Харран, Турция

 

Описание

Харран (арабский : حران), исторически известный как Карры ( греч . Kάρραι , латинизированный : Кархай ), представляет собой сельский город и район провинции Шанлыурфа на юго-востоке Турции, примерно в 40 км (25 миль) к юго-востоку от Урфа и в 20 км от пограничный переход с Сирией в Акчакале.

Харран был основан где-то между 25 и 20 веками до нашей эры, возможно, как торговая колония шумерскими торговцами из Ура. На протяжении своей ранней истории Харран быстро превратился в крупный культурный, торговый и религиозный центр Месопотамии. Он стал влиятельным в религиозном и политическом отношении городом благодаря связи с богом луны Сином; многие видные месопотамские правители консультировались и ремонтировали лунный храм Экхулхул в Харране. Харран попал под власть Ассирии при Адад-нирари I (годы правления 1305–1274 до н.э.) и стал столицей провинции, часто уступающей по важности только ассирийской столице самого Ассура. Во время краха Ассирийской империи Харран ненадолго служил последней столицей Неоассирийской империи 612–609 до н.э.

Город продолжал занимать видное место после падения Ассирии и испытал разную степень иностранного культурного влияния во времена нововавилонского (609–539 до н.э.), ахеменидского (539–330 до н.э.), македонского (330–312 до н.э.) и империи Селевкидов (312–132 до н. э.). Во времена классической античности Харран часто оспаривался между Римской и Парфянской (позже Сасанидской) империями. В 53 г. до н.э. Харран стал местом битвы при Каррах, одного из самых тяжелых военных поражений в римской истории. Харранский лунный культ Сина оказался устойчивым и просуществовал долго в средние века, известно, что он существовал еще в 11 веке нашей эры. Харран был захвачен халифатом Рашидун в 640 году и оставался важным городом в исламский период. Он процветал как центр науки и обучения и был местом расположения как первого исламского университета (Университет Харрана), так и самой старой мечети в Анатолии (Большая мечеть Харрана). Харран дважды служил столицей в средние века, сначала ненадолго во времена Омейядского халифата 744–750, а затем во времена Нумайридского эмирата 990–1081 годов.

Город был завоеван Монгольской империей в 1260 году, но был в значительной степени разрушен и оставлен заброшенным в 1271 году. Хотя Харран оставался военным форпостом при некоторых более поздних режимах, за последние пять столетий он в основном использовался местными кочевниками как временное поселение. общества. Харран снова превратился в полупостоянное деревенское поселение в 1840-х годах, но лишь недавно превратился в постоянный город благодаря достижениям в области местного орошения и сельского хозяйства. Харран был турецким районом до 1946 года, после чего он был понижен до уровня района Акчакале. Он восстановил свой статус района в 1987 году. Сегодня это главное местное туристическое место. Город особенно известен своими уникальными домами-ульями, которые напоминают постройки, которые уже существовали в Харране в древние месопотамские времена.

 

Топонимия

Название Харран записано для города из самых ранних документов, в которых он упоминается, и остается в постоянном употреблении и практически не изменилось с древних времен. Харран упоминается в ранних клинописных записях шумеров и хеттов. Аррану буквально означает «путешествие», «караван» или «перекресток». Его часто интерпретируют как «караванный путь» или «пересечение путей и путешествий».

Древние ассирийцы называли город Хузирина. Шаррану был эллинизирован до Кархаи (Kάρραι) в эллинистический период. Позже римляне латинизировали греческое имя в Карры. Из-за того, что Харран и Карры занимают видное место в исторических литературных источниках, некоторые ученые используют составное название «Карры-Харран» для древнего города. Во времена Византийской империи город продолжал называться Карра (Kάρραι), но также иногда назывался Элленополис (Eλληνóπoλις), «город [языческих] греков», в связи с сильными там языческими традициями.

 

Достопримечательности

Памятники и руины
ворота предполагают, что он был основан в какой-то момент во время византийского правления (4–7 вв.). Также возможно, что он был построен под властью мусульман в 9 веке. Если он не был построен в 9 веке, то, вероятно, по крайней мере, он был расширен в раннеисламский период. До своего разрушения замок был трехэтажным. Вероятно, изначально это был дворец, но он был преобразован в более похожее на замок милитаристское здание в 11–13 веках, когда регион, окружающий Харран, испытал значительные политические беспорядки. Недавно замок был частично раскопан и реконструирован при поддержке Министерства культуры и туризма Турции.

