Монастырская школа находилась под руководством настоятеля по имени Раббан («мастер»), этот титул также давали учителям. Управление было доверено мажордому, который был стюардом, префектом дисциплины и библиотекарем, но под надзором совета. В отличие от якобитских школ, посвященных главным образом мирским наукам, школа Нисибиса была прежде всего школой богословия. Два главных учителя были наставниками в чтении и толковании Священного Писания, объясняемого главным образом с помощью Феодора Мопсуестийского. Бесплатный курс обучения длился три года, студенты обеспечивали свое содержание. Во время пребывания в университете магистранты и студенты вели монашескую жизнь в несколько особых условиях. Школа имела трибунал и пользовалась правом приобретать все виды собственности. Его богатая библиотека обладала красивейшей коллекцией несторианских произведений; из его останков Эбед-Иисус, епископ Нисибиса в 14 веке, составил свой знаменитый каталог церковных писателей. Беспорядки и раздоры, возникшие в шестом веке в школе Нисибиса, благоприятствовали развитию ее соперников, особенно школы Селевкии; однако на самом деле он не начал приходить в упадок до основания Багдадской школы (832 г.). Известные люди, связанные со школой, включают ее основателя Нарсеса; Авраам, его племянник и преемник; Авраам Кашгарский, восстановитель монашеской жизни; и архиепископ Илия Нисибийский.

Как укрепленный приграничный город Нисибис сыграл важную роль в римско-персидских войнах. Он стал столицей недавно созданной провинции Месопотамия после организации Диоклетианом восточной римской границы. Он стал известен как «Щит Империи» после успешного сопротивления в 337–350 гг. Город несколько раз переходил из рук в руки, и однажды в руках Сасанидов Нисибис стал базой операций против римлян. Город также был одним из основных пунктов пересечения границы для торговцев, хотя также существовали тщательно продуманные меры защиты от шпионажа.

Исламский период
Город был без сопротивления взят войсками Рашидунского халифата под командованием Умара в 639 или 640 году. При раннем исламском правлении город служил местным административным центром. В 717 г. он пострадал от землетрясения, а в 927 г. подвергся набегам карматов. Нисибис был захвачен Византийской империей в 942 году, но впоследствии снова захвачен династией Хамданидов. В 972 году он снова подвергся нападению византийцев. После Хамданидов городом управляли Марваниды и Угайлиды. С середины 11 века и далее он подвергался турецким набегам и угрозам со стороны графства Эдесса, подвергся нападению и повреждению войск сельджуков под командованием Тугрила в 1043 году. Тем не менее город оставался важным центром торговли и транспорта.

В 1120 году он был захвачен Артукидами под предводительством Некмеддина Ильгази, за которыми последовали Зенгиды и Айюбиды. Арабские географы и историки того периода описывают город как очень процветающий, с внушительными банями, стенами, роскошными домами, мостом и больницей. В 1230 году город был захвачен монгольской империей. За монгольским владычеством последовали Аг-Коюнлу, Кара-Коюнлу и Сефевиды. В 1515 году он был захвачен Османской империей при Селиме I благодаря усилиям Идриса Битлиси.

Современная история
Накануне Первой мировой войны в Нусайбине была христианская община из 2000 человек, а также еврейское население в 600 человек. Резня христиан произошла в августе 1915 года, после чего христианская община Нусайбина сократилась до 1200 человек. Сирийские якобиты, халдеи-католики , протестанты и армяне были мишенью.

Как было согласовано правительствами Франции и новой Турецкой Республики в Лозаннском договоре 1923 года, турецко-сирийская граница будет проходить по линии Багдадской железной дороги до Нусайбина, после чего она будет проходить по пути римской дороги, ведущей к Джизре. После установления французского мандата в Сирии и Ливане Нусайбин потерял более 60% своего населения из-за поселений там, в первую очередь Камышлы.

Нусайбин был местом на транзитных путях сирийских евреев, покидающих страну после образования Израиля в 1948 году и последующего исхода евреев из арабских и мусульманских стран. Достигнув Турции, по пути, который проходил через Алеппо и Джазиру, иногда с помощью контрабандистов-бедуинов, большинство направилось в Израиль. С древних времен в Нисбисе существовала большая еврейская община, многие из которых переехали в Камышлы в начале 20 века по экономическим причинам. Синагога в Иерусалиме сегодня практикует обряды нисибис и камишли.

