Мавзолей Ходжа Дониёр

 

Описание

Мавзолей Ходжи Дониёр — памятник архитектуры в Самарканде (построен в начале 20 века). Он стоит на солнечной стороне крепости Афросиаб, на берегу ручья Сиаб. Он был построен на могиле святого Ходжи Даниила. В длину (около 15 м) состоит из прямоугольного помещения с фронтоном и пятью куполами. Фронтон (с северной стороны) и куполообразные, чашеобразные клумбы по обеим сторонам от него украшены резьбой по ганчу, а бока украшены арками. Внутри мавзолея находится продолговатая хижина. Родник возле мавзолея считается в народе благословением. Согласно произведению Абу Тахирходжи «Самария», Ходжа Данияр (Даниял) был одним из соратников Кусама ибн Аббаса.

 

История

Мавзолей Ходжи Данияра – одна из самых престижных и известных святынь Самарканда. Представители трех религий – ислама, христианства и иудаизма – посещают мавзолей Ходжи Дониёр как одинаково священный и благословенный. Даниил — имя одного святого в мусульманской, христианской и еврейской литературе.

Согласно толкованию Библии, Даниил означает «Бог-судья» на иврите. Даниил родился в Иерусалиме в 603 г. до н.э. и принадлежит к потомкам царя Давида и Соломона. Эр. ср. В 586 году, после завоевания Израиля вавилонским царем Навуходоносором, Даниил был взят в Вавилон (Ирак) с детьми других знатных людей. Они изучают разные предметы. Даниэль считается одним из самых талантливых молодых людей. Он показал силу своих религиозных убеждений, воздерживался от вина и масла, ел только овощи и соблюдал религиозные правила. Вот почему его мудрость и религиозное благочестие описываются как награда от Аллаха согласно толкованию Библии. Царь Новохудоносор за мудрое толкование сонника наградил его большими дарами и причислил к своим приближенным. По прибытии персов царь Дарий выдвинул Даниила на руководство страной. Такие комплименты вызывают зависть у придворных, приближенных к королю. Эти люди оклеветали Даниила и по приказу царя бросили его в ров с голодными львами, но звери даже не тронули его. Затем по приказу царя сами клеветники брошены в яму, и львы растерзают их.

Легендарный святой дожил до того времени, когда иудейские пленники были освобождены персидским царем, но в силу преклонного возраста не смог вернуться на родину и был с почестями погребен в городе Суз, на территории современного города Мосул. (Ирак). Это привело к некоторой путанице среди историков относительно места захоронения святого. У ученых до сих пор нет единого мнения о том, когда и как появился мавзолей пророка Даниила в Самарканде.

Согласно народной легенде, великий полководец Амир Темур во время своего семилетнего похода в Малую Азию (1397-1404 гг.), несмотря на то, что он был великим полководцем, не смог завоевать Суз. Хозяин слышит от благочестивых, что город будет охранять блаженный Хок святого Даниила. Тогда Амир Темур заключил соглашение с осажденными, пообещав не трогать их имущество и не брать пленных в рабство, а взамен предложил взять часть земли святого, то есть его правую руку, в Самарканд, чтобы тот будет защищать свое королевство от всех видов бедствий. После погребения святого в Самарканде из изголовья могилы бьет родник, и жители города и его окрестностей считают эту воду благословенной и пользуются ею. Но эта легенда противоречит правилам ислама, то есть тревожить прошлое нельзя. Близко к истине, что великий полководец, вероятно, перевел часть хоков из Суз в Самарканд, и по его приказу был построен мавзолей как символ успешной победы в военной кампании.

В записях биографов Амира Темура нет сведений об этом событии. Некоторые историки утверждают, что персидский историк Истахри приехал в Мовароуннахр за четыреста лет до рождения Тимура и писал, что в то время в городе существовал мавзолей Хазрата Даниила.

Согласно достоверным источникам некоторых исследователей, религиозная община иудеев, существовавшая до религии ислама, принесла в Самарканд благословение Хазрата Данияра, а местные огнепоклонники с уважением относились к этим верующим и разрешили построить на окраине синагогу. город. В подтверждение этого археологами были раскопаны культурные остатки вокруг мавзолея. Он относится к VII-VI векам и согласно Библии соответствует времени, когда жил пророк Даниил. Христиане также могли привезти в Самарканд хоки пророка, ведь известно, что при византийском правителе Зеноне часть хоки Даниила была перенесена в Константинополь (ныне Стамбул).

 

И, наконец, существует также мнение, что в мавзолее в усыпальнице действительно было захоронено тело Кусама ибн Аббаса, сына дяди Пророка Мухаммеда. Самаркандский историк Абу Тахирходжа пишет в книге «Самария»: «Могила Ходжи Даниера находится на окраине Самарканда, под северной стеной крепости Афросиаб. Рядом с мавзолеем протекает река Сийоб. Люди считают эту могилу могилой пророка Даниила, но его могила находится в провинции Мосул. Говорят, что эта могила — могила одного из товарищей Кусама ибн Аббаса. Да благословит тебя Бог! Могила покрыта камнями Заравшана. Говорят, что Ходжа Даниер был очень набожным и благочестивым. На изголовье могилы, у ручья Сиёб, есть родник Ходжи Даниера. Люди пьют и купаются в нем. Это считается причиной исцеления многих больных людей. Да помилует Господь этого человека!»

