Археологический Музей (Несебр)

 

Описание Археологического Музея

Адрес: улица Месемрия, 2А, у входа в Старый город.
Часы работы:
Апрель-октябрь: Понедельник-пятница: с 09:00 до 19:00 Суббота и воскресенье: с 09:00 до 13:00, с 13:30 до 06:00.
Ноябрь–март: понедельник–воскресенье: с 09:00 до 13:00, с 13:30 до 6:00.
Билеты: Взрослые: индивидуалы 4 лв., группы 3 лв.; Дети и студенты: индивидуально 2 лв., группы 1,50 лв.

Несебр (Месембрия) – один из старейших болгарских городов, населенный греческим городом Мегара и его колониями. Вторая волна переселенцев пришла из Византийского Халкидона в конце 6 века до н.э.. До прихода болгар Несебр населяли в основном фракийцы и греки. Несебр был включен в границы Болгарии в 812 году, когда хан Крум взял город штурмом. Тогда большинство населения составляли славяне и болгары. Археологические раскопки на Несебрском полуострове и вокруг города за последние сорок лет обнаружили исключительные находки значительных культурных памятников, свидетельствующих о богатой истории древней Месемврии и средневекового города Несебр.

Археологический музей Несебра был открыт относительно недавно, в 1994 году, у входа в Старый город Несебра. В нем собрана коллекция гончарных изделий, морских якорей, монет и многих других древних артефактов фракийского периода, греческих предметов времен их появления и начала торговли с местными племенами. Кроме того, в распоряжении музея есть несколько средневековых христианских икон. Большинство из них были нарисованы или написаны (как это правильно называется в Православной Церкви) либо в Несебре, либо в окрестных селах. Археологический музей в Несебре был основан в 1956 году, и его первая экспозиция находилась в церкви св. Иоанна Крестителя.

В 1994 году Несебрский музей переехал в новое здание, построенное по проекту архитектора Христо Коева. Выставка «Несебр на века» содержит многочисленные памятники культуры и представляет историю древней Мессембрии и средневекового Несебра. Среди уникальных экспонатов музея чрезвычайно важным является найденная здесь декретная надпись в честь фракийского вождя Садала, датируемая 3 веком до н.э., которая дает богатую информацию о взаимоотношениях между греческим полисом и соседними фракийцами. Существует также коллекция серебряных сокровищ тетрадрахм греческих монет, а также фракийских подделок. Тот факт, что фракийцы копировали работы греческих мастеров, говорит о политической и экономической жизни города в период античности и раннего средневековья.

Рельеф фракийского всадника был найден в ходе археологических раскопок на северном побережье полуострова в 2013 году под руководством профессоров Анелия Божкова и Петко Кияшкина. Тело всадника покрыто большим плащом. Лошадь подняла переднюю левую ногу над каменным алтарем. Вдали виднеется дерево, обвивающее раненую змею. Специалисты считают, что рельеф был выполнен примерно во II веке нашей эры, что свидетельствует о существовании культа фракийского героя, существовавшего в древней Месембрии в римскую эпоху. Такие древние рельефы находят в землях Святого Власа, Кошарицы и Горицы, но это первая находка подобного артефакта в самом древнем городе.


Выставочная площадь Несебрского музея включает в себя гостиную и четыре выставочных зала. Иконы находятся на втором этаже. Также на стене гостиной висит диплом о включении Старого Несебра в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это деяние было совершено 9 декабря 1983 года на VII заседании Комитета всемирного наследия во Флоренции, Италия.

 

Археологический музей города Несебр - Первый зал "Мессембрия и фракийцы"

Название Несебыра было различным на языках его населения. Фракийцы и греки произносят это как Мессамбрию. Греческий географ Страбон пишет: «Это следует за Месамбрией, колонией мегарян, ранее называвшейся Мелсамбия, то есть «город Мелсауса», потому что ее основатель звали Мелсас, а фракийская «брия» означает город. Город Мезембрия, но они помнят его основателя, и на надгробии римской Юлии мы читаем: «Мессамбрия - моя родина - из Мелсы и Брии». Его болгарские жители в средние века переименовали город в Несебр.

На водоразделе двух городских портов было обнаружено большое количество каменных якорей XII-IX вв. до н.э., что доказывает активное мореплавание местных жителей в эту раннюю эпоху. Наиболее примечательными останками древних фракийцев являются серые керамические сосуды с резными и рельефными орнаментами IX - VI веков до нашей эры.

В Мессамбрии была найдена очень важная надпись, указ в честь фракийской династии Садала, датируемой 3 веком до нашей эры. Этот памятник дает богатую информацию об отношениях греческого полиса с соседними фракийцами. Обнаженное серебряное сокровище монет - тетрадрахмы, в которых доминируют фракийские подражания, дополняет информацию о роли местного фракийского населения в политической и экономической жизни города в течение 11-1 вв.

 

Археологический музей города Несебр - Второй зал "Понтийский полис Мессембрия"

После колонизации полуострова поселенцами из города Мегара и его колоний Византии и Калдедона в конце 6-го века до нашей эры, Месамбрия Понтика стала полисом в греческом мире, тесно связанным с жизнью и культурой народов, населяющих Средиземноморье, Мраморное и Черное побережье. море. Широкие коммерческие связи, духовная и культурная жизнь и расцвет ремесленных ремесел в этом небольшом городке на фракийском побережье богато иллюстрированы многочисленными памятниками VI - II веков до нашей эры.

Мессамбрия управлялась советом, избранным национальным собранием. Их решения - указы, высеченные на мраморе, - были размещены в главном храме города - Храме бога Аполлона. В Месамбрии было издано большое количество почетных указов в честь выдающихся личностей и их благородных деяний: учителя из Калатиса, врача Глакийского, жрицы богини Деметры и других.

