Национальный церковно-историко-археологический музей (София)

 

Описание Национального церковно-историко-археологического музея

Адрес: София, пл. Св. Недели, 19 (здание теологического факультета Софийского университета им. Св. Климента Охридского).
Тел .: 02/988 13 43
Эл. Почта: nciam@bg-patriarshia.bg
Директор: доцент Иван Рашков
Контакты: София 1000, пл. Недели, 19

Никола Стоянов Хаджиев работает в Национальном церковно-историко-археологическом музее с 1986 года в должности куратора. С 1992 г. - директор НЦИАМ. В связи с его избранием заместителем мэра Софии по вопросам науки, культуры, образования, религии и спорта с 1993 по конец 1995 года он не занимал должность директора музея. После окончания срока его полномочий на посту заместителя мэра Софии с 1996 года он снова возглавил НЦИАМ.

 

Центральный церковный историко-археологический музей со своей экспозицией и фондом является одним из самых значительных музеев столицы и страны. Это богатая сокровищница болгарской культуры и искусства. Музей является одновременно научным и образовательным учреждением. Он расположен в здании Духовной академии (ныне богословский факультет Софийского университета, прим. Ред.), Построенной в 1906 году как памятник в честь провозглашения болгарской церковной независимости в 1870 году. Здание находится в центре города. - на площади Ленина (ныне площадь Святой Недели, ред.), был построен в то время архитектором Грюнангером, который, будучи иностранцем, стремился к значимой связи с нашим национальным достоянием - нашим живописным архитектурным стилем эпохи. Второе болгарское государство с главными памятниками - церквями в Несебре; с живописной композицией под ним «Чтение фирмана Илариона Макариопольского для провозглашения Болгарского экзархата в 1870 году» в ожидании своей реставрации.)

До 1921-1922 годов музей был лишь синодальным собранием материалов-памятников, собранных сразу после Освобождения Болгарии и позже. С серией синодальных указов 1990-х годов началось еще более систематическое собрание рукописей и старопечатных книг, старинных и ценных икон, утвари, исторических и архивных материалов и т. Д. Также издаются инструкции по сбору памятников. В 1900 году Евтим Спространов опубликовал первые 157 рукописей, собранных в Синодальной библиотеке. Впоследствии коллекция увеличилась еще больше, и в 1922 году, официально регулируемая государством, она превратилась в нынешний Центральный церковный историко-археологический музей. Первый директор - акад. Проф. IV. Гошев, продолжающий обработку музейных материалов.

Впоследствии музей постоянно пополняется новыми материалами. Сегодня количество его основных фондов превышает десять тысяч. Его вспомогательный фонд копий, моделей, фотографий, альбомов и т. Д. Также очень богат.

С самого начала - с созданием и открытием музея в 1922 году - было создано четыре отдела: Рукописи и старопечатные книги, Иконографический, Художественно-промышленный и Историко-архивный.

Материалы всех отделов стали регулярно публиковаться не только проф. Иваном Гошевым, директором музея до 1959 г., но и его преемником - директором проф. Доктором В. Ив. Пандурского, но и многих других: болгарских и зарубежных ученых. С публикациями выступают профессора академики Ю. Иванов, Иван Снегаров, доктор Крастю Миятев, профессора Ив. Дуйчев, К. Куев, Э. Томов, В. Захариев, М. Цончева, Ас. Васильев, У. Божков, Б. Ангелов, Т. Герасимов, Т. Сабев, доценты Д. Петканова и Л. Прашков, доценты Ив. Венедиков, Д. Друмев, Д-р М. Стоянов, Hr. Кодов, Н. С. Васильев и другие. Также публикуются материалы и памятники зарубежных ученых и искусствоведов из прессы. Иржи Русек (Польша), Е. Львова, Н. Дёмина и Л.П. Жуковская (СССР), проф. Х. Д. Дёпман (ГДР), К. Никулеско (Румыния), 3. Яна (Югославия) и другие.

Расширенный и реорганизованный, после 1944 года церковный музей стал еще более значительным научным и культурным центром. Он продвигает практически все культурные мероприятия в стране. Он принимал участие со своими экспонатами во всех наших представительных выставках старого болгарского изобразительного искусства за рубежом - в Париже (1963 и 1976), Осени (1964), Москве и Ленинграде (1969 и 1976), Варшаве, Праге и Братиславе (1969). Будапешт и Осака (1970). Берлин (1976), Вена (1977) и другие, а также в нашей стране - София (1968-1969, 1973 и 1976). Иконы из церковного музея положили начало отдельной выставке в Национальной картинной галерее, которая (экспозиция) впоследствии выросла в филиал - Склеп церкви-памятника «Св. Al. Невский ».

