Шанлыурфа

 Шанлыурфа

 

Описание Шанлыурфа

Население: 975 000 человек
Bus; 5 км (3 мили) К северу от центра города, (0482) 412 15 49
Аэропорт: 6 км (4 мили) к югу от центра города, (0414) 313 78 23
Туристическая информация: Atatürk Bul, Vilayet Binası, Kat 3, (0414) 312 53 32

Город Шанлыурфа является одним из самых интересных и красочных в регионе. Впервые здесь поселились люди Хурри около 5500 лет назад. Он был занят последовательностью народов, таких как хетты, ассирийцы, греки и римляне. Александр Великий назвал его Эдессой, а османы переименовали его в Урфу. Город приобрел приставку Шалы (славный) благодаря той роли, которую он сыграл в сопротивлении французам в 1920 году. Шанлыурфа был крупным центром несторианской ветви христианства, а затем стал столицей государства крестоносцев (1097-1144). Церкви, теперь превращенные в мечети, в старом городе включают Селахаттин Эюби Ками, когда-то бывшей церковью Святого Иоанна.

Большинство посетителей, однако, приезжают сюда, чтобы увидеть район Гёльбаши у подножия цитадели. Этот приятный ландшафтный сад гордится бассейном Авраама, который считается местом, где библейский пророк был спасен от мстительного ассирийского царя Нимрода (Немрута). Небольшая пещера, как говорят, является родиной Авраама. Каменный крытый базар или Капалы Чаршы - это османское здание с выделенными рядами улиц, посвященных определенным профессиям. Традиционные ремесла и профессии преобладают, и это хорошее место для покупки ткани местного производства. Не пропустите Гюмрюк Ханы (Gümrük Hanı) на базаре. Это красивое здание во внутреннем дворе времен Османской империи полно местных жителей, пьющих чай и кофе и играющих в нарды.

Музейный комплекс Халеплибахче был открыт совсем недавно. Этот огромный музей, расположенный к западу от района Гёльбашы. Он построен, чтобы защитить превосходные здания поздней римской и византийской с мозаикой 3-го и 5-го века. Они были обнаружены археологами в 2007 году во время раскопки для проекта городской инфраструктуры. В музее представлено около 10 000 объектов, включая находки из одного из самых важных археологических объектов мира - Гёбекли Тепе. Копия храмового комплекса в Гёбекли расположена я музее.

 

Достопримечательности Шанлыурфа

Современная Шанлыурфа являет собой резкий контраст между своими старыми и новыми частями. Старый город — с узкими кривыми улочками, часто слишком узкими для машин, глухими заборами, окружающими уютные дома, колоритными базарами, местными жителями, одетыми в традиционные арабские и курдские костюмы. Некоторые жители города настолько бедны, что до сих пор живут в домах-пещерах, вырытых на склоне горы.

Новые районы, напротив, имеют современные дома и отели, рестораны и магазины.

Музей Шанлыурфы
Идея, открыть в Шанлыурфе музей, возникла впервые в 1948 году. До этого имеющиеся экспонаты хранились в начальной школе имени Ататюрка. В 1956 году они были переданы в другую начальную школу, однако со временем возникла острая нехватка места, и в 1969 году был открыт музей Шанлыурфы.

С 1987 года под водохранилищем Ататюрка велись археологические раскопки. С 1995 года музей принимает участие в раскопках на холме Гёбекли-Тепе.

Однако музея оказалось недостаточно для всех экспонатов, было построено ещё одно здание. В нём сейчас располагаются три зала по археологии, зал этнографии, администрация, выставочные и конференц-залы, а также библиотека. В подвале находятся хранилище, исследовательская лаборатория и фотолаборатория.

Пещера, где родился пророк Авраам

 

Озеро Балык со священными карпами
Озеро находится во дворе мечети Халиль-Раман, построенной в 1211 году. Огромное количество жирных карпов, откормленных бросающими им хлеб посетителями, представляют собой не слишком приятное зрелище, в отличие от окружающих мечеть садов. Однако есть поверье, что тот, кто увидит среди карпов белого, попадёт на небеса.

Озеро Айн-Зелиха
Второе священное озеро, названное по преданию, в честь дочери Нимрода Зелихи, прыгнувшей в костер вслед за Авраамом.

Mечеть Ризвание
Мечеть 1716 года, прилегающая к комплексу озера Балык.

Большая мечеть Урфы
Построена в 1170 году на месте христианской церкви, называемой арабами «красной».

Фонтан Фируз-Бея
Фонтан, установленный на стене теологической школы имени Иова в восточной части Большой мечети. Построен Фируз Бейем в 1781 году. От теологической школы осталась лишь надпись 1191, считающаяся датой основания школы.

