Сословный театр (Прага)

Сословный театр (Прага)

 

Описание Сословного театра

Сословный театр (Прага)

Сословный театр или Ставовске Дивадло (Stavovské divadlo) - это исторический театр в Праге, Чешская Республика. Сословный театр был присоединен к Национальному театру в 1948 году и в настоящее время здесь выступает три художественных ансамбля, оперу, балет и драму, которые выступают в Сословном театре, в Национальном театре и в театре Коловрат. Сословный театр был построен в конце 18-го века в ответ на движение Просвещения и идеи об общем доступе к театру. Сами театры стали демонстрировать культурные стандарты нации. Сословный театр был спроектирован Антоном Хаффенеккером и построено через чуть менее двух лет на деньги аристократа Франтишека Антонина Графа Ностица Риенка.

 

Архитектура

Строительство
Здание было построено как сцена для публики просвещенным патриотом графом Франтишеком Антонином Ностич-Ринеком. Граф Кашпар Хержман Кюнигель набросал планы планировки помещений театра, здание было спроектировано и выполнено придворным строителем Антоном Хаффенекером в 1781–1783 годах. Строительство одного из первых общественных зданий в стиле классицизма в Праге заняло всего два года.

Интересной особенностью построек является то, что граф Ностич якобы построил миниатюру этого театра в своей летней резиденции. И даже эти два здания предполагалось соединить подземным переходом.

Первоначальное здание отличалось от нынешнего. В театре были большие полукруглые окна, проходящие через полы. С лицевой стороны Гафельского монастыря здание было симметрично тыльным трактом остальной части Фруктового рынка. Парадный ризалит не делился на два этажа, как сегодня, а внутри был один высокий салон, протянувшийся от первого этажа до самого верха.

В первоначальном зале было всего три ряда лож и одна галерея, поэтому он был на один этаж ниже сегодняшнего. У него был плоский партер, как это было принято в 18 веке, и плоский потолок.

В истории было несколько мелких и крупных реконструкций театра. Наиболее видная из них проводилась с 23 сентября по 29 октября 1834 г., когда (несмотря на нехватку времени) произошла сквозная реконструкция. Весь зрительный зал был поднят на один этаж и добавлена ​​вторая галерея. Весь зрительный зал был оформлен в красно-бело-золотых тонах. Первый этаж, ранее состоявший из двух уровней, был соединен в один наклонный. Первый этаж лож был соединен в одну большую галерею. Портал между зрительным залом и сценой был поднят, и вся сцена получила новое оборудование. В итоге зрительный зал получил одну большую центральную люстру. Недавно открывшийся театр открылся оперой «Немой из Портичи».

Второй и самой значительной реконструкцией Сословного театра была реконструкция 1859 года, длившаяся с апреля по ноябрь, т. е. восемь месяцев. Реконструкцией руководил архитектор Карл Браст в сотрудничестве с Йозефом Никласом, которая, помимо всего прочего, интересна своей чуткостью к оригинальному стилю архитектуры. Большие окна снаружи были заложены кирпичом и пробиты новые, простые окна в два этажа друг над другом. Салон в переднем разалите был разделен на два друг над другом. Боковые трехосные разности были расширены до пятиосных. Кроме того, внутренняя масса театра была практически полностью снесена — изменена планировка за счет расширения коридоров и строительства новых лестниц. Зрительный зал театра был полностью снесен и укорочен (первоначальный зал был длиннее) за счет расширения фойе и коридоров. Новый зрительный зал снова был разделен на пять этажей — три ряда лож и две галереи с наклонным партером. Он снова был украшен красно-бело-золотым цветом. Отдельные ложи были уменьшены в размерах, что, несмотря на укорочение зала, увеличило их количество до 12 с каждой стороны, или 25 на этаж (в т.ч. центральный). Вся реконструкция была сделана очень консервативно. Его результатом стало улучшение акустики, увеличение вместимости, больший комфорт для зрителей и улучшение условий безопасности (в первую очередь пожарной безопасности).

Третья реконструкция была проведена в 1882 году, с мая по октябрь. Во время этой реконструкции весь театр был расширен в сторону Фруктового рынка, тем самым увеличив пространство для исполнителей. Однако наиболее важным расширением было создание боковых помещений с наружными лестницами, которые в основном служили эвакуационными выходами в случае пожара, что раньше было очень распространенным явлением, особенно в театрах.

Последней реконструкцией была генеральная реконструкция, которая проходила в период с 1983 по 1991 год. В ходе этой реконструкции, помимо реставрации интерьеров и экстерьеров, были построены технические лифты, театр был углублен под землю, откуда на землю выходил еще один фойе для зрителей. пол. Под действующей частью театра располагались обширные подвалы с помещениями для артистов и складом декораций. Эти области достигают ниже свободной зоны Фруктового рынка. Также был построен коридор, соединяющий театр с Коловратским дворцом, который служит операционным фоном Сословного театра.

 

Украшение

Интерьер здания украшают колонны и пилястры из коричневого сливенского мрамора, полы вестибюля и фойе вымощены белым и коричневым мрамором. Потолок сцены имеет расписной геометрический орнамент с гротескными мотивами в помпейском стиле, он происходит от внутренних переделок 1859 и 1874 годов. Йозеф Берглер написал эскиз занавеса в 1804 году, картина маслом изображает Олимп, собрание греческих богов. во главе с богом искусства Аполлоном в солнечной колеснице, запряженной трехколесным велосипедом белых людей, боги участвуют или наблюдают за производством искусства вместе с музами. Дизайн шторы висит в тамбуре над кассой, оригинальная штора не сохранилась. В 1804–1809 годах Карел Постль расписывал декорации для театра.

