Национальный театр (Прага), Чехия

Национальный театр (Прага)

 

Описание Национального театра

Национальный театр (чешский: Národní divadlo) в Праге известен как альма-матер чешской оперы и как национальный памятник чешской истории и искусства. Национальный театр принадлежит к самым важным чешским культурным учреждениям с богатой художественной традицией, которая помогла сохранить и развить самые важные черты нации - чешский язык и смысл чешского музыкального и драматического мышления. Сегодня Национальный театр состоит из трех художественных ансамблей: оперы, балета и драмы. Они чередуются в своих выступлениях в историческом здании Национального театра, в театре усадеб и в театре Колоурат. Все три художественных ансамбля выбирают свой репертуар как из классического наследия, так и современных авторов.

 

Первоначальный проект и постройка, 1844–1881 гг.
Краеугольный камень Национального театра был заложен 16 мая 1868 года, но идея строительства театра возникла осенью 1844 года на сходках патриотов в Праге. 29 января 1845 года Франтишек Палацки подал в провинциальный комитет Чешского собрания заявление с просьбой о «привилегии строительства, оснащения, обслуживания и управления» независимым чешским театром. Заявка была удовлетворена в апреле 1845 года, но только шесть лет спустя - в апреле 1851 года - Основатель Общества создания Чешского национального театра в Праге сделал первый публичный призыв к созданию коллекции. Год спустя вырученные средства пошли на покупку земли, принадлежащей бывшей соляной фабрике, площадью около 28 акров (11 га), что определило великолепное место театра на берегу реки Влтавы с панорамой на Пражский Град. , но в то же время теснота и форма трапеции поставили перед проектировщиками здания серьезные проблемы.

Эпоха абсолютизма фон Баха остановила подготовку предполагаемого театра и поддержала концепцию скромного временного здания, которое было построено на южной стороне участка театра архитектором Войтехом Игнацем Ульманном и открыто 18 ноября 1862 года. Временного театра затем стал составной частью окончательной версии Национального театра; его внешняя облицовка до сих пор видна в приподнятом участке задней части здания, а внутренняя планировка была стерта только после последней реконструкции Национального театра в 1977 - 1983 годах.

Одновременно с реализацией этой минимальной программы, заявленной Ф.Л. Ригер и Губернский комитет, молодые прогрессивные сторонники оригинальной амбициозной концепции здания (Сладковский, Тырш, Неруда, Галек) начали наступление. В 1865 году эти люди заняли руководящие должности в Обществе и попросили 33-летнего профессора гражданского строительства Пражского технического колледжа, архитектора Йозефа Зитека, разработать проект Национального театра. Затем он победил в объявленном позднее открытом конкурсе, и в 1867 году начались строительные работы.

16 мая 1868 года был заложен первый камень, а в ноябре фундамент был завершен. В 1875 году новое здание достигло полной высоты, а в 1877 году театр перекрыли крышей. С 1873 г. продолжался конкурс на внутреннее убранство здания, сценарий которого был разработан специальной комиссией под руководством Сладковского. С одной стороны, тематика выдержана в духе неоренессансной концепции классического здания. С другой стороны, они были вдохновлены нынешним увлечением славянской мифологией и историями из рукописей; обе эти концепции основаны на картинах Йозефа Манеса и связаны с современным стилем романтической пейзажной живописи (также связанной с чешской историей). Они обеспечили фундаментальную идеологию художественного выражения, которое сегодня называют искусством поколения Национального театра.

Театр включает в себя тригу (колесницу с тремя лошадьми) и 10 внешних аллегорических скульптур Богуслава Шнирха, еще 10 внешних частей Антонина Вагнера, каменные части Макса Вериха и внутреннюю скульптурную группу фронтона над аркой авансцены Шнирха.

Торжественное открытие
Национальный театр был открыт впервые 11 июня 1881 года в честь визита наследного принца Австрии Рудольфа. Мировая премьера оперы Бедржиха Сметаны «Либуше» под управлением Адольфа Чеха. После этого были представлены еще 11 спектаклей. Затем театр закрыли, чтобы можно было завершить работы. Во время этих работ 12 августа 1881 г. вспыхнул пожар, уничтоживший медный купол, зрительный зал и сцену театра.

Пожар был воспринят как национальная катастрофа и был встречен мощной волной решимости взяться за новую коллекцию: в течение 47 дней был собран миллион гульденов. Однако этот национальный энтузиазм не соответствовал закулисным баталиям, разгоревшимся после катастрофы. Архитектор Йозеф Зитек больше не участвовал в конкурсе, и его ученик, архитектор Йозеф Шульц, был вызван на реконструкцию. Он был одним из тех, кто заявил о расширении здания и включил в себя жилой дом доктора Полака, расположенный за зданием Временного театра. Он сделал это здание частью Национального театра и одновременно несколько изменил площадь зрительного зала для улучшения видимости. Однако он с особой тщательностью принял во внимание стиль дизайна Зитека, и ему удалось объединить три здания разных архитекторов, чтобы сформировать абсолютное единство стиля.

