Мавзолей Калдыргач-бия

 

Описание

Мавзолей Калдыргач-бия стоит сразу к северу от мавзолея Шейхантаура. Это была одна из 16 гробниц, разбросанных по территории до перепланировки и реконструкции советских времен после землетрясения 1966 года. Его уникальный додекаэдрический (12-гранный) конический купол, несмотря на то, что он был сильно отреставрирован, точно соответствует внешнему виду этого места в конце 19-го и начале 20-го веков, когда оно было впервые сфотографировано.

Личность похороненного здесь человека вызывает споры, по крайней мере, в западных источниках. Путаница, по-видимому, связана со словом Калдыргач, что означает «ласточка» (как в слове «птица»). Авторы МакКлеод, Мэйхью, Ибботсон и Ловелл-Хор предполагают, что гробница посвящена правителю Могулистана 15-го века (отколовшейся линии западных завоеваний Чингисхана) по имени Калдыргач-бей. Действительно, Мустафаев в «Художественной культуре Средней Азии и Азербайджана» отмечает, что «мавзолей Калдыргач-бия является одним из примечательных памятников начала XV века, продолжающим традиции специфической Северо-Туркестанской архитектурной школы». (стр. 52). Он утверждает, что его уникальная коническая форма возникла из палаточных построек тюркских племен, которые когда-то жили в Центральной Азии и Южном Казахстане, хотя фактическая техника строительства, использованная во внутреннем куполе (с утопленными подвесками, чередующимися с подвесками в форме щита), была промежуточным стилем, который процветали в XIV и XV веках, в эпоху Тимуридов, и в конечном итоге были заменены системой пересекающихся арок и подвесок в форме щитов с конца 15 века.

Конические памятники не были беспрецедентными в регионе; например, мавзолей Иль-Арслан в Конье-Ургенче (в современном Туркменистане) во многом похож по конструкции.

Дата 15-го века противоречит местной традиции, согласно которой гробница посвящена Тёле-бию, старшему жузу Казахского ханства конца 17-го, начала 18-го веков. Тёле-бия часто называли Калдыргач-беем, «Священной ласточкой», после рассказанной о нем притчи о ласточке, севшей на гнездо его юрты. Согласно легенде, Тёле-бий отказался бежать перед лицом джунгарского нашествия, отказавшись разобрать свою юрту (кочевую палатку), чтобы не нарушить покой ласточки, поселившейся в его жилище. Когда джунгарский вождь наткнулся на него, он был так поражен мягкостью Тёле-бия, что мирно покинул этот край.

Никогда нельзя с уверенностью сказать, принадлежала ли гробница правителю 15 века или государственному деятелю 18 века, хотя такие ситуации не являются чем-то необычным. Хилленбранд отмечает, что «... довольно часто личность первоначального владельца мавзолея забывалась, а затем заменялась новой атрибуцией человека с некоторыми религиозными ассоциациями, даже если они были полностью фиктивными». (Хилленбранд, стр. 260). Хилленбранд отмечает, что мавзолеи, связанные со светскими персонажами (например, правителями), были особенно уязвимы для пренебрежения, поскольку не было, как он это называет, «антикварного импульса» к сохранению памятников ради них самих. Только гробницы, которые приобрели религиозное значение (например, гробницы суфийских святых), или светские гробницы со значительным вакфом (доверием), обеспечиваемым их содержанием, имели больше шансов на выживание. Таким образом, вполне возможно, что Калдыргач-бей изначально был построен для правителя 15-го века, но затем был повторно использован — буквально, как гробница, или фигурально, как мемориал — для Тёле-бия.

Мавзолей сильно пострадал во время землетрясения 1966 года. На современной фотографии видно, что его 12-гранный купол рухнул, оставив зияющую дыру в крыше. Советские власти предложили снести это строение вместе с близлежащим мавзолеем Шейхантаура, намереваясь оставить только более крупный мавзолей Юнус-хана в качестве единственного остатка из 16 гробниц, которые когда-то усеивали этот район. Однако глава Узбекской ССР Шароф Рашидов, возможно, лично вмешался, чтобы спасти два строения от советских бульдозеров. Оба памятника сейчас со вкусом отреставрированы.