Святой Николай Мирликийский чудотворец (София)

 

Описание Святого Николая Мирликийского чудотворца

Святой Николай Чудотворец - старинный православный храм, расположенный в центре болгарской столицы Софии, на улице Царя Калояна, 8. Дворцовая домовая церковь, построенная Севастократором Калояном. Здесь обнаружены остатки позднеантичного дворцового комплекса императора Константина Великого, построенного им еще в то время, когда он жил в Софии. Этот дворцовый комплекс также служил городской резиденцией Севастократора Калояна. 30 марта 1944 года англо-американская бомбардировка Софии серьезно разрушила древнюю болгарскую православную церковь. Чудотворная икона Святого Николая сохранилась вместе с жертвенником, в котором она помещена, с распущенностью и даконионом. В середине 1950-х годов по настоянию Патриарха Кирилла Булгарского церковь была практически перестроена в меньшую, нижнюю часовню. Сегодня сохранился аутентичный уровень пола, он выглядит окопанным, но пол новый. Если поднять занавес в нише на северной стороне нефа, обнаруживаются преднамеренно видимые древние церковные стены, которых, должно быть, коснулись многие болгарские цари и царицы, а также очаровательный Севастократор Десислава.

 

Церковь Митрополия "Св. Николая Чудотворец »- одна из старейших церквей Софии.

Он был построен как небольшая семейная церковь во дворце, расположенном на сегодняшней улице Калояна, позади гостиницы «Рила». Считается, что этот дворец находился в уцелевшей части дворцового комплекса, построенного императором Константином Великим, крестителем Римской империи, когда он останавливался в Софии.

Самые старые стены под церковью относятся к временам Константина (IV век). После того, как король Крам завоевал город в 809 году, уцелевшие части императорского дворца стали резиденцией болгарского наместника обширного и важного для королевства Средечкинского уезда. С 971 года Средец при царе Самуиле (который также долгое время жил в Софии) является резиденцией болгарского патриарха Дамьяна, поскольку патриархат последовательно перемещался в Воден, Преспу и Охрид.

После освобождения Софии от византийского ига царем Ассеном I в 1193 году, дворец был отремонтирован болгарским губернатором, а позже - семейной дворцовой часовней "Св. Николай »Севастократору Калояну, двоюродному брату царя. Калоян и его жена, красавица Севастократор Десислава, были вписаны вместе с царем Константином Тихим и царицей Ириной Ласкариной Асениной в Боянскую церковь, точно так же, как храм святого Николая Чудотворца. Севастократор Александр ок. В 1240 году он построил свою дворцовую церковь «Св. Петька Стара », построенная сегодня в здании Софийской митрополии через сегодняшнюю улицу Калоянова напротив церкви.

В течение веков османского владычества храм назывался «Св. Николая Големи »(что вполне понятно, если сравнивать с тогдашней землей« Св. Петька Стара »против него и отличаться от« Св. Николы Мали »- скромной церкви Возрождения с подобной колокольней, разрушенной во время реконструкции Софии в г. В конце 19 века Стефан Герлах, который проезжал через город в 16 веке, дал сведения о средневековой церкви в Софии.

В 1939 году именно в этом храме размещалось духовенство, изгнанное на десятилетие из русского храма «Св. Николая» на бул. Царя Освободителя в Софии. После того, как Болгария установила дипломатические отношения с СССР, советское посольство объявило русских эмигрантов из паствы Русской Зарубежной Церкви белогвардейцами. После переезда русского прихода в храмы Святой Петки Самарджийской и Святой Екатерины Княжеского кладбища во главе с главой русских приходов в стране община дистанцировалась от гитлеризма и приняла советское гражданство, после эвакуации статус отреставрирован русской церкви. Сегодня там хранятся не обнаруженные чудотворные мощи архиепископа Серафима Соболева, чудотворца, канонизированного совместно Московским и Болгарским Патриархатами в 2016 году. Однажды, помимо написания истории русского духовного сообщества, которая уже является предметом исследования нескольких исследователей, канонизация некоторых других русских священнослужителей, которые служили в этих нескольких церквях и завершили свое земное путешествие в Болгарии или повторно - эмигранты (Еп. Дамиан Говоров, протоиерей Всеволод Спилер, протоиерей Георгий Шавельский, игуменья Серафима Ливен, Диодора-Мария Дохторова, Касиния Везенкова и другие играли чрезвычайно важную роль в религиозной жизни страны), особенно предстоятеля протоиерея Николая Владимирского и другие. погиб при обрушении храма во время бомбежки в марте 1944 г., похоронен при одном из возвращений из бомбоубежища.

