Расположение: İnönü Cad
Откройте рассвет-сумерки (если возможно, избегайте молитвенных
времен)
Собор Святой Софии или Айя Софья - это отреставрированная византийская церковь 13-го
века, расположенная всего в километре от центра города.
На сегодняшний день является самым впечатляющим видом в Трабзоне.
Первоначально он был построен императором Мануилом VII
Палеологом. В 1577 году он был превращен в мечеть, а позже здание
служило в
качестве склада боеприпасов, а также в качестве больницы.
Собор Святой Софии стал музеем
в 1957 году. В 2013 году музей был опять превращен в мечеть. Образцовые
мозаики здесь относятся к византийским временам, и вы все еще можете
увидеть оригинальное цветное мраморное покрытие пола.
Реставрационные работы на старых фресках открыли фрагменты
средневековых изображений. Лучшие фрески расположены в
нартхексе или приходе, а выцветший неф скрыт за экраном.
Собор Святой Софии был построен в Требизонде во время правления
Мануила I между 1238 и 1263. Самые старые фрески, находятся в
апсидах церкви. Они содержат даты 1291 и 1293. После того, как
Мехмед II завоевал город в 1461 году, церковь, возможно,
превратилась в мечеть, а ее фрески, покрыты белой краской. Другие
ученые полагают, что он не был преобразован до 1584 года, поскольку
он находился в нескольких километрах от городских стен. Монастырь по
соседству продолжал использоваться монахами еще в 1701 году. Вполне
вероятно, что монахи постепенно покинули здание, которое не могло
защитить их от преследований и атак. Турки взяли на себя его
использование, не требуя их выдворения.
Во время Первой
мировой войны и в течение короткого периода времени Трабзон был
оккупирован российскими военными и использовался как временная
больница и депо. Впоследствии она была снова использована как
мечеть, до 1964 года, когда бывшая церковь была превращена в музей,
который остается до сих пор. Между 1958 и 1964 годами историки
очистили средневековые фрески, а церковь Святой Софии была изучена с
помощью экспертов из Эдинбургского университета и Главного
управления фондов. К сожалению не более одной шестой части
первоначальных украшений сохранились сегодня. Однако все, что
сохранилось, считаются оригинальными работами, сделанными сразу
после его строительства, и считаются частью византийского
«Палеологического Возрождения».
Церковь Святой Софии является
важным примером поздневизантийской архитектуры, характеризующейся
высоким центральным куполом и четырьмя большими колонными арками,
поддерживающими вес купола и потолка. Церковь Святой Софии была
построена в форме креста. Здание храма дистигает 22 метра в длину,
11,6 метра в ширину и 12,7 метра в высоту. Фрагменты фресок 13-го
века, открытые во время восстановления учеными из Эдинбургского
университета, иллюстрируют темы Нового Завета. Внешние каменные
фигуративные рельефы и другие орнаменты соответствуют местным
традициям, найденным в Грузии. В 24 метрах к западу от церкви Святой
Софии является находится высокая колокольня высотой 40 метров. Она
была построена в 1427 году. На его втором этаже находится небольшая
часовня. Внутренние стены колокольни покрыты фресками. Он также
использовался в качестве обсерватории местными астрономами.
Преобразование в мечеть
В 2012 году религиозные власти Диянет
(Diyanet) подали иск против министерства культуры, утверждая, что
министерство несколько лет «незаконно занимало» церковь. Диянет
выиграл дело, получив право собственности на здание. 5 июля 2013
года бывшая церковь Святой Софии частично была преобразована в
мечеть в соответствии с местным руководством Вакифа Трабзона,
который является владельцем здания. Работы по реконструкции уже
начаты. Некоторые фрески были закрыты, а пол покрыт ковром. Муфтий
турецкой провинции Трабзон сказал, что «продолжаются работы по
открытию мечети Святой Софии в городе, чтобы снова совершать
молитвы», и что «во время молитвы настенные картины будут покрыты
занавесками». Архитекторы из Трабзона подали иск против плана
преобразования министерства религиозных дел. Местный судья
постановил, что превращение прежней церкви было незаконным, и
приказал сохранить его как музей.