Один из самых значительных отделов с большим количеством памятников - Иконографический. Расположение в хронологическом и отчасти тематическом порядке. Всего в коллекции иконописного отдела иконы средневековья, османской эпохи и эпохи Возрождения. Самая старая из них - барельефная икона из Созополя «Св. Георгия и Димитрия »на конях X - XI веков. Есть много икон эпохи Второго Болгарского государства. Они происходят из Софии, Тырново и Тырново, с черноморского побережья - Несебра, Созополя, Балгарово (Уруменикой). ) - Бургас и др. Все эти иконы представляют собой ряд примеров нашего старого изобразительного искусства с некоторыми новыми иконографическими вкладами и высокохудожественными решениями.

 

Наиболее полно представлена ​​эпоха османского владычества. Иконы собраны практически со всей страны. Они раскрывают связь с традициями искусства болгарского средневековья. Подписанные иконы также начали появляться в эту эпоху. Это говорит о высокой самоуверенности и уверенности в творческих силах болгарского живописца того времени. Таковы иконы «Св. Троица Ветхого Завета »Недельчо Зографа из Ловеча (1598 г.),« Преображение »Панайота Зографа (1715 г.) и другие. С XVI по XVII век и далее появляются иконы, в которых более ярко выражено дыхание новых реалистических национальных тенденций. Иконы оживлены бытовыми элементами, отражающими реальную среду болгарского народа, более свежим, ярким и звучным цветом.

Коллекция музея относительно хорошо представлена ​​иконами эпохи Болгарского Возрождения - Трявненской и Самоковской школ живописи. Из так называемой Школы триптихов, предшествовавшей Трявненской школе, в музее также много икон. Подписанные иконы из Трявны - Иоаникий Папа Витанов (1819), Папа Витан Млади (1837), Крастё Захариев (XIX век). Есть также много неподписанных из этой школы. Из самоковской школы, отличающейся значительной академичностью, являются иконы «Св. Иоанна Предтечи »(1797 г.) и« Пресвятой Богородицы Элевсина »- Умиление (XVIII-XIX вв.). Несмотря на то, что они не имеют подписи по стилю, они являются работой Христо Димитрова, основателя школы. К неподписанным произведениям Захари Зографа относятся иконы «Св. Трифон »и« Христос Великий Святитель »(в резной раме) - из Пловдива. Икона «Благовещение» подписана Захарием Христовичем (1864 г.). Есть также иконы мастеров южно-болгарского Возрождения - великого образованного мастера Николы Одринчанина и др. В отделе иконописи есть ряд возрожденческих гравюр и оригинальных штампов Как и многие русские, завезенные в нашу страну, иконы Матричной гравюры относятся к самой самоковской школе.

Здесь представлены два портрета той же эпохи - епископа Софрония Врацкого (с 1812 г.) и митрополита Пловдивского Паисия (с 1872 г.) - архиерея, прошедшего во время церковно-народной борьбы на стороне Болгарии.

Портрет преподобного Софрония Врацкого был написан в Бухаресте мастером из Трявны. Это второй сохранившийся крупный исторический образ святого Софрония Врацкого. Портрет митрополита Паисия Пловдивского написал Станислав Доспевский. Это его второй, меньший по размеру портрет.

К памятникам изобразительного искусства относятся миниатюры - книжное украшение рукописей. В отделе рукописей и старопечатной книги сейчас более полутора тысяч памятников - более шестисот рукописей и более семисот старопечатных книг. Большинство рукописей написано на пергаменте - в основном это X-XIV века, после чего они выстраиваются в ряд на бумаге. Среди рукописей, отличающихся фигурными миниатюрами, - Слепченское Евангелие XV века, три Евангелия, написанные и украшенные священником Иваном Кратовским в 1563, 1567 и 1579 годах, а также ряд других Евангелий XVI и XVII веков из Врацы. , Етрополе, Горна санузел. Бобошево, Стрелча. Есть миниатюры XVI - XVII веков и в некоторых дамасках - Костенечки, в триодах - Боянский, в минее - Этропольский и другие. Среди рукописного собрания - собрание-панегирик 1435 г. диакона Андрея - ученика св. Патра. Евтимий Тарновский. Есть и другие сборники биографий более ранних болгарских святых и мучеников эпохи османского владычества. Имеется большое количество дамасков и др. Некоторые рукописи включены в экспозицию музея. Здесь выставлены две стенограммы истории Паисия - Самоковская с 1771 года (вторая по древности после Котленского с 1765 года священником Стойко Владиславовым - епископ Софроний Врачанский), пятая Тырновская или вторая Ахтаровская ревизия Истории 1844 года. Есть и автографы. отца Неофита Рильского, а также стихотворение-рукопись священника Грю Банского об Апрельском восстании и др.