Об этом Абул Хаким Самарканди в своей книге «Кандия» пишет следующее: «Есть в Самарканде родник, один из небесных родников, и находится он у ручья Оби Рахмат. По свидетельству историков, эта вода вытекает из верховья гробницы пророка Даниила, и этот источник является причиной исцеления, и часть этой воды Сад течет в сторону Майдана и впадает в Оби Рахмат Над ним находится могила Пророка Даниила, который считается Пророком, который приносит благо людям».

О заслугах пророка Даниила сообщает нам еще один среднеазиатский источник – это книга Биная «Сонник». При этом многие мудрые слова начинаются со слова «Даниёр, мир ему». 500-летнее фисташковое дерево все еще зеленеет на северной стороне мавзолея. Примечательно, что эта полузасохшая фисташка снова зацвела в 1996 году после посещения могилы и освящения дерева Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Внутри мавзолея мы видим самую длинную гробницу в мире, ее длина составляет 18 метров. Высота могилы с южной стороны 90 см, с северной 160 см, немного шире - 2 м с северной стороны, так как с этой стороны установлена ​​квадратная сагона. Сагона сделана из обожженного кирпича, обработана пескоструйной обработкой и украшена мраморными панелями с кораническими надписями. На противоположной стороне сагоны, на подоконнике мавзолея, обращенном на север, находится камень с арабскими надписями, называемый местными жителями «ният-тоши». Паломники обходят гробницу Хазрата Даниэля один-три раза и пытаются поднять или хотя бы сдвинуть этот камень. Существует несколько традиций относительно длины могилы. По одной из них, из-за того, что принесенная чалма считалась священной, люди с недобрыми намерениями могли выкопать останки и унести их. Поэтому была вырыта длинная могила и где-то в ней захоронены останки Пророка.

Мавзолей пророка Даниила в разные периоды имел разный вид. В книге, изданной во времена царской России, представлена ​​гравюра пророка Даниила 1870–1980-х годов. Из него видно, что в то время могила пророка Даниила была засыпана речными камнями, а вокруг нее было маленькое крыльцо и помещение (мечеть), а вокруг могилы были поставлены шесть узлов, символы священников и святых . Флаги устанавливались на специальные камни, и до сих пор есть камни, удерживающие эти флаги, но флаги не сохранились. В конце 19 века над этой могилой был построен мавзолей. Главная дорога, ведущая к нему, идет от древнего города Афросиаб, а въездное крыльцо-крыльцо построено немного выше мавзолея. Его остатки сохранились до сих пор, и он был построен в то же время, что и мавзолей. Существующий мавзолей над могилой Хазрата Даниера был построен в начале 20 века мастером самаркандских мыловаров Махмудом Старшим, потому что Хазрат Даниер считается старейшим из мыловаров. По некоторым данным, в строительстве мавзолея участвовал и российский бизнесмен-торговец Мирошниченко.

 

В мавзолее проведены многочисленные ремонтные работы. Святилище было окружено стеной, и к нему была построена лестница из трех частей. При этом гробница была покрыта ониксом и черным мрамором. На фотографии начала 20 века у мавзолея шесть куполов, но сегодня у него пять куполов, которые, возможно, были разрушены и восстановлены. С северной стороны мавзолея верхняя часть здания украшена куполами из жженого кирпича. Они построены в европейском стиле. В интерьере в этот период использовались щитовидные якоря и арки, поддерживающие купола.

В 2001 году вокруг комплекса проводились археологические раскопки. Были найдены остатки мечети, относящейся к 14 веку. Полка михраба мечети обращена в сторону Мекки. По словам старейшин, мечеть была разрушена во время Второй мировой войны по неизвестным причинам. Стены здания построены в стиле чупкор, а балки крыши уложены на кирпичный фундамент. Площадь северной части мечети 25 кв.м. крыльцо ли и вход в мечеть были отсюда. В северо-западном углу крыльца длина 80 см, ширина 40 см, толщина 20 см. были найдены две прямоугольные каменные плиты. Они были сырьем для изготовления надгробий. При тщательном изучении нижней части южной стены мечети там были обнаружены кирпичи XVII века. Арочная стена была построена вместо гораздо более старой стены, чтобы удерживать склон утеса. Кирпичи здесь и под южной стеной относятся к концу XIV и началу XV веков.
Далее вниз, на тропе, ведущей к источнику, были найдены предметы, относящиеся к IV-VII векам и даже I-II векам. До ислама местные зороастрийцы совершали перед такими источниками различные религиозные обряды. Не исключено, что до ислама здесь было святое место. Но делать однозначный вывод на этот счет еще рано, ведь археологические исследования необходимо продолжать. Все это о священном подворье пророка Даниила, который еще не открыл нам своих тайн.
Археологические раскопки продолжаются, и мы надеемся, что в будущем будет получено больше информации о мавзолее. С 1995 года в мавзолее и на прилегающих к нему территориях проводились капитальные строительные, ремонтные и благоустроительные работы.

Текущая ситуация
В настоящее время мавзолей и его окрестности полностью отреставрированы. Благоустроена территория вокруг проходящего мимо мавзолея якоря, созданы все условия для иностранных гостей.