Мавзолей Каффаль Шаши стоит на северо-западном углу площади
Хаст-Имам, группы исторических зданий, составляющих сердце старого
Ташкента. Он увековечивает жизнь Абу Бакра Мохаммеда Каффала Шаши,
местного поэта, лингвиста, эрудита и ученого, который жил в 10 веке
и много путешествовал по исламскому миру.
Каффаль Шаши
(904-979) родился в семье слесарей (отсюда и имя Каффаль, имеющее то
же значение). В молодости он путешествовал по всему исламскому миру,
посетив Хорасан, а затем Багдад, столицу халифата и центр исламской
науки и образования. В Багдаде Каффал учился у персидского имама
Ат-Табари (839–923), влиятельного кораниста и эрудита. В более
позднем возрасте Каффаль Шаши стал известен как духовный преемник
знатока хадисов Мухаммада аль-Бухари (810–870). Его слава была
такова, что после его смерти в его честь был воздвигнут мавзолей.
Однако никаких следов первоначальной постройки не сохранилось,
поскольку она была заменена нынешним зданием, построенным в конце 16
века, когда Ташкент попал под власть Шейбанидов, отдаленного
ответвления династии Чингисхана 13 века.
Мавзолей
спроектирован в стиле ханака (место сбора суфиев или общежитие) и
напоминает другие подобные сооружения в Центральной Азии, такие как
гробница Харунии в Тусе, Иран. Он состоит из одного большого айвана,
обращенного на север, который обеспечивает доступ к главному залу,
просторному помещению, увенчанному бирюзовым куполом на высоком
барабане. Могила Каффала Шаши расположена в западной нише. Могилы
его учеников занимают разные места по всему залу, а полдюжины худжр
сложены друг на друга по обеим сторонам внутренней части айвана.
К югу от главного зала находится пристройка с большими могилами
трех известных учеников. Дополнительные могилы расположены к северу
от основного здания.
Иван, купол и части экстерьера украшены
яркой майоликовой плиткой. Нижняя часть айвана включает полосы
майолики, на которых написаны стихи Корана, а также информация об
архитекторах и ремесленниках, участвовавших в строительстве.
Гробница традиционно была популярным местом сбора женщин, которые не
могли зачать ребенка, поскольку считалось, что помазание лица пылью
из могилы было эффективным средством обеспечения успешной
беременности.