Театр Сиде был самым большим в древней Памфилии и мог разместить аудиторию в 15,000- 20,000 человек на 49 рядах сидения для жителей города. Хотя несколько поддерживающих арки рухнули, сбив часть зрительного зала, это все еще замечательный сохранившийся пример римского архитектурного мастерства. Не пропустите более тщательное изучение стен сцены, где есть хорошо сохранившиеся рельефы.
Театр Сиде был построен в середине II века н.э. во время римского владычества, чтобы заменить более древний греческий театр. Однако в постройке нового театра были использованы традиционные архитектурные элементы более ранних театров. Даже некоторые камни в кладки были использованы из старых театров. Греки были люди прагматическими и не давали добру лежать зря. Интересно, что римляне при всем их влияние в регионе так и не смогли привить любовь к амфитеатрам и гладиаторским боям. Все таки театр оставался для жителей Сиде главным развлекательным центром.
Однако некоторые римские нововедения были использованы. Так в отличие от греков, которые обычно строили свои театре на склоне холмов, Театр Сиде построен на ровной площадке. Искусственный холм для сидений был возведён системой сводчатых римских арок. Зрители входили в театр не из центральной площадки, а через крытые галереи и поднимались по лестнице наверх. Часть этих арок сегодня обвалилось. Скорее всего это произошло благодаря мародерству местного населения в поздние века, а не благодаря обветшанию строения. Историки считают, что в театре располагалось 15,000- 20,000 человек, но это догадка. Их точное число трудно подсчитать из-за отсутствия части здания.
Сцена этого театра состояла из здания под
названием каменного занавеса (skene) и подиума (proskeon), где
проводили сцены. Здание скене, длиной 63 метра, состояло из трех
этажей, которые составляли декоративный фасад, украшенный колоннами,
нишами, статуями и рельефами. Все, что
осталось сегодня, - это маски Трагедии и Комедии, отколотые головы
Медуз, разбросанные по сцене.
На самом низком уровне скене было девять взаимосвязанных комнат.
Следы лестницы, ведущей на верхние этажи, были обнаружены в двух из
них. Кроме того, три коридора обеспечили вход в здание скене прямо
от агоры, расположенной рядом с
театром. Актеры выходили на подиум через пять дверей. Подиум был
шириной 6 метров и находился на высоте 3 метра над полукруглым
оркестром, расположенным между сценой и аудиторией. Основание
подиума, видимое над оркестром, было украшено рельефами,
изображающими различные сцены из греческой мифологии. К сожалению,
состояние сохранения рельефа очень плохое.
Аудитория, где сидели зрители, разделена на две части:
горизонтальным проходом, называемый диазомой. В нижней части - 22
ряда сидений, разделенных на 11 секторов. В верхней части было
первоначально 29 рядов сидений, но самые высокие из них не
сохранились до наших дней.
Когда в эпоху поздней Римской империи стали более популярными
гладиаторские бои и шоу с дикими животными, театр был изменен, чтобы
лучше соответствовать потребностям этих форм развлечений. Была
добавлена толстая стена, отделяющая аудиторию от оркестра. Эта
стена не только защищала зрителей от несчастных случаев, но также
позволяла заполнять оркестр водой и организовывать сцены морских
сражений.
В IV веке нашей эры здание скены использовалось как внутренний
фрагмент городских стен, которые разделяли Сиде на две части в самой
узкой точке полуострова. Согласно надписям, найденным в театре, в
конце 5 века н.э. здание было преобразовано в церковь под открытым
небом. Свидетельством этой модификации являются две маленькие
часовенки, украшенные картинами, расположенными на обоих концах
аудитории, а также надписи на сиденьях, указывающие места,
предназначенные для священников.
Возле театра в полукруглом здании находится античный общественный
туалет на 24 места с канализацией. Это кстати об организации древних
городов и правительства в нем.