21-го века
Нусайбин попал в заголовки газет в 2006 году, когда жители деревни недалеко от Куру обнаружили братскую могилу, предположительно принадлежавшую османским армянам и ассирийцам, убитым во время геноцида армян и ассирийцев. Шведский историк Дэвид Гонт посетил это место, чтобы выяснить его происхождение, но ушел, обнаружив доказательства подделки. Гонт, изучивший 150 массовых убийств, совершенных летом 1915 года в Мардине, сказал, что губернатор Мардина Халил Эдип из Комитета Союза и прогресса, вероятно, отдал приказ о резне 14 июня 1915 года, в результате чего погибли 150 армян и 120 ассирийцев. Поселение тогда было известно как Дара (ныне Огуз). Гонт добавил, что отряд смерти по имени Эль-Хамшин (что означает «пятьдесят человек») возглавлял офицер Рефик Низаметтин Каддур. Президент Турецкого исторического общества Юсуф Халачоглу, следуя политике правительства Турции по отрицанию геноцида армян, сказал, что останки относятся к римским временам. Озгюр Гюндем сообщил, что турецкие военные и полиция настаивали на том, чтобы турецкие СМИ не сообщали об обнаружении.

Министерство внутренних дел Турции рассматривало возможность роспуска городского совета Нусайбина в 2012 году после того, как оно решило использовать на указателях в городе арабский, армянский, арамейский и курманджи в дополнение к турецкому языку.

Напряженность и насилие
В ноябре 2013 года мэр Нусайбина Айше Гёккан объявила голодовку в знак протеста против строительства стены между Нусайбином и соседним городом Камышлы с преобладающим курдским населением в Сирии. Строительство стены было остановлено в результате этого и других протестов.

13 ноября 2015 года правительство Турции ввело в городе комендантский час, и Али Аталан и Гюльсер Йылдырым, два избранных члена Великого национального собрания от прокурдской Народно-демократической партии (ДПН), начали голодовку в городе. акция протеста. В ходе последовавших за этим беспорядков силы безопасности убили двух мирных жителей и десять бойцов РПК. К марту 2016 года силы РПК контролировали около половины Нусайбина, согласно Al-Masdar News, а YPS контролировала «большую часть» его, согласно The Independent. Турецкое государство ввело восемь последовательных комендантских часов в течение нескольких месяцев и применило тяжелое вооружение для разгрома курдских боевиков, в результате чего были уничтожены большие участки Нусайбина. К маю 2016 года был убит 61 сотрудник сил безопасности. К 9 апреля 60 000 жителей города были перемещены, но 30 000 мирных жителей оставались в городе, в том числе в шести районах, где продолжались боевые действия. Сообщается, что у YPS в городе было 700–800 боевиков, из которых, по утверждению турецкой армии, 325 были «нейтрализованы» к 4 мая. С 14 марта по 25 июля на большей части города действовал комендантский час. После того, как боевые действия закончились победой турецкой армии, в конце сентября 2016 года турецкое правительство начало снос четверти жилых домов города. Это оставило без крова 30 тысяч горожан и вызвало массовую эвакуацию десятков тысяч жителей в соседние города и села. Бульдозерами было снесено более 6000 домов. После завершения сноса в марте 2017 года было построено более ста многоквартирных домов. Правительство Турции предложило домовладельцам компенсацию в размере 12% от стоимости их разрушенных домов, если они согласятся на определенные условия переселения.

 


Как добраться

Автобусы или личный автомобиль - единственные практические способы добраться до Нусайбина. В окрестностях нет крупных аэропортов, и хотя через город проходит железная дорога, пассажирские перевозки не осуществляются с 2011 года.

 

Еда

Беязсу (курдский: Ава Спи) (по дороге на север в Мидьят, примерно в 20 км от Нусайбина). Это популярное место для пикников вдоль долины одноименной реки — притока Джагджаг/Чагчаг. Буйная зелень дна долины резко контрастирует с окружающими ее засушливыми ландшафтами. Есть рестораны с местами для отдыха на сваях над рекой.

 

Отели

Kasr-ı Serçehan Hotel, Cumhuriyet Meydani No:1, ☏ +90 482 415 47 47.
Avesis Hotel & Restaurant, İpekyolu Cd. №: 45, ☏ +90 482 415 0525.