Национальный театр имени Ивана Вазова (София)

 

Описание Национального театра имени Ивана Вазова

Национальный театр Ивана Вазова - это национальный культурный институт в области театрального искусства в Софии. Приказ министра народного образования доктора Ивана Дмитриевича Шишманова считается началом хронологии Национального театра, назначен квартирмейстером. С весны того же года труппа носит уже Болгарский национальный театр.

С 1906 по 1951 год труппа называлась Национальным театром, а с 1951 по 1962 год - Национальным театром «Крастё Сарафов». С 1962 года по сегодняшний день официальное название - Национальный театр им. Ивана Вазова.

 

Здание театра
Приказом от 14 июля 1903 г. министр д-р Ив. Д. Шишманов назначил комиссию во главе с Ильей Миларовым для подготовки предложения о строительстве здания Национального театра в Софии. Национальное собрание приняло решение и указом князя Фердинанда I экспроприировало землю на месте бывшего пансионата «Основа», где в июне 1904 года началось строительство здания по проекту венских архитекторов Фердинанда Феллнера и Германа Хельмера. Живописная планировка потолка и стен зала на 848 мест была выполнена по заказу известного венского художника Рудольфа Фукса. Национальный театр открыл свои двери 3 января 1907 года специальным спектаклем. Перед торжественным открытием многие студенты освистали принца Фердинанда I, и он постановил своим указом закрыть Софийский университет на шесть месяцев.

10 февраля 1923 года во время юбилейного спектакля «Апофеоз отечественного драматического искусства» вспыхнул пожар, уничтоживший театр. С начала нового сезона труппа играет в двух частях в разных городах Болгарии, а затем шесть лет - на сцене специально отреставрированного «Свободного театра» в Софии.

Здание Национального театра было реконструировано в период 1924-1928 годов по проекту немецкого архитектора Мартина Дулфера и болгарского инженера-строителя Кирилла Чапарова, получившего диплом в Мюнхене. Помимо строительства новой железобетонной конструкции, из Германии была доставлена ​​сценическая механизация производства компаний Krupp и MAN, которые есть только в лучших театрах европейских мегаполисов. Этот прием действовал с 1929 года по сегодняшний день, применяясь во всех спектаклях на Большой сцене театра.

Во время бомбардировки Софии во время Второй мировой войны южное крыло театра было разрушено. После окончания войны здание было отреставрировано, и в апреле 1945 года Национальный театр вновь открыл свои двери для публики. Последняя реконструкция и реставрация проводились в 1972 - 1975 годах под руководством профессора Венелина Венкова, когда была построена специальная Камерная сцена. Общий дизайн - работа художников Дечко Узунова, Георгия Чапканова и Ивана Киркова, который также является автором занавеса театра - неугасимого Феникса.

История театра
1904-1944 гг.
Пока строится здание Национального театра, труппа выступает в зале общественного центра «Славянская беседа». Среди артистов-основателей - Иван Попов, Василь Кирков, Крастё Сарафов, Адриана Будевская, Стоян Бачваров, Атанас Кирчев, Гено. Киров, Вера Игнатьева, Шка Игнатьева Попова, Христо Ганчев, П.К. Стойчев, Теодорина Стойчева, Сава Огнянов, Златина Недева, Константин Сапунов, Борис Пожаров, Николина Бачварова, Екатерина и Георгий Златареж, Тодваорка и другие.

Спектакли поставили Иван Попов и хорват Срджан Тучич, позже был приглашен известный чешский актер Йозеф Шмаха, который стал главным режиссером и художественным руководителем театра. Кроме него, в роли режиссеров выступили Гено Киров, Пенчо Славейков, П.К. Яворов, Христо Ганчев, Павел Ивановский, Сава Огнянов.