Харран был местом самой старой мечети, построенной в Анатолии, известной как Великая мечеть или Райская мечеть. Мечеть была построена омейядским халифом Марваном II в 744–750 годах, когда город был его столицей. Кладка мечети свидетельствует о том, что за свою историю она несколько раз реставрировалась. Имея размеры 104×107 метров (341×351 фут) в высоту, мечеть за столетия превратилась в руины, и сегодня мало что от нее сохранилось. Остальные части включают восточную стену, михраб, фонтан и минарет высотой 33,3 метра (108 футов).

Еще одним важным историческим памятником Харрана является его древний курган, раскинувшийся на большой территории и частично сохранившийся в нетронутом виде в центре археологических раскопок города. Курган хранит надписи и архитектурные элементы из нескольких разных культур и, по-видимому, постоянно использовался с 3 века до нашей эры до 13 века нашей эры. Курган может быть старше самого Харрана, поскольку керамика датируется ок. На этом месте был найден 5000 г. до н.э.

Точное местонахождение древнего великого храма Экхулхул неизвестно, и никаких определенных археологических свидетельств его существования пока не обнаружено. Вполне вероятно, что одно из главных средневековых зданий Харрана заменило Эльхулхул и было построено на его вершине, будь то замок Харрана или Большая мечеть. Писания исламского периода противоречиво утверждают, что замок или мечеть были преобразованным храмом Луны. Замок, находящийся на месте древнего храма, также подтверждается его более высокой высотой, тогда как мечеть также поддерживается находками вавилонских надписей и четырьмя стелами Набонида среди ее руин. В этих надписях и стелах прямо упоминается Эльхулхул. Кроме того, из руин мечети были извлечены остатки древнего алтаря с изображением луны. В результате мечеть пользуется большей научной поддержкой как наиболее вероятное местонахождение древнего храма.

Городские стены
Старый город Харрана по-прежнему в значительной степени окружен древними городскими стенами Харрана. Хотя в целом они находятся в плохом состоянии, некоторые участки хорошо сохранились в хорошем состоянии и дают представление о том, как когда-то выглядело поселение. Точная дата возведения нынешних стен и какая из многих культур, населявших Харран, построили их, неизвестно. Стены, скорее всего, были построены либо при римском, либо при византийском правлении. Надписи на греческом и сирийском языках были обнаружены при раскопках частей стен.

Стены Харрана напоминают стены соседней Эдессы, хотя они немного меньше. Они имеют слегка эллиптическую форму, обычно около 3 метров (10 футов) в толщину, примерно 4,5 километра (2,8 мили) в длину и 5 метров (16 футов) в высоту. До того, как они разрушились, в стенах было 187 бастионов и 6–8 ворот, большая часть которых сегодня находится в разрушенном состоянии. Только одни из средневековых ворот Харрана, ворота Алеппо, сохранились до наших дней. Стены когда-то были окружены большим рвом, наполненным водой.

Ульи дома
Сегодня Харран в основном привлекает внимание своей характерной народной архитектурой домов в его старом городе, известных как дома-ульи (кумбеты). Этот тип здания не встречается больше нигде в Турции и редко встречается в остальном мире. Дома, похожие на современные дома-ульи, давно существуют в Харране; самые ранние известные здания из Харрана, по-видимому, были круглыми, а ассирийские рельефы 7 века до нашей эры изображают куполообразные здания, архитектурно похожие на нынешние дома-ульи. Они не постоянно присутствовали на этом месте, вместо этого их строили, разрушали, забывали и перестраивали несколько раз на протяжении всей истории Харрана. Дома-ульи были зарегистрированы в Харране исследователем 12-го века Ибн Джубайром, но не исследователем 17-го века Эвлией Челеби.

Большинство нынешних ульев в Харране датируются началом двадцатого века, и ни один из них не стоял дольше, чем с середины 19 века. Архитектура ульев немного изменилась с двадцатого века; фотографии того времени показывают дома, воздвигнутые на территории, как палатки, тогда как нынешние конические купола построены на более крупных кубических основаниях.