Уникальными памятниками, документирующими административную жизнь Мессамбрии во 2 веке до нашей эры, являются мраморные обету, найденные у подножия храма Зевса. На этих скульптурных памятниках изображены городские магистраты на церемонии в честь Мильса, героя Созополиса и так далее.

Мезамбрийские скульпторы оставили много работ надгробной и культовой скульптуры. Надгробия изображены сценами из жизни Messembers. На них мы видим Матроу, жену Тундарича; Калликрита, дочь Гиппарха; Манис, сын Афанасия; Танцевальное дело, дочь Ноя и другие. В некрополе Мессамбрия обнаружены четыре крайне редких бронзовых сосуда. Три выставленных гидрида, используемых для урн, украшены вертикальными ручками с одним приложением сюжета греческой мифологии Домохозяев украшали статуи из обожженной глины и плитки. На ней изображены различные божества, элегантные дамы, грациозные девушки. Большая часть из них импортируется, но есть и артефакты, которые также свидетельствуют о местном производстве.

Богата и разнообразна религиозная жизнь мессембрийцев. Интересна открытая часть колоссальной статуи бога Аполлона, торс от статуи бога Геракла, великолепная статуя богини счастья Тюэ, которая датируется 4 веком до нашей эры. и другие В Несебре была обнаружена и выставлена ​​богатейшая коллекция керамических архитектурных украшений из эллинистических домов: сими, антефиксы, фасадные плитки с пластиковой отделкой.

Между похоронными подарками в гробницах Мессамбрии находятся изысканно сделанные золотые украшения: принты, серьги, кольца, ожерелья, часть которых изготавливается в местных ювелирных мастерских. Мессамбрия, как единый полис, ввела монеты 5-го века до нашей эры. Она нарезает монеты из золота, серебра и бронзы нескольких основных типов. На лицевой стороне наиболее распространенных видов изображен знак Месамбрии - коринфский шлем с гривой, а на обратной стороне мы видим колесо со спицами и начальные буквы названия города - Мета или Меаса. Лучшее понимание торговых отношений Мессамбрии в VI - II веках до нашей эры. дарит импортную керамику: черно-керамические столовые, киликсы. предки, светильники, рельефные чаши и т. д., а также большое количество амфор и амфорных марок, найденных на суше и на полуострове.

 

Археологический музей города Несебр - Третий зал "Мессембрия в пределах римской, византийской и болгарской империй"

В эпоху римского господства Мессемурия продолжает торговать, монетами, развивать местные ремесла. С тех пор керамические сосуды были покрыты красным лаком, мраморными надгробиями и смутными рельефами Геркулеса и фракийского всадника. Интересным памятником является мраморный постамент для бронзовой статуи императора Клавдия (41-54), установленный Гнеем, который был выпускником средней школы города.

После раздела Римской империи в 395 г. Мезембрия осталась в пределах ее восточной части. Роль города значительно возросла как стратегического, экономического и духовного центра, тесно связанного с византийской столицей Константинополем. Есть массивные укрепления и просторные христианские базилики. Кирпичи с марками с именами Константина и Юстиниана из кирпичного завода Византии. Мраморные основания, колонны, капители различных типов, части алтарных барьеров и другие элементы внутренней отделки зданий из пластика эксплуатируются и импортируются с острова Прогонисос в Мраморном море.

Создание болгарского государства в 7 веке превратило Мезембрию в важную крепость Византии против ее нового соседа. Лишь в 812 году город был завоеван болгарским ханом Крумом и включен в границы Первого болгарского государства. Керамические горшки с серой глиной являются материальными следами, оставленными первыми болгарскими жителями полуострова.

Представленные в зале коллекции амфор и глазурованных сосудов свидетельствуют о постоянных коммерческих связях Несебра с Константинополем и другими торговыми центрами в IX - XII веках. Во времена правления болгарских царей Иван Асен II, Тодор Святослав и особенно при Иване Александре Несебре достигли своего наибольшего расцвета. Великолепные образцы средневековых церквей и богатый археологический материал являются яркой иллюстрацией процветания и культурного подъема средневекового города Несебр в 13-14 веках. Крупные искусства получили художественные промыслы. Несебыр и его окрестности работали скульпторами, иконописцами, гончарами. Работы Несебрских скульптурных мастерских представляют собой архитектурные элементы с пластиковой отделкой, используемые во внешнем и внутреннем дизайне храмов. В течение прошлого столетия существования Византийской империи в Несебре живут представители знаменитых императорских семей. С этого периода находится надгробная плита византийской принцессы Матайсы Кантакузиной Палеолога (последняя династия императоров византии), которая умерла в 1441 году.

 

Археологический музей города Несебр - Зал икон

Несебыр был центром православного христианского искусства на протяжении семи веков (XIII - XIX век). Около 250 икон созданы местными иконописцами и украшены десятками церквей города. Самые старые образцы Несебрской школы относятся к 13 веку. Этим периодом датируются иконы "св. Николай" и "св. Дева Мария - правитель жизни".

После падения Болгарии под властью Османской империи Несебр остается уникальным центром, который сохраняет христианские художественные традиции. Здесь находится местная школа иконописи, которая достигает своего пика развития в шестнадцатом и семнадцатом веках. На него влияют крупные метеорологические центры Метеор, Афон и Крит.

Многие иконы посвящены Богородице и отражают ее выраженный культ. Другие изображают Иисуса Христа, пророков, апостолов, евангелистов и многих святых.

Иконы Несебыра выполнили волю десятков доноров, и их имена приходят к нам через многочисленные надписи Ctitoric. В некоторых случаях художники подписывали свои работы и датировали их.