После первых шагов Национального театра начался процесс повышения интереса болгарских писателей к исполнительскому искусству. Созданы некоторые из наиболее значительных произведений, ставших классикой болгарской драмы: сценические версии «Под игом» и «Царица Касалара» Ивана Вазова, «Вампир» и «Над могилами без креста» Антона Страшимирова, "Боян-чародей" Кирилла Христова, "Мужская ненависть" С. Л. Костов, «У подножия Витоши» П. К. Яворова и др. При театре создан институт художественного секретаря и худсовет, напрямую отвечающий за связь с авторами. Ставятся пьесы как мировой классической драмы, так и крупнейших современных европейских авторов - Стриндберга, Ибсена, Чехова.

Крастё Сарафов, Стоян Бачваров, Василь Кирков, Гео Милев, Георгий Стаматов также включены в качестве директоров. Этот период характеризуется ведущей ролью актерского присутствия в спектаклях. В прессе постоянно идут ожесточенные дискуссии о репертуаре, режиссуре или ее отсутствии, о хронических кризисах театрального менеджмента.

В конце второго десятилетия двадцатого века институциональное и художественное строительство Национального театра было завершено, его постепенная профессионализация была сопоставима с балканским и в некоторой степени общеевропейским театральным процессом. Со смертью Ивана Вазова в 1922 году закончился период строительства Национального театра как главного культурного учреждения Болгарии.

 

После сожжения театра в 1923 году труппа некоторое время выезжала в деревню, но в конце осени он вернулся в Софию и шесть лет играл на сцене Свободного театра. Директором назначен известный литературный критик и редактор журнала «Златорог» Владимир Васильев, который приглашает Андрея Протича, г. Санкт-Петербург. Л. Костов и Сирак Странник. Назначены новые артисты: Любомир Золотович, Иван Димов, Петя Герганова, а вскоре и юная Зорька Йорданова, Борис Ганчев, Константин Кисимов, Мара Пенкова, Ольга Кирчева, Марта Попова, Георгий Громов, Борис Борозанов, Владимир Трандафилов и другие. Художественным секретарем назначен актер Хрисан Цанков, который учился в Москве и Берлине у Макса Рейнхарда. Вскоре он стал режиссером, а великий поэт Николай Лилиев был принят на работу драматургом. В 1925 г. главным режиссером был назначен русский Н.О. Масалитинов, предложивший открыть при Национальном театре драматическое училище. В него входят не только все молодые художники и стажеры, но и известные звезды, такие как Кр. Сарафов и Г. Стаматов. Своей первой постановкой «Двенадцатой ночи» Шекспира, которая отмечается как настоящий театральный праздник, Масалитинов показывает, что в будущем профессионализм будет все больше и больше покорять театр. До конца Второй мировой войны на сцене Национального театра происходила своеобразная эстетическая дуэль между Хрисаном Цанковым, который определял режиссера как «автора» и в котором преобладали условность, стилизация, экспрессия и поиск синтеза, и «классика» Н. О. Масалитинова с его реалистическим психологическим театром, где режиссура вплетена в текст и скрыта в актерской игре. Это период, когда такие пьесы, как «Мастера» Р. Стоянова, «Големанов» и «Враг» С. Л. Костов, «Масоны» П. Ю. Тодорова, «Албена» и «Боряна» Я. Йовкова, «Свекровь» А. Страшимирова и другие.

Одними из наиболее значительных фигур этого периода являются режиссеры Христо Цанков - Дерижан, профессор Михаил Арнаудов, Владимир Полянов, драматурги профессор Александр Балабанов, Димитар Подварзачев, Теодор Траянов, режиссеры Иосиф Осипов, Юрий Яковлев и Боян Дановский, художники Александр Миленков, Александр Божинов, Иван Пеньков.

В 1943 году при Национальном театре было создано Государственное театральное училище. Педагоги - главный режиссер Н.О. Масалитинов и художники Г. Стаматов, Вл. Трандафилов, П. Атанасов. Школа знаменует начало профессионального театрального образования в Болгарии. В 1948 году он был преобразован в Государственное высшее театральное училище и выделился из Национального театра в самостоятельное учреждение, которое в 1956 году теперь называлось ВИТИЗ «Крастё Сарафов».