Руины крепости Урфа и «трон Нимрода»
Восемь турецких бань времён Османской империи
Джинджикли, Везир, Шабан, Велибей, Эски Араса, Серче и общественная баня Султана.

Традиционные дома Урфы
Обычно состоят из двух секций: гарем (для самой семьи) и селам (для гостей). Одним из таких домов, открытых для посетителей, является Дом Гаджи Хафизлар в городском районе Кара Мейдан, недалеко от почтамта. Этот дом был построен в 1888 году, затем отреставрирован Министерством Культуры Турции и преобразован в государственную галерею произведений искусства.

Невалы-Чори
Стоянка времен эпохи неолита, датируемая около 8000 года до н.э.. Сейчас находится на дне водохранилища Ататюрка.

 

Пригороды Шанлыурфа

Гёбекли Тепе является одной из самых захватывающих достопримечательностей Турции. Он расположен на склоне холма примерно в 15 км к северо-востоку от Шанлиурафы. Храмовый комплекс представляет собой огромного исторического значения. Его открытие в 1995 году оспаривало традиционные концепции, что человечество смогло произвести монументальные здания после того, как переход был сделан от быта охотника-собирателя в устоявшееся общество. Некоторые из монолитных, антропоморфных Т-образных камней в этом городе достигает 5 м (16 футов) в высоту. Это самый ранний подбный памятник, который старше Стоунхенджа почти на 8 000 лет. Здание организованное кругами камней, стоящих в ишах, выдолбленных в вершине холма. Большая часть камней украшена рельефными изображениями лисиц, кабанов, змей и львов. Прогулки позволяют посетителям осмотреть храмовый комплекс. Археологический парк открыт от восхода до заката, и у него небольшая плата за вход.

 

Гёбекли Тепе является древнейшим из крупных мегалитических сооружений в мире. Его возраст оценивается до 12 000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры, согласно геомагнитным исследованиям, проведённым в 2003 году. Представляет собой сооружения круглой формы (концентрические окружности), число которых доходит до 20. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров. Археологические находки в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори революционным образом изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.

 

Также стоит совершить 45-километровую (28-мильную) поездку на юго-восток от Шанлиурфа, чтобы увидеть любопытные город-улей Харрана, когда-то важный город, но который был разрушен монголами в 13 веке. Большинство жителей этого строго красивого места - арабы, а некоторые до сих пор живут среди руин старого Харрана в домах, сделанных из глиняного камня. Значительные остатки включают цитадель и Улу Ками, массивную (хотя теперь разрушенную) мечеть, обозначенную квадратным минаретом.

 

История Шанлыурфа

Доисторические времена
Вблизи города располагается древнейший на земле храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, датируемый примерно 9000 годом до н. э. Есть предположения, что Урфа — это хурритский город Уршу, упоминаемый ещё около 2000 года до н. э. в шумерских, аккадских и хеттских клинописных надписях. В 1370 году до н. э. Уршу был завоёван хеттами под предводительством Суппилулиумы I. После заката Хеттского царства Уршу перешёл во владение Каркемиша.

Древние века
Шанлыурфа был завоёван Александром Македонским. Селевк I Никатор по политическим причинам дал городу греческое имя — Эдесса как и одноименный город в Македонии. Датой основания Эдессы обычно указывается 303 год до н. э.. Город имел прямоугольный план застройки с четырёхугольными стенами и воротами, ориентированными по сторонам света. Крепость частично выдавалась за пределы городских стен.

После распада государства Селевкидов вокруг Эдессы возникло независимое ассирийское царство Осроена. Список его царей приведён в хрониках сирийского архиепископа Дионисия Телльмарского. Это царство после крещения царя Абгара V, апостолом Фаддеем стало первым христианским государством.

Во времена римлян Шанлыурфа первоначально сохранял свою независимость. Гней Помпей Великий утвердил Абгара Эдесского около 67 года до н. э. на престоле. Согласно Плутарху, последний сыграл важную роль в поражении Красса в 53 году до н. э. в битве при Карах. После этого Эдесса вместе с Осроеной отошла парфянам.

Ургой стал известен благодаря первому царю-христианину Абгару V, переписывавшимся с Иисусом Христом через своего секретаря и художника Ханнана. Согласно Библии, Абгар (Авгарь) попросил Иисуса об исцелении. Иисус отёр своё лицо платом, и на нём остался его образ. После воскрешения Иисуса апостол Фаддей доставил плат царю и, прикоснувшись к этому образу, тот выздоровел. В благодарность Абгар принял христианство. Таким образом, появилась первая христианская икона (см. Спас Нерукотворный).