 

В фойе нарисованы портреты и бюсты важных представителей театра: портрет драматурга, актера и театрального режиссера Яна Непомука Штепанека (1783–1844) написан Антонином Мачеком, а также портреты композитора и дирижера. Ставовского театра Франтишек Шкруп с женой, актером и певцом Антонином Еленом в костюме Макса из оперы Вебера «Чародей». Раньше были и другие портреты, которых сейчас нет, например, руководителя оркестра и скрипача Фридриха Вильгельма Пиксиса и певицы Теклы Батковой-Подлесской.

 

История

Начало эксплуатации
Действие было начато 21 апреля 1783 года трагедией Лессинга «Эмилия Галотти». В то время театр вмещал тысячу посетителей. Со временем вместимость была уменьшена до сегодняшних 659 мест для большего комфорта зрителей.

Первоначально у графа Ностич-Ринека была идея представить в театре немецкую драму и итальянскую оперу. Вскоре, однако, репертуар был расширен за счет чешской постановки, а именно 20 января 1785 года, с веселой оперой Готлиба Стефани «Беглец от сыновней любви».

После приезда в Прагу в 1787 году Моцарт сам выступал в театре и на концерте 20 января лично дирижировал своей «Женитьбой Фигаро», провалившейся в Вене. Энтузиазм пражан был велик. Композитор, тронутый теплым приемом, решил написать для Праги новую оперу. Это был «Дон Жуан» (полное название «Il dissoluto punito ossia il Don Giovanni», основанное на литературном оригинале «Дон Жуан»), премьера которого состоялась 29 октября 1787 года, дирижировал снова сам Моцарт. Именно эта опера прославила театр, а оперы Моцарта прославили Сословный театр на весь культурный мир. В настоящее время это единственный до сих пор существующий театр, где работал Моцарт.

Следующая премьера оперы Моцарта «Милосердие Тита» состоялась в 1791 году в честь коронации императора Леопольда II. чешским королем, но успеха предыдущих опер она не добилась.

Усадебный театр
В 1799 году чешские сословия купили театр у графа Ностице и переименовали его в Театр Ностице в Ставовске. В 1806 году директором и директором театра стал Ян Карел Либих, а после его преждевременной смерти – его вдова Иоганна. С мая 1824 года начались регулярные чешские представления. 2 февраля 1826 года здесь состоялась премьера первой чешской оперы «Дратеник» Франтишека Шкрупа. В 1827 году он также стал вторым дирижером Сословного театра. Шкруп также отвечал за постановку ряда опер, которые в то время не ставились в чешских театрах. Благодаря ему, например, были исполнены несколько опер Рихарда Вагнера.

В 1862 году театр стал Королевским немецким театром с немецким ансамблем. В сентябре 1918 года интендант Леопольд Крамер заключил десятилетнюю аренду с немецкой труппой. Однако 16 ноября 1920 года в ходе антинемецких беспорядков театр был оккупирован чешской мафией, которая передала здание Клубу солистов Национального театра. Этот произвол был излечен 1 декабря 1920 года, когда постановлением губернского административного комитета театр был передан в ведение Национального театра и назван Ставовским.

После окончания Второй мировой войны в Европе в 1945 году в Ставовске дивадле была открыта пьеса Йираска «Люцерна». Одновременно с новым статусом театра в октябре 1949 года Ставовскому дивадлу было присвоено и новое имя – Тыловское дивадло.

20 век
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов ХХ века в театре была проведена капитальная реконструкция, был построен подземный этаж и полностью реконструирован весь театр. В ходе реконструкции произошло кардинальное изменение цвета интерьера. Классическое бело-золото-красное цветовое сочетание заменено на бело-золото-голубое. Еще до смены цвета Милош Форман смог снять в театре ряд сцен своего знаменитого фильма «Амадей». Подземный этаж создан в стиле восьмидесятых годов 20-го века, здесь находится гримерка и буфетно-техническое помещение театра, которое уходит глубоко под Фруктовый рынок; попасть в эти операционные помещения можно из самого театра или прямо с Фруктового рынка на лифте. В ходе реконструкции также была создана современная вращающаяся сцена. Оригинальная сцена относительно глубока с точки зрения зрителей, сидящих в зрительном зале, и находится на одном уровне с Фруктовым рынком, с которого также можно выйти на сцену прямо через черный ход.
Две самые важные ложи - Императорская и Президентская ложи. Císařská находится прямо напротив сцены. Президентская ложа находится справа от сцены, вид из нее невелик и в нее нельзя купить билет, потому что она всегда зарезервирована для президента и его гостей.

Сегодня Усадебный театр является второй сценой Национального театра. В дополнение к драматической труппе существует также опера Национального театра, который, за некоторыми исключениями, в основном исполняет репертуар Моцарта.

 

Точки интереса
Второй, но меньший, Ностицкий театр в виде садового павильона был построен графом Ностичем в саду своего Малостранского дворца.
Театральные сцены своего фильма «Амадей» режиссер Милош Форман снимал в Сословном театре.
Среди выдающихся чешских театральных актеров, связанных со Ставовским дивадлом, есть, в частности, его бывший директор Ян Непомук Штепанек.
В непосредственной близости от здания находится Коловратский дворец (южнее), который соединен с театром подземным переходом и в котором находится камерная сцена Национального театра, Театр Коловрат.
Поскольку В. А. Моцарт представил свою оперу «Дон Жуан» в Сословном театре в 1787 году, статуя призрака возле театра представляет собой оперного персонажа «Командора». Статуя находится в Праге с 2000 года, художница Анна Хроми создала аналогичные скульптуры для Зальцбургского собора, Археологического музея в Афинах и Княжеского дворца в Монако.