1944 - 1989 гг.
Политические изменения 9 сентября 1944 года, конечно, отразились на общем художественном облике Национального театра. В руководстве театра была проведена «чистка», Хрисан Цанков был удален. В совет директоров, помимо Масалитинова Н.О., входят молодые надежды Стефан Сарчаджиев, Крастё Мирски, Моис Бениш. В 1947 году главным директором был назначен Боян Дановски. У режиссера Филиппа Филипова первая премьера, который на долгие годы определит художественный облик театра. Полностью изменилась структура репертуара, на время из него исчезли современные европейские авторы, было поставлено много русских и советских пьес, а также некоторые незначительные болгарские произведения. Реализм покоряет сцену. Введение системы Станиславского стало обязательным условием для метода социалистического реализма, официально объявившего себя единственно возможным эстетическим и идеологическим художественным принципом.

Несмотря на политический надзор и стремление подчинить искусство догматам узких политических рамок, после 1944 года в Национальном театре создавались постановки высокого художественного уровня. Среди них «Дневник Анни Франк» режиссера М. Бениса, «Сирано де Бержерак» режиссера Св. Сарчаджиев, «Иван Шишман» Н. Люцканова, «А самый мудрый немного прост», реж. Ф. Филипов, «Мария Стюарт» реж. Кр. Мирски, «Попытка улететь» режиссера-младшего. Киселов, «Крайний срок» режиссера Кр. Азарян и др.

У театра по-прежнему очень сильная актерская труппа, в которой, помимо ветеранов прошлых лет, ведущими фигурами сейчас являются Ружа Делчева, Магда Колчакова, Ирина Тасева, Иванка Димитрова, Маргарита Дупаринова, Славка Славова, Мила Павлова, Андрей Чапразов, Рачко Ябанджиев. , Асен Миланов, Георгий Раданов, Спас Джонев, Апостол Карамитев, Йордан Матев, Стефан Гецов, Любомир Кабакчиев, Лео Конфорти, Георгий Георгиев-Гец и многие другие талантливые художники.

В разные годы на сцене Национального театра ставили зарубежные режиссеры:

Раша Плаович и Арса Иванович (СФРЮ), Борис Бабочкин (СССР), Такис ​​Музенидис (Греция), Яцек Вощерович (Польша), Борис Ливанов и Борис Захава (СССР), Клиффорд Уильямс (Великобритания), Андрей Гончаров, Олег Ефремонов и Георгий (СССР), Брако Плеша (СФРЮ).

1989 - 2014 гг.
В начале 1989 г. готовилось введение так называемой «контрактной системы». Кризис конца 1989 - начала 1990 годов ощущался и в театре. Художественный совет, который должен был легализовать выступления, распался. Национальный театр воспринимается как символ официальной социалистической культуры и подвергается сильнейшим ударам. Дико Фучеджиев, тогдашний режиссер, ушел на пенсию с начала нового сезона 1990–1991. В Национальном театре новый директор - театральный критик профессор Васил Стефанов.

Театр принимает под свою крышу экспериментальный театр ТР «Сфумато», а его режиссеры Маргарита Младенова и Иван Добчев становятся частью театра. В период постановки Леона Даниэля, Крикора Азаряна, Красимира Спасова. «Камин» М. Минкова и «Последняя лента карпа» С. Беккета, реж. Крикор Азарян, «Цена» А. Миллера, реж. Л. Даниэль, «Ваза Железнова - 1910» М. Горького, режиссер Кр. Спасова, «Память о революции» Бюхнера и Мюллера и «Пасхальное вино» К. Илиева, режиссер Ив. Добчева, «Лорензачо» Ал. Де Музе, «У подножия Витоши» П. К. Яворова и «Нирвана» К. Илиева в постановке М. Младеновой - одни из самых сильных театральных достижений не только в репертуаре Национального театра. . Лорензачо был выбран для выступления в сезоне 1991/1992 годов.

