Медресе Абдулкасим Шейха (Ташкент)

 

Описание

Медресе Абдулкасим Шейха – памятник архитектуры в Ташкенте. Он состоит из медресе, мечети и ханаки. Он назван в честь построенного им шейха. Самое старое здание, комната Мои Мубарака, было построено в 1820 году, а медресе было построено в 1850 году. Изначально он был одноэтажным. Медресе квадратное (55×46 м), двор (22×28 м) окружен дворцом, классной комнатой, мечетью, ханакой Мои Муборак (6,1×6,1 м). Вход во двор через переднее и заднее крыльцо. Основное внимание в оформлении здания уделяется основному стилю, с цветочными башнями по обеим сторонам крыши (высотой 16 м). Их верхняя часть завершается куполообразными антресолями. Классная комната состоит из школьного (квадратная конструкция – 6,12×6,12 метра), двухэтажного помещения. Бассейн перед медресе, позже построенная баня, был снесен в 1940-х годах. Двери медресе были украшены резьбой Уста Хасанбоя из Оратепа. В ремонте принимали участие А. Салихов, Х. Нишанов, О. Полвонов (1979). Абдулла Кадири учился в медресе. С 1983 года располагается Ташкентское отделение Общества охраны памятников истории и культуры Узбекистана.

 

История строительства медресе

Ташкент – один из древнейших городов Востока. Несмотря на разрушительные гражданские конфликты и стихийные бедствия разных периодов, до нас дошло множество исторических памятников. Одно из них – медресе Абулкасим. На стенах медресе от входа в каждое помещение написаны цитаты из Священного Корана, познавательные и исторические аяты. Медресе построено в едином ансамбле с медресе Мойи Мубарака. В 1892 году, после смерти основателя Абул Касим Хана Эшона, оно стало называться медресе Абул Касима (Эшона).

В годы советской власти многие строения комплекса были снесены, но здание медресе чудом сохранилось. В настоящее время медресе является одним из исторических памятников, охраняемых государством, и находится в ведении столичного филиала международного благотворительного фонда «Золотое наследие».

Двадцать комнат (комнат) медресе дома-мастерских академии художеств. Здесь творят народные мастера, в том числе многие известные люди, члены Академии художеств Узбекистана, участники и лауреаты республиканских, областных и международных выставок. Здесь в полном смысле возрождается и расцветает наша традиция национального наставничества.

Во дворе медресе всегда многолюдно. Школьники, студенты, жители и гости нашей столицы, иностранные туристы с интересом рассматривают выставленные работы, любуясь изысканными миниатюрами, узорами, изысканными произведениями мастеров.

В 2002 году была восстановлена ​​верхняя часть молитвенного зала (алтаря). Здесь сохранились два стиха на таджикском языке.

Биография основателя медресе Абул Касим Хана Эшона
Абулкасимхан был известен не только в Ташкенте, но и за рубежом. Служение своему народу было его главной целью. Бахауддин был последователем учения Накшбанда, занимался переплетным делом и большую часть своих доходов тратил на нужды медресе.

События из жизни Абул Касим-хана связаны с «Чумным восстанием» в Ташкенте
В мае 1892 года, хотя шариат требовал захоронения умершего в тот же день, царская администрация в Ташкенте самовольно запретила захоронение на «холерном кладбище». Уставший от постоянного роста цен и эпидемии холеры, народ восстал. Для подавления восстания был вызван казачий полк. Была обстреляна толпа мирных жителей. История свидетельствует, что Абул Касим-хан обратился к правителю с разъяснением того, что «чумные бунты» были направлены не против царизма, а что народ поднялся на защиту своих убеждений и законов шариата. Ему удалось отменить решение губернатора.

Имя Абул Касим-хана можно встретить в исторических документах того времени – в следственных документах по делу «Восстание против правительства». До наших дней сохранилось множество официальных писем, подписанных его рукой. Абул Касим-хан был поистине мудрым лидером сопротивления властям. Власти, наказавшие организаторов восстания, не приняли строгих мер в отношении самого Абул Касим-хана, поскольку он имел в городе большую репутацию.

Последние дни Абул Касим-хана напоминают легенду. Священники Ташкента, обеспокоенные этой эпидемией, собрались в доме Абул Касим-хана. Они посовещались и решили принести жертву во имя Аллаха. На следующий день Абул Касим-хан взял на себя ответственность за бедствие, постигшее жителей Эшана, и объявил, что чума скоро покинет город. 4 июля 1892 года умер Абул Касим Хан Эшан, а на следующий день холера прекратилась...