 

30 марта 1944 года англо-американская бомбардировка Софии серьезно разрушила древний храм. Целыми и невредимыми сохранились в пепле храм чудотворной иконы Святого Николая, последнее произведение иконописи, а также алтарь, в котором он помещен, распущенность и даконикон и целиком часть стен рядом с ним и за его пределами, но крыша и многое другое разрушено в результате взрыва и пожара бомб. Атанас и Димитар Гудженовы работали над стенами или иконами в этой церкви в 20-е годы прошлого века, о которой упоминается в биографическом альбоме Димитра Аврамова. Церковь без исчезнувшей перед войной пост-ренессансной колокольни, которую можно увидеть на фотографиях, все меньше и ниже после возрождения, была практически перестроена во время строительства гостиницы, когда было решено ее сохранить. Таким образом, средневековая часовня на ее сохранившихся стенах была расписана и расписана в середине 1950-х годов по настоянию Патриарха Кирилла Булгарского после восстановления Болгарского патриархата 10 мая 1953 года и до начала 1970-х годов. Фрески, отреставрированные в 2017-2018 годах, выполнены Карлом Йордановым, а икону Богородицы в иконостасе и иконы на балконе написал реставратор Русской церкви после бомбежки, русский белоэмигрантский иконописец и многолетний художник. сотрудник НВИМ - в последние годы Михаил Малецкий. Священник, служащий в церкви Николай Нешев, в своем интервью упомянул, что есть информация, что иконостас церкви находится в одной из разрушенных дворцовых часовен или в парке Врана, а оригинальный или более поздний иконостас церкви перенесен в церковь Св. Святого Андрея, где известно, что апостольский орден написала Павлинка Дидова. В другом месте тот же иконостас расписан Методи Балалчевым, который, вероятно, в 1930-х годах изготовил новые южные и северные двери соседней церкви Святой Петки. Две фигурки Святых Высших Апостолов на стороне царских врат подтверждают этот тезис, несмотря на различие с фото из оцифрованного архива Археологического музея, а отсутствие престола архиерея относится к царскому престолу в гербе. руки, стоящие в нефе церкви Святого Николая в Горна Баня.

Современность
Сегодня в церкви сохранился многовековой этаж перекрытия, поэтому он выглядит вкапанным, но пол новый. Если занавес будет поднят в нише на северной стороне нефа, мы не найдем, где лежат кости Левски, слухи о которых в прошлом привлекали поток посетителей в соседние храмы, а преднамеренно видимые стены древних церквей являются обнаружены, размещены относительно новые.авторские подписанные иконы, одна из которых - святого Модеста с собравшимися вокруг него животными. Подсвечники помещаются в специальный шкаф рядом с входом. Надвратная икона покровителя также современна и очень прочна в церковном стиле.

Ежегодно в храмовый праздник 6 декабря (День Святого Николая) сотни жителей Софии посещают этот небольшой храм, чтобы получить благословение святого и прикоснуться к его чудотворной иконе. Тогда множество христианолюбивых людей Божьих заполняет всю улицу Калоянова. В небольшой церкви с интересным иконическим балконом в четверг святому традиционно подают акафист, чтобы просить покровительства, особенно во время путешествий, для успешного усыновления, для безопасности детей, при работе с деньгами, в бедности и так далее.