В начале 1993 года директором был назначен Александр Морфов. Его самый первый спектакль «Дон Кихот» Сервантеса был выбран среди спектаклей сезона. Он создает новый облик театра и знакомит с его залами новой, молодой публикой. Спектакли Морфова переворачивают и пародируют знакомые пафосные интерпретации классики. Внешний вид Морфова эффектно и эффектно символизирует радикальное отвращение театра от его прошлого. Картина спектаклей этого периода представляет собой коллаж постмодернистских экспериментов, реанимированной режиссуры знака, модернистских интерпретаций. Пародия, ирония, покорность - вот черты сценического мира большинства из них. Пожалуй, наиболее симптоматичным в этом плане является спектакль Александра Морфова «На дне» Максима Горького.

В конце 90-х проф. В. Стефанов ушел. В начале 2000 года художественным руководителем Национального театра стал Александр Морфов, а административным руководителем - Павел Васев. Вскоре уехали сначала П. Васев, а затем Морфов. Накануне столетнего юбилея Национального театра в 2003 году проф. Васил Стефанов снова взял на себя руководство. Последовал еще один полный срок директором Павла Васева, после которого временно был назначен Александр Морфов. Он оставался на этом посту с января по сентябрь 2015 года, уйдя в отставку в связи с планируемыми изменениями в бюджете театров, которые не учитывают статус театра государственного учреждения культуры общегосударственного значения. Временным директором является Милица Трайкова (многолетний заместитель директора по финансовым вопросам). Александр Морфов - главный режиссер и руководит арт-политикой. Его спектакли - «На грани», «Жизнь прекрасна» Н. Эрдмана, «Полет над гнездом кукушки» Кена Кисси, «Дон Жуан» Мольера, «Хаши» Ивана Вазова - среди названий, привлекающих внимание. самый -каждый зритель в театре. С лета 2016 года директором Национального театра является актер Мариус Донкин.

Среди наиболее успешных постановок последних двух десятилетий на Большой сцене - «Король Лир» У. Шекспира в постановке Явора Гардева, «Пигмалион» Б. Шоу в постановке Леона Даниэля, «Вишневый сад» А.П. Чехова, Режиссер Крикор Азарян, «Замшевый пиджак» С. Стратиева в постановке Бойко Богданова, «Идеальный мужчина» О. Уайльда и «Воровской бал» Ж. Ануила в постановке Тьерри Аркура.

Многие спектакли имеют долгую жизнь, среди них «Мистер Ибрагим и цветы Корана» Э.-Э. Шмидта в постановке Сна. Танковская с более чем 150 выступлениями, Контрабас с более чем 200, Хеши с более чем 250.

В Национальном театре имени Ивана Вазова три сцены - Большая сцена на 860 мест, Камерная сцена на 130 мест и Сцена на 4-м этаже, вмещающая 90 зрителей. Труппа театра дает от 8 до 10 премьер за один театральный сезон. На сцене играют такие артисты, как Йорданка Кузманова, Аня Пенчева, Стефан Данаилов, Рени Врангова, Валерий Йорданов, Стоян Алексиев, Валентин Ганев, Валентин Танев, Николай Урумов, Ана Пападопулу, Георгий Мамалев, Йорета Николова, Деян Донков, Захарин Бахаров. Донкин, Мария Каварджикова, Михаил Петров и другие.

 

Национальный театр имеет богатый репертуар современных и классических произведений, нацеленных на интерес и внимание самой широкой публики.

В результате демократических преобразований театр установил прочные связи со сценами других европейских стран. Принимал участие в театральных фестивалях BITEF, Боннской биеннале «Новые пьесы из Европы», NET (Москва), фестивале европейских национальных театров в Варшаве и многих других.