Староновая синагога (Прага), Чехия

Староновая синагога (Прага)

 

Описание Староновой синагоги

Староновая синагога или Старая новая синагога (чешский: Staronová synagoga, немецкий: Altneu-Synagoge), расположенная в Йозефове, Прага. Она является старейшей действующей синагогой в Европе. Это также старейшая сохранившаяся средневековая синагога двухнефного дизайна. Завершенный в 1270 году в готическом стиле, она была одним из первых готических зданий в Праге. Еще более старая пражская синагога, известная как Старая синагога, была снесена в 1867 году и заменена испанской синагогой.

 

Первоначально синагога называлась Новой или Великой синагогой, а позже, когда в 16 веке были построены новые синагоги, она стала известна как Старо-новая синагога. Другое объяснение дает название от иврита עַל תְּנַאי (al tnay), что означает «по условию» и звучит идентично идишу «alt-nay» или старому новому. Согласно легенде, ангелы принесли камни из Храма в Иерусалиме, чтобы построить синагогу в Праге - «при условии», что они должны быть возвращены, когда придет Мессия, т. е. когда храм в Иерусалиме будет восстановлен и понадобяться камни.

 

История

Двухнефное ядро ​​самой синагоги было построено во второй половине XIII века (стилистический анализ каменной кладки в интерьере здания датирует его самым концом XIII века) в стиле ранней цистерцианской готики. , после освобождения от прав во время правления Пршемысла Отакара II. Позже были добавлены вестибюль с юга и женская галерея с западной стороны синагоги, а также меньший вестибюль как специальный вход в женский неф и как последняя северная женская галерея.

В 1358 году Карл IV. синагоге было вручено знамя. Во время пасхальных бурь 1389 года Старая синагога стала свидетелем резни около 3000 евреев, которые пытались войти в синагогу, но многие из них погибли в ее окрестностях. Стены синагоги должны были нести следы крови жертв до 1618 года, когда синагога была отремонтирована, о чем напоминают надписи на иврите на северной и южной стенах главного зала синагоги. В 1716 году Карл VI восстановил синагогу. В 1883 году архитектор Йозеф Мокер отреставрировал синагогу в строгом стиле, в том числе заменили фермы и заменили копиями готический фронтон, выходящий на Парижскую улицу, вместе с рядом других архитектурных элементов. Несоответствующие модификации были частично удалены в ходе ремонта 1922–24 гг. Между 1966 и 1967 годами в Старой синагоге была проведена монументальная реконструкция, в ходе которой, среди прочего, были восстановлены надписи на иврите в интерьере.

Во второй половине 1998 года в Старой синагоге была проведена дальнейшая реконструкция, за которую дизайнер был удостоен премии мэра Яна Касла. Однако при реконструкции были допущены ошибки, например, археологи поначалу не присутствовали при раскопках. В 2006 и 2007 годах были проведены дополнительные работы, так как система вентиляции, установленная во время реконструкции, не имела достаточных размеров. Из-за ошибки дизайнера в интерьере была повреждена оригинальная готическая каменная скамья.

Программа сохранения архитектурного наследия
В рамках Программы сохранения архитектурного наследия на ремонт памятника в 1995-2014 годах было потрачено 2 700 000 чешских крон.

 

Описание здания

Прямоугольное готическое двухнефное зальное здание с тремя пролётами крестово-реберного готического свода. Однако необычно то, что в каждом поле свода дополнительно добавлено пятое ребро, растущее, как и другие передние ребра, из круглых контрфорсов с чашеобразными капителями. Контрфорсы затем вырастают из профилированного карниза, который поддерживается консолями. Соответствующие ребра свода затем переходят в пару восьмиугольных колонн, разделяющих нефы с помощью чашеобразных капителей. Интерьер освещают двенадцать узких готических арочных окон и пара небольших розеток в передней стене. В пространстве между колоннами расположена бима с богато кованой готической решеткой с мотивами ослиных спин, а во главе зала - арон ха-кодеш с читальным столом. Украшение архитектурных элементов и шкатулки Торы составлено из растительных мотивов, особенно мотивов виноградной лозы. Арон ха-кодеш украшен двумя колоннами эпохи Возрождения 16 века.

В синагогу можно попасть через богато профилированный сломанный портал в стиле ранней готики с рельефом из виноградных листьев на барабанной перепонке. Двенадцать ветвей виноградной лозы символизируют двенадцать колен Израилевых. Снаружи здания обращают на себя внимание ряд опорных столбов и, прежде всего, пара готических кирпичных фронтонов, по-видимому, конца XIV века, из которых восточный был заменен копией в 1883 году. Позже к синагоге с запада и севера была пристроена еще одна невысокая пристройка, которая служила пространством для женщин, заменив таким образом женскую галерею, традиционно использовавшуюся в синагогах. Присутствующие женщины могли наблюдать за службой оттуда только через узкие щелевидные окна, выходящие в главный зал.

