Дворец Клам-Галлас (чешский: Clam-Gallasovský palác) - это дворец
в стиле барокко в Праге, столице Чешской Республики. Здание
расположено на углу улицы Хусова и Марианской площади, в Старом
городе Праги. Дворец был сначала спроектирован архитектором
императорского двора Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом из
Вены. Он был построен в 1714-18 годах итальянским архитектором
Доменико Каневейлом. В течение остальной части 18-го века в дворце
проходили балы и концерты, в которых принимали участие
известные художники, в том числе Моцарт и Бетховен.
Дворец
Клам-Галлас был построен для вице-короля Неаполя, графа Иоанна
Вацлауза из Галласа. Семья Галлас оборвалась в 1757 году, и в этот
момент дворец был унаследован Кристианом Филиппом Кламского, сына
сестры Галласа, и именно так была создана семья Клам-Галлас.
Дворец Клам-Галлас теперь принадлежит Пражскому городу, который предоставляет
его Пражским городским архивам. Кроме того, с 2010 года в дворцовом
помещении регулярно проводится двухгодичный фестиваль «Опера Барокка». Этот фестиваль ориентирован на исторически информированное
представление барочной музыки, танца, театра и карнавала.
Средневековый
В XIV веке на месте южной части
дворца стоял дом, перестроенный в 1351 году для моравского маркграфа
Яна Йиндржиха, младшего брата Карла IV. После его смерти дворец был
сдан в аренду пражским патрициям. От первоначального дома
сохранилось сводчатое пространство подвала (первоначально цокольный
этаж) в южной части здания. В 15 веке дворец принадлежал семье
ювелира Отлина, поэтому его называли Отловским домом. В честь
владельца с 1499–1535 годов дом назывался Самуил.
Высокое
барокко
В начале 17 века дом был перестроен в дворец эпохи
Возрождения аристократической семьи Кинских, конфискованный
императором после убийства помощника Валленштейна Вилема Кински в
Хебе в 1634 году и подаренный имперскому генералу Матьяшу Галласу.
Его внук Ян Вацлав Галлас реализовал в нем сложный архитектурный
проект в 1690–1719 годах. Сначала он купил несколько соседних домов
и участков и построил на их месте трехкрылый дворец в стиле барокко.
В 1713 году он вызвал императорского придворного архитектора Иоганна
Бернхарда Фишера из Эрлаха из Вены в Вену. Он уже выполнил проект в
1714 году (чертежи и гравюру фасада он позже опубликовал в книге в
своем сборнике рисунков). Строительство доверили двум строителям, из
которых известен только Томаш Хаффенекер. В то же время каменная
кладка началась с двух расположенных в осевом направлении массивных
порталов, с парой гигантов (атлантов) и пластических рельефов Матяша
Брауна, которые делают дворец одним из самых впечатляющих
произведений пражского барокко. Внутреннее убранство дворца -
образец великолепного особняка его строителя. Дворец был построен в
грубых условиях в год смерти императорского дипломата и на короткое
время вице-короля Неаполя графа Яна Вацлава Галласа. Строитель
построил его как символ внутреннего представительства придворной
знати на высшем уровне жизни при венском дворе.
Позднее
барокко и 19 век
Его наследники, в основном Филип Йозеф Галлас в
1920-х годах и, наконец, Кристиан Филип Клам-Галлас в конце 18 века,
завершили внутреннюю отделку и меблировку здания и адаптировали
пространство частного театра. В северной части дворца стояла
готическая церковь Лужской Богоматери с приходом, приходской школой
и кладбищем. После их уничтожения и сноса в 1791 году дворцовый
комплекс был расширен заборной стеной до Марианской площади и
нишевого фонтана, в котором находилась статуя девушки Прахнера, в
народе называемая Терезкой. До середины 19 века часть земли занимала
котельная Рингхоффера.
Дворец служил главной резиденцией
семьи Галласов (с 1757 г. - Клам-Галласов). Были также их театр,
бальный и концертный залы, в которых, благодаря Кристиану Криштофу
Клам-Галласу (1771–1838), Йозефине Душковой и Вольфгангу Амадею
Моцарту в 1787 году и Людвигу ван Бетховену в 1796 году, например,
были интерьеры дворца. первый и второй этажи адаптированы по проекту
Франтишка Хегера. Последние модификации в духе Второго рококо
произошли при Эдуарде Клам-Галласе (1805–1891), который жил в
основном в Вене и поэтому арендовал дворец. Среди арендаторов были
граф Уго Вурмбранд, провинциальный юрист JUDr. Вилем Кёрбель или
Немецкие технологии.