 

Реконструкция и открытие, 1883-1977 гг.
Оформление интерьера выполнено Миколашем Алешем и Франтишеком Женишеком. Здание Национального театра было открыто 18 ноября 1883 года. Здание с прекрасным техническим оснащением (электрическое освещение, стальная сцена) прослужило без каких-либо значительных изменений почти сто лет. Только 1 апреля 1977 года, после спектакля Йирасека «Фонарь», театр закрыли на шесть лет.

Дополнительная реконструкция 1977-1983 гг. И позже
Архитектор Зденек Вавра был назначен ответственным за общую реконструкцию. Этот масштабный проект был совмещен с завершением работ по всей обстановке театра. Работа была завершена, чтобы уложиться в важный срок - дату 100-летия открытия Национального театра: 18 ноября 1983 года. В этот день театр снова был передан публике со спектаклем «Либуше» Сметаны.

Историческое здание, известное своей красивой архитектурой, также включает в себя пристройку с современным дизайном, в которой расположены офисы и главная касса. Сегодня он функционирует как основная сцена трех художественных ансамблей Национального театра: драматического, оперного и балетного.

В 1989 году генеральный директор Национального театра, композитор Иржи Пауэр был уволен со своего поста за поддержку политики бывшего коммунистического чехословацкого правительства. 17 ноября 1989 года Пауэр заблокировал доступ всех сотрудников к Национальному театру и театру Сметана, чтобы помешать представителям оперных, балетных и драматических трупп устраивать выступления протеста. После трехнедельной забастовки Пауэра заменил Иво Жидек.

Управление
Сначала Национальный театр поддерживала частная гильдия людей с директором, который руководил ею от имени гильдии. Отсутствие субсидии вызвало некоторые финансовые и художественные трудности, но без долгосрочного ущерба для роста или статуса учреждения. В 1900 году контракт с гильдией, которая руководила театром в первые годы его существования, не был продлен региональным правительством, и в результате растущей неудовлетворенности артистическим уровнем Национальный театр передал свое управление новой Национальной театральной труппе. Кроме того, большинство людей, связанных с гильдией, считались консервативными в мировоззрении, в то время как новая Компания была либералами, восприимчивыми к свежим идеям.

Композитор Карел Коваржович был назначен оперным директором, и как дирижер его работа стала заметна в улучшении оркестра, хора и сольного ансамбля. Он также привлек в ансамбль ведущих певцов, таких как Карел Буриан (позже вагнеровский тенор в Байройте), Отакар Маржак, Эмиль Поллерт и Габриэла Хорватова. После смерти Коваржовича в 1920 году его возглавил Отакар Острчил, продолживший прогрессивное художественное направление и возглавивший тщательную реконструкцию постановок. Он начал с первого спектакля «Экскурсии мистера Броучека» и сразу после премьеры поставил «Воццек» Берга, что привело к скандалу и угрозе его увольнения.

Национальный театр находится под контролем директора и консультативного органа Совета Национального театра. Консультативный совет состоит от 11 до 13 членов, которые назначаются и освобождаются от должности директором. Текущие члены совета: JUDr. Павел Смутный, проф. Д-р Дадя Альтенбург Пешта Коль, инж. Петр Дворжак, инж. Иржи Мачешка, JUDr. Vlasta Formánková, Ing. Богдан Войнар, проф. Инж. Иржи Драгош, доктор наук, доктор наук, Павел Когоут, инж. Олдржих Чернох CSc. и Ing. Петр Палечка.

В 2019 году Национальный театр и Государственная опера в Праге стали местом протестов и срывов со стороны артистов и сотрудников, включая открытое письмо с жалобами на `` непрозрачное '' назначение Пера Бойе Хансена художественным руководителем.

Премия Komerční banka
4 мая 2005 года Komerční banka подписал договор с Национальным театром в Праге, чтобы ежегодно отмечать самые выдающиеся номера, исполняемые в Чешском национальном театре в трех категориях - балет, драма и опера. Лауреаты премии KOBANADI (KOBANADI = KOmerční BAnka + NArodní DIvadlo) получают статуэтку, созданную академиком Ярославом Роной, в размере 100 000 чешских крон (примерно 4000 евро по состоянию на март 2011 г.). Первая церемония вручения состоялась 26 октября 2006 года на сцене Национального театра.