Первоначальные части Старой синагоги (главный зал), по-видимому, были построены строительной компанией, которая также принимала участие в строительстве ряда цистерцианских монастырей (Злата Коруна, Вышши Брод, Осек) и, таким образом, как это ни парадоксально, относятся к лучшим примеры ранней цистерцианской готики в Богемии.

Хотя двухнефная планировка синагог была довольно распространена в Средние века, до наших дней сохранились лишь некоторые из них. Например, позднеготическая Старая синагога в Кракове также имеет два нефа.

 

Надписи на иврите в интерьере
Помимо скульптур, интерьер также украшают готические надписи на иврите по периметру стен:

На восточной стене, справа от скинии: ש֞״֞ל֞ת֞ – Шивити Хашем ленегди тамид (Господа держу перед глазами).
На восточной стене, слева от скинии: ד֞ל֞מ֞א֞ע֞ – De'u lifnej mi atem omdim (Знай, перед кем ты стоишь).
На западной стене справа: ג֞ה֞א֞ י֞מ֞ה֞ Гадоль ха-он «Аминь» йотер мин ха-мевареч. (Больше тот, кто отвечает «Аминь», чем тот, кто благословляет.
На западной стене слева: ס֞מ֞ו֞ט֞ – Сур ме-ра ва-асе тов (Уходи от зла ​​и делай добро)
На западной стене слева: א֞ט֞ל֞יס֞ – Ах тов ле-Джисраэль села (Как добр [Бог] к Израилю).
На южной стене: לפרט ד֞ א֯ח֯ד֯ ו֯ש֯מ֯ו֯ א֯ח֯ד֯‎ — Ха-Шем эхад у-шмо эхад (Господь един, и имя Его едино). упрощенная форма, т.е. без проставления порядка тысяч.
На северной стене: נתלבן לפרט כי בחר ד֞ בציון אוה ל֯מ֯ו֯ש֯ב֯‎ - Нитлабен лифрат: Ки бахар ха-Шем бе-Цион ивах ле-мошав (Ибо беленый года просил для него З асион: Ибо избрал Господь для него З асион. ) Вступительные слова указывают на то, что в надписи указана дата росписи синагоги в упрощенном виде, т.е. без указания порядка тысяч.
Перед порталом: את הﭏהים ירא ואת מצותיו שמור כי זה כל האדם׃‎ – et ha-elohim jera ve-et mitzvotav shemor ki ze kol ha-adam (Бойтесь, это касается каждого человека)

Надписи на северной и южной стенах одновременно указывают на 378 год. На северной стене это сумма числовых значений букв последнего слова, на южной стене сумма букв последних трех слов . Эта дата соответствует 1617–1618 гг. по григорианскому календарю, когда была расписана синагога и удалены оригинальные настенные росписи и кровавые следы резни 1389 года.

 

Слухи и особенности

Со Старой синагогой также связано множество легенд. Одна из них гласит, что Махарал хранил Голема здесь, на чердаке, после того, как вывел его из строя, удалив изо рта секретную каббалистическую формулу. Махарал должен был усыпить голема только после начала Шаббата, когда тот был вынужден прервать службу (после пения 92-го и 93-го Псалмов, приветствующих Шаббат), нарушив таким образом запрет на работу. Вернувшись в синагогу, он снова начал петь оба псалма, как ни в чем не бывало. Этот литургический обычай сохранился в Старой синагоге и по сей день.

Другие говорят о синагоге как о укрытии от непогоды. Например. в 1689 году, когда в Старом городе случился пожар, многие постройки сгорели дотла, но Старая синагога уцелела (она не несет деревянных элементов).

По легенде никому не разрешается сидеть на месте главного раввина в синагоге, иначе он умрет в течение года. Якобы это тоже предстоит сделать в память о Махарале. Однако все сиденья в сегодняшней синагоге относятся к XIX веку.

Легенды также утверждают, что камни для фундамента синагоги были вынесены ангелами из храма Соломона в Иерусалиме. Они были помещены сюда с условием ( иврит : על פנאי al tenaj ), что, когда придет Мессия и Храм будет восстановлен, камни будут перемещены на свое место. После этого события синагога была названа Аль-Тенадж, от которой должна была возникнуть более поздняя Алтнеу (старая).

 

Имя

Помимо приведенного выше объяснения, существуют также различные легенды о происхождении названия «старонова». Предполагается, что это обозначение происходит от еврейского עַל תְּנַאי (al tenaj), что означает «при условии, что». Отсюда и возникло немецкое «Altneu» — «старомодный». Говорят, что ангелы принесли камни из Иерусалимского храма во время строительства Старой синагоги, но «при условии, что» после пришествия Мессии и восстановления храма они будут возвращены.

Согласно другому толкованию, при перекапывании земли во время строительства синагоги были обнаружены остатки более старой синагоги. Затем на фундаменте «старой» была построена «новая» синагога.

Выдающиеся раввины
Помимо Махарала, раввинами в синагога. Дэвид Питер в настоящее время является раввином синагоги.