Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы Витошка (София)

 

Описание Драгалевского монастыря Пресвятой Богородицы Витошка

Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы Витошка - болгарский православный монастырь. Он основан в 1345 году царем Иваном Александром как ставропигиальный монастырь (т. е. подчиненный непосредственно патриарху). Часть Софийского священного леса. Сожженный и заброшенный после завоевания Софии турками-османами в 1388 году. В 1476 году софийский боярин Радослав Мавр восстановил и расписал церковь. Особую ценность представляют донорские портреты Радослава Мавра, его жены Виды и двух его сыновей Николы и Страхила. В 14-16 веках это был центр Софийской литературной школы. Никола Образописов написал несколько икон в монастыре. В 1871 - 1872 гг., Во время основания и работы Софийского комитета, Левский неоднократно останавливался в монастыре.

 

Место расположения

Драгалевский монастырь расположен над Софией на горе Витоша, в живописной природе среди буковых лесов у реки Драгалевска, по дороге к хижине Алеко и Черни Врых. Он находится в 1 км от района Софии Драгалевци и в 600 метрах от дачной зоны Софии Милкова Кориа.

 

История

Драгалевский монастырь был основан царем Иваном Александром как ставропигиальный монастырь (т.е. подчиненный непосредственно патриарху), свободный от налогов, лишений и вмешательства центров или другого мэра и епископа. Эти древнейшие сведения о монастыре зафиксированы в «Витошанской позолоченной грамоте» царя Ивана Шишмана, переданной монастырю. Он стал знаменитым монастырем, по праву названным «Королевским монастырем», и хотя он не является лаврой (центральной), он является наиболее построенным среди 14 монастырей, образующих знаменитую Софийскую Святую гору.

Монастырь представляет собой комплекс церковных, жилых и хозяйственных построек. Сожженный и заброшенный после завоевания Софии турками-османами в 1382 году. В 1476 году софийский боярин Радослав Мавр восстановил и расписал церковь. Особую ценность представляют надпись над входной дверью и донорские портреты Радослава Мавра, его жены Виды (на северной стене) и двух его сыновей Николы и Страхила (напротив них).

Восстановленный в середине 15 века, он стал центром активной литературной и просветительской деятельности. В 14-16 веках он был центром Софийской литературной школы. Здесь были переписаны и созданы несколько болгарских христианских книг. Между 1562 и 1612 годами в Драгалевецком монастыре монахом Йовом Касинцом (Шишатовцем) Грамматик из Тимишоары сделал копию памятника болгарских царей, обнаруженного Виктором Григоровичем в 1854 году в Боянской церкви (Боянский монумент. болгарские короли). Из монастыря Драгалевци находится четырехевангелие 1469 года, в котором священник Никола упоминает монастырь как «место царского монастыря», напоминая о его создании как царском. Четыре Евангелия от 1534 года были написаны при поддержке портного Милича и его жены Велы из Софии. Евангелие 1648 года инкрустировано серебром ювелиром Велко, который нарисовал на нем 3 библейские сцены. Псалтырь XVI века, составленный братьями-писателями Данаилом, Стояном и Владко, сборник слов XVIII века и множество церковных книг - это произведение просветительской деятельности монастыря. Некоторые книги хранятся в музеях монастырей Афона.

В XVIII веке церковь "Св. Богородица »украшена новыми росписями. Иконостас - это работа мастеров из Софии конца XVIII века, часть икон в монастыре написал Никола Образописов. В 17 веке была основана келейная школа с постоянным учителем. В 1818 году церковь расширили на север.

В 1871 - 1872 гг., Во время основания и работы Софийского комитета, Васил Левский неоднократно останавливался в монастыре. Настоятелем монастыря в то время был иеромонах Геннадий Скитник (Иван Ихтиманский) - четник Илио Воеводы, участник Первого легиона Раковского (1862 г.), где он познакомился с Левским. Настоятель приводит Левски к верным людям в городе и окрестных деревнях, где он основал комитеты, членом которых он является. Он носил комитетскую почту, и в монастыре часто проводились революционные собрания. После ареста Левского настоятель Геннадий временно оставил мантию, уехал в Сербию, встретился с Панайотом Хитовым и планировал отправить отряды и бунты в Болгарию. Позже он удалился в монастырь на Афоне. Его преемник, диакон Игнатий Рильский, приступил к работе над Божьими делами, не забывая при этом о национальном освобождении. В 1873 году он возродил тайный революционный комитет в Софии.

В 1932 г. церковь была расширена за счет добавления к ней нового нефа; сегодня его две части составляют одно целое - памятник культуры государственного значения. Остальные здания вокруг новые, в болгарском национальном стиле. Здесь болгарский экзарх Стефан построил резиденцию Священного Синода, которую посещали царь Борис III Объединитель и князь Кирилл.

Сегодня монастырь женский. Добраться до него можно по асфальтированной дороге, отклонившись от дороги на Счастливчика.