Поскольку древесина редко встречается в районе Харрана из-за его климата, местные жители традиционно строили дома из материалов, которые они могли легко собрать, таких как камень, кирпич и глина. Современные дома-ульи были построены местными жителями, которые научились их строить, исследуя раскопанные древние постройки и используя кирпичи, собранные из руин, в качестве строительного материала. Дома-ульи были совместимы с кочевым образом жизни местных жителей, поскольку их можно было быстро строить и разбирать, как палатку, а также эффективно противостоять как жаре, так и холоду. Из-за непрочных материалов, используемых для оштукатуривания, ульи требуют ремонта каждые 1–3 года. Их стены обычно имеют толщину 50–60 сантиметров, а их купола имеют толщину около 20–30 сантиметров. Купола имеют отверстие в верхней части, которое обеспечивает естественную циркуляцию воздуха и вентиляцию. Эта особенность в сочетании с толстыми стенами обеспечивает относительно хорошие условия в помещении в течение всего года, даже в сильную летнюю жару.

По подсчетам, проведенным в 2002 году, в Харране было 2760 ульев, хотя с тех пор их число в старом городе сократилось до нескольких десятков. Некоторые из ульев оставались заселенными до 1980-х годов, но сегодня они в основном используются как склады и амбары и находятся на консервации с 1979 года. Одно из старейших сохранившихся зданий в Харране - это комплекс ульев, который сегодня служит Домом культуры Харрана ( Harran Kültür Evi), местный музей и ресторан. Здание Дома культуры было первоначально построено c. 1800 г., но в какой-то момент превратился в руины и был перестроен в туристических целях в 1999 г. В музее представлены артефакты, а также традиционные украшения и одежда из региона, окружающего Харран.

Современные здания
Поскольку запреты на сохранение исторических памятников не позволяли местным жителям собирать строительные материалы из древних руин с 1950-х годов, новые дома, построенные в Харране, в основном представляют собой бетонные конструкции, не имеющие архитектурного отношения к домам-ульям. Бетонные дома строились как рядом с домами-ульями, так и за пределами древних городских стен. Большинство населения Харрана сегодня живет в недавно построенной деревне примерно в 2 км (1,25 мили) от старого центра города.

 

История

Древний Ближний Восток (2500–539 до н.э.)
История ранних веков
Харран расположен на важном географическом перекрестке между реками Евфрат и Тигр, а также на границе между древней месопотамской и анатолийской культурами. Самые ранние известные поселения в районе, окружающем Харран, датируются 10–8000 г. до н.э., а поселения в его непосредственной близости, как известно, существовали к 6000 г. до н.э. Первоначально этот регион находился под контролем шумеров и хеттов, а затем был оккупирован древними семитоязычными людьми около 2750 г. до н.э. Самые ранние письменные записи о Харране предполагают, что сам город был основан ок. 2500–2000 гг. до н.э. как торговый форпост торговцев из шумерского города Ур.

Харран с самого начала ассоциировался с месопотамским богом луны Нанной (позднее известным как Син) и вскоре стал считаться священным лунным городом. Экхулхул («Храм Радости»), великий лунный храм Харрана, уже существовал в городе ок. 2000 г. до н.э. Син был главным божеством в Уре, где также располагался его главный храм, но преданность Харрана луне, возможно, также можно объяснить ее географией и климатом. По словам Дональда Фрю, солнце было естественным врагом в жарком и пустынном ландшафте, окружающем Харран, тогда как ночь (и, следовательно, луна) были более утешительными. Однако считается, что у бога солнца Шамаша также был храм в Харране. Другим выдающимся божеством в городе был сын Сина Нуску, бог света.

Хотя почти ничего не известно об архитектуре и планировке Харрана до Средневековья, считается, что город был спроектирован в соответствии с неопределенным планом в форме луны, поскольку средневековые источники ссылаются на это. Какую форму луны имеют в виду источники, не ясно.

Религиозные авторитеты Харрана, выступавшие от имени Сина, считались подходящими гарантами и сторонами, подписавшими политические договоры. уже с. В 2000 г. до н.э. в Эхулхуле был заключен мирный договор между Мари и Бене-иаминой, племенем амореев. Другие подписанные договоры, в которых упоминается Син из Харрана, включают договор 14 века до нашей эры между Шуппилулиумой I из хеттов и Шаттивазой из Митанни, а также договор 8 века до нашей эры между ассирийским царем Ашур-нирари V и Матиилу из Арпада.

