Боянская церковь Св. Николая и Пантелеймона - средневековая болгарская церковь (придворная часовня, позже монастырь) в Боянском районе Софии, у подножия горы Витоша. Он является одним из культурных символов Болгарии и был включен в 1979 г. как памятник культуры в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО под № 42. С 2003 г. является филиалом Национального исторического музея. Здесь в 1844 - 1847 гг. Виктор Григорович открыли Боянский памятник болгарским царям и Боянский палимпсест - замечательные памятники болгарского средневековья.
Сроки строительства
В храме два этажа. Он относится к типу
двухэтажных церквей-усыпальниц, нижний этаж которых предназначен для
склепа (усыпальницы), а верхний - для семейной часовни. Считается
церковью загородной резиденции феодала, частью которой он был.
Самый старый период строительства относится к концу 10-го -
началу 11-го века. Это небольшое однокапсидное крестово-купольное
здание со встроенными опорами, образующими вписанный крест. Фасадная
пластика многоступенчатых сводчатых ниш и арок в проемах дополняется
т.н. «Волчьи зубы» неортогонально размещенных керамических тел на
арках, эти методы применяются в старых болгарских храмах в Тырново,
Охриде и Костуре.
Церковь была расширена, и основная часть
была добавлена в XIII веке во время Второго болгарского царства
Севастократором Калояном. Именно она определяет храм как двухэтажную
церковь-усыпальницу. Нижний этаж (склеп) перекрыт полуцилиндрическим
сводом с двумя нишами «аркосолиум» - на северной и южной стенах, а
верхний (парклис) - повторяет архитектурный тип первоначального
храма. Типична отделка фасада, где помимо пластики глухих сводчатых
ниш и арок у проемов так называемые «Живописный стиль» - смешанная
кладка из белого камня и красного кирпича в сочетании с керамическим
декором встроенных цветных глазурованных «чаш», характерных для
болгарских храмов Тырново, Несебр и Охрид. Из церквей, построенных
по приказу Севастократора в Софии, сохранились еще две - Святая
Петька Стара и часовня Св. Николая Чудотворца.
Третья часть
Возрождения была завершена людьми Бояны на свои средства в середине
XIX века. После освобождения жители села хотели построить большую
новую церковь, разрушив старую средневековую и Возрождение, но ее
спасла болгарская царица. Элеонора, вторая жена принца Фердинанда I,
которая предоставляет сельским жителям другую местность. Фердинанд
устроил вокруг церкви небольшой красивый парк и посадил уникальные
для Болгарии североамериканские секвойи и другие редкие породы.
После ее смерти в сентябре 1917 года царица была похоронена на южной
стороне церкви Калояна. Перед церковью Бояны установили памятник
своим соотечественникам, павшим в войнах за объединение Болгарии.
Фрески
Фрески в церкви относятся к разным периодам: XI-XII
веков, 1259 г. (наиболее ценные), XIV веков, XVI-XVII веков и 1882
г.
Исключительными художественными достоинствами обладают
всемирно известные фрески (240 изображений - второй слой живописи
над оригиналом) 1259 года так называемого Боянского мастера и его
группы средневековых художников, в том числе имя Димитрия Зографа,
школа. В 2016 году группа археологов прочитала на дубовой двери
церкви надпись: «Я, Василий, написал». По мнению ученых, ее оставил
Василий Зограф - один из художников, написавших фрески в 1259 году,
что делает дверь Боянской церкви самой старой известной дверью в
Болгарии, возраст которой составляет около 760 лет. Основателями
церкви были Севастократор Калоян и его жена Десислава. Их портретные
изображения на северной стене, а также портреты болгарского царя
Константина Ассена и царицы Ирины отличаются яркой личностью и
психологией. Они отмечены надписями: Калоян - Севастократор и
жертвователь, Десислава - Севастократор и жертвователь, Константин -
царь, Ирина - царица.
Реставрация
Состояние здания и
уникальные фрески беспокоили поколения. С начала 20 века влага, соли
и загрязнения покрывали фрески. Д-р Богдан Филов, директор
Национального музея, поручил их реставрацию в 1912 году австрийскому
художнику Йозефу Бала. Позже, снова по заказу музея в 1914-1915
годах, Марин Георгиев завершил работу, начатую австрийским
специалистом. В 1934 году снова потребовалась реставрация, которую
поручили профессору Кириллу Цоневу. В 1944 году Карл Йорданов снова
очистил фрески. В 1977 г. Боянская церковь была закрыта для
посещения, работы по ее консервации и укреплению проводил
Национальный институт памятников культуры. Работы были остановлены
после обсуждений около 2000 года.
Благодаря реставрации,
которая была завершена в 2006 году, хорошо видны фрески 17 века
(написанные на более старых - 12 века), в том числе первое
изображение святого Ивана Рильского. Фрески боянского мастера
Вулчана считаются близкими к палеологическому ренессансу и
предшественниками европейского Возрождения.
Туризм
Церковь
входит в сотню национальных туристических объектов Болгарского
туристического союза. Вы можете использовать общий входной билет со
скидкой при посещении Национального исторического музея и / или
Земенского монастыря.
Адрес: квартал Бояна, улица Боянско Езеро,
3.
Сюда можно добраться на автобусе №64 и выйти на остановке
«Боянското ганче» на площади Соборище или на автобусе № 107, сойдя
на остановке «Боянска Царква».