Также выставлены старые печатные книги. Среди них много инкунабул (книг, напечатанных до 17 века), напечатанных в Венеции (Божидар Вукович и его сын Вкентий или Виченцо), в России и другие. На некоторых из них есть редкие гравюры.

 

Также выставлены старые печатные книги. Среди них много инкунабул (книг, напечатанных до 17 века), напечатанных в Венеции (Божидар Вукович и его сын Вкентий или Виченцо), в России и другие. На некоторых из них есть редкие гравюры.

Художественно-промышленный или прикладной отдел музея - один из крупнейших в коллекции. Здесь много сосудов, утвари, антиминсов, старая одежда, саваны, набедренные повязки, иконы из металла и перламутра, пряжки, ангольпии, реликварии, курильницы, кресты с эмалью и филигранью, с миниатюрной афонской резьбой, а также диптихи и триптихи. Металлическая скульптура также включает некоторые редкие евангельские ковки. Примечательны поковки Софийского Евангелия (№23), Драгалевци (№1524), Кремиковци (№374) и Враца (№28), а также некоторые поковки с филигранью и эмалью Евангелий из Тырново и Южной Болгарии. Позолоченная серебряная ковка Софийского Евангелия (№23) - работа софийского мастера Матея Златара - 1589 год. Из нее - ковка Крупниковского Евангелия в Рильском монастыре. Композиция «Распятие Христа» рельефно изображена на лицевой стороне арматуры. Это высокохудожественные произведения. В музее также хранятся работы других софийских ювелиров: чаша для питья мастера Андреи (1597 г.), ковка Драгалевецкого Евангелия Велю Златаром (1648 г.), ковка Христо Димитрова Библии.) И три Евангелия (1803, 1804 и 1807 гг.) и создание одной дискотеки (1806 г.).

Особенно примечательны своей эмалью, филигранной обработкой и декором из разноцветных камней две бачковские орфографии - подарочные коробки, чаша и кувшин тепла XVII-XVIII веков - обычно большие ежегодные праздники.

Среди резных памятников искусства несколько алтарных дверей - из села Дрен (София), из Ловеча, Арбанаси и села Гумоштник. Первые два относятся к XV-XVI веку, очевидна связь с древним болгарским искусством - с дверями Хрелова в Рильском монастыре и другими. Два других относятся к эпохе Возрождения - в их резьбе преобладают пышные растительные мотивы, раскрашенные золотом и другими цветами.

Среди тканей и вышивок Прикладного отдела примечательна Бачковская плащаница XIV-XV веков.

Многие из этих материалов Департамента искусства и промышленности также выставлены на обозрение.

В Историко-архивном отделе музея хранятся почти все сохранившиеся автографы отца Неофита Бозвели, а также многие его письма. Всего этих документов более 140. Автографы, в основном письма и документы, также принадлежат епископу Илариону Макариопольскому, экзархатам Антим I и Иосифа I, митрополиту Клименту Тарновскому (Васил Друмев) и другим. Некоторые из этих документов также включены в экспозицию музея. Это богатство, которое сейчас используется в основном Институтом церковной истории и архивов Болгарского Патриархата, дает нам возможность для тесного и полезного сотрудничества.

В вспомогательный фонд музея входит ряд копий фресок, сделанных тридцать лет назад из Бачково (из Костницы и двух монастырских храмов), из Велико Тырново (из церкви «Святых Сорока мучеников»), из Бояны, Земена, Калотино, Драгалевци, Курило, Сеславци, Троянский монастырь и др. В афонских монастырях имеется серия копий с донорскими портретами болгарских жертвователей, где хранятся макеты старых и знаменитых церквей Софии, Несебра, Тырново, Бояны и др. хранится. с фотографиями наиболее важных и замечательных церковных памятников, храмов, фресок, утвари и т. д.

Центральный церковный историко-археологический музей в Софии, благодаря богатству сохранившихся в нем памятников болгарской культуры и искусства, имеющих большое значение, занимает, как было заявлено, достойное место среди наших национальных музеев.