Перга (Перге) был
древним и важным городом Памфилии, между реками Катарактес и Кеструс
(турецкий Аксу Чай). Впервые Перга встречается в древнем договоре с
хеттским Царем Тудхалия IV и его вассалом, царем Тархунтассы,
который определил западную границу последнего в городе «Парха» и
«реке Кастарая». Река считается классическим Кеструс. К западу от
Пархи- Перга были «Лукские земли». Вероятно, жители Перга говорили
на позднеу диалекте Ликийский народа, а также новохеттском.
Перге возвращается в историю как греческий город в Памфилии. Вместе
с окрестным регионом Перга переходила к персам, афинянам и персам.
Александр Великий, покинув Фазелис, занял Перге с частью своей
армии. Дорога между этими двумя городами описана как длинная и
трудная. За правлением Александра последовала империя Селевкидов,
затем римлян. Перге получил известность благодаря поклонению
Артемиде, чей храм стоял на холме за городом, в честь которого
отмечались ежегодные фестивали. Монеты Перге изображали богиню и ее
храм.
В 46 г. до н.э., согласно Деяниям Апостолов, Святой Павел отправился в Пергу, оттуда продолжил Антиохий в Писидии, затем вернулся в Пергу, где проповедовал слово Божье (Деян. 14). Затем он покинул город и отправился в Атталию.
Деяния 14
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в
Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
В первой половине IV века, во времена правления Константина Великого (324-337), Перга стала важным центром христианства, который вскоре стал официальной религией Римской империи. Город сохранил свой статус христианского центра в 5 и 6 веках.
Церковная история Перга (Перге)
Св. Павел Апостол и
его, компаньон Св. Варнава дважды посещали Пергу, как записано в
библейской книге, Деяния Апостолов, во время их первого
миссионерского путешествия, где они «проповедовали слово», прежде
чем отправиться и отправиться из Атталии (современный город
Антальи), в 15 км к юго-западу, до Антиохии.
Павел и Варнава пришли в Перге во время их первого миссионерского
путешествия, но, вероятно, остались там только на короткое время и,
похоже, не проповедовали там. Иоанн Марк оставил Павла и вернулся в
Иерусалим. По
возвращении из Писидии Павел проповедовал в Перге.
Св. Матрона Перге 6-го века была святой женщиной, известной тем, что
выступала против монофизитской политики императора Анастасиоса I.
Матрона пряталась в монастыре Св. Басиона как и преподобный Вавилон
под видом монаха. Когда ее раскрыли, она была отправлена в женский
монастырь, где она стала главой монастыря. Она славилась своим
чудесным даром исцеления. Св. Матрона умерла в возрасте 100 лет. Ее
жизнь была рассказана в житие, чей автор и точный период времени
остается загадкой.
Перге (Перга) долга оставался центром христианства в этом регионе.
Исторические документы дает имена 11 епископов Перге (Перга):
Эпидавр, присутствующих в Совете Анкиры в 312 году; Каллиллы на
Первом совете Никеи в 325 году; Берениан, в Константинополе (426
г.); Епифаний на втором соборе Эфеса (449 г.), на Первом соборе
Халкидона (451 г.) и подписавший письмо от епископов провинции
императору Льву (458 г.); Хилариан, на совете в Константинополе в
536 году; Евлогий, на втором Константинопольском Соборе в 553 году;
Апергий, осужденный как монофизит на Третьем соборе Константинополя
в 680 году; Иоанн, в Совете Трулла в 692 году; Сисинниус Пастильяс
около 754 года (иконоборца, осужденного на втором совете Никеи в 787
году); Констанс, на том же совете, который осудил своего
предшественника; Иоанн, на Константинопольском Соборе 869-70.
В VII в. к этому добавились набеги арабов. И уже к приходу
сельджуков, от роскошного и богатого города, осталось лишь небольшое
селение, которое затем и совсем исчезло.