20 век
В конце 1918 года в здании
располагалось первое чехословацкое министерство финансов. В 1945
году дворец национализировали.
Настоящее время
Оригинальная монументальная и представительная аристократическая
резиденция в стиле позднего барокко принадлежит Праге с 1993 года.
После пожара в Староместской ратуше в мае 1945 года здесь
обосновался Архив столичного города Праги, а его фонды, офисы и
исследовательские помещения в 1990–2017 годах постепенно были
перемещены в новое помещение в Ходовце в Праге 4. Муниципалитет
сейчас планирует второй этап восстановления; пока он организует
различные культурные и общественные мероприятия, выставки,
профессиональные конференции, но также можно арендовать карнавалы и
залы для частных мероприятий.
Нынешний вид дворца датируется 1711–1715 гг.,
Когда его тогдашний владелец, австрийский дипломат граф Ян Вацлав
Галласский, стремился выразить изображение чешского патриота на
высшем уровне современной архитектуры и приблизился к одному из
лучших европейских барокко. архитекторы того времени, Иоганн
Бернхард Фишер из Эрлаха. Фасад ограничен узкой улицей, поэтому
разделен только плоскими выступами; его часто сравнивают с
классической французской архитектурой Франсуа Мансара и с другим
проектом Фишера - Венским Зимним дворцом Евгения Савойского.
Скульптурное оформление как осесимметричных порталов, так и фонтанов
и лестницы выполнил Матяш Бернар Браун и его пражская мастерская, а
каменную кладку выполнил императорский придворный каменщик Джованни
Пьетро делла Торре.
Интерьер
Объединяющая идея
скульптурного и живописного убранства - это праздник силы, героизма
и образованности хозяев. Власть символизируют скульптуры: атланты на
фасаде, несущие выступ портала, со сценами героических подвигов
Геракла на постаментах. Вид через проход в 1-й двор закрывает фонтан
с фигурой Тритона с большой раковиной в руках. Это работа Матиаша
Бернарда Брауна (около 1730 г.), модифицированная в конце 18 века
стеной с решеткой, на которой под графской короной изображена
эмблема с инициалами Кристиана Клама-Галласа с инициалами CCG. У
главной лестницы низкие ступеньки, так что посетители могут
подняться наверх верхом на лошади. Построен в 1727–1729 годах,
балюстрада и перила вырезаны из песчаника с барельефами и вазами
также из мастерской Брауна. На своде лестницы расписная фреска,
изображающая Триумф Бога Аполлона в солнечной колеснице с четырьмя
белыми экипажами, которая своим Светом отгонит силы Тьмы и Времени,
представленные тремя стариками. Это работа Карла Винченцо Карлоне и
его мастерской: его сотрудник Гаэтано Фанти участвовал в
перспективных деталях архитектуры, а фигуры были написаны Сильвестро
Фоссати. Штукатуры Сантино Бусси, Дж. Г. Фьюмберти и Рохус Болла.
Есть также изображения богов и богинь на сводах лестничных площадок
Карла Карлоне. Лучше всего Карлоне проявил себя в двух залах 2-го
этажа (т.н. фортепианный нобиле). В первом он написал «Ассамблею
олимпийских богов», которая представляет собой вариант фрески,
сделанной ранее для дворца Филиппа Даун-Кински в Вене. Второй зал
украшен коронацией искусств и наук: Крылатая история с книгой
выходит за рамки времени, представленного богом Хроном, и по приказу
богини Афины награждается медалью на цепочке. По бокам облаков сидят
аллегорические фигуры живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и
геометрии. Третья фреска библиотеки (позже преобразованной в
театральный зал) изображает Успение Ариадны и победу Юпитера над
гигантами. Их сопровождают Луна, Гелиос и Гвезды). Последняя картина
украшает Зеркальный шкаф рядом с библиотекой на втором этаже, зал с
лепниной и декором в стиле 2-го рококо середины 19 века. Комнаты
первого этажа также оформлены в стиле рококо.
Местоположение
фильма
В 1993 году во дворце снималась часть фильма «Свадьба
вампира».