Мечеть Биби-Ханым (Самарканд)

Описание

Мечеть Бибиханым Джаме (Мечеть Амира Темура Джаме) является памятником культурного наследия в системе Государственного музея-заповедника «Самарканд».

Мечеть Бибиханим Джаме (Мечеть Амира Темура Джаме) — памятник архитектуры в Самарканде (1399-1404 гг.). Старшая жена Амира Темура связана с именем Бибиханум (первоначально Ханым Сараймульк). Он был построен по указу Амира Темура. Имена мастеров и архитекторов, построивших мечеть, неизвестны. Размеры двора мечети 63,8х76,0 м, с четырех сторон он окружен арками и фронтонами. Его общая площадь 167х109 м, по углам стояли высокие башни. Постепенно он разрушался землетрясениями, сохранилась только нижняя часть северо-западной башни высотой 18,2 м. Фундамент из камня Харсанг, стены из жженого кирпича (толщина 4,5 м).

 

Сохранилось 6 связанных между собой архитектурных частей мечети. Это здание с михрабом и высоким фронтоном во дворе, его уменьшенной копией с обеих сторон, разделенным фронтоном мечети в основании и минаретом с северо-западной стороны. Раньше эти секции соединялись тремя рядами беломраморных колонн, легкими арочными крыльцами, а поверх них помещались купола (400). Колонн 480 (на расстоянии 3,5 м), с основанием, тело украшено резным узором, верх украшен мукарнами. По обеим сторонам двора находится сторожка с внешними воротами. Во дворе мечети уложены мраморные плиты. Посреди двора находится огромная плита из мраморного камня (специальный стул для чтения Корана), первоначально находившаяся внутри главного здания (в 1875 году из-за опасности обрушения большого купола ее сняли). до середины двора). Табличка, украшенная изящными бордюрами, мукарнами, растительными узорами и надписями, была изготовлена ​​в XV веке по указу внука Амира Темура Улугбека. Написано было так: «Султани Азим, наиболее уважаемый хаган, покровитель религии, хранитель ханафитской школы, благородный султан, сын султана, эмир правоверных, Улугбек Корагон».

Верхняя часть фронтона у входа в мечеть обрушилась во время землетрясения 1897 г. (высота оставшейся части 33 м, ширина 46 м). Пешток величественный, с аркой шириной 18,8 м посередине. Башни по бокам выше крыши. Меньшая (вторая) арка расположена на внутренней стороне пештока. У него были ворота с резной мраморной рамой. На мемориальной доске над ней (большая арка крыши обрушилась во время землетрясения 1897 года) написаны год постройки мечети и семья Амира Темура. Двухслойные ворота изготавливались из семи различных металлических сплавов – «хафти джуш» (позже исчезнувших). В боковых крыльях пештока имелись две винтовые лестницы. Он поднялся по лестнице на арочную площадку и подошел к минарету. Широкая поверхность пештока украшена изразцами-жилками, разноцветными щитовидными узорами (сейчас плитки пештока отвалились. Сохранившаяся часть пештока треснула и отделилась от стены). Главное (мехраб) здание мечети дает полное представление об архитектурных стилях времени Амира Темура. Преувеличение Шарафиддина Али Язди о том, что «Если бы не было купола неба, купол мечети был бы единственным в мире» не лишено оснований. Главное здание имеет фронтон, арку в центре и две многогранные башни по углам. Помещение за пештоком состоит из набора простых, но строгих геометрических форм (кубическая призма, постамент и купол, падающий на восьмиугольную часть помещения). Кубическая призма – основной объем здания, стороны которого составляют 14,6 м. Над ним расположена 8-гранная призма, состоящая из арок, проходящих вдоль стен помещения. К круглому основанию купола прикреплен постамент. На поверхности постамента написаны аяты Корана, он покрыт куполом, украшенным бирюзовой плиткой (видны остатки). Его входы также покрыты разноцветной плиткой, как и главный фасад, выложены керамическим кирпичом, а глазурованный цветной кирпич сложен вертикально. Основные узоры выполнены из прозрачного решетчатого кирпича, а их пространство заполнено синим кирпичом и белыми камнями. Простые геометрические формы и переплетенные в виде плюща надписи являются частью убранства здания. Уровень высоких минаретов здания михраба разделен на небольшие четырехугольные выступы. Витрины украшают геометрические фигуры и исламские мотивы (разных цветов). Они выполнены в плиточном стиле. Поверхность стены пештока покрыта резной плиткой. Каждая часть плиточного декора, цветочные стебли, чашечки, стебли, бутоны и листья вырезаются отдельно из куска специальной фаянсовой плитки, а плитки укладываются вместе без каких-либо зазоров. Эта плитка (особенно синяя) блестит, как прозрачное стекло. Два небольших здания рядом с мечетью представляют собой в основном уменьшенные копии мехраба, но отличаются простотой узоров и яркостью купола. В отделке интерьера мечети среди декоративных украшений широко использовались позолоченные рельефные узоры. Многогранные звезды, трехслойные буквы, резные плиты в мечети украшены небольшими мукарнами, бордюры выполнены из белого камня. По свидетельству историка Ибн Арабшаха, его современники, пораженные величием мечети Джаме, гордо восклицали: «Наши памятники расскажут поколениям о том, кто мы есть».