Когда в 114 году римский император Траян побывал в Антиохии, царь Эдессы, также носящий имя Абгар, преподнес ему дары, среди них около 200 коней. Но уже в 116 году город пал и был разрушен римлянами. Император Адриан назначил правителем Эдессы парфянского принца Парфамаспата. В 165 году город восстал против парфян и открыл городские ворота римлянам, правителем города стал римский наместник.

Эдесса изначально конкурировала в почитании бога Луны Сина с лежащим поблизости Харраном. Известно также и о почитании богини Тараты. В «Книге законов» Вардесана начала III века сообщалось, что в Сирии и Ургое мужчин кастрировали в честь Тараты. Тем не менее, Эдесса рано стала христианской. Предположительно, первые христианские церкви были построены при царе Абгаре VIII (177—212).

В 194 году Эдесса восстала против римлян, но восстание было подавлено императором Септимием Севером. Абгар XIX (212—214) ненадолго взошел на трон. Однако вскоре в Риме он был отстранён от должности и убит императором Каракаллой, а город в 214 году стал римской колонией.

В 233 году в Шанлыурфа были принесены останки святого Фомы (Маар Тума) и погребены в главной церкви. В последующие годы Эдессой продолжали править цари, так в 243 году очередной царь по имени Авгар переехал со своей семьей в Рим.

В 259—260 годах войско римлян под предводительством императора Валериана I разгромили персы под предводительством Шапура I под Эдессой, а сам император попал в плен.

Поздняя античность
Эдесса имела право чеканки монет, своё высшее общество, город был центром торговли предметами роскоши, привозимыми с караванами. Таким образом, с древних времен существовали торговые отношения между Эдессой и Индией. Это привело в свою очередь, к установлению контактов между азиатскими и европейскими странами, и хорошо укреплённый город процветал экономически.

Во времена поздней антики Эдесса была важным религиозным и научным центром сирийско-римского Востока, даже когда по приказу византийского императора Зенона закрылась «Эдесская школа» в 489 году, а её профессора бежали в персидский Нусайбин. В VI веке город стал центром борьбы между восточными римлянами и персами. В 543 или 544 году грандиозное укрепление Эдессы пало под персидским шахиншахом из династии Сасанидов Хосровом I. В 525 году большая часть города была разрушена вышедшей из берегов рекой Скирт (Дайсан). Император Византии Юстиниан I приказал провести работы по восстановлению города.

 

Средние века
В 638 году Шанлыурфа попал в руки мусульман, на этом античная история города заканчивается. В 1052 году Эдесса вновь отошла Византии. Затем власть захватил армянский князь Абу-Каб, после смерти которого город перешел его сыну Василю. Затем город занял бывший византийский куропалат Филарет Брахам, ему на смену пришел его офицер Торос. Он сдерживал набеги сельджуков, но в 1097 году призвал на помощь крестоносцев первого крестового похода и усыновил их предводителя, графа Балдуина Булонского. После убийства Тороса во время восстания горожан в 1098 году власть полностью захватили крестоносцы, сделав город столицей Эдесского графства, а Балдуина — графом Эдессы. Но в 1144 году город вновь был захвачен сельджуками Занги из Алеппо, разграблен и в 1147 году полностью уничтожен. Большинство жителей Эдессы во главе с архиепископом были убиты. Поражение крестоносцев стало поводом для организации второго крестового похода.

В последующие столетия город был завоеван монголами, а затем мамлюками.

В 1637 году Эдесса была покорена Османской империей и переименована в Урфу. В то время город был торговым центром по продаже хлопка, кожи и драгоценностей.

В 1830 году город ненадолго попал под контроль хедива Мухаммада али Паши.

В 1895 году, после погромов среди армян и сирийских христиан специальными войсками султана, так называемыми хамидие, на юге и востоке Анатолии, Иоганн Лепсиус построил в городе несколько домов милосердия для переживших погромы жителей. Эти дома с 1903 года возглавляла датская миссионерка Карен Йеппе, ставшая во время первой мировой войны спасительницей многих армянских детей от геноцида. В 1917 году Йеппе по состоянию здоровья была вынуждена покинуть Турцию и продолжила свою работу в качестве официального представителя Лиги Наций в соседней Сирии. Оккупация Урфы британскими войсками в марте 1919 года принесла короткую передышку городу. Началось восстановление Урфы. Но затем в город вошли французы. Последние были изгнаны освободительными турецкими войсками. Во время геноцида армян 1915 г. из 35 тыс. жителей-армян города жертвой геноцида стали 30 тыс.