Харран превратился в крупный культурный, торговый и религиозный центр Месопотамии. В дополнение к своему религиозному значению Харран также был важен из-за своего стратегического положения на пересечении торговых путей. Поскольку в Харране было много товаров, которые проходили через его регион, он часто становился целью набегов. В 19 веке до нашей эры окружающие Харран земли были заняты конфедерациями полукочевых племен. Сообщается, что в следующем столетии царь амореев Шамши-Адад I (годы правления 1808–1776 до н.э.) начал экспедицию, чтобы завоевать регион вокруг Харрана и защитить торговые пути от враждебных сил. После падения царства Шамси-Адада в начале 18 века до нашей эры Харран какое-то время был независимым городом-государством; архивы из Мари времен Зимри-Лима (годы правления 1775–1761) свидетельствуют о том, что Харраном в его время правил король по имени Асди-Таким. Позже Харран был включен в состав королевства Митанни в 16 веке до нашей эры.

Ассирия и Вавилония
Харран был завоеван у Митанни ассирийским царем Адад-нирари I (годы правления 1305–1274 до н.э.). Город не был прочно включен в состав Средней Ассирийской империи до 1100-х годов до нашей эры, до этого его часто занимали арамеи. При Ассирии Харран превратился в укрепленную столицу провинции, уступающую по важности только столице самого Ассура. В 10 веке Харран был одним из немногих городов, наряду с Ассуром, которые были освобождены от уплаты дани ассирийскому царю, а в 9 и 8 веках до нашей эры Харран стал резиденцией туртану, ассирийского полководца. -главный.

Поскольку Харран был священным городом бога луны, многие месопотамские короли путешествовали туда, чтобы получить благословение и подтверждение своего правления от городских религиозных деятелей и, в свою очередь, отремонтировали и расширили Харран и его храмы. Эхулхул дважды ремонтировался в новоассирийский период царями Салманасаром III (годы правления 859–824 до н.э.) и Ашшурбанипалом (годы правления 669–631 до н.э.). Пророчества, сделанные пророками и оракулами лунного культа Харрана, пользовались большим уважением; в 670-х годах до н.э. харранцы правильно предсказали, что Асархаддон (годы правления 681–669 до н.э.) завоюет Египет, и Саси, узурпатор, провозглашенный царем оракулом из Харрана, сумел заручиться широкой поддержкой в ​​империи, прежде чем потерпел поражение. В частности, правление Асархаддона ознаменовало превращение Эхулхул в одно из самых выдающихся религиозных святилищ на древнем Ближнем Востоке, положение, которое он сохранял на протяжении веков.

Ассирийская империя потерпела поражение в конце 7 века до нашей эры от недавно созданной Нововавилонской империи и мидян. Ассирийская столица Ниневия пала в 612 г. до н.э., но остатки ассирийской армии во главе с наследным принцем Ашур-убаллитом II собрались в Харране. Поэтому Харран обычно считается недолговечной последней столицей древней Ассирии. Ашур-убаллит прошел церемонию коронации в Харране, когда Син наделил его властью. После долгой осады, длившейся с зимы 610 г. до н.э. до начала 609 г. до н.э., Харран был захвачен вавилонянами и мидянами, что положило конец Ассирийской империи. В это время Эхулхул был разрушен мидянами и много лет находился в запустении, но в конце концов был восстановлен нововавилонским царем Набонидом (годы правления 556–539 до н.э.), который был из Харрана. Сам город также значительно оживился во время правления Набонида.

Античность (539 г. до н.э. – 640 г.)
После падения Нововавилонской империи в 539 г. до н.э. Харран последовательно находился под контролем империй Ахеменидов (539–330 до н.э.), Македонии (330–312 до н.э.) и Селевкидов (312–132 до н.э.). При Селевкидах Харран в основном функционировал как военная колония, а со времени македонского завоевания многие греки поселились в Харране. За столетия эллинского контроля Харран постепенно подвергся некоторой эллинизации своей культуры. После распада империи Селевкидов Харран стал частью Осроенского королевства в 132 г. до н.э., управляемого набатейской арабской династией Абгаридов и чаще всего являвшимся вассальным государством Парфянской империи. Правление Абгаридов, возможно, поощряло местный лунный культ; луна была важна как в древних бедуинских, так и в набатейских арабских религиях.

С первого века до нашей эры и до конца античности Харран обычно располагался недалеко или на границе Римской (позже Византийской) и Парфянской (позже Сасанидской) империй. Харран часто переходил из рук в руки между двумя империями, но на практике часто был более или менее независимым. В 53 г. до н.э. город был местом битвы при Каррах между римлянами и парфянами, в которой парфянский полководец Сурена победил и убил римского триумвира Марка Лициния Красса, что стало одним из самых тяжелых военных поражений в римской истории. Осроена (и, следовательно, также Харран) впервые попала под контроль римлян в результате войн Луция Вера и Авидия Кассия в 162–166 годах нашей эры. Харран получил колониальный статус при императоре Септимии Севере в 195 году. Источники римских времен описывают Харран как укрепленный гарнизонный город. В 217 году римский император Каракалла был убит в Харране во время посещения храма Сина. Харран вместе с близлежащими городами Нисибис и Хатра были захвачены сасанидским королем Ардаширом I в 238–240 годах, но были быстро возвращены императором Гордианом III. Позже, в 296 году, Харран также стал местом битвы, в которой будущий император Галерий потерпел сокрушительное поражение от сасанидского царя Нарсе. В трудах Аммиана Марцеллина (359 г.) отмечается, что стены Харрана находились в плохом состоянии. Эта проблема не была исправлена ​​до ремонта, проведенного во время правления Юстиниана I (годы правления 527–565).

Со времен христианизации Месопотамии и Сирии и до средних веков Харран враждовал с соседним городом Эдесса из-за того, что города имели поляризованное отношение к христианству. В то время как Эдесса приняла новую религию очень рано, Харран оставался языческим оплотом на протяжении веков и стал крупнейшим центром языческих культов в восточной Сирии. В 4 веке Харран все еще был в подавляющем большинстве языческим, до такой степени, что епископ, назначенный в Харран в 361 году, отказался проживать в городе и вместо этого жил в Эдессе. Несмотря на свое язычество, Харран представлял интерес для христиан, поскольку город упоминается в Книге Бытия как город, где Авраам и его семья остановились на пути из Ура Халдейского в Ханаан.

Последний языческий римский император Юлиан (годы правления 361–363) намеренно избегал христианской Эдессы и вместо этого остановился в Харране в 363 году, чтобы проконсультироваться с оракулами лунного храма о предстоящей персидской кампании. Хотя известно, что в то время в Харране все еще поклонялись Сину, любопытно, что Джулиан консультировался с женским лунным божеством Луной. Оракулы предупредили императора о надвигающейся катастрофе, но Юлиан все равно продолжил и был убит на войне. Харран был единственным городом в Римской империи, объявившим общегородской траур после смерти Юлиана. Более поздние источники указывают, что среди божеств, которым поклонялись язычники Харрана в поздней античности, были Син, Бат-Никкал (супруга Сина; имя, отличное от его древней супруги Нингаль), «господин со своими собаками» (идентифицируемый как локализованная версия бога Нергала), Тарата (отождествляемая с сирийской богиней Атаргатис), Гадлат (арбийская богиня) и, возможно, Шамаш. Хотя Син в прошлом был единственным главным божеством в Харране, к этому моменту он был лишь самым важным из нескольких различных древних богов.

Язычники Харрана стали проблемой во все более христианизируемой поздней Римской империи. Еще в начале V века богослов Феодорит писал, что Харран был «варварским местом, полным шипов язычества». На Втором Эфесском соборе (449 г.) епископа Харрана Стефана обвинили в получении взяток от язычников за то, чтобы они позволили им мирно совершать свои ритуалы. Харран был ненадолго захвачен сасанидским королем Хосровом I в 549 году, который освободил город от уплаты дани, которую он требовал от Эдессы, на том основании, что Харран не был христианином, как его враги, а скорее оплотом «старой религии». Устойчивость язычества в Харране в христианской поздней Римской империи, вероятно, можно объяснить только тем, что язычники регулярно предлагали взятки церковным чиновникам и гражданским администраторам в регионе. В 590 году император Морис (годы правления 582–602) приказал епископу Харрана Стефану преследовать язычников Харрана. Многие, кто отказался принять христианство, в том числе правитель Ациндин, были казнены. К этому времени христиане и язычники Харрана жили в отдельных кварталах города.

Средневековье (640–1271)
Харран под халифатом
Преследование Морисом язычников Харрана мало повлияло на силу языческого сообщества, и Харран оставался преимущественно языческим городом. Когда армии халифата Рашидун во главе с генералом Иядом ибн Ганмом осадили Харран зимой 639–640 гг., Именно язычники города договорились о его мирной капитуляции. Записано, что Ганм подарил язычникам Харрана храм новолуния после захвата города. Харран под властью ислама стал одним из самых важных поселений в районе Дияр Мудар. В 657 году халиф Али попросил харранцев помочь ему против Муавии I, первого омейядского халифа, но вместо этого харранцы встали на сторону Муавии в битве при Сиффине в том же году. В ответ говорят, что Али устроил жестокую резню в Харране, истребив большую часть жителей.

При Омейядском халифате (661–750) Харран был отремонтирован и снова стал процветать. В 717 году халиф Умар II основал первый мусульманский университет в Харране, собрав многих ученых из других городов халифата (включая Александрию) и поселив их в Харране. Харран был сделан столицей Омейядского халифата при его последнем халифе Марване II с 744 по 750 год. Причина, по которой Марван переместил свой двор в Харран, неизвестна, но может заключаться либо в том, чтобы лучше контролировать беспокойные восточные провинции халифата, либо из-за антихристианских настроений языческого населения города, который никогда не был неверен Омейядам. Перенос столицы в Харран вызвал некоторое возмущение; племя бану калб увидело в этом отказ от Сирии и под руководством Язида ибн Халида аль-Касри осадило бывшую столицу Дамаск, прежде чем было подавлено. Харран не продолжал функционировать как столица при последующем Аббасидском халифате, хотя город пользовался некоторыми особыми привилегиями. Когда Аль-Мансур (годы правления 754–775) приказал разрушить стены всех городов северной Месопотамии, Харран был заметным исключением.

Харранский университет пережил свой золотой век в 8 веке, особенно при аббасидском халифе Харуне аль-Рашиде (годы правления 786–809). Многие выдающиеся ученые того времени получили образование в университете в такие предметы, как математика, философия, медицина и астрология. Университет также был важным местом для переводов документов с сирийского и греческого языков на арабский язык, а Харран процветал как центр науки и обучения. Кроме того, Аль-Рашид снабдил Харран новым водоснабжением, построив канал от реки Балих. В какой-то момент неоплатонизм был представлен харранским интеллектуалам, хотя точное время не ясно. Возможно, его привез в Харран ученый Табит ибн Курра в конце 9 века, который мог изучать неоплатонизм в Багдаде. В качестве альтернативы неоплатонизм мог быть принесен в Харран еще в 6 веке неоплатониками, такими как Симплиций Киликийский, бежавший от преследований в Византийской империи.

Местная харранская религия продолжала развиваться как смесь древней месопотамской религии и неоплатонизма, и Харран оставался печально известным своими сильными языческими традициями еще долгое время в исламский период. В городе сохранилось весьма неоднородное население, исповедовавшее множество различных религий. Некоторые приняли синкретические верования, приемлемые для мусульман, другие продолжали чтить старых божеств древней Месопотамии и Сирии, а некоторые в первую очередь поклонялись звездам и планетам. такие как Вавилония, Греция, Индия, Персия и Египет. Помимо язычников, Харран также был домом для мусульман, христиан, евреев, самаритян, зороастрийцев, манихеев и других групп.

В 830 году сын Харуна аль-Рашида Аль-Мамун (годы правления 813–833) прибыл в Харран с армией, направлявшейся в Византийскую империю для совершения набега [33], и намеревался разрушить город из-за его большого языческого населения. Аль-Мамун спросил население, были ли они мусульманами, христианами или евреями («люди книги», защищенные исламским законом). Не имея возможности утверждать, что это так, жители Харрана вместо этого утверждали, что они были «сабианами», таинственной религиозной группой, также защищенной в соответствии с Кораном, но в то время никто не знал, кто они такие. На вопрос, кто их пророк, харранцы заявили, что их пророком был легендарный эллинистический персонаж Гермес Трисмегист. Было много исламских писателей, которые видели сквозь утверждения харранцев и по-прежнему считали их язычниками, а не сабианцами, и, таким образом, лишенными какого-либо особого права на терпимость или защиту. В 933 году указом харранским язычникам было приказано обратиться в ислам, но посетитель города в следующем году обнаружил, что языческие религиозные лидеры все еще управляют оставшимся общественным храмом. Терпимость к язычникам в Харране, по-видимому, возобновилась в конце 10 века.

Позднее Средневековье
Власть Аббасидского халифата и его вассалов в районе Харрана (династия Хамданидов) пришла в упадок в конце 10 века. В это время возникла новая местная арабская династия, династия Нумайридов, которая правила небольшим королевством со столицей в Харране с 990 по 1081 год. Терпимость к язычеству в Харране была, наконец, отменена в последний раз при Нумайридах в 11 веке, а последние лунные храмы были закрыты и разрушены. Точная дата, когда это произошло, и события, связанные с этим, неизвестны, возможно, это совпало с попаданием города под контроль Фатимидского халифата в 1038 году из-за подчинения нумайридского правителя Шабиба ибн Ватсаба в 1038 году или с неудавшееся восстание 1083 г. В 1059 году замок Харран, предположительно построенный в византийские времена, был перестроен и укреплен нумайридским правителем Мани ибн Шабибом. К 1180-м годам Харран был полностью предан исламу, практически без следов его прежнего лунного культа.

В конце 11-го и начале 12-го века политический контроль в северной Месопотамии и Сирии был фрагментирован. Харран был важным городом для различных местных мусульманских правителей в качестве противовеса близлежащим государствам крестоносцев. Контроль Нумайридов над Харраном закончился в 1081 году, когда город был захвачен династией Укайлидов. Тогда он находился под контролем различных турецких князей; сначала Джикирмиш из Мосула (1102–1106), затем Артукиды из Мардина (1106–1127), а затем династия Зенгидов, захватившая Харран при Имад ад-Дине Зенги в 1127 году.

В 12 веке Харран временами попадал под влияние графства Эдесса, недолговечного государства крестоносцев. Нет никаких записей о том, что крестоносцы когда-либо завоевывали Харран, но в замке Харрана сохранились остатки христианской часовни с характерной архитектурой крестоносцев, что, возможно, свидетельствует о мирном присутствии крестоносцев. Рост Эдессы под христианским правлением способствовал упадку Харрана. Эдесса находится выше уровня грунтовых вод, чем Харран, и по мере того, как в Эдессе строилось больше колодцев, колодцы в Харране постепенно пересыхали. Харран в 12 веке все еще славился своим древним происхождением; в ныне утерянной работе Хаммада аль-Харрани утверждалось, что Харран был первым городом, основанным после великого потопа.

Несмотря на угрозу нехватки воды, Харран продолжал оставаться важным городом под властью султаната Айюбидов, который последовал за Зегидами. Саладин (годы правления 1174–1193) в какой-то момент расширил Великую мечеть Харрана и после этого передал Харран своему брату Аль-Адилю I (позже султану 1200–1218). Позже Аль-Адиль передал Харран своему сыну Аль-Камилю (позже султану 1218–1238 гг.). В то время Харран находился под властью брата Аль-Камиля Аль-Ашрафа Мусы (1202–1228/1229), после смерти которого важность города неуклонно снижалась. Харран был захвачен хорезмийцами в 1237 году, изгнанными со своей родины после падения Хорезмийской империи, но замок был сохранен и укреплен правителем Айюбидов Ас-Салихом Айюбом, хотя вскоре ему пришлось отказаться от него, чтобы заключить сделку с хорезмийцами о военной помощи против Бадр ад-Дина Лу'лу из Мосула. Позже Харран был отвоеван у хорезмийцев Айюбидами в 1240 году Ан-Насиром Юсуфом из Алеппо.

Харран был захвачен Монгольской империей при Хулагу-хане в 1259 или 1260 в результате мирной капитуляции его правителя. Замок Харран, по традиции переданный другому губернатору, продолжал сопротивляться в течение некоторого времени, пока одна из башен не была разрушена. При монголах Харран продолжал процветать в течение нескольких лет как крупный городской центр. Монгольский контроль над Харраном был немедленно оспорен султанатом Ром и султанатом мамлюков. Монголы решили покинуть Харран в 1271 году, депортировав население в близлежащие города Мардин и Мосул. Счета различаются относительно причины заброшенности и состояния, в котором город остался. В одном отчете говорится, что город был поврежден в битве с турками годом ранее, что послужило причиной отказа, тогда как в другом говорится, что сами монголы причинили ущерб во время оставления. Также по-разному утверждают, что монголы либо просто замуровали ворота, но в остальном оставили то, что осталось нетронутым, либо разграбили город в поисках строительных материалов, прежде чем сжечь остатки. Одной из основных причин отказа, вероятно, было сокращение водоснабжения. Было невозможно поддерживать численность населения Харрана, когда его системы хранения воды пришли в негодность, а колодцы больше не производили достаточно воды. Другой возможной причиной отказа были трудности с удержанием и защитой Харрана и небольшая стратегическая ценность, предлагаемая городом взамен.

Более поздняя история (1271 – настоящее время)
Позже, в 1270-х годах, Харран был отвоеван у монголов мамлюкским султанатом. В какой-то момент мамлюки отремонтировали замок, скорее всего, в 1330-х или 1340-х годах, и он стал резиденцией местного военного губернатора, но в остальном на попытки возродить город было потрачено мало усилий. К этому моменту Харран больше не находился ни на одном из основных торговых путей. На этом месте, вероятно, в непосредственной близости от замка возникло небольшое поселение размером с деревню. Пространство внутри городских стен Харрана постепенно заполнилось грязью и песком естественным путем. На протяжении веков над землей осталось немного построек; замок уцелел благодаря своему положению на холме и постоянному использованию. Остатки мечети также сохранились в чистоте из-за ее религиозного и исторического значения.

При Османской империи, захватившей этот регион в начале 16 века, Харран был столицей нахии (местной административной единицы, состоящей из группы деревень). Разрушенный Харранский университет был отремонтирован при османском султане Селиме I (годы правления 1512–1520), хотя после его правления его значение снова уменьшилось. Османы продолжали использовать замок, а также построили новую мечеть меньшего размера в южной части города, но Харран постепенно пришел в упадок в течение периода османского правления и в конечном итоге был полностью заброшен как постоянное поселение.

Харран за последние пятьсот лет в основном использовался местными кочевниками как временное поселение. Одним из основных полукочевых племен, которые постоянно жили в Харране и его окрестностях со времен средневековья и до сих пор, являются нмеры, потомки средневековых нумайридских правителей города. К 1840-м годам Харран снова стал полупостоянным деревенским поселением, хотя жители проводили летние месяцы в лагерях за пределами деревни, чтобы избежать паразитов в своих домах. К середине 20 века Харран насчитывал около сотни домов, заселенных полуоседлыми арабами-кочевниками, большинство из которых все еще не оставались на этом месте в течение всего года. Древние водопроводные системы города давно пришли в упадок, и в Харране в 20 веке был только один источник питьевой воды, Колодец Иакова, примерно в 1,6 км (1 миле) к западу от его стен. Хотя в древних стенах все еще работали шесть колодцев, они давали только солоноватую воду и, таким образом, использовались только для снабжения водой животных. Вода в Харране, возможно, была заражена селитрой из древних руин.

С середины 20-го века Харран снова превратился в постоянно обитаемое поселение из-за местных достижений в области ирригации и сельского хозяйства. Особенно важным в этом развитии был турецкий проект Юго-Восточной Анатолии, начатый в 1970-х годах, который за счет ирригационных усилий превратил ранее сухие пустынные равнины, окружающие Харран, в продуктивные сельскохозяйственные поля. Харран получил собственный план будущего развития в 1992 году. Руины древнего города были внесены в Предварительный список объектов всемирного наследия Турции в 2000 году. Ожидается, что ускоренный экономический и демографический рост в Харране в будущем снова превратит Харран в важный местный центр. Экономические проблемы, вызванные сирийской гражданской войной на близлежащей сирийской границе, недавно заставили многие харранские семьи мигрировать в другие места в поисках работы, например, в города Урфа (древняя Эдесса), Адыяман и Газиантеп.