В 1868 году, когда русские войска осадили Самарканд, мечеть Биби-Хоним была разрушена. уничтожен пулей. Несмотря на то, что мечеть находится в руинах, она привлекает внимание великолепием архитектурных форм и изяществом убранства. Ее красочные узоры свидетельствуют о тонком вкусе и высоком мастерстве народных мастеров того времени.

После обретения Узбекистаном независимости по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова среди других памятников архитектуры нашего прошлого возведена мечеть Биби-Хоним м. особое внимание уделялось восстановлению Согласно решению Кабинета Министров Республики Узбекистан «Празднование 660-летия со дня рождения Амира Темура» (29 декабря 1994 года) архитектурный комплекс ремонтируется.

 

История

 

В XIV-XV веках в период Тимуридов в Моворауннахре возникло мощное государство с процветающей столицей. В Самарканде начались масштабные строительные работы. В нем воплотились архитектурный опыт и народные традиции народов Востока.
Мечеть Амира Темура – ​​одно из крупнейших сооружений в Центральной Азии.
По словам историка Гиёсиддина Али Язди, жившего в дарге Амира Темура, «...Амир Темур выбрал лучшее место в столице для мечети в четвертый день месяца Шарифа Рамадана 801 года (10 мая 1399 г.) . Знаменитые мастера и архитекторы составили проект этого огромного здания и в самый благоприятный момент начали закладывать его фундамент..."
Об истории этой мечети Абу Тахирходжа приводит в своем труде «Самария»: «Мечеть Амира Темура Корагона расположена в городе, с северной стороны, возле ворот Хазрат Шаха (Дари Оханина)».
На крыше церкви: «Амир Темур Корагон, сын Амира Тарагая, великого хана, приказал построить эту церковь в 801 году». На образце ворот мечети написано: «Эта мечеть была завершена в 806 году (мелодия 1404)». Он также создал красивые природные узоры. На двери Джаме написан стих. Его содержание таково: « Все в руках народа — обман и похоть. Дело на усмотрение Бога, единоличного хозяина мира».
Общая площадь мечети Бибиханим Джаме 167х109м, по углам стояли высокие минареты, в настоящее время эти минареты отреставрированы. Мечеть Джаме постепенно разрушалась в результате землетрясений, сохранилась только нижняя часть северо-западного минарета высотой 18,2 м. Один из гузаров Самарканда в честь этой башни на протяжении многих лет издревле назывался «Якка минар». Фундамент мечети Бибиханим Джаме каменный, стены - из жженого кирпича (толщина 4,4-5 м).
До реставрации мечеть состояла из 6 архитектурных частей, не связанных друг с другом: мехраба и высокого остроконечного здания во дворе, его уменьшенной копии с обеих сторон, разделенного фронтона мечети в основании и минарет сохранился отдельно на северо-западе. Раньше эти секции соединялись тремя рядами беломраморных колонн, легкими арочными пешайванами, а поверх них помещались купола (400). Колонн 480 (расстояние 3,5 м) с основаниями, корпус резной, верх украшен цветными изразцами, украшен мукарнами (захоронены под землей, в результате археологических раскопок оголовок колонны мукарнас, состоящий из колонн , были найдены подставки и маленькие чаши). Он имеет четыре входа, каждый с внешними воротами.
Во дворе мечети Джаме уложены мраморные плиты. Посреди двора находится огромная плита из мраморного камня (специальный стул для чтения Корана), которая изначально находилась внутри главного здания (в 1875 году из-за опасности обрушения большого купола ее сняли). до середины двора). Он украшен изящными бордюрами, мукарнами, растительными узорами и надписями. Табличка была изготовлена ​​в середине XV века по указу внука Амира Темура Улугбека. Написано было так: «Султани Азим, наиболее уважаемый хаган, покровитель религии, хранитель секты Ханафии, благородный султан, сын султана, эмир момина Улугбека Корагона». Поместите сюда текст, который не требует форматирования

Верхняя часть фронтона у входа в мечеть обрушилась во время землетрясения 1897 года (остальная часть имеет высоту 33 м и ширину 46 м). Пешток величественный и имеет арку шириной 18,8 метра посередине. Башни по бокам выше крыши. Меньшая (вторая) арка расположена на внутренней стороне пештока. У него были ворота с резной мраморной рамой. На мемориальной доске над ней написан год постройки мечети и родословная Амира Темура. Двойные ворота были изготовлены из семи различных железных сплавов, называемых «хафти джош» (которые позже исчезли). В боковых крыльях пештока имелись две винтовые лестницы. Он поднялся по лестнице на платформу с коричневой аркой, а оттуда пошел к башне. Широкая поверхность пештока украшена глянцевой плиткой, разноцветными щитовидными узорами. (Перед ремонтом плитка фронтона почти отвалилась. Сохранившаяся часть фронтона треснула и отделилась от стены). Главное здание мечети дает представление об архитектурных стилях времен Амира Темура.
Главное здание имеет фронтон, арку в центре и две многогранные башни по углам. Помещение за пештоком состоит из совокупности простых, но мощных геометрических форм (кубическая призма, барабан, падающий на восьмиугольную часть помещения, купол). Кубическая призма – основной объем здания, стороны которого составляют 14,6 м. Над ним расположена восьмиугольная призма с арками, проходящими вдоль стен помещения.
Круглое основание купола покрыто куполом, украшенным бирюзовой плиткой, на поверхности которой написаны аяты Священного Корана (видны останки). Его входы также покрыты разноцветной плиткой, выложены керамическим кирпичом, а глазурованный цветной кирпич уложен вертикально. Основные узоры выполнены из прозрачных светло-голубых кирпичей, а их пространства заполнены синими кирпичами и белыми камнями. Простые геометрические формы и переплетенные в виде плюща надписи являются частью убранства здания.
Уровень высоких башен здания с алтарем разделен небольшими четырехугольными вывесками. Панно украшают геометрические фигуры и растительные мотивы (разных цветов). Они выполнены в стиле клепки и плитки. Поверхность стены пештока покрыта резной плиткой. Эта плитка (особенно синяя) блестит, как прозрачное стекло. Два небольших здания рядом с мечетью в основном представляют собой уменьшенные копии комнаты мехраба, но отличаются простотой узоров и коричневым цветом куполов. Золотое тиснение папье-маше (папе-маше) широко использовалось в отделке интерьера мечети.
Многоконечные звезды, трехслойные буквы, резные плиты в мечети украшены небольшими мукарнами, бордюры выполнены из известняка. Даже в полуразрушенном состоянии он привлекает внимание великолепием архитектурных форм и изяществом убранства. Красочные узоры на нем свидетельствуют о тонком вкусе и высоком мастерстве народных мастеров того времени.
В поздний период в мечети Бибиханым Джаме были произведены коренные изменения в области ремонта и реставрации, проведены масштабные ремонтные работы. Были отремонтированы парадное большое крыльцо мечети, высокая стена, окружающая здание мечети, два малых купола и минарета, внутренний большой купол и большое крыльцо, а также восстановлены все изразцовые конструкции в нем. Квалифицированные ремонтники со всех регионов нашей республики были в этом задействованы. Ремонтные работы еще не закончены.

 

Архитектура

Согласно рукописям, мечеть была возведена по приказу Тимура в 1399-1405 гг. Ему присущи черты, характерные для многих мусульманских средневековых сооружений, особенно композиций айванного двора. Мечеть повторяет основной план дворовой мечети. Его внешние стены окружают прямоугольную область длиной 167 метров (182,63 ярда) и шириной 109 метров (119,20 ярда), протянувшуюся примерно с северо-востока на юго-запад — киблу соответственно. Однако размер свободной от крытых галерей площадки был всего 78 на 64 метра.

Сохранились 6 взаимосвязанных архитектурных частей мечети. Это здание с михрабом и высоким фронтоном во дворе, его уменьшенная копия с обеих сторон, разделенный фронтон мечети в основании и минарет с северо-западной стороны. Раньше эти участки соединяли 3 ряда беломраморных колонн, легкие арочные крыльца, а поверх них ставили купола (400). Колонн 480 (на расстоянии 3,5 м), с основанием, корпус украшен резным узором, а верх украшен мукарнами. По обеим сторонам двора есть сторожка с внешними воротами. Мраморные плиты выложены во дворе мечети. Посреди двора огромная плита из мраморного камня (специальное кресло для чтения Корана), которая изначально находилась внутри главного здания (в 1875 г. из-за опасности обрушения большого купола была перенесена в посреди двора). Табличка, украшенная изящными каймами, мукарнами, растительными узорами и надписями, изготовлена ​​в XV веке по указу внука Амира Темура Улугбека. Написано как «Султани Азим, почитаемейший каган, покровитель религии, хранитель ханафитской школы, благородный султан, ибни султан, эмир правоверных, Улугбек Корагон».

Верхняя часть фронтона при входе в мечеть обрушилась во время землетрясения 1897 г. (оставшаяся часть имеет высоту 33 м и ширину 46 м). Пешток величественен и имеет арку шириной 18,8 м посередине. Башни по бокам выше крыши. Меньшая (вторая) арка расположена с внутренней стороны пештока. У него были ворота с резным мраморным обрамлением. На табличке над ней написаны год постройки мечети и семья Амира Темура (большой свод крыши обрушился во время землетрясения 1897 г.). Двухслойные ворота изготавливались из семи различных металлических сплавов — «хафти джуш» (впоследствии исчезнувшие). На боковых крыльях пештока имелись две винтовые лестницы. Он поднялся по лестнице на арочную площадку и вышел на минарет. Широкая поверхность пештока украшена изразцами джилка, пестрыми, щитовидными узорами (сейчас плитки пештока отвалились. Сохранившаяся часть пештока треснула и отделилась от стены). Главное (второстепенное) здание мечети дает полное представление об архитектурных стилях времени Амира Темура. Преувеличение Шарафиддина Али Язди о том, что «если бы не купол неба, купол мечети был бы единственным в мире», не лишено оснований. Главное здание имеет фронтон спереди, арку в центре и две многогранные башни по углам. Комната за пештоком состоит из набора простых, но мощных геометрических форм (кубическая призма, цоколь и купол, ниспадающий на восьмигранную часть комнаты). Кубическая призма – основной объем здания, стороны которого равны 14,6 м. Над ним находится 8-гранная призма, состоящая из арок, проходящих вдоль стен помещения. К круглому основанию купола прикреплен цоколь. Стихи Корана написаны на поверхности постамента, и он покрыт куполом, украшенным бирюзовыми изразцами (видны остатки). Его входы также облицованы цветной плиткой, как и главный фасад, выложены керамическим кирпичом, а глазурованные цветные кирпичи сложены вертикально. Основные узоры выполнены из прозрачных жалюзийных кирпичей, а их промежутки заполнены голубыми кирпичами и белыми камнями. Простые геометрические формы и переплетенные плющом надписи являются частью декора здания. Уровень высоких минаретов здания михраба разделен на небольшие 4-угольные проявления. Экспозиции украшают геометрические фигуры и исламские мотивы (разных цветов). Они выполнены в плиточном стиле. Поверхность стены пештока покрыта резаной плиткой. Каждая часть плиточного декора, стебли, чашечки, стебли, бутоны и листья цветов вырезаются отдельно из куска специальной глиняной посуды, и плитки укладываются вместе без каких-либо зазоров. Эти плитки (особенно синие) сверкают, как прозрачное стекло. Два небольших здания рядом с мечетью в основном представляют собой уменьшенные копии мехраба, но отличаются простотой узоров и яркостью купола. В отделке интерьера мечети среди декоративных украшений широко использовались позолоченные рельефные узоры. Многоконечные звезды, трехслойные буквы в мечети украшены небольшими мукарнами, бордюры выполнены из белого камня. По свидетельству историка Ибн Арабшаха, его современники, пораженные величием мечети Джаме, с гордостью восклицали: «Наши памятники расскажут поколениям о том, кто мы есть».

 

В 1868 году, когда русские войска осадили Самарканд, мечеть Биби-Ханым была повреждена. Несмотря на то, что мечеть находится в руинах, она привлекает внимание великолепием своих архитектурных форм и изяществом убранства. Его красочные узоры свидетельствуют о тонком вкусе и высоком мастерстве народных мастеров того времени.

После обретения Узбекистаном независимости по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова среди других архитектурных памятников нашего прошлого мечеть Биби-Хоним м. особое внимание уделялось восстановлению Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «Празднование 660-летия со дня рождения Амира Темура» (29 декабря 1994 года) в архитектурном